Напоминание

«Формирование математических представлений в логопедических группах»


Автор: Козлова Светлана Евгеньевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР "Детский сад "Голубок"
Населённый пункт: город Сорск, Республика Хакасия
Наименование материала: «Формирование математических представлений в логопедических группах»
Тема: «Формирование математических представлений в логопедических группах»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Формирование математических представлений в логопедических группах»

В

своей

профессиональной

деятельности

как

учитель

логопед

работаю

не

только

над

речевыми недостатками детей - постановка звуков, развитие речевых качеств, а также развиваю у

детей память, внимание, мышление, воображение, так как без них немыслимо развитие ребенка в

целом.

Системно и последовательно выстраиваю работу, с учетом индивидуальных и специфических

речевых

особенностей

детей,

что

так

же

положительно

влияет

на

уровень

развития

элементарных математических представлений у детей в логопедических группах. Ведь для детей

этих

групп,

как

правило,

является

важнейшей

задачей: обогащение,

закрепление,

активизация

словаря – как непрерывная составная часть программного содержания каждой деятельности, в том

числе математика даёт разносторонние возможности при коррекции речи детей - для автоматизации

поставленных звуков, овладения навыками словообразования, а так же для развития связной речи.

Основное направление обращено на воспитание у дошкольников потребности к процессу

познания,

к

самостоятельному

поиску

решений

и

достижению

поставленных

целей.

А

также

организованна система работы, не только с детьми и педагогами, но и родителями, что эффективно

влияет

на

закрепление

полученных

знаний

и

умений,

учитывая

индивидуальность,

дифференцированность в развитии коммуникативных навыков каждого ребёнка.

Через

математические

конфигурации

усваиваются

определённые

грамматические

формы,

в

использовании

которых

дети

логопедических

групп

испытывают

трудности

это

и

существительные с количественными числительными в сочетании

и сравнивании предметов:

много – мало (много – один (рука – руки) - ни одного, столько – сколько, поровну, больше - меньше) ,

большой маленький (рука – ручка), величинные понятия, которые позволяют

правильно отражать

свои представления (шире – уже, выше – ниже, толще – тоньше) и т. д., и пересчёт предметов (один

кот, два кота и т.д.), количественные представления (первый, второй и т. д.), соотношения цвета

(голубой, синий и т. д.),

где параллельно закрепляются умения детей изменять прилагательные в

роде, числе и падеже; отрабатывается навык согласования прилагательных с числительными и

существительными (жёлтый шар , два зелёных круга). , счёт количества букв, слогов в словах, слов в

предложениях,

это

и графические

диктанты

(которые

способствуют

-

умению

считать,

ориентироваться на плоскости листа вправо – влево, вверх – вниз, а так же развивают фантазию и

воображение),

пространственные

наречия

и

предлоги,

правильное

их

употребление

при

определении связи между предметами и их действиями ( птица сидит на дереве, а кот лежит под

деревом, собака бежит к дереву), временные обозначения (утро, день, вечер, ночь, вчера, сегодня,

завтра, быстро, медленно; названия дней недели, месяцев) и мн. др.. Отрабатывая математические

понятия, учу детей: правильно конструировать фразы, сложные предложения; усваивать структуры

предложения и употреблять прилагательные в сравнительной степени (высокий жираф – лев ниже

жирафа, жираф выше льва, а лев ниже жирафа и т. д.).

Для вырабатывания и закрепления полученных элементарных математических преставлений

(знаний и умение), в своей работе использую наиболее эффективные наглядный, раздаточный,

демонстрационный, а также дидактические игры, которые способствуют развитию интереса, к

созданию

у

детей

эмоционального

настроя,

вызывают

положительное

отношение

к

реализовываемой деятельности, улучшают работоспособность.

Значимая роль отводится играм,

формирующим умственные способности (сравнение, обобщение, классификации, сериации, анализа

и синтеза).

В результате при подведении итогов работы в этом направлении, могу с уверенность сказать,

что математика и развитие речи неразрывно взаимосвязаны, потому что с помощью элементарных

математических представлений можно успешно решить многие вопросы речевого развития детей

(научаются правильно и четко отвечать, стремятся быть ведущими, умеют задавать вопросы, когда

этого

требует

игровая

ситуация,

находят

верные

слова,

чтобы

оценить

ответ

или

действия

сверстников, приводят обоснования своим практическим действиям, опровергают неправильные

высказывания, указывают на ошибки, начинают сами следить за своей речью, которая становиться

богаче, содержательнее, точной, краткой…), а выполнение заданий направлено на конечную цель.

Логопедическая пятиминутка: (для детей подготовительной группы)

Игра «Измени слово» (всё рассматривается на схемах) - логопед показывает детям картинку – дом,

затем делается анализ слова, после чего логопед спрашивает: сколько всего в слове звуков (букв)?

Каких звуков больше гласных или согласных? На сколько согласных больше чем согласных? На

сколько гласных меньше чем согласных? Затем логопед просит, прибавит (+) к слову дом звук «а» в

конце слова. Что получилось? (дома) А где дома дети выбирают из предложенных картинок - ту, где

нарисованы дома. Какое слово длиннее дом или дома? Почему? (дом 3 звука…, дома 4 звука…) На

сколько звуков и каких слово дом короче слова дома? На сколько звуков и каких слово дома, длиннее

слов дом? (Игры «Измени предложение», «Дострой слово (предложение)», «Сделай предложение

длиннее (короче), «Раздели слово на 2…», «Соедини слова», «Раскрась словами радугу» и др.)

Литература:

Нищева

Н.

В.

Система

коррекционной

работы

в

логопедической

группе

для

детей

с

общим

недоразвитием речи"- СП-б, Детство-пресс, 2003.

Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей - Екатеринбург, У-

Фактория, 2007.

Баряева Л.Б.

Формирование

элементарных

математических

представлений

у дошкольников (с

проблемами в развитии): Учебно-методическое пособие. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-

во «СОЮЗ», 2002

В.

М

Акименко

Методика

обучения

математики

детей

с

речевыми

нарушениями:

Учебно-

методическое пособие. Ставрополь: Бюро новостей, 2013



В раздел образования