Автор: Маврина Лариса Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Чердаклинский детский сад № 5 "Рябинка"
Населённый пункт: р.п. Чердаклы Ульяновская область
Наименование материала: Викторина для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Знатоки природы»
Раздел: дошкольное образование
Приоритетная образовательная область: познание.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, музыка,
физическая культура.
Цель: Систематизировать знания детей о природе.
Задачи:
1.Закрепить знания детей о диких животных, перелетных и зимующих птицах,
насекомых, растениях, о домашних животных.
2.Продолжать
совершенствовать
речь
как
средство
общения
и
обогащать
природоведческий словарь.
3.Продолжать формировать умение работать в команде, оказывать друг другу
помощь.
4.
Развивать
сообразительность,
внимание,
слуховое
восприятие,
умение
самостоятельно
решать
поставленную
задачу
в
ходе
словесных
и
дидактических игр на экологическую тематику.
5. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Оборудование: эмблемы для команд, 2 набора картинок «Птицы», картинки к
игре «Чей хвост?» ,иллюстрации знаков «что нельзя делать в лесу», протокол
для фиксации результатов конкурсов.
Предварительная работа:
–Рассматривание иллюстраций.
–Чтение книг о животных, насекомых, птицах, растениях. (Виталий Бианки
«Лесные домишки», Скребицкий «Лесной голосок», В. Пришвин «Лисичкин
хлеб», Д. Мамин – Сибиряк «Медведко», А.П.Чехов «Белолобый», Николай
Сладков «Лесные сказки»)
–Загадывание загадок о животных, насекомых, птицах, растениях.
–Игры дидактические «Цепи питания в природе», настольно – печатные «Кто
как растёт», словесные «Четвёртый лишний», «Вопрос ответ».
–Продуктивная деятельность аппликация «Кто в лесу живёт», лепка «ежи»,
рисование «Красивые цветы»
Ход.
( Дети стоят в кругу)
Воспитатель: Доброе утро дорогие ребята и гости! Я рада приветствовать вас
на Викторине! Сегодня состоится Викторина между командами «Белки» и «
Медвежата». Ребята сегодня вы продемонстрируете свои знания о природе и
докажите, что вы являетесь настоящими друзьями природы. А кто в какой
команде будет мы сейчас узнаем с помощью игры «чудесный мешочек». За
каждый правильный ответ вы будете получать баллы.
Ребята нам нужно
справедливое
жюри.
Я
хочу
пригласить
в
жюри
Эльмиру
Амировну
заведующего нашего детского сада и старшего воспитателя Ольгу Генадьевну.
Приветствие команд:
Белки
Мы команда белок
Сильных и умелых,
Ловко прыгаем в лесу,
Сохраняя красоту.
Медвежата
Мы ребята медвежата
Живём в густом лесу,
Мы всё видим и всё знаем,
И природу охраняем.
(Дети сидят на стульчиках друг напротив друга)
Воспитатель: Для разминки я предлагаю командам принять участие в игре:
1 «Доскажи словечко»
1) Она весну встречает – 2)Как это скучно-
Серёжки надевает. Без движенья
Накинута на спинку В воду глядеть
Зелёная косынка. На своё отраженье.
А платьице – в полоску. Свесила ветки с обрыва
Ты узнаёшь … (берёзку) Очень грустная…(ива)
3)На ветке не птичка – 4)Стройный, быстрый,
Зверёк-невеличка, Рога ветвисты,
Мех тёплый, как грелка. Пасётся весь день,
Кто же это? … (белка) Кто же это? (олень)
5)Я в любую непогоду 6)В лесу под щебет и под свист
Уважаю очень воду Стучит лесной телеграфист:
Я от грязи берегусь- «Здорово дрозд, приятель!»
Чистоплотный серый (гусь) И ставит подпись (дятел)
7)На ромашку у ворот 8)«Спинка в веснушках.
Опустился вертолет — Ах, как неловко!»
Золотистые глаза. И покраснела … (божья коровка)
Кто же это?... (стрекоза)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Обе команды справились и жюри оценивает
выполнение задания.
Воспитатель: Я вижу, настроение у всех замечательное, можно приступать к
выполнению следующего задания.
