Напоминание

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Раз – ступенька, два – ступенька"


Автор: Пичугина Елена Вадимовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 90"
Населённый пункт: город Череповец Вологодская область
Наименование материала: программа
Тема: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Раз – ступенька, два – ступенька"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Вологодская область, город Череповец

управление образования мэрии города Череповца

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 90»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Раз - ступенька, два - ступенька»

(социально-педагогическая направленность)

Для детей 5-6 лет

Нормативный срок освоения программы:

октябрь 2018 г. – май 2019 г.

Разработала:

воспитатель I квалификационной категории

Пичугина Елена Вадимовна

Череповец

2018 г.

Содержание

1. Пояснительная записка к программе «Раз – ступенька,

два – ступенька»

1.1. Актуальность ………………………………………………………. 3

1.2. Направленность программы ……………………………………….4

1.3. Новизна программы ……………………………………………….. 4

1.4. Педагогическая целесообразность ……………………………….. 5

1.5. Цель и задачи программы «Раз – ступенька,

два – ступенька» …………………………………………………… 5

1.6. Отличительная особенность программы ………………………….6

1.7. Принципы педагогического процесса …………………………….7

1.8. Категория и возраст воспитанников ………………………………8

1.9. Формы организации и режим педагогического процесса ……….8

1.10. Структура учебного процесса …………………………………….. 8

2. Организационно-педагогические условия

2.1. Материально-технические условия ………………………………. 9

2.2. Требования к педагогическим работникам..……………………...10

3. Учебно-тематический план кружка «Раз – ступенька,

два – ступенька»

3.1 Пояснительная записка ……………………………………….........10

3.2. Годовой календарный учебный график ………………………....12

3.3. Учебный план программы «Раз – ступенька,

два – ступенька»

3.3.1. Тематическое поурочное планирование занятий

кружка по подготовке к обучению грамоте …………………13

3.3.2. Тематическое поурочное планирование занятий

кружка по введению в математику ………………………….19

4. Формы и методы текущего контроля, промежуточной и

итоговой аттестации …………………………………………………….21

5. Ожидаемые результаты и способы их проверки ……………………... 21

6. Список литературы ……………………………………………………...23

2

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность

Основной

целью

непрерывного

образования

должно

выступать

развитие

каждого

ребёнка,

охрана

и

укрепление

его

психического,

физического

и

нравственного

здоровья.

С

этой

точки

зрения

началом

непрерывного

образования

считается

ранний

возраст.

Преемственность

между

дошкольным

и

школьным

звеном

следует

рассматривать

как

построение содержательной единой линии, обеспечивающей эффективное

развитие, воспитание, обучение. В школу дети приходят разные: каждый

имеет свои особенности развития и состояния здоровья, поэтому, необходимо

найти

оптимальный

вариант

получения

образования

в

этой

ситуации.

В

настоящее время проблема адаптации детей в начальной школе стоит очень

остро. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается

необходимый и достаточный для освоения школьной учебной программы в

условиях обучения в коллективе сверстников уровень психического развития

ребенка.

По

этой

причине

необходимо

не

только

учитывать,

но

и

формировать

готовность

учащегося

к

школе.

Зачастую

наблюдается

несформированная

внутренняя

позиция

школьника,

низкий

уровень

произвольности, завышенная самооценка, интеллектуальная неготовность к

обучению, недостатки развития речевой сферы, отсутствие мотивации.

Работа

по

соблюдению

преемственности

между

дошкольным

и

школьным образовательными учреждениями необходимо спланировать так,

чтобы овладение знаниями в школе не нарушало естественный ход развития

ребёнка, максимально способствовало его продвижению.

С

целью

создания

педагогических

и

социально-психологических

условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности,

психологической

готовности

к

школе

была

разработана

дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа «Раз – ступенька, два –

3

ступенька», рассчитанная на детей старшего дошкольного возраста (5 – 6

лет).

1.2.

Направленность программы

Программа «Раз – ступенька, два - ступенька» носит ярко выраженную

социально-педагогическую

направленность:

она

способствует

реализации

личности

в

различных

социальных

кругах,

социализации

ребёнка

в

образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме.

Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной

инициативы,

мотивации

личности

к

познанию

и

творчеству

является

на

современном

этапе

одной

из

главных

задач

социально-педагогического

направления,

которая

актуальна,

прежде

всего,

потому,

что

сейчас

на

передний

план

выходит

проблема

воспитания

личности,

способной

действовать

универсально,

владеющей

культурой

социа льного

самоопределения.

