Напоминание

О чем говорит детский рисунок?


Автор: Малкова Александра Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ № 88
Населённый пункт: город Братск
Наименование материала: Статья.
Тема: О чем говорит детский рисунок?
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 88»

Муниципальное образование г. Братск

Статья.

О ЧЕМ ГОВОРИТ ДЕТСКИЙ РИСУНОК?

Подготовила воспитатель:

Малкова Александра Леонидовна

Братск 2018 г.

Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что

творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в

самой доверительной беседе.

Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут –

картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто

в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица.

Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел

его? Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Он устал? А может быть,

болен?

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет – это

только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть,

экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел.

Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек – мама,

папа, сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»:

существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с

ножками.

Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже

состоит из двух овалов с ручками и ножками – палочками. Появляется

интерес к различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К

семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали

человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в

схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Это

указывает на гармоничное развитие ребенка.

СТРУКТУРА РИСУНКА

Предложите ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были

заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и

достаточно бумаги – обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет.

Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе

рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с

вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.

Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим

впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, для

описания рисунка используйте понятия: «светлый» – «темный», «яркий» –

«тусклый», «спокойный» – «тревожный», «агрессивный» –

«доброжелательный», «богатый» – «бедный» и так далее. Например,

грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях

листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с

угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

Если самим вам сложновато, то можно найти таких же заинтересованных

родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться

друг с другом ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов».

Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к тому, как

сейчас чувствует себя ребенок.

Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о

психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать

поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок

просто обижен.

Совпадает ли количество членов семьи на бумаге реальному? Первым и

самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании

ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому

испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке

располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в

профиль или спиной также свидетельствует о негативе, отмечает журнал

«Мама и малыш».

Не забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К

примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и

бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в

командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она «спит в

другой комнате». Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры

не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в

состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным

положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а

лучше – игр в компании таких же малышей.

ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ

Члены семьи объединены каким-то общим делом – знак хорошей

«погоды в доме».

Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей

изолированности в семье. Родные отделены друг от друга перегородками –

возможный признак проблемах в общении.

Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя –

он «занимает много места в их жизни».

На рисунке нет самого маленького художника – «мне нет места» в

отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос:

«Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Но бывает, что даже прямое

указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не

осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным

поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.

МАНЕРА ПИСЬМА

Частые самоисправления – первый признак повышенной тревожности.

Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов – малыш как бы

опасается провести решительную линию – также признак опаски.

Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками –

возможно, малыш чего-то боится.

Многочисленные украшения, множество деталей в костюме – желание

быть замеченным, тяга к внешним эффектам.

Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность

рисунка – ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально

чувствителен, психологически неустойчив.

Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный – его

автор импульсивен. Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубые

нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе – признак

энергии, бьющей через край, даже агрессии.

Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю –

малыш не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных слишком строг с

ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным

возможностям.

Символы агрессии – большие акцентированные кулаки, оружие,

устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует

разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.

ПАЛИТРА – ЗЕРКАЛО ДУШИ

Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра

открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит

о негативных эмоциях в данный момент.

Темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах,

потребность в покое, самоанализ;

зеленый – уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к

безопасности;

красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;

желтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм;

фиолетовый – фантазия, интуиция;

коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто –

отрицательные эмоции;

черный – подавленность, протест, настоятельная потребность в

изменениях;

серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того,

что тревожит.

Список используемой литературы:

1. Венгер, Л.А. 1988. Психология [текст] // Учеб. пособие . / Л.А. Венгер,

В.С.Мухина. Москва. 325 с.

2. Соколова Е.В., Гуляева К.Ю. 2003. Психология .

3. Аралова М.А. 2007. Психология [текст] // Справочник психолога ДОУ. /

С.Г. Чернецов. Смоленск. 272



В раздел образования