2 Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»
Воспитатель:
Командам
предлагается
одинаковые
набор
картинок
с
изображением
различных
птиц
(воробей,
голубь,
ворона,
кукушка,
синица,
снегирь, ласточка, соловей, скворец, сорока, трясогузка, чайка). Одна команда
должна выбрать только перелётных, а другая только зимующих и команды
проверяют друг у друга правильность выполнения задания.
Песня «Воробей»---музыкальная пауза
3 Конкурс «Блиц опрос»
Воспитатель: Вопросы задаются по очереди обеим командам, если одна из
команд не отвечает на вопрос - ход переходит к другой команде.
Б:— Кто зимой дольше спит? (Еж).
М:— Как называется дом муравьев? (Муравейник.)
Б:— Сколько ног у жука? (Шесть.)
М:— Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка).
Б:— Кто носит свой дом на спине? (Улитка).
М:— Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.).
Б:— Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью).
М:— На каком дереве растут желуди? (На дубе).
Б:— Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомы
ми).
М:
—
У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы).
Б:— Какая птица лечит деревья? (Дятел).
М:— Сколько ног у паука? (Восемь).
Б:— У какой птицы красная грудка? (У снегиря).
М:— Кто в лесу плетет паутину? (Паук).
Б:— Чем питается бабочка?
(Нектаром.)
М:— Как называют зеленый покров Земли? (Трава).
Б:— Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежник, мать и мачеха).
М:— Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест).
Б: - У какого животного есть иголки?(ёжик)
М:- В какое время года на деревьях распускаются листья?(весна)
Б:- Как заяц готовится к зиме?( меняет шубу)
М:- Как называется дом для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
Б:- Какое самое высокое животное на земле (жираф)
М:- Какое дикое животное похоже на собаку (волк)
Воспитатель: Жюри подводит итоги
4 Конкурс «Правила поведения в природе» ( по знакам чего нельзя делать в
лесу)
(каждому участнику даётся картинка с иллюстрациями)
Музыкальная пауза Хороводная игра «Ворон»
5 Конкурс Словесная игра «Четвёртый лишний»
- А сейчас игра на внимание, определите кто лишний:
Волк, лиса, медведь, кролик – лишний кролик это домашнее животное, а
другие дикие.
Берёза, сосна, дуб, липа – лишнее сосна это хвойное дерево, а другие
лиственные .
Воробей, синица, дятел, скворец – лишний скворец это перелётная птица,
а воробей, синица, дятел зимующие птицы.
Клубника, малина, смородина, слива – лишняя слива это фрукт, а
клубника, смородина, малина это ягоды.
Бабочка, комар, стрекоза, паук – лишний паук он не летает и у него 8 ног.
Нарцисс, роза, тюльпан, одуванчик – лишний одуванчик это луговое
растение, а нарцисс, роза, тюльпан садовые цветы.
Воспитатель: Просим членов жюри подвести итог конкурса.
6 Конкурс «Чей хвост?»
(дети
должны
на
картинках
соединить
линией
подходящие
хвосты
к
животным)
Воспитатель: Оценка жюри.
7 Конкурс « Назови всех диких животных»
«Назови всех домашних животных» (командам
предлагаются иллюстрации с изображениями животных)
Воспитатель: Итог конкурса
Воспитатель: Дорогие ребята, я хочу поблагодарить вас за отличную игру, в
которой вы показали хорошие знания о природе. А сейчас наше жюри объявит
итоги нашей игры.(награждение грамотами) Викторина закончена и мы всем
желаем: Любите родную природу - озёра, леса и поля. Это наша с вами
родная земля!
Протокол Викторины "Знатоки природы"
Название конкурса
Белочки
Медвежата
1.«Доскажи словечко»
Оценивается в 1 балл
2.
«Перелетные и зимующие
птицы»
Оценивается в 1 балл
3. «Блиц опрос»
Оценивается в 1 балл
4. «Правила поведения в природе»
Оценивается в 1 балл
5. «Четвёртый лишний»
Оценивается в 2 балла
6.
«Чей хвост»
Оценивается в 1 балл
7. «Назови всех диких животных»,
«Назови всех домашних
животных»
Оценивается в 1 балл
Итог игры