1.3.

Новизна программы

Новизна

данной

программы

состоит

в

том,

что

она

дополняет

и

расширяет

знания

при

помощи

игровых

приемов

как

на

занятиях

по

обучению грамоте,

так и на занятиях по математике, параллельно готовя

руку

ребенка

к

письму.

Программа

формирует

умение

обдумывать

и

планировать

свои

действия,

осуществлять

решения

в

соответствии

с

заданными правилами, проверять результат своих действий, устанавливать

правильное

отношение

со

сверстниками

и

взрослыми.Вышесказанное

прививает у детей интерес к обучению и позволяет использовать эти знания

на практике.

1.4.

Педагогическая целесообразность

4

Знакомство детей с новым материалом не дается в готовом виде, а

постигается им путем самостоятельного

анализа, сравнения, выявления

существенных признаков. Возрастные особенности детей 5-6 лет требуют

использования

игровых

форм

деятельности.

Поэтому

для

реализации

программы

предложено

большое

количество

игровых

упражнений.

Психологи указывают на то, что игры не только являются формой усвоения

знаний, но и способствуют развитию ребенка, его познавательных интересов

и

коммуникативных

способностей.

Использование

тетрадей

на

печатной

основе

помогает

организовать

самопроверку

детей,

выполненных

ими

заданий.

Навыки

самопроверки

станут

в

дальнейшем

основой

для

формирования у них правильной самооценки результатов своих действий.

Формирование навыков самооценки способствуют также подведение итогов

занятия. Поскольку все дети обладают своим уровнем развития, необходимо

дифференцировать занятия с учетом индивидуальных особенностей детей,

создавая

ситуацию

успеха

для

каждого

из

них.

Необходимым

условием

организации

занятий

с

дошкольниками,

является

психологическая

комфортность

детей,

обеспечивающая

их

эмоциональное

благополучие.

Атмосфера

доброжелательности,

вера

в

силы

ребенка,

индивидуальный

подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для

познавательного

развития

детей,

но

и

для

их

н о р м а л ь н о го

психофизиологического состояния.

1.5.

Цели и задачи программы «Раз –ступенька, два – ступенька»

Главная

цель программы

-

создание

педагогических

и

социально-

психологических условий для достижения ребенком определенного уровня

развития личности, психологической готовности к школе.

Цели программы:

5

развитие потенциальных возможностей ребенка;

формирование предпосылок универсальных учебных действий;

обеспечение

преемственности

программ

дошкольного

и

начального

образования;

охрана, укрепление и развитие соматических и психических функций

личности;

оказание помощи родителям в квалифицированной подготовке ребенка

к школе.

Задачи:

развитие

познавательных

способностей:

восприятия,

устойчивого

произвольного внимания, мышления и памяти;

расширение познавательных интересов;

формирование способов познавательной (мыслительной) деятельности:

умения

определять

признаки

и

свойства

предметов,

группировать

предметы

по

общим

признакам,

сравнивать,

анализировать,

устанавливать простейшие причинно-следственные связи, обобщать;

развитие

коммуникативных

способностей,

усвоение

норм

культуры

речи;

сохранение и укрепление здоровья;

развитие личностных качеств;

сформировать эмоционально-положительное отношение детей к учебе,

желание учиться;

организовать

процесс

общения

детей

друг

с

другом,

способствуя

доброжелательному отношению к сверстникам.

1.6.

Отличительные особенности программы

6

Занятия

строятся

на

интегрированной

основе

с

широким

использованием игровых методов. В ходе специальных занятий дети научатся

использовать

простые

и

сложные

логические

операции

при

решении

поставленных задач. Все задания и упражнения по каждой теме расположены

так, что степень их сложности постоянно возрастает, поэтому желательно

придерживаться данной программы, не нарушая последовательности.

Одним

из

разделов

данной

программы

является

формирование

фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте

способствует

уточнению

представлений

о

звуковом

составе

языка,

содействует усвоению навыков фонетического анализа слов.

Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена

на

закрепление

навыков

правильного

и

отчетливого

произношения

всех

звуков родного языка, формирование фонетического восприятия, развитие

голосового аппарата.

