Напоминание

Семинар практикум для воспитателей ДОУ "Защита прав детей"


Автор: Вельш Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР –д⁄с №4 "Светлячок"
Населённый пункт: Московская область г.Серпухов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семинар практикум для воспитателей ДОУ "Защита прав детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

"ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ"

Цель: формирование знаний правовой культуры педагогов по защите прав

ребенка.

Задачи:

-Расширения знания педагогов о содержании документов, регулирующих

права ребенка.

-Обогащение воспитателей умениями, позволяющими устанавливать

позитивное взаимодействие с детьми и родителями.

Ход семинара:

В современном мире каждый цивилизованный, образованный человек, а

особенно

педагог,

воспитатель,

родитель,

обязан

знать

свои

собственные

права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права

других детей. Каждый ребенок на свете имеет право на детство. Это право

защищено международными правовыми актами.

Главной

задачей

правового

образования

является

обеспечение

каждому

ребенку

оптимальных

условий

развития

индивидуальных

способностей,

возможности

самореализации

вне

зависимости

от

его

психофизических

способностей,

индивидуальных

различий,

иными

словами,

защита

прав

ребенка на любом этапе его развития.

Главной

надеждой

семьи,

детей

являются

педагогические

коллективы

дошкольных

учреждений,

которые

должны

стоять

на

защите

прав

и

достоинства

ребенка.

Педагог

главное

действующее

лицо,

от

его

квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей как в дошкольном

учреждении, так и защиты детей от жестокого обращения в семье.

20 ноября объявлен Всемирным днем ребенка. Потому, что в этот день в

1989 году была подписана Конвенция о правах ребенка.

I.

Задание: Вопрос-ответ

Ответьте пожалуйста на вопросы.

1. Индивид, в возрасте от 0-18 лет? -(ребенок)

2. Совокупность обязательных правил поведения (норм), установленных

или санкционированных государством; свобода пользоваться чем-либо по

закону?- (право)

3. Основной документ, регулирующий права ребенка, принятый в 1989

году?- (конвенция)

4.Нормативно-правовой

акт

высшего

представительного

органа

государственной

власти

или

самого

народа,

регулирующий

наиболее

значимые

отношения,

воплощающий

права

и

свободы

человека,

его

приоритеты и ценности и обладающий наивысшей юридической силой в

правовой системе; правило, постановление (предписание) высшей власти ?-

(закон)

II.Задание

Разделитесь на две команды.

для 1 команды

1) Назовите основные документы по защите прав детей

Основные международные документы по защите прав детей:

1. «Декларация прав ребенка» — принята ООН в 1959 году.

2. «Конвенция о правах ребенка» — принята ООН в 1989 году.

3. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития

детей» — принята ООН в 1990 году.

Нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня:

1. Конституция РФ.

2. Семейный кодекс РФ.

3. Закон "Об основных гарантиях и правах ребенка в РФ".

4. Закон "Об образовании".

для 2 команды

2) Назовите основные права детей

В десяти принципах Декларации отражены права детей:

· на имя,

· гражданство,

· любовь,

·понимание,

· материальное обеспечение,

·социальную защиту,

·возможность получать образование,

·развиваться

физически,

нравственно,

духовно

в

условиях

свободы

и

достоинства.

· своевременно получать помощь

·быть

защищенным

от

всех

форм

небрежного

отношения,

жестокости,

эксплуатации.

·право на охрану здоровья,

·право участвовать в играх,

·право на сохранение своей индивидуальности.

Дошкольное образовательное учреждение в силу своей близости к семье

может стать важным элементом в системе такого контроля, но в полной мере

повлиять

на

соблюдение

всех

прав,

которые

касаются

детей,

в

силу

специфики дошкольного учреждения не в состоянии. Для этого необходимо

выделить те права, соблюдение и защита которых могут обеспечить педагоги

образовательных дошкольных учреждений:

• право на охрану здоровья,

• право на образование,

• право участвовать в играх,

• право на сохранение своей индивидуальности,

право на защиту от всех форм физического или психического насилия,

оскорбления, отсутствие заботы или небрежного и грубого обращения.

III. Задание. Ответьте на прямой вопрос

для 1 команды

Вопрос: Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства-

участники Конвенции? Какой из приведённых вариантов ответа является

правильным с точки зрения Конвенции ООН о правах ребёнка?

1. Право на жизнь, право на гражданство, право на образование;

2. Право на жизнь, право на семейные связи, право на образование;

3. Право на жизнь, право свободно выражать свои мысли, право на отдых и

досуг;

4. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и

культурных прав.

Ответ: Обратимся к первоисточнику. Правильный ответ – четвёртый.

Конвенция

признаёт,

что

осуществление

одного

права

неотделимо

от

осуществления других.

