Автор: Новоселова Галина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ДС № 3
Населённый пункт: пгт Даровской Кировской области
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: Художественная литература как средство социально–нравственного поведения детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад общеразвивающего вида № 3
пгт Даровской Кировской области
Консультация для воспитателей
«Художественная литература как средство
социально - нравственного поведения детей дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель
Новоселова Г. Г.
«Чтение – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя»
(В.А. Сухомлинский)
Социально – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема
настоящего времени. Когда материальные ценности преобладают над духовными, мы все
чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу,
по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у
детей
искажены
представления
о
нравственных
качествах:
о
доброте,
милосердии,
справедливости.
На
фоне
позитивных
изменений
в
области
дошкольного
воспитания
прослеживается
явная
тенденция
интеллектуализации
воспитательно-образовательного
процесса часто в ущерб нравственному и духовному развитию личности пока еще ма-
ленького человека, поэтому проблема социально – нравственного воспитания детей в
детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и
значимость.
Ориентиром
для
педагога
при
формировании
индивидуального
нравственного
сознания
ребенка
служит
мораль
(форма
общественного
сознания).
В
ней
находят
отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют
поступки
людей.
Внутренним
механизмом,
побуждающим
людей
к
общественно
одобряемым поступкам, являются совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и
т.д.
Формирование
этих
нравственных
качеств
–
длительный
процесс,
требующий
значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт общения с
окружающими служит источником как положительных, так и отрицательных примеров
поведения, поэтому так важно научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом
и каждого его члена в отдельности, относится к ним так, как он относится к себе и чтобы
другие так же относились к нему. К сожалению не все родители и педагоги дошкольных
учреждений уделяют достаточно внимания воспитанию у детей навыков культурного
поведения.
Дошкольный возраст — сензитивный, т. е. наиболее чувствительный для воспи-
тания
нравственных
норм
и
правил,
способности
сопереживать
и
эмоционально
откликаться на чужую боль. Не использовать эти возможности — значит больше никогда
не успеть наполнить душу ребенка нравственными ценностями.
В конечном итоге нравственные поступки – всегда осознанный выбор каждого,
который зависит от степени развития нравственного сознания, тесно связанного с опытом
отношений
с
окружающими
и
опытом
собственного
поведения.
Все
это
формирует
нравственные качества личности, вырабатывает привычные для каждого человека формы
поведения. Труднее всего выявить мотив поведения – внутренний побудитель поступка.
Нравственные и корыстные мотивы поведения могут находить выражение в одних и тех
же поступках приведите примеры (Например: сделал добро, желая добра другому; сделал
добро, преследуя свой корыстный интерес).
В
настоящее
время
увеличивается
количество
детей
с
поражением ЦНС. По
данным MHO Российской Федерации, дошкольные учреждения посещают 5,1 млн детей,
из них 30 — 40% имеют нервно-психические расстройства, а 60% входят в группу риска.
Все это объясняется не только нарушениями речи и других высших психических функций,
но
и
психогенными
отклонениями,
проявляющимися
в
агрессивности
поведения
и
деятельности,
тревожно
-
фобических
расстройствах
и
искаженных
процессах
социализации. К сожалению, все реже встречаются в жизни проявления любви и добра,
сочувствия и сострадания. Дети все чаще не могут построить дружеских отношений,
договориться о совместных действиях в игре и быту. Все это следует иметь в виду нам
педагогам, реализующим систему нравственного воспитания ребенка. Общие возрастные
особенности дошкольников не исключают индивидуальных вариантов развития. При этом,
конечно,
надо
учитывать
общие
особенности
психики
ребенка
и
специфику
его
нравственного развития. В нравственном развитии это особенно заметно: одни дети очень
чувствительны, проявляют нравственную одаренность, другие отличаются нравственной
черствостью (Н. Лейтес, Я. Корчак).
В
своем
духовном
мире
ребенок
может
взрослеть
и
совершенствоваться
непрерывно, до бесконечности. Он должен стать настоящим человеком, проявить себя
таким в обществе. Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это
богатство
воспитывает
через
чувства
сопереживания,
радости,
гордости,
через
познавательный интерес.
Детям с речевыми нарушениями можно и нужно помочь, но исправить особенности
их социальных чувств и качеств удается не всегда. Наша задача — успеть вылечить
«надломленную детскую душу».
В
детском
саду
для
этого
немало
возможностей.
В
процессе
повседневного
общения
со
сверстниками
дети
учатся
жить
в
коллективе,
овладевают
на
практике
моральными
нормами
поведения,
которые
помогают
регулировать
отношения
с
окружающими.
Работая
с
детьми,
мы
уделяем
большое
внимание
формированию
их
поведения
на
занятиях,
в
играх,
труде
и
недостаточно
оцениваем
возможности
повседневной
бытовой
деятельности,
зачастую
проходя
мимо
тех
педагогических
ценностей,
которые
таит
в
себе
повседневная
жизнь
дошкольного
учреждения,
воспитатели мало и несистематично используют художественную литературу в качестве
средства воспитания культуры поведения.