Другой

раздел

программы

предназначен

для

формирования

математических

представлений

детей

старшего

дошкольного

возраста

и

подготовки

к

школе.

Оно

предполагает

первоначальное

формирование

представлений

о

количестве,

числе

и

цифре,

геометрических

фигурах,

пространственном расположении.

1.7.

Принципы педагогического процесса

Процесс обучения строится на общедидактических принципах:

1.

Принцип

систематичности

и

последовательности

обучения:

концентрическое

усвоение

программы;

организация

подачи

материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному»);

2.

Принцип

наглядности:

иллюстративное

(наглядное)

изображение

изучаемых

объектов

и

понятий

способствует

формированию

более

полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

7

3.

Принцип

доступности

и

посильности:

реализуется

в

делении

изучаемого

материала

на

этапы

и

в

преподнесении

его

детям

последовательными

блоками

и

частями,

соответственно

возрастным

особенностям и развитию речи;

4.

Онтогенетический

принцип

(учет

возрастных

особенностей

обучаемых).

1.8.

Категория и возраст воспитанников

Программа

рассчитана

на

детей

5-6

лет,

это

дети,

посещающие

дошкольное учреждение.

1.9.

Формы организации и режим педагогического процесса

Педагогический процесс осуществляется: 2 раз в неделю по 30 мин.

Работа проводится во вторую половину дня.

Педагог использует следующие формы организации детей:

специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;

самостоятельная деятельность детей.

1.10.

Структура учебного процесса

Структура

каждого

занятия

определяется

его

содержанием:

посвящается

ли

оно

изучению

нового,

повторению

или

закреплению

пройденного, проверке усвоения знаний детьми. Каждое занятие включает в

себя 3 части: организационный момент, основную часть, итог занятия. В

структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия физического и

умственного напряжения.

8

2.

Организационно – педагогическиеусловия

2.1. Материально-технические условия

Занятия по реализации данной программы проводятся в помещении

группы

дошкольного

учреждения,

которая

оснащена

методическими

пособиями и учебно-дидактическим материалом. Дидактический наглядный

материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются

в соответствии с

возрастными

требованиями,

особенностями

психофизического

развития

детей.

Группа

укомплектована

необходимым

количеством

мебели,

соответствующей числу детей, посещающих занятия.

В

рамках

реализации

программы

используются

различные

виды

методической продукции:

доска для записей (мел или маркеры);

рабочий инструментарий ребенка (рабочие тетради, цветные

карандаши, пенал);

магнитная азбука (демонстрационная);

касса букв и слогов (раздаточный материал);

предметные картинки на все изучаемые звуки;

кубики «Мои первые буквы», «Веселый алфавит»

плакат «Алфавит», «Алфавит для малышей»;

наглядный материл: игрушки, муляжи и др.;

дидактические игры: «На какую букву»; «Звуковая цепочка» и др.;

палочки для счета;

геометрические фигуры.

2.2. Требования к педагогическим работникам.

Преподаватель

должен

иметь

специальное

педагогическое

образование.

Обязан проходить курсы повышения квалификации в соответствии с законом

РФ, проходить медицинские осмотры в соответствии с законодательством

РФ.

К

педагогической

деятельности

не

допускаются

лица,

имеющие

ограничения по законам РФ.

3. Учебно-тематический план кружка «Раз – ступенька, два – ступенька»

9

3.1. Пояснительная записка

С

целью

создание

педагогических

и

социально-психологических

условий для достижения ребенком определенного уровня развития личности,

психологической готовности к школе, работа кружка «Раз – ступенька, два -

ступенька» ведется в двух направлениях:

1.

Подготовка к обучению грамоте;

2.

Введение в математику.

Подготовка

детей

к

обучению

грамоте

способствует

уточнению

представлений о звуковом составе

языка, содействует усвоению навыков

фонетического анализа слов.

Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена

на

закрепление

навыков

правильного

и

отчетливого

произношения

всех

звуков родного языка, формирование фонетического восприятия, развитие

голосового аппарата.

Основной целью кружка является работа над звуковой культурой речи

детей, а основным содержанием – звуко-слоговой анализ слов.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих

задач:

Познакомить со звуками и буквами;

Формировать понятие «гласный звук» и «согласный звук»;

Учить определять позицию звука в слове;

Формировать понятие «слог»;

Научить читать слоги;

Закрепить зрительный образ буквы;

Учить писать печатной буквы.

