Автор: Ряскова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Центр развития ребенка №11
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Исследовательская деятельность дошкольников в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
Детская исследовательская деятельность
- путь в большое будущее или залог будущего
успеха дошкольников
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В
условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владе-
ние знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и
оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Все исследователи экспериментиро-
вания выделяют основную особенность по-
знавательной деятельности детей: ребенок
познает объект в ходе практической дея-
тельности с ним, осуществляемые ребен-
ком практические действия выполняют по-
знавательную, ориентировочно - исследова-
тельскую функцию, создавая условия, в ко-
торых раскрывается содержание данного
объекта. Ученые выделяют деятельность
экспериментирования как ведущую дея-
тельность дошкольного возраста: «Детское
экспериментирование претендует на роль
ведущей деятельности в период дошколь-
ного развития ребенка».
Экспериментирование
пронизывает
все
сферы
детской
деятельности:
прием
пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Ребе-
нок-дошкольник сам по себе уже является
исследователем, проявляя живой интерес к
различного
рода
исследовательской
дея-
тельности - к экспериментированию. Опы-
ты помогают развивать мышление, логику,
творчество
ребенка,
позволяют
наглядно
показать связи между живым и неживым в
природе. Исследования предоставляют ре-
бенку
самому
найти
ответы
на
вопросы
«как?» и «почему?».
Элементарные опыты, эксперименты помо-
гают ребенку приобрести новые знания о
том или ином предмете. Эта деятельность
направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник
познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии.
Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.
Задача взрослых – вырастить достой-
ную смену, (не обязательно ученых), но
думающую, мыслящую, умеющую ста-
вить вопросы и находить на них отве-
ты, анализировать, т.е. самодостаточ-
ных личностей. Поэтому с раннего дет-
ства, мы, педагоги развиваем в воспи-
танниках поисково - исследователь-
ские способности. Конечно новые зна-
ния можно получать от других, в гото-
вом виде, а можно добывать самостоятельно. Самым доступным объектом
для исследовательской деятельности дошкольников является природа, ведь и
мы, сами часть природы. Природа своим разнообразием, красочностью, дина-
мичностью привлекает дошкольников, вызывает в них радостные пережива-
ния, впечатления, которые запоминают-
ся на всю жизнь. Однако, дети мало бы-
вают на природе, и естественно воз-
можность в наблюдениях за ней огра-
ничена, а поскольку дошкольники
большую часть времени (практически
весь световой период) находятся в дет-
ском образовательном учреждение, то и
естественно все, что окружает детей
там и является объектами для исследо-
вательской деятельности (растения: де-
ревья, кустарники, трава, цветы; насекомые; объекты неживой природы:
солнце, воздух, вода, почва, песок, камни).
Формирование исследовательских умений дошкольников одна из важнейших
задач современной образовательной практики в рамках новых федеральных
государственных образовательных стандартов. Развитие ребёнка дошкольно-
го возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые
осваиваются им в партнёрстве с взрослым. Это игровая и продуктивная дея-
тельность, восприятие художественной литературы. Так же важна в детском
саду познавательно - исследовательская деятельность детей, имеющая основу
в
спонтанном
экспериментировании,
поисковой активности ребёнка. Конеч-
но, ребёнок познаёт мир в процессе лю-
бой своей деятельности. Но, именно в
познавательно-исследовательской
дея-
тельности
дошкольник
получает
воз-
можность впрямую удовлетворить при-
сущую ему любознательность (почему,
зачем,
как
устроен
мир).
Познава-
тельно-исследовательская деятельность
пронизывает все сферы детской жизни,
в том числе и игровую деятельность. Для того чтобы дети не потеряли ин-
терес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление иссле-
довать всё. 3адача взрослых – не пресекать, а наоборот, активно развивать ис-
следовательскую
деятельность.
Познавательно-исследовательская
деятель-
ность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имею-
щийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является
залогом успешного обучения в дальнейшем. К старшему дошкольному воз-
расту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской дея-
тельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продук-
тивные формы мышления.
В нашем ДОУ используется модифика-
ция педагогической технологии проведения
учебных исследований с дошкольниками Са-
венкова А. И., данная технология оригинальна,
интересна, результативна и дает возможность
способствовать развитию одаренности ребен-
ка.
В процессе экспериментирования ребенку
необходимо ответить не только на вопрос как я
это делаю, но и на вопросы, почему я это де-
лаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю,
что хочу узнать, что получить в результате.
Педагог ставит проблему, но метод ее решения
ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне
допускается коллективный поиск). Постанов-
ка проблемы, поиск методов ее исследования и
разработка решения осуществляются детьми
самостоятельно.
Цель воспитателя в организации исследова-
тельской деятельности – это создание поля, в
котором ребёнок обнаружит противоречия, проявит высокую активность по
анализу объектов, выдвинет гипотезы, увидит творческие пути разрешения
противоречий или начнёт эксперимент. В детском экспериментировании важ-
на не цель, а сам процесс, обеспечивающий смелость идей и свободу дей-
ствий. При организации исследовательской деятельности с детьми важно раз-
вивать чувствительность к противоречиям, умение систематизировать объек-
ты окружающего мира, стремление детей к новизне; поддерживать внутрен-
нюю свободу, гибкость в целях и путях их достижения, наблюдательность,
рефлексию. Большое поле исследовательской деятельности раскрывается в
летне - оздоровительный период. По - сколько на участке, в этот период до-
статочно много объектов для наблюдения, проведения исследовательской дея-
тельности с ними.
Например: почему вода течет? Или, почему из
одной воронки вода протекает быстрее, чем из
другой? Наблюдая за насекомыми, изучая их
строение поведение в природе, воспитанники
здесь же делают их зарисовки (строение, цвет
крыльев или брюшка), а затем выставляют на
стенд для просмотра родителями. Интересно
нашим воспитанникам и забота о раститель-
ном мире участка. В ходе исследовательской
деятельности ребята знают, когда возникает
необходимость в поливе растений (когда земля
сухая), почему хосты предпочитают расти в
полутени.
Чем отличаются деревья друг от друга и т.д.
Проанализировав результаты педагогической
деятельности, мы пришли к выводу, что опыт
работы в данном направлении очень эффекти-
вен. Такой метод обучения как эксперимен-
тальная деятельность, достаточно мощно ак-
тивизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми
новых знаний и умений.
В
заключение хочется процитировать слова К. Е. Тимирязева: «Люди, научив-
шиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить во-
просы и получать на них фактические ответы на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Использованная литература:
1.
Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной
деятельности детей 2-7лет Волгоград: Учитель, 2013г.
2.Рунова Е.М. Исследовательская деятельность на прогулках.
Волгоград: Учитель, 2013г.
3.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. Лекция № 8
«Проектно-исследовательская деятельность дошкольников» 28февраля 2006г.
4.Савенков А.И.
Маленький исследователь. Как научить дошкольника само-
стоятельно приобретать знания. Москва 2017г.
5.Интернет ресурсы