Нравственность нельзя воспитать путем прямых указаний и советов, в работе с
детьми
нужен
особый
иносказательный
стиль,
доступный
и
понятный.
Исследования
ученых (В. И. Логиновой, М.А. Саморуковой, Л.Ф. Островской, С.В. Петериной, Т.М.
Гурович) показывают, что одним из наиболее эффективных средств воспитания культуры
поведения детей старшего дошкольного возраста, является художественная литература.
(это тот случай, когда учатся на чужих ошибках)
Художественная литература позволяет восполнить недостаточность общения детей,
расширить
кругозор,
обогатить
их
жизненный
и
нравственный
опыт,
формирует
мировоззрение:
вовлекают
детей
в
раздумья
над
поступками
и
поведением
героев,
происходящими событиями, побуждают к их оценке. Она способствует возникновению у
детей
эмоционального
отношения
к
описываемым
событиям,
природе,
героям,
персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.
Психологи выделяют два типа отношения к художественному миру произведения.
Первый
тип
отношения
–
эмоционально-образный
–
представляет
собой
непосредственную
эмоциональную
реакцию
ребенка
на
образы,
стоящие
в
центре
произведения.
Второй
–
интеллектуально-оценочный
–
зависит
от
житейского
и
читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.
Художественное
восприятие
ребенка
на
протяжении
дошкольного
возраста
развивается и совершенствуется. Л.М. Гурович на основе обобщения научных данных и
собственного
исследования
рассматривает
возрастные
особенности
восприятия
дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом
развитии: от двух до пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится
для ребенка самоценным.
Процесс
развития
художественного
восприятия
очень
заметен
в
дошкольном
возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений,
ребенок
может
уже
в
4—5
лет.
Исследователи
отмечают
такую
особенность
художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям
произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в
воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с
героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты,
чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.(Иногда очень интересно
наблюдать за эмоциями детей во время чтения) Самыми любимыми у детей старшего
дошкольного возраста становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным
вымыслом,
фантастичностью,
развитым
сюжетным
действием,
полным
конфликтов,
препятствий,
драматических
ситуаций,
разнообразных
мотивов
(коварство,
чудесная
помощь, противодействие злых и добрых сил и др.), с яркими, сильными характерами
героев.
Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной
формой,
но
и
смысловым
содержанием.
Старшие
дошкольники,
воспринимая
произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя
в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения
человека
в
обществе.
Прямое
сопереживание
героям,
умение
следить
за
развитием
сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось
наблюдать
в
жизни,
помогают
ребенку
сравнительно
быстро
и
правильно
понимать
реалистические
рассказы,
сказки,
а
к
концу
дошкольного
возраста
—
перевертыши,
небылицы.
Недостаточный
уровень
развития
отвлеченного
мышления
затрудняет
восприятие
детьми
таких
жанров,
как
басни,
пословицы,
загадки,
обусловливает
необходимость помощи взрослого.
Дети
старшего
дошкольного
возраста
под
воздействием
целенаправленного
руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его
художественной формы, найти в нем образные слова и выражения, почувствовать ритм и
рифму
стихотворения,
даже
вспомнить
образные
средства,
использованные
другими
поэтами. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе
мир звуков. (рассказать историю про Лизу Маслову и Настю Гусеву)
Таким образом, художественная литература является важным средством воспитания
культуры поведения у старших дошкольников. Однако для грамотного использования
художественной литературы в воспитании культуры поведения у детей необходимо знать
методику.
Используя
художественную
литературу,
я
обращаю
особое
внимание
на
отбор
произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям.
Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие
литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной
ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе:
этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил,
что,
художественное
произведение
должно
затрагивать
душу
ребенка,
чтобы
у
него
появилось сопереживание, сочувствие герою. (не читать сказки типа «По щучьему
веленью»)
Я
подбираю
художественные
произведения
в
зависимости
от
конкретных
воспитательных задач, стоящих передо мной. (Согласно тематическому планированию
или при создании проблемной ситуации). От содержания художественного произведения
зависят те воспитательные задачи, которые я решаю как на занятиях, так и вне их. При
этом
необходимо
использовать
повторное
чтение,
которое
углубляет
чувства
и
представления
детей.
Совсем
не
обязательно
читать
детям
много
художественных
произведений, но важно, чтобы все они были высокохудожественными и глубокими по
мысли.
Критерии отбора книг для чтения или рассказывания: (Проблема отбора книг для
чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М.
Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других)
- идейная направленность книги (например, моральный облик героя);
-
высокое
художественное
мастерство,
литературная
ценность.
Критерием
художественности является единство содержания произведения и его формы;
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим
особенностям детей. При отборе книг учитываются:
- особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
- сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
- конкретные педагогические задачи.