"Го сударства-участники

уважают

и

обе спечивают

все

п р а в а ,

предусмотренные Конвенцией, за каждым ребёнком, находящимся в пределах

их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета

кожи,

пола,

языка,

религии,

политических

или

иных

убеждений,

национального,

этнического

или

социального

происхождения,

имущественного

положения,

состояния

здоровья…"

(Конвенция

о

правах

ребёнка, ч. 1, ст. 2).

для 2 команды

Вопрос: Кто несёт основную ответственность за обеспечение условий жизни,

необходимых для развития ребёнка? Какой из приведённых вариантов ответа

является правильным с точки зрения Семейного кодекса РФ?

1. Органы управления Российской Федерации;

2. Органы местного самоуправления;

3. Образовательное учреждение;

4. Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.

Ответ: Обратимся к первоисточнику. Правильный ответ – четвёртый.

"Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они

обязаны

заботиться

о

здоровье;

физическом,

психическом,

духовном

и

нравственном развитии своих детей" (Семейный кодекс РФ, с. 63, п.1)

А сейчас хотелось бы остановиться на формах жестокого обращения с

детьми:

Формы жестокого обращения с детьми:

• физическое насилие (преднамеренное нанесение физических повреждений

ребенку);

• сексуальное насилие (вовлечение ребенка с его согласия или без такого в

сексуальные действия со взрослыми);

психическое

насилие

(периодическое,

длительное

или

постоянное

психическое

воздействие

на

ребенка,

тормозящее

развитие

личности

и

приводящее к формированию патологических черт характера).

Это: открытое неприятие и постоянная критика ребенка, угроза в словесной

форме,

замечания

в

оскорбительной

форме,

унижающие

достоинство,

преднамеренная физическая или социальная изоляция, ложь и невыполнение

взрослыми своих обещаний, однократное грубое психическое воздействие,

вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение

нуждами

ребенка

(заброшенные

дети,

отсутствие

элементарной

заботы

о

ребенке,

в

результате

которого

нарушается

его

эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию).

IV. Задание. Решение педагогических ситуаций.

1. Ребенок не желает идти в детский сад, плачет, хватается за маму. «Я

опоздаю из-за тебя на работу», - мама с криками отрывает от себя ребенка,

бьет его, заводит в группу и убегает. Ребенок безутешно плачет.

Какой вид насилия был применен к ребенку, какие права нарушены?

2. Ребенок категорически отказывается заниматься на занятии, сидит молча в

сторонке, но ничего не делает. Воспитатель грубо тянет его за руку, сажает с

силой за стол, ругает его.

Какой вид насилия был применен к ребенку, какие права нарушены?

3.Дежурные помогают младшему воспитателю накрывать на стол, убирать

после обеда тарелки. Вечером Артем хвалится маме, как он дежурил. Мама

возмущена использованием детского труда в детском саду.

Нарушены ли права ребенка? Помогите разобраться в ситуации.

4. Ребенок утром забегает в группу, обращается к воспитателю, оживленно

что-то рассказывает. Воспитатель стоит спиной к ребенку и готовится к

занятиям, односложно отвечая что-то ребенку.

Нарушаются ли права ребенка? Ваш выход из ситуации.

VI.Задание. Практикум: изобразить графически право ребёнка

для 1 команды

право ребёнка на любовь и заботу

для 2 команды

право ребёнка на жизнь

Подводя итоги, хочется сказать, что современная ситуация характеризуется

тем, что права детей в большинстве случаев соблюдаются частично или не

соблюдаются вообще из-за отсутствия механизмов их реализации. В связи с

этим необходимо проводить работу по повышению правовой и психолого-

педагогической культуры родителей:

· информировать родителей о нормативных основах прав детей;

·

вовлекает

членов

семьи

в

процесс

воспитания

и

развития

детей

на

праздниках, выставках детского рисунка, игротеках и других мероприятиях

детского сада;

· консультировать родителей;

· осуществлять интеграцию всех специалистов образовательного учреждения

(организовывать

для

родителей

консультации

медперсонала,

психолога,

специалистов по физической культуре и музыкальному воспитанию и т.п.);

·

организовывать выставки, на которых будут представлены результаты

художе ственно-эстетиче ской

деятельно сти

детей

и

р од и т е л е й

(фотоматериалы, поделки, рисунки и т.п.);

· проводить спортивные мероприятия, походы, организует обмен опытом по

использованию здоровье сберегающих технологий в домашних условиях;

Приложение

Анкета для воспитателей «Права ребенка»

1.Ф.И.О._______________________________________________________

2.Какие документы о правах ребенка Вы знаете?___________________

______________________________________________________________

3.Какие права детей Вы знаете?_________________________________

______________________________________________________________

4.Как Вы считаете, где ребенок может получить знания о своих правах: на

занятиях, вне занятий, предоставить это сделать родителям?__________

______________________________________________________________

5.Учитываете ли вы индивидуальные особенности детей?____________

6.Какая

позиция

преобладает

в

общении?

