Автор: Иванова Надежда Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Улыбка"
Населённый пункт: пос. Харп
Наименование материала: Мастер–класс
Тема: «Речевое развитие дошкольников посредством технологии ТРИЗ»
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для педагогов «Речевое развитие дошкольников
посредством технологии ТРИЗ»
Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего
дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине,
развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного
возраста.
Задачи:
- Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности
детей при работе с картиной.
- Побудить педагогов к использованию технологии ТРИЗ в обучении старших
дошкольников составлению творческих рассказов по картине.
1 часть. Приветствие
Добрый день, уважаемые коллеги!
- В одной известной древней китайской пословице говорится: «Скажи мне – и
я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму».
- Эти слова можно взять как девиз, условие успешной работы с детьми
дошкольного возраста, так как именно через показ, наблюдение и
собственную практическую деятельность ребенок развивается.
- Поэтому сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать
возможность практически опробовать некоторые методические приёмы,
которые я использую в своей работе с детьми по речевому развитию.
2 часть. Теория.
Для успешной подготовки ребенка к школе всеми без исключения
программами воспитания и обучения дошкольников, рекомендованными
Министерством образования России, определено умение самостоятельно
составлять рассказ по сюжетным картинам. Восприятие и воспроизведение
текстовых материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы,
самостоятельно излагать свои суждения. Все эти действия требуют
достаточного уровня развития монологической речи уже в дошкольном
возрасте. Традиционная методика не всегда ведет детей к успешному
развитию самостоятельности при составлении рассказов по картине. В
рамках традиционного обучения дети уже через 1-2 дня забывают даже
название картины и не помнят её смыслового значения. Рассказы детей
фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется
интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все
дети группы не имеют возможности рассказать свой рассказ, им отводится
роль пассивного слушателя.
При планомерной работе по данной методике даже через неделю дети
способны составить рассказ по картине. При этом их рассказы могут носит
творческий, более оригинальный характер. Образец рассказа, используемый
воспитателем в конце занятия, в отличие от традиционной методики,
стимулирует детей для составления рассказов по следующей картине.
Методика «Обучения творческому рассказыванию по картине детей старшего
дошкольного возраста» авторов Сидочук Т.А., Лелюх С. основная
дидактическая задача направлена на усвоение ребенком обобщенных
способов умственной деятельности при создании собственного речевого
продукта по любой сюжетной картине. Этот метод прост и доступен. Новизна
заключается в том, что при обучении детей рассказыванию по картине
получается гарантированный результат, а у детей формируется умение
составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса.
Данная методика позволяет не только интересно проводить речевое общение
с воспитанниками, но и на основе анализа рассказа ребёнка позволяет
педагогу построить индивидуальную работу по обогащению связной речи
ребёнка.
Составление творческих рассказов по картине происходит во время
подготовительной работы до планируемого занятия. Подготовительная работа
проводится по этапам, которые вы видите на слайде, и выглядит как система
игровых тренингов со всей группой или с подгруппами детей.
Картина приносится в группу заранее, находится на уровне глаз детей в
специально отведенном месте. Начинает проводиться работа по 9 этапам
через систему игр со всей группой или подгруппами детей в течение двух —
трёх недель. По окончании каждого этапа рядом с картиной вывешивается
эмблема и проговаривается правило, совершенного мыслительного действия.
Содержание этапов:
Первый этап «Определение объектов на картине»
Цель:
-
Учить детей определять состав картины, выявлять объекты и их
схематизировать.
-
Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Смотрю
на картину и называю объекты».
- Представьте, что вы дети. К нам в гости пришла картина, посмотрите
на неё. Мы отправляемся в путешествие по картине. Давайте возьмём
подзорную трубу и перечислим, что мы на ней видим. Кто же самый
внимательный, кто больше всех назовёт объектов?
Дети: (мальчик, девочка, ежик, белка, мишка, река, дуб, рябина)
Воспитатель: Молодцы. Что мы ребята сейчас делали?
Дети: Играли в игру «Кто больше назовёт предметов?»
На 1-ом этапе дети учатся определять объекты, изображенные на картине и
схематизировать их, используем при этом игровой прием «подзорная труба»
или «бинокль».
Последовательность называния объектов на картине может быть любой.
