Напоминание

"Исследовательская деятельность дошкольников в соответствии с ФГОС"


Автор: Ряскова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Центр развития ребенка №11
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Исследовательская деятельность дошкольников в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детская исследовательская деятельность

- путь в большое будущее или залог будущего

успеха дошкольников

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В

условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владе-

ние знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и

оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Все исследователи экспериментиро-

вания выделяют основную особенность по-

знавательной деятельности детей: ребенок

познает объект в ходе практической дея-

тельности с ним, осуществляемые ребен-

ком практические действия выполняют по-

знавательную, ориентировочно - исследова-

тельскую функцию, создавая условия, в ко-

торых раскрывается содержание данного

объекта. Ученые выделяют деятельность

экспериментирования как ведущую дея-

тельность дошкольного возраста: «Детское

экспериментирование претендует на роль

ведущей деятельности в период дошколь-

ного развития ребенка».

Экспериментирование

пронизывает

все

сферы

детской

деятельности:

прием

пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребе-

нок-дошкольник сам по себе уже является

исследователем, проявляя живой интерес к

различного

рода

исследовательской

дея-

тельности - к экспериментированию. Опы-

ты помогают развивать мышление, логику,

творчество

ребенка,

позволяют

наглядно

показать связи между живым и неживым в

природе. Исследования предоставляют ре-

бенку

самому

найти

ответы

на

вопросы

«как?» и «почему?».

Элементарные опыты, эксперименты помо-

гают ребенку приобрести новые знания о

том или ином предмете. Эта деятельность

направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник

познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии.

Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Задача взрослых – вырастить достой-

ную смену, (не обязательно ученых), но

думающую, мыслящую, умеющую ста-

вить вопросы и находить на них отве-

ты, анализировать, т.е. самодостаточ-

ных личностей. Поэтому с раннего дет-

ства, мы, педагоги развиваем в воспи-

танниках поисково - исследователь-

ские способности. Конечно новые зна-

ния можно получать от других, в гото-

вом виде, а можно добывать самостоятельно. Самым доступным объектом

для исследовательской деятельности дошкольников является природа, ведь и

мы, сами часть природы. Природа своим разнообразием, красочностью, дина-

мичностью привлекает дошкольников, вызывает в них радостные пережива-

ния, впечатления, которые запоминают-

ся на всю жизнь. Однако, дети мало бы-

вают на природе, и естественно воз-

можность в наблюдениях за ней огра-

ничена, а поскольку дошкольники

большую часть времени (практически

весь световой период) находятся в дет-

ском образовательном учреждение, то и

естественно все, что окружает детей

там и является объектами для исследо-

вательской деятельности (растения: де-

ревья, кустарники, трава, цветы; насекомые; объекты неживой природы:

солнце, воздух, вода, почва, песок, камни).

Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших

задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных

государственных образовательных стандартов. Развитие ребёнка дошкольно-

го возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые

осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная дея-

тельность, восприятие художественной литературы. Так же важна в детском

саду познавательно - исследовательская деятельность детей, имеющая основу

в

спонтанном

экспериментировании,

поисковой активности ребёнка. Конеч-

но, ребёнок познаёт мир в процессе лю-

бой своей деятельности. Но, именно в

познавательно-исследовательской

дея-

тельности

дошкольник

получает

воз-

можность впрямую удовлетворить при-

сущую ему любознательность (почему,

зачем,

как

устроен

мир).

Познава-

тельно-исследовательская деятельность

пронизывает все сферы детской жизни,

в том числе и игровую деятельность. Для того чтобы дети не потеряли ин-

терес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление иссле-

довать всё. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать ис-

следовательскую

деятельность.

Познавательно-исследовательская

деятель-

ность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имею-

щийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является

залогом успешного обучения в дальнейшем. К старшему дошкольному воз-

расту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской дея-

тельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продук-

тивные формы мышления.

В нашем ДОУ используется модифика-

ция педагогической технологии проведения

учебных исследований с дошкольниками Са-

венкова А. И., данная технология оригинальна,

интересна, результативна и дает возможность

способствовать развитию одаренности ребен-

ка.

В процессе экспериментирования ребенку

необходимо ответить не только на вопрос как я

это делаю, но и на вопросы, почему я это де-

лаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю,

что хочу узнать, что получить в результате.

Педагог ставит проблему, но метод ее решения

ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне

допускается коллективный поиск). Постанов-

ка проблемы, поиск методов ее исследования и

разработка решения осуществляются детьми

самостоятельно.

Цель воспитателя в организации исследова-

тельской деятельности – это создание поля, в

котором ребёнок обнаружит противоречия, проявит высокую активность по

анализу объектов, выдвинет гипотезы, увидит творческие пути разрешения

противоречий или начнёт эксперимент. В детском экспериментировании важ-

на не цель, а сам процесс, обеспечивающий смелость идей и свободу дей-

ствий. При организации исследовательской деятельности с детьми важно раз-

вивать чувствительность к противоречиям, умение систематизировать объек-

ты окружающего мира, стремление детей к новизне; поддерживать внутрен-

нюю свободу, гибкость в целях и путях их достижения, наблюдательность,

рефлексию. Большое поле исследовательской деятельности раскрывается в

летне - оздоровительный период. По - сколько на участке, в этот период до-

статочно много объектов для наблюдения, проведения исследовательской дея-

тельности с ними.

Например: почему вода течет? Или, почему из

одной воронки вода протекает быстрее, чем из

другой? Наблюдая за насекомыми, изучая их

строение поведение в природе, воспитанники

здесь же делают их зарисовки (строение, цвет

крыльев или брюшка), а затем выставляют на

стенд для просмотра родителями. Интересно

нашим воспитанникам и забота о раститель-

ном мире участка. В ходе исследовательской

деятельности ребята знают, когда возникает

необходимость в поливе растений (когда земля

сухая), почему хосты предпочитают расти в

полутени.

Чем отличаются деревья друг от друга и т.д.

Проанализировав результаты педагогической

деятельности, мы пришли к выводу, что опыт

работы в данном направлении очень эффекти-

вен. Такой метод обучения как эксперимен-

тальная деятельность, достаточно мощно ак-

тивизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми

новых знаний и умений.

В

заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научив-

шиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить во-

просы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Использованная литература:

1.

Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной

деятельности детей 2-7лет Волгоград: Учитель, 2013г.

2.Рунова Е.М. Исследовательская деятельность на прогулках.

Волгоград: Учитель, 2013г.

3.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Лекция № 8

«Проектно-исследовательская деятельность дошкольников» 28февраля 2006г.

4.Савенков А.И.

Маленький исследователь. Как научить дошкольника само-

стоятельно приобретать знания. Москва 2017г.

5.Интернет ресурсы



В раздел образования