Автор: Новосельцева Наталья Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Большетарховская ОСШ"
Населённый пункт: село Большетархово, Тюменская область, Нижневартовский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Паспорт экологической тропы группа "Кораблик"
Раздел: дошкольное образование
Паспорт Экологической тропы
группы «Кораблик»
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
можно только сердцем. П.Гвездослав
Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на
духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с
природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать
открытия и удивляться им.
Природа Югры - сурова и прекрасна, в ней есть своя неповторимая красота и
прелесть. Однако наши дети из-за суровой зимы ограничены в общении с объектами
природы.
Создание экологической тропы на территории группы «Кораблик» поможет детям
накопить личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего
окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со
своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.
Цель: развитие экологического сознания ребенка-дошкольника.
1
Задачи:
Развивать познавательную активность в процессе наблюдений за объектами и
явлениями природы.
Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных
пониманию ребенка-дошкольника.
Формировать навыки природоохранной деятельности, экологически грамотного и
безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое
отношение к миру природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы.
Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.
Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропе группы:
Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и
оздоровления детей на свежем воздухе.
Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств
каждого ребенка.
Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с
окружающим миром.
Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и
бережного отношения к природе.
Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в
рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии,
исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.
Этапы создания экологической тропы (по предложению Рыжовой Н. А.):
1. Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление карты-схемы тропы.
3. Выбор вместе с детьми хозяина тропы.
4. Описание всех объектов, составление паспорта экологической тропы.
5. Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
6. Составление рекомендаций по использованию объектов тропы для работы с детьми.
2
Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось
рядом выдающихся педагогов прошлого.
Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования.
Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они
помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в
том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе,
постигая неразрывное единство природой среды и человека.
На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.
Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и
этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно
создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее
условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.
Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей,
воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют
свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей
среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда,
прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и
своих товарищей.
Прохождение маршрута:
1.
Муравейник.
2.
Огород.
3.
Птичья столовая.
4.
Берёзы. Пень.
5.
Уголок леса.
6.
Полянка с насекомыми.
3
7.
Ель и пихта – подружки.
8.
Цветник.
9.
Зона отдыха.
10. Здание группы.
Правила поведения на экологической тропе
1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!
2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума. Шум не помощник
в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.
3. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
4. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.
6. С тропы можно «выносить» знания, впечатления и хорошее настроение!
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе
1.
Экологические беседы;
2.
Наблюдения;
3.
Элементарные опыты;
4.
Экскурсии;
5.
Целевые прогулки;
6.
Экологические викторины, загадки;
7.
Решение экологических ситуативных задач;
8.
Чтение художественной литературы;
9.
Трудовой десант; труд в природе;
10. Коллекционирование;
11. Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, игры-
путешествия, подвижные);
Краткое описание границ маршрута:
Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение по
часовой стрелке от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на схеме
тропы.
Таким образом, экологическая тропа состоит из объектов. Путешествуя от одной точки к
другой, дети выполняют задание педагога.
4
5
Схема – маршрут Экологической тропы группы «Кораблик».
6
10.
9
8
7
6
5
4
3
2
1
Описание объектов наблюдения.
Наименовани
е
Значение
1
Муравейник
Дать детям элементарные представления о полезной
деятельности. Воспитывать доброжелательное отношение
к живым существам.
2
Огород
Знакомство с условиями выращивания овощей, с
правилами ухода – полив, прополка, рыхление.
3
Птичья столовая
Наблюдение за разнообразием птичьего мира, знакомство
с условиями их жизни, повадками.
4
Большие березы
Пень
Наблюдение за березами разного возраста и разной
толщины. Позволяет сформировать представление, что
пень - это место обитания различных насекомых и
растений.
5
Уголок леса
Знакомство с экосистемой «Лес», взаимосвязями растений
с окружающей средой - солнце - свет, вода, тепло, почва,
животные и птицы.
Развивать у детей элементы экологического сознания.
6
Полянка с
насекомыми
Создание условий для наблюдения за особенностями
растений полянки.
Знакомство
с миром насекомых, с его
многообразием, а также с ролью насекомых в жизни
растений, людей, животных.
7
Ель и пихта
Создание условий для проведения сравнительных
наблюдений за ростом, и развитием хвойных деревьев.
8
Цветник
Знакомство с цветами, которые растут в цветнике и на
клумбах нашего участка.
9
Зона отдыха
Условия для игр, бесед, творчества.
10
Здание группы
2018 год.
7