Модели объектов, выделенных на картине, располагаются на листе бумаги
так, чтобы общая композиция картины сохранялась.
Второй этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»
Цель:
-
Учить детей находить взаимосвязи объектов на картине.
-
Учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками.
-
Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Один
объект связан с другим».
Воспитатель: - Как много объектов вы назвали, а как вы думаете могут ли
они быть связаны между собой? Давайте поиграем в сыщиков и узнаем
тайну картины: Найдем эти связи.
Например: Грибы и ежик, потому что ежик собирает грибы. Белочка и
дерево, потому что белочка бегает по деревьям.
Воспитатель: Скажите ребята, что мы сейчас делали?
Дети: Мы играли в игру «Сыщики». Искали, как предметы на картине
связаны между собой.
Во 2-ом этапе упражняем детей в объяснении взаимосвязей объектов,
изображенных на картине. С этой целью ребенку предлагаем соединить
любые два выделенных ранее объекта и объяснить, почему их можно
соединить.
На третьем этапе «Составление сравнений, загадок и метафор по картине»
Цель:
-
Учить детей составлять загадки по моделям.
-
Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я смотрю
на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».
-
Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание
прилагательных).
На данном этапе мы учим детей составлять загадки, пользуясь моделями
составления загадок разработанные А.А.Нестеренко. На этом этапе, нам
пригодились знания, которые мы приобрели в предыдущих группах, где
учились называть объект, выявлять признаки объектов, и учились описывать
объект.
На этой яркой, интересной картине изображено множество объектов, мы
сейчас с вами выберем 1 из них, посмотрим внимательно и сравним его
признаки с признаками других предметов, знакомых вам.
1. С детьми выбирается объект, изображенный на картине. Представляется
таблица 1. Обозначаются его признаки. Производится подбор объектов с
такими же признаками. По мере ответов детей, выбираются лучшие варианты
сравнений, заполняются пустые графы (графически или текстом):
Таблица 1
Какой?
Что такое же?
2. С детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. Работа идет по
таблице 2. Подбираются объекты, которые совершают те же действия. По
мере ответов детей выбираются лучшие варианты сравнений, заполняются
пустые графы (обозначение идет графически или текстом):
Таблица 2
Что делает?
Кто или что делает так же?
3. С детьми выбирается объект. Называются другие объекты, похожие на
него. Затем между ними находятся отличия. Работа идет по таблице 3. По
мере ответов детей и выбору лучших вариантов сравнений заполняются
пустые графы (графически или текстом)
Таблица 3
На что похоже?
Чем отличается?
На четвертом этапе «Представление возможных ощущений с помощью
разных органов чувств».
Цель:
-
Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные
ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).
-
Учить детей узнавать эмблемы этапа и проговаривать правило: «Я смотрю
на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и
какой он на ощупь».
-
Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и
тактильные ощущения.
Настала время волшебства. А теперь мы станем путешественниками и
совершим путешествие в картину. А сейчас походим тихонько по нашей
картине. Какие звуки можно услышать?
Дети: шелест листвы, шум реки, хруст веточек под лапами ежика
Воспитатель: А теперь притронтесь и проведите по всему, что
встретилось вам на пути. Что вы почувствовали?
Дети: мягкий мех белки, колючки ежика
Воспитатель: А теперь вдохните запах, того что вас окружает. Какие
запахи вы почувствовали?
Дети: запах грибов
Воспитатель: Молодцы ребята. Сегодня мы с вами путешествовали в
картину.
На этом этапе дети составляют речевые зарисовки возможных ощущений. В
работе с картиной мы используем прием приглашения волшебников —
помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую на вкус», «Я слышу», «Я
вижу», «Я трогаю руками».
На пятом этапе «Составьте рифмованные тексты по мотивам содержания
картины».
Цель:
-
Учить детей подбирать рифмы к объектам на картине и составлять из них
рифмованные тексты.
-
Активизировать речь за счет рифмующихся слов.
-
Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я
называю объект и составляю про него рифмовку».
Работа по созданию рифмовок строиться в определенной
последовательности. Сначала с детьми проводятся игры: «Складушки
-ладушки», в которых подбираются существительные, прилагательные,
глаголы, рифмующиеся между собой. Действия объекта могут быть как
реальные, так и предполагаемые.