Кружковые

занятия

по

обучению

грамоте

строятся

по

аналитико-

синтаксической

звукобуквенной

методике

и

закреплении

работой

по

развитию звуковой культуры речи.

10

Учет

психологических

особенностей

детей

дошкольного

возраста

определяет

необходимость

соблюдения

некоторых

особенностей

в

проведении занятийпо обучению грамоте: оптимальное разнообразие видов

деятельности,

введение

физкультминуток,

использование

игрового

материала, переключение внимания детей с одного вида деятельности на

другой.

Подготовка руки к письму (развитие мелкой моторики, формирование

умения держать карандаш и правильное распределение мышечной нагрузки)

осуществляется на занятиях (обведение по контуру, раскрашивание и т.д.) и в

свободной деятельности детей. Широко используются пальчиковые игры.

Основной

целью

кружка

по

введению

в

математику

является

обеспечение начальной математической подготовки.

Задачи кружка по введению в математику:

Научить детей считать в прямом и обратном порядке, соотносить

количество предметов с числом, научить различать и называть цифры в

пределах 10, устанавливать равенства и неравенства, познакомить со

свойствами натурального ряда чисел;

Учить определять предметы по размеру, различать цвет, распределять

предметы в возрастающем и убывающем порядке;

Знакомить с геометрическими фигурами;

Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Детям

предстоит

научиться

распознавать

свойства

предметов

и

геометрические фигуры; научиться правильно называть и обозначать числа,

понимать смысл арифметических действий и отношений.

Программой

предусмотрено

научить

ребёнка

выделять

из

группы

предметов один в соответствии с выделяемыми свойствами: цвет, величина,

форма, назначение; научить детей правильно называть эталонные свойства

предметов и правильно воспринимать эти свойства.

Основу

начального

курса

математики

составляют

представления

о

натуральном числе и 0. Раскрытие смысла арифметических действий связано

11

с решением простых задач. Задачи являются богатейшим материалом, на

котором будет решаться важнейшая задача математики – развитие мышления

и творческой активности учащихся.

Особое значение при изучении математики имеет игровая деятельность

детей на занятиях.

3.2. Годовой календарный учебный график

Начало учебного года

01.10.2018

Конец учебного года

31.05.2018

Период обученияпо программе «Раз – ступенька,

два - ступенька»

01.10.2018 - 31.05.2019

Продолжительность учебной недели

5 дней в неделю

Продолжительность учебного года всего

67

3.3. Учебный план программы «Раз – ступенька, два – ступенька»

Наименование кружка

Кол-во

занятий в

неделю

Кол-во

занятий год

Виды и формы

аттестации

1.

Подготовка

к

обучению

грамоте

1

32

Промежуточная,

итоговая

2.

Введение в математику

1

35

Промежуточная,

итоговая

Всего 67 занятий в год

3.4. Тематическое поурочное планирование

3.4.1 Тематическое поурочное планирование кружка по подготовке к

обучению грамоте

Тема

Кол-во

Цели и задачи

Виды и формы

12

занятий

аттестации

Звук А,

буква А

1

Познакомить со звуком А и буквой А.

Формировать понятие «гласный звук».

Учить определять позицию звука в

слове. Закрепить зрительный образ

гласной буквы А. Написание печатной

буквы А.

Звук О,

буква О

1

Познакомить со звуком О и буквой О.

Формировать понятие «гласный звук».

Учить определять позицию звука в

слове.Закрепить зрительный образ

гласной буквы О. Написание печатной

буквы О.

Звук И,

буква И

1

Познакомить со звуком И и буквой И.

Формировать понятие «гласный звук».

Учить определять позицию звука в

слове. Закрепить зрительный образ

гласной буквы И. Написание печатной

буквы И.

Звук У,

буква У

1

Познакомить со звуком У и буквой У.

Формировать понятие «гласный звук».

Учить определять позицию звука в

слове.

Закрепить зрительный образ гласной

буквы У. Написание печатной буквы

У.

Учить читать сочетание гласных букв

А, О, И и У.

Звук Ы,

буква Ы

1

Познакомить со звуком Ы и буквой Ы.

Формировать понятие «гласный звук».

Учить определять позицию звука в

слове. Закрепить зрительный образ

гласной буквы Ы. Написание

печатной буквы Ы.

Звук Н,

буква Н.

