Напоминание

Паспорт экологической тропы группа "Кораблик"


Автор: Новосельцева Наталья Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Большетарховская ОСШ"
Населённый пункт: село Большетархово, Тюменская область, Нижневартовский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Паспорт экологической тропы группа "Кораблик"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Паспорт Экологической тропы

группы «Кораблик»

Я сорвал цветок – и он увял.

Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

можно только сердцем. П.Гвездослав

Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на

духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с

природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать

открытия и удивляться им.

Природа Югры - сурова и прекрасна, в ней есть своя неповторимая красота и

прелесть. Однако наши дети из-за суровой зимы ограничены в общении с объектами

природы.

Создание экологической тропы на территории группы «Кораблик» поможет детям

накопить личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего

окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со

своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

Цель: развитие экологического сознания ребенка-дошкольника.

1

Задачи:

Развивать познавательную активность в процессе наблюдений за объектами и

явлениями природы.

Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных

пониманию ребенка-дошкольника.

Формировать навыки природоохранной деятельности, экологически грамотного и

безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое

отношение к миру природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы.

Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе группы:

Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и

оздоровления детей на свежем воздухе.

Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств

каждого ребенка.

Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с

окружающим миром.

Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и

бережного отношения к природе.

Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в

рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии,

исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Этапы создания экологической тропы (по предложению Рыжовой Н. А.):

1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

2. Составление карты-схемы тропы.

3. Выбор вместе с детьми хозяина тропы.

4. Описание всех объектов, составление паспорта экологической тропы.

5. Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.

2

Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось

рядом выдающихся педагогов прошлого.

Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования.

Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они

помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в

том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе,

постигая неразрывное единство природой среды и человека.

На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.

Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и

этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно

создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее

условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей,

воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют

свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей

среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда,

прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и

своих товарищей.

Прохождение маршрута:

1.

Муравейник.

2.

Огород.

3.

Птичья столовая.

4.

Берёзы. Пень.

5.

Уголок леса.

6.

Полянка с насекомыми.

3

7.

Ель и пихта – подружки.

8.

Цветник.

9.

Зона отдыха.

10. Здание группы.

Правила поведения на экологической тропе

1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума. Шум не помощник

в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

3. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

4. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6. С тропы можно «выносить» знания, впечатления и хорошее настроение!

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе

1.

Экологические беседы;

2.

Наблюдения;

3.

Элементарные опыты;

4.

Экскурсии;

5.

Целевые прогулки;

6.

Экологические викторины, загадки;

7.

Решение экологических ситуативных задач;

8.

Чтение художественной литературы;

9.

Трудовой десант; труд в природе;

10. Коллекционирование;

11. Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, игры-

путешествия, подвижные);

Краткое описание границ маршрута:

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение по

часовой стрелке от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на схеме

тропы.

Таким образом, экологическая тропа состоит из объектов. Путешествуя от одной точки к

другой, дети выполняют задание педагога.

4

5

Схема – маршрут Экологической тропы группы «Кораблик».

6

10.

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Описание объектов наблюдения.

Наименовани

е

Значение

1

Муравейник

Дать детям элементарные представления о полезной

деятельности. Воспитывать доброжелательное отношение

к живым существам.

2

Огород

Знакомство с условиями выращивания овощей, с

правилами ухода – полив, прополка, рыхление.

3

Птичья столовая

Наблюдение за разнообразием птичьего мира, знакомство

с условиями их жизни, повадками.

4

Большие березы

Пень

Наблюдение за березами разного возраста и разной

толщины. Позволяет сформировать представление, что

пень - это место обитания различных насекомых и

растений.

5

Уголок леса

Знакомство с экосистемой «Лес», взаимосвязями растений

с окружающей средой - солнце - свет, вода, тепло, почва,

животные и птицы.

Развивать у детей элементы экологического сознания.

6

Полянка с

насекомыми

Создание условий для наблюдения за особенностями

растений полянки.

Знакомство

с миром насекомых, с его

многообразием, а также с ролью насекомых в жизни

растений, людей, животных.

7

Ель и пихта

Создание условий для проведения сравнительных

наблюдений за ростом, и развитием хвойных деревьев.

8

Цветник

Знакомство с цветами, которые растут в цветнике и на

клумбах нашего участка.

9

Зона отдыха

Условия для игр, бесед, творчества.

10

Здание группы

2018 год.

7



В раздел образования