Автор: Малкова Александра Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДСОВ № 88
Населённый пункт: город Братск
Наименование материала: Статья.
Тема: О чем говорит детский рисунок?
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 88»
Муниципальное образование г. Братск
Статья.
О ЧЕМ ГОВОРИТ ДЕТСКИЙ РИСУНОК?
Подготовила воспитатель:
Малкова Александра Леонидовна
Братск 2018 г.
Вглядевшись внимательнее в любой детский рисунок, можно увидеть все, что
творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в
самой доверительной беседе.
Малыш провел над листом бумаги с карандашами в руках несколько минут –
картинка готова. Как много важного для него самого и для родителей скрыто
в этом рисунке! Вот ребенок изобразил себя, но поза неустойчива, и нет лица.
Он вооружен до зубов. Ему требуется защита. Может быть, кто-то обидел
его? Вот малыш в кроватке – прилег отдохнуть. Он устал? А может быть,
болен?
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. До трех лет – это
только черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть,
экспериментирует. К четырем годам у картинок появляется замысел.
Маленького художника «вдохновляет» главным образом человек – мама,
папа, сам малыш. Люди на рисунках чаще всего выглядят как «головоноги»:
существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с
ножками.
Анализировать рисунок можно начинать с 4-5 лет. Человечек на рисунке уже
состоит из двух овалов с ручками и ножками – палочками. Появляется
интерес к различным занятиям, предметам, окружению главного героя. К
семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали
человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в
схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиями. Это
указывает на гармоничное развитие ребенка.
СТРУКТУРА РИСУНКА
Предложите ребенку нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были
заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и
достаточно бумаги – обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет.
Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе
рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с
вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.
Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим
впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Чтобы точнее определить это, для
описания рисунка используйте понятия: «светлый» – «темный», «яркий» –
«тусклый», «спокойный» – «тревожный», «агрессивный» –
«доброжелательный», «богатый» – «бедный» и так далее. Например,
грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях
листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют. Агрессивный – с
угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.
Если самим вам сложновато, то можно найти таких же заинтересованных
родителей и обменяться с ними творениями малышей. А затем поделиться
друг с другом ощущениями от рисунков в качестве «независимых экспертов».
Все слова, которыми можно описать рисунок, имеют отношение к тому, как
сейчас чувствует себя ребенок.
Если негативных оценок слишком много, то это может говорить о
психологическом неблагополучии ребенка. Однако не стоит делать
поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок
просто обижен.
Совпадает ли количество членов семьи на бумаге реальному? Первым и
самым крупным, как правило, изображается наиболее значимый в понимании
ребенка член семьи. Себя дети обычно рисуют рядом с теми, к кому
испытывают наибольшую привязанность. А дальше всех на рисунке
располагается самый несимпатичный малышу родственник. Изображение в
профиль или спиной также свидетельствует о негативе, отмечает журнал
«Мама и малыш».
Не забывайте, однако, что дети живут сиюминутными переживаниями. К
примеру, малыш не рисует отца, который уделяет ему мало внимания и
бывает груб. А его отсутствие на рисунке объясняет тем, что «папа уехал в
командировку». А младшей сестренки на рисунке нет, потому что она «спит в
другой комнате». Ребенок не может примириться с тем, что мама из-за сестры
не уделяет ему столько же внимания, как прежде. Подобные «коррективы» в
состав семьи вносят дети, неудовлетворенные своим эмоциональным
положением. Им требуется больше доброжелательного внимания взрослых, а
лучше – игр в компании таких же малышей.
ВАЖНЫЕ ДЕТАЛИ
Члены семьи объединены каким-то общим делом – знак хорошей
«погоды в доме».
Ребенок нарисовал себя отдельно от остальных - «сигнал» о своей
изолированности в семье. Родные отделены друг от друга перегородками –
возможный признак проблемах в общении.
Младшего по возрасту брата или сестру малыш рисует крупнее себя –
он «занимает много места в их жизни».
На рисунке нет самого маленького художника – «мне нет места» в
отношениях между близкими. Проверить это можно, задав малышу вопрос:
«Может быть, ты забыл кого-то нарисовать?» Но бывает, что даже прямое
указание: «ты забыл изобразить себя» ребенок игнорирует или объясняет: «не
осталось места», «потом дорисую». Такая ситуация является серьезным
поводом задуматься о семейных взаимоотношениях.
МАНЕРА ПИСЬМА
Частые самоисправления – первый признак повышенной тревожности.
Рисунок состоит из отдельных мелких штрихов – малыш как бы
опасается провести решительную линию – также признак опаски.
Преувеличенно большие глаза с густо заштрихованными зрачками –
возможно, малыш чего-то боится.
Многочисленные украшения, множество деталей в костюме – желание
быть замеченным, тяга к внешним эффектам.
Слабый нажим на карандаш, не по возрасту слабая детальность
рисунка – ребенок склонен к быстрому утомлению, эмоционально
чувствителен, психологически неустойчив.
Линии не доводятся до конца, рисунок размашистый, небрежный – его
автор импульсивен. Стоит обратить внимание на сильный нажим и грубые
нарушения симметрии. Иногда рисунок «не помещается» на листе – признак
энергии, бьющей через край, даже агрессии.
Все фигуры изображены очень мелко, композиция смещена к краю –
малыш не верит в свои силы. Возможно, кто-то из родных слишком строг с
ним или требования, предъявляемые ребенку, не соответствуют его реальным
возможностям.
Символы агрессии – большие акцентированные кулаки, оружие,
устрашающая поза, четко прорисованные ногти и зубы. Взрослым следует
разобраться, зачем ребенку понадобилась такая демонстрация своей силы.
ПАЛИТРА – ЗЕРКАЛО ДУШИ
Обычно в рисунке дети используют 5-6 цветов. Более широкая палитра
открывает натуру чувствительную, богатую эмоциями. Более скудная говорит
о негативных эмоциях в данный момент.
Темно-синий – сосредоточенность на внутренних проблемах,
потребность в покое, самоанализ;
зеленый – уравновешенность, независимость, упрямство, стремление к
безопасности;
красный – сила воли, эксцентричность, агрессия, возбудимость;
желтый – положительные эмоции, любознательность, оптимизм;
фиолетовый – фантазия, интуиция;
коричневый – медлительность, физический дискомфорт, часто –
отрицательные эмоции;
черный – подавленность, протест, настоятельная потребность в
изменениях;
серый – безразличие, отстраненность, желание уйти, не замечать того,
что тревожит.
Список используемой литературы:
1. Венгер, Л.А. 1988. Психология [текст] // Учеб. пособие . / Л.А. Венгер,
В.С.Мухина. Москва. 325 с.
2. Соколова Е.В., Гуляева К.Ю. 2003. Психология .
3. Аралова М.А. 2007. Психология [текст] // Справочник психолога ДОУ. /
С.Г. Чернецов. Смоленск. 272