1

Познакомить со звуком Н и буквой Н.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука Н.Учить определять позицию

звука в слове.Закрепить зрительный

образ согласной буквы Н. Написание

печатной буквы Н.

Звук Т,

1

Познакомить со звуком Т и буквой Т.

Формировать понятие «согласный

13

буква Т

звук».

Закрепить правильное произношение

звука Т. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы Т. Написание

печатной буквы Т.

Звук К,

буква К

1

Познакомить со звуком К и буквой К.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука К. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы К. Написание

печатной буквы К.

Звук С,

буква С

1

Познакомить со звуком С и буквой С.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука С.Учить определять позицию

звука в слове.Закрепить зрительный

образ согласной буквы С. Написание

печатной буквы С.

Звук Л,

буква Л

1

Познакомить со звуком Л и буквой Л.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука Л. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы Л. Написание

печатной буквы Л.

Формировать понятие «слог». Учить

читать слоги с изученными буквам.

Звук Р,

буква Р

1

Познакомить со звуком Р и буквой Р.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука Р. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы Р. Написание

печатной буквы Р.

Повторить изученные звуки.

Звук В,

буква В

1

Познакомить со звуком В и буквой В.

Формировать понятие «согласный

звук».

14

Закрепить правильное произношение

звука В. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы В. Написание

печатной буквы В.

Формировать понятие «слог». Учить

читать слоги с изученными буквам.

Буква Е

1

Познакомить с буквой Е и звуками

([Й], [Э]) и [Э]. Формировать понятие

«гласный звук». Учить определять

позицию звука в слове.Закрепить

зрительный образ гласной буквы Е.

Написание печатной буквы Е.

Учить читать слоги с изученными

буквам.

Промежуточная

аттестация

Звук П,

буква П

1

Познакомить со звуком П и буквой П.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука П. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы П. Написание

печатной буквы П.

Звук М,

буква М

1

Познакомить со звуком М и буквой М.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука М. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы М. Написание

печатной буквы М.

Звук З,

буква З

1

Познакомить со звуком З и буквой З.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука З. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы З. Написание

печатной буквы З.

Звук Б,

буква Б

1

Познакомить со звуком Б и буквой Б.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука В. Учить определять позицию

15

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы Б. Написание

печатной буквы Б.

Учить читать слоги с изученными

буквам.

Звук Д,

буква Д

1

Познакомить со звуком Д и буквой Д.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука Д. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы Д. Написание

печатной буквы Д.

Повторить изученные буквы.

Буква Я

1

Познакомить с буквой Я и звуками

([Й], [А]) и [А]. Формировать понятие

«гласный звук». Учить определять

позицию звука в слове.Закрепить

зрительный образ гласной буквы Я.

Написание печатной буквы Я.

Повторить изученные буквы.

Звук Г,

буква Г

1

Познакомить со звуком Г и буквой Г.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука Г. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы Г. Написание

печатной буквы Г.

Звук Ч,

буква Ч

1

Познакомить со звуком Ч и буквой Ч.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука Ч. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы Ч. Написание

печатной буквы Ч.

Звук Ш,

буква Ш

1

Познакомить со звуком Ш и буквой

Ш.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука Ш. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

16

образ согласной буквы Ш. Написание

печатной буквы Ш.

Звук Ж,

буква Ж

1

Познакомить со звуком Ж и буквой Ж.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука Ж. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы Ж. Написание

печатной буквы Ж.

Повторить изученные буквы.

Буква Ё

1

Познакомить с буквой Ё и звуками

([Й], [О]) и [О]. Формировать понятие

«гласный звук». Учить определять

позицию звука в слове.Закрепить

зрительный образ гласной буквы Ё.

Написание печатной буквы Ё.

Учить читать слоги с изученными

буквам.

Звук Й,

буква Й

Знаки Ъ и

Ь

1

Познакомить со звуком Й и буквой Й.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука Й. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы Й. Написание

печатной буквы Й.

Познакомить со знаками Ъ и Ь.

Звук Х,

буква Х

1

Познакомить со звуком Х и буквой Х.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука Х. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы Х. Написание

печатной буквы Х.

Повторить изученные буквы.

Буква Ю

1

Познакомить с буквой Ю и звуками

([Й], [У]) и [У]. Формировать понятие

«гласный звук». Учить определять

позицию звука в слове.Закрепить

зрительный образ гласной буквы Ю.