На шестом этапе «Определение местонахождения объектов на картине»
Цель:
-
Учить детей пространственной ориентировке на картине.
-
Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные
ориентировки (наречия).
-
Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «У
каждого объекта есть свое место на картине».
Воспитатель: Ребята, давайте мы продолжим «Путешествие по
картине» и превратимся в объекты и назовём его место на картине.
Например: я ежик. Прямо передо мной стоит мальчик, который любуется
белкой.
Воспитатель: Ребята, что мы делали играя в игру «Путешествие в
картину».
Дети: Мы превращались в объект и называли его место на картине.
На этом этапе дети описывают объект с точки зрения расположения других
объектов по отношению к нему с позиции постороннего наблюдателя или в
роли самого объекта.
На седьмом этапе «Составление речевых зарисовок с использованием разных
точек зрения»
Цель:
-
Упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине,
изменять свое настроение во времени.
-
Учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на
картине.
-
Учить узнавать эмблемы этапа и проговаривать правило: «Я превращаюсь
в объект на картине и у меня какой-то характер».
-
Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.
Воспитатель: А сейчас каждый из нас превратится в героя
изображённого на картине и расскажет о своём характере, настроении.
Например: Я рыжая пушистая белочка, добрая и красивая. У меня хорошее
настроение. Я увидела мальчика, он наверное меня хочет угостить
орешками.
Воспитатель: Ребята, что это мы рассказывали? Превратившись в героя
картины?
Дети: Превратившись в героя картины мы рассказывали о своём
характере, настроении.
На этом этапе дети упражняются в умении перевоплощаться в объект на
картине. Ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное
состояние или принимает какую-то черту его характера, изменять свое
настроение во времени.
На восьмом этапе «Описание объекта с изменением его характеристики во
времени »
Цель:
-
Учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.
-
Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я
выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним
потом».
На этом этапе учим детей составлять рассказ о конкретном объекте,
представляя его прошлое и будущее,
Используя прием перемещения во времени ("Машина времени").
На девятом этапе «Понятие о смысловых характеристиках картины»
Цель:
-
Учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины.
-
Учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений.
-
Активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины.
-
Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «У каждой
картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
Воспитатель: Художники написали много красивых и интересных картин.
И у каждой картины есть мудрость. Правило жизни или главный смысл,
который мы попробуем найти и в нашей картине. Снова я предлагаю
поиграть. У меня есть вот такой большой, красивый, но не простой цветок.
Это ромашка мудрости. На её лепестках написаны пословицы и поговорки.
Обращается к детям: выбирай любой лепесток. Читает написанное.
Ребята, давайте подумаем, как эта пословица связана с нашей картиной.
Объясните, почему она подходит или не подходит к картине. Что есть у
каждой картины?
Дети: У каждой картины есть мудрость, главный смысл.
На этом этапе обучаем детей подбирать название картины, точно
отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок.
Итоговое занятие: «Составление детьми творческих рассказов по картине».
Цель:
- Закрепить знание этапов составления рассказа по картине.
- Мотивировать детей на составление собственного творческого рассказа по
картине.
Накануне занятия воспитатель обращается и сообщает детям, что завтра
картина, которая «гостила» в группе, будет прощаться с ними и предлагает
детям в качестве подарка картине составить свои рассказы. Работа идет в
паре: взрослый – ребенок. Ребенок индивидуально создает свой собственный
рассказ, и тихо рассказывает его взрослому, который записывает текст на
бумаге.
4часть. Заключение.
Сегодня я познакомила вас только с частью этапов работы над картиной.
Используя данную методику, решается задача обучения составлению детьми
творческих рассказов по сюжетной картине через интеграцию
коммуникативной и продуктивной видов деятельности.
Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к
созданию собственного речевого продукта.
Я могу с уверенностью сказать, что проводя систематическую работу по
обучению детей творческому рассказыванию по картине с использованием
данного метода, мы достигли качественных результатов в развитии связной
речи детей.
Используемая литература:
• Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. «Обучение дошкольников творческому
рассказыванию по картине». Ул ГТУ Ульяновск, 1997.
• Сидорчук Т.А., А.А.Нестеренко «Картотека педагогических приемов для
работы с детьми дошкольного возраста». Ульяновск, 1992.