Ребенок,
вследствие
небольшого
жизненного
опыта,
не
всегда
может
увидеть
главное
в
содержании
книги,
поэтому
очень
важно
проведение
этической
беседы
о
прочитанном. В беседе обсуждаемым фактам, событиям дается оценка. Положительная
оценка закрепляет те или иные формы поведения, отрицательная – призвана тормозить
нежелательные
поступки.
В
ходе
этической
беседы
я
стремлюсь
решить
следующие
задачи:
-
научить
детей
видеть
нравственную
сторону
воспринимаемых
действий,
событий,
понимать их суть;
-
дать
представления
о
нравственной
стороне
человеческих
отношений,
опираясь
на
поступки детей, образы художественной литературы и других видов искусства;
- способствовать накоплению и обобщению эмоционально положительного отношения к
образам добрых героев и их поступкам;
- формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей
(«можно» - «нельзя», «хорошо» - «плохо»)
- учить соблюдать нравственные нормы поведения
Готовясь к беседе, педагог должен продумать, какой аспект культурного поведения
он собирается раскрыть перед детьми с помощью данного художественного произведения,
и в соответствии с этим подобрать вопросы. Например, воспитатель, прочитав детям
«Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака и желая дать им представление о скромности,
задает вопрос: «Дети, почему парень вскочил на площадку трамвая?» — «Потому что он
спешил домой»,— отвечает ребенок. Неправильный вопрос вызвал и неправильный ответ,
отвлек внимание детей от главного в этом произведении.
Нецелесообразно
ставить
перед
детьми
слишком
много
вопросов,
так
как
это
мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление
от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам,
мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы эти должны
помочь ребенку разобраться в образе, высказать свое отношение к нему (если оценка
образа сложна, предлагаются дополнительные вопросы, облегчающие эту задачу); они
должны помочь педагогу понять душевное состояние воспитанника во время чтения;
выявить
способность
детей
сравнивать
и
обобщать
прочитанное;
стимулировать
дискуссию среди детей в связи с прочитанным.
Чувства
ребенка
необходимо
укреплять,
развивать.
Для
этого
воспитатель
подбирает близкие по содержанию художественные произведения, например рассказ В.
Осеевой «Почему?» и аналогичный ему по содержанию рассказ Н. Носова «Карасик». В
обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по
их вине в одном случае собака, в другом — котенок должны понести незаслуженное
наказание, и с тем, что они обманули мам. На занятии целесообразно беседовать сразу о
двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев.
Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и
свои, а также поступки сверстников. Учитывая, что дети уже знакомы с рассказом Н.
Носова «Карасик» и, следовательно, уже должны были осознать подобный ход событий,
содержание
вопросов
к
ним
по
рассказу
В.
Осеевой
«Почему?»
меняется.
Теперь
воспитатель
выясняет
умение
детей
сравнивать,
воспринимать
в
других
ситуациях
полученные
ранее
представления;
кроме
того,
ставится
конкретная
цель:
закрепить
возникшие у детей чувства и представления о том, что переносить свою вину на другого
— это несправедливо, нечестно.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся
в
их
жизненный
опыт
постепенно,
систематически.
Художественная
литература
способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а
затем и окружающих людей, своим собственным поступкам.
К
концу
дошкольного
возраста
дошкольники
овладевают
следующими
умениями:
- умеют видеть нравственную сторону той или иной ситуации;
- умеют оценивать свои поступки и поступки других людей;
-
правильно
используют
нравственные
понятия
(вежливый,
правдивый,
заботливый,
хороший товарищ и др.) и их противоположности;
- могут правильно выбрать слово (из предложенных), наиболее точно характеризующее
поступок героя;
- при работе с произведением могут подобрать название, изменить конец рассказа на
положительный; продолжить рассказ (как поступил герой);
- объясняют смысл знакомых пословиц;
- могут сочинить рассказ или сказку по аналогии.
Перечисленными умениями овладевают не все дети. В дошкольном возрасте они
лишь
накапливают
базовые
представления
о
нравственных
нормах,
которые
требуют
дальнейшей работы педагогов по их систематизации и углублению.
Нужно помнить, что чем больше книг мы будем читать детям в дошкольном
возрасте, тем меньше вероятность, что ребенок не будет читать их впоследствии, ведь он
точно будет знать: книга – это интересно!
Однозначных рецептов воспитания нет, да, наверное, и не надо, чтобы они были:
мы же не зомби хотим видеть, верно? Пусть наши дети будут разными, но……хорошими!
Добрыми, умными, честными ………Я искренне всем нам этого желаю! Может вместе мы
справимся? Как же мы все хотим именно этого!
Используемая литература:
1.
В.И. Петрова, Т.Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет» М. «Мозаика –
Синтез» 2013г.
2.
Б.С. Волков, Н.В. Волкова «Учим общаться детей 3-7 лет» ТЦ «Сфера» 2014г.
3.
М.С. Кутовая «Сказки о желаниях, хороших и уж-ж-жасных» СПб «Речь» 2013
4.
Интернет - ресурсы