Авторы: Федорова Гузель Ильшатовна, Арсланова Римма Фаритовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 173
Населённый пункт: Республика Башкортостан город Уфа
Наименование материала: конспект ООД
Тема: "Математическое развитие в подготовительной группе"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
организованно-образовательной деятельности по математическому
развитию в подготовительной группе
Цель:
воспитывать любовь к математике; чувство товарищества, желание прийти на помощь; продолжать
учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в
пределах 10.
Закрепить:
счет в пределах 10 в прямом и обратном порядке, развивать слуховое внимание и координацию
движений; логическое мышление детей; совершенствовать знания о геометрических фигурах и
ориентировку на плоскости; умение быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной
плоскости
Предварительная работа:
Дидактические игры: «Живая неделя», «Ручеек», «Что, где?».
Материалы:
2 письма (и посылка) Царицы Математики, геометрические фигуры разных цветов и размеров; лист
ватмана; клеящие карандаши; счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических
задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные золотые медали «Юному математику»,
шоколадные конфеты.
ХОД ООД
- Ребята, у нас сегодня необычное математическое занятие. Пройдите, пожалуйста, на ковер.
Психогимнастика
Здравствуй, небо голубое!
поднять руки вверх
Здравствуй, солнце золотое.
круг руками
Здравствуй, легкий ветерок.
поднять руки покачать
Здравствуй, маленький цветок.
сделать круг ладошками в виде чашечки
Здравствуй, утро, здравствуй день
Нам здороваться не лень.
Ребята, когда я сегодня утром пришла к нам в группу, то нашла у себя на столе вот такой вот конверт.
Давайте же скорее откроем и посмотрим, что там.:
Рассматривает конверт и удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица
Математика. Вот, послушайте, что она пишет». Читает письмо.
Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
1. Письмо Царицы Математики: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика.
Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник
и хулиган. Он сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе,
совершенно не знает цифр. Этот двоечник испортил узоры из счетных палочек, решил задачи с
ошибками!
Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны страшно
напуганы, и некому нам помочь. Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные
и не боитесь трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.
Ваш друг Царица Математика».
«Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в ее математическом царстве-
государстве?»
Дети: «Да, да, поможем!»
Воспитатель: «Но попасть в это царство совсем не просто, для этого нужно для начала до нее добраться
а на чем мы до нее доберемся, мы узнаем когда выполним 1 задание.
Тогда садитесь красиво за столы, ножки ставим вместе, спинка прямая. А чтобы узнать, на чем мы
отправимся с вами в путешествие нам необходимо выполнить первое задание «Математический
диктант».
1 клетка вправо 3 клетки наискосок вниз влево
2 клетки вниз 6 клеток влево
3 клетки вправо 3 клетки наискосок вверх влево
2 клетки вниз 2 клетки вправо
2 клетки вправо 2 клетки вверх
2 клетки вниз 2 клетки вправо
2 клетки вправо 4 клетки вверх
Воспитатель. Что у вас получилось?
Дети. Корабль.
Дети садятся на ковер и под шум моря отправляются в страну «Математика». Вот мы с вами и
очутились в этой волшебной стране. Но чтобы в нее попасть нам нужно очень быстро, и главное
правильно ответить на ряд вопросов
2. Отвечай не зевай.
Интеграция области :познавательное развитие (П.Р)
Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух,
считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
Ход: Дети выстраиваются в колонну или круг и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько ушей у двух кошек? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух собак? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
11. Сколько месяцев в году? (12).
12. Ночью темно, а днем (светло)
13. Какой сегодня день недели?
14. Сколько рабочих дней в неделе? (5)
15.Сколько у человека всего пальцев? (20)
16. Первый месяц весны? (март)
17. Сколько дней в году? (365)
18. С какого месяца начинается календарный год? (январь).
19. Каким месяцем заканчивается год? (декабрь)
20. Назови соседей числа 17 (16, 18)
21. Какой день наступит после среды? (четверг)
22. Увеличь число 8 на 2 (10)
23.Уменьши число 10 на 3 (7)
24. Назови соседей числа 19 (18, 20)
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием и теперь мы с вами в
математической стране. Карточки с составом числа 10.
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы правильно справились с заданием.. Ожила математическая страна,
но впереди у нас еще много дел!
Игровое задание со счетными палочками.
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать
из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.
Материалы: счетные палочки.
Ход: воспитатель дает детям задание:
1. Постройте фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны (треугольник).
2. Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат).
3. Постройте фигуру, у которой 2 стороны длинные и 2 стороны короткие (прямоугольник).
4. Постройте фигуру, у которой 2 острых угла и 2 тупых (ромб).
5. Постройте фигуру, у которой 5 углов и 5 сторон (пятиугольник).
6. Постройте фигуру из трех палочек. Что получилось? (треугольник).
7. Приставьте к нему 2 палочки, чтобы получились 2 треугольника. Какая фигура получилась? (ромб).
8. И еще 2 палочки. Что получилось? (трапеция).
9. И еще 2 палочки. Что получилось? (2 ромба или трапеция и треугольник).
10. И еще две палочки. Что получилось? (трапеция, ромб или 2 ромба и треугольник или 5
треугольников).
11. И еще одну палочку. Какая фигура у нас получилась? (многоугольник).
12. Из каких фигур она состоит? (из треугольников, ромбов, трапеций: 2 трапеций или 3 ромбов или 6
треугольников).
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас
самый ловкий и внимательный».
Игра «Что, где?»
Цель: закреплять умение детей ориентироваться в пространстве, различать правую и левую стороны,
употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между); развивать ловкость,
быстроту реакции.
Составление и решение арифметических задач
Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и
вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак
(«плюс» или «минус).
Материал: демонстрационный счетный материал на ковролине.
Ход: воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему: «Составьте задачу про
кораблики» (рыбок, яблоки, грибы, морковки и т.д.).
6+3 – в море плавало 6 корабликов, к ним приплыло еще 3. Сколько стало корабликов?
4+5 (рыбки) – в аквариуме плавало 4 рыбки, купили еще 5 рыбок. Сколько стало рыбок?
10-6 (яблоки) – в вазе было 10 яблок, 6 яблок съели. Сколько яблок осталось?
2+8 (грибы) – на полянке было 2 грибочка, после дождя выросло еще 8.Сколько стало грибов?
10-5 (морковки) – на грядке росло 10 морковок, 5 морковок вытащили. Сколько морковок осталось?
Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус»
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! А теперь, чтобы нам
вернуться из волшебной страны нам нужно выполнить последнее задание
Прохождение пароля на выход из волшебной страны.
Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1), читать
по слогам.
Материал: буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10), а с другой –
буквы.
Ход: карточки лежат на столе в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по
одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1), после чего воспитатель
просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают «пароль» (на
обратной стороне написано слово «Математика»).
По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают «пароль» и «возвращаются» домой. Воспитатель:
«Ну вот мы и дома, в детском сад… Все математические приключения позади. Ребята, а теперь скажите,
вам было очень трудно?»
Дети: «Совсем нетрудно, а даже интересно!»
Вот еще одно письмо от царицы математики. Вот что она пишет:
«Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми
заданиями. Вы не просто спасли математическую страну, вы создали прекрасный город из
геометрических фигур, он стал лучше прежнего. В моем математическом царстве царит
абсолютная точность и порядок.
Вам, мои юные математики, в благодарность от всех жителей моей страны и от меня лично,
вручается сладкий приз.
Воспитатель: «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь
математической стране и ее жителям. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много интересного».
Звучит фонограмма песни «Чему учат в школе».