(«сверху»,

«рядом»,

либеральная)_______________________________________________________

7.Какие

необходимые

выражения

вы

используете

для

регулирования

поведения детей?________________________________________________

______________________________________________________________

8. Какие ласковые слова вы употребляете в работе с детьми?_____________

______________________________________________________________

9.

Как

чаще

всего

вы

обращаетесь

к

детям?

(по

фамилии

или

по

имени)_________________________________________________________

10. Всегда ли вы способны открыто признать свою ошибку в общении с

р е б е н к о м ?

( ч а с т о ,

и н о г д а ,

н и к о г д а ) _ _ _ _ _ _ _

_________________________________________

11.

Как

чаще

всего

вы

воздействуете

на

детей?

(при

помощи

указаний,

убеждений, просьб, внушений, объяснений)___________________________

12. Опишите ваши методы наказаний________________________________

______________________________________________________________

13.Кто ответственен за охрану прав детей?___________________________

Советы воспитателям

1. Одобрение даст ребенку ориентиры, как себя вести. При хорошей дозе

одобрения

можно

обойтись

минимумом

запретов.

Но

при

этом

все,

что

хорошо получается, отмечать, а что пока не удается, не замечать.

2. Если не испытываете радости от общения с ребенком, но при этом

пытаетесь его чему-то научить, знайте - это дело бесполезное.

3.

Замечено, что заурядный, но смелый, решительный человек может

соперничать с любым талантом, если талант робок.

4. Пик раскрытия способностей очень индивидуален. Он может быть и в 5,

и в 15, и в 20, и в 40, и даже в 60 лет. Жизнь, то есть среда, условия, может

способствовать или не способствовать их появлению и проявлению.

5. Самая большая хитрость в воспитании - отойти на второй план, но так

организовать условия (среду), обстоятельства, чтобы ребенок сам проявлял

инициативу.

Не

учить

напрямую,

не

воспитывать

лоб".

Все,

как

в

искусстве: мысль будить через чувство.

6. Древние китайцы считали: "Если ты недоволен собой - совершенствуй

себя, а если ты недоволен другими - совершенствуй себя, а не других".

7.

Для развития ребенка и становления его характера гораздо важнее

научить

его

заботиться

о

других.

Посоветуйте

родителям:

"хитренько"

перенесите некоторые заботы о себе и членах семьи на ребенка. Вспомните

"мужичка-с-ноготок",

на

седьмом

году

серьезно

заявлявшего:

"Семья-то

большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я". Отец этого

мальчика явно был замечательным педагогом.

Анкета для родителей

"Детский сад и права ребенка"

Дорогие мамы и папы! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты.

1. Знакомы ли Вы с Конвенцией о правах ребенка? _________________

2. Как Вы с ней познакомились (нужное подчеркните):

-дома, из средств массовой информации;

-в детском саду;

-из педагогической литературы;

-из других источников

3. Какие, по Вашему мнению, у ребенка права в детском саду?__________

______________________________________________________________

4. Какие права у ребенка в семье?_____________________________________

______________________________________________________________

5. Какие наказания Вы применяете к своему ребенку?____________________

______________________________________________________________

6. Знаете ли вы адреса, телефоны организаций (по возможности укажите),

куда можно обратиться по вопросам защиты прав ребенка, попавшего в

сложную ситуацию?_____________________________________________

Признаки жестокого обращения с детьми

Физическое насилие:

• боязнь физического контакта с взрослыми;

• стремление скрыть причину травм;

• плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

• негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

• суицидальные попытки.

Сексуальное насилие:

• ночные кошмары, страхи;

не

свойственные

возрасту

знания

о

сексуальном

поведении,

не

свойственные характеру сексуальные игры;

• стремление полностью закрыть свое тело;

• депрессия, низкая самооценка.

Психическое насилие:

• постоянно печальный вид, длительно подавленное настроение;

• различные соматические заболевания;

• беспокойство, тревожность, нарушения сна;

• агрессивность;

• склонность к уединению, неумение общаться;

• задержка физического, умственного развития;

• плохая успеваемость;

• нервный тик, энурез.

Пренебрежение нуждами ребенка (заброшенные дети):

• задержка речевого и моторного развития;

• постоянный голод;

• кража пищи;

• требование ласки и внимания;

• низкая самооценка, низкая успеваемость;

• агрессивность, импульсивность;

• сонный вид и утомленность;

• санитарно-гигиеническая запущенность;

• отставание в физическом развитии;

• часто вялотекущая заболеваемость;

• антиобщественное поведение, вандализм.



В раздел образования