17

Написание печатной буквы Ю.

Учить читать слоги с изученными

буквам.

Звук Ц,

буква Ц

1

Познакомить со звуком Ц и буквой Ц

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука Ц. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы Ц. Написание

печатной буквы Ц.

Повторить изученные буквы.

Звук Э,

буква Э

1

Познакомить со звуком Э и буквой Э.

Формировать понятие «гласный звук».

Учить определять позицию звука в

слове.

Закрепить зрительный образ гласной

буквы Э. Написание печатной буквы

Э.

Учить читать слоги с изученными

буквам.

Звук Щ,

буква Щ

1

Познакомить со звуком Щ и буквой

Щ.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука Щ. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы Щ. Написание

печатной буквы Щ.

Повторить изученные буквы.

Звук Ф,

буква Ф

1

Познакомить со звуком Ф и буквой Ф.

Формировать понятие «согласный

звук».

Закрепить правильное произношение

звука Ф. Учить определять позицию

звука в слове. Закрепить зрительный

образ согласной буквы Ф. Написание

печатной буквы Ф. Повторить

изученные буквы.

Итоговое

занятие

1

Выделение заданного звука в словах.

Придумывание слов с заданным

звуком.

Итоговая

аттестация.

18

Итого занятий 32

3.4.2. Тематическое поурочное планирование кружкапо введению в

математику

Тема

Кол-во

занятий

Цели и задачи

Виды и формы

аттестации

Свойства предметов

5

Познакомить со свойствами

предметов: цвет, форма,

размер, материал и др.Учить

объединять предметы в

группы по общему свойству.

Сравнение

предметов

3

Учить сравнивать группы

предметов. Познакомить с

обозначением равенства и

неравенства.

Действие сложения

1

Познакомить с отношением:

часть – целое. Формирование

представления о действии

сложения (на наглядном

материале).

Пространственные

отношения

1

Познакомить с отношениями:

на, над, под.

Пространственные

отношения

2

Познакомить с отношениями:

справа, слева.

Действие

вычитания

1

Удаление части из целого

(вычитание). Формирование

представления о действии

вычитания (на наглядном

материале).

Промежуточная

аттестация

Пространственные

отношения

1

Познакомить с отношениями:

между, посередине.

Взаимосвязь между

целым и частью

1

Формирование

представления: один – много.

Число 1 и цифра 1.

1

Число 1 и цифра

1.Натуральное число как

результат счета и измерения.

Пространственные

отношения

1

Познакомить с отношениями:

внутри, снаружи.

Число 2 и цифра 2.

1

Число 2 и цифра 2. Пара.

Точке и линия.

1

Формирование представлений

о точке и линии.

19

Отрезок и луч.

1

Формирование представлений

об отрезке и луче.

Число 3 и цифра 3.

1

Число 3 и цифра

3.Образование следующего

числа путём прибавления

единицы.

Замкнутая и

незамкнутая

линиях.

1

Формирование представлений

о замкнутой и незамкнутой

линиях.

Ломаная линия и

многоугольник.

1

Формирование представлений

о ломаной линии и

многоугольнике.

Число 4 и цифра 4.

1

Число 4 и цифра 4.

Сравнение

чисел на наглядной основе.

Углы и виды углов.

1

Формировать представлений

об углах и видах углов.

Числовой отрезок.

1

Формирование представления

о числовом отрезке.

Число 5 и цифра 5.

1

Число 5 и цифра 5.Поиск

нарушения закономерности.

Пространственные

отношения.

1

Познакомить с отношениями:

впереди, сзади.

Столько же.

1

Формирование представления

столько же. Знаки «=» и «≠».

Больше, меньше.

1

Формирование

представлений: больше,

меньше. Обозначение

отношений равенства и

неравенства (знаки «>» и

«<»).

Раньше, позже.

1

Формирование

представлений: раньше,

позже.

Повторение

материала.

2

Закрепление понятий:

свойства предметов, числа и

цифры, действия,

пространственные отношения

и т.д.

Итоговые занятия

2

Выявить степень усвоения

математических понятий и

представлений

Итоговая

аттестация.

Открытое

занятие

Итого занятий 35

20

4. Формы и методы текущего контроля, промежуточной и итоговой

аттестации воспитанников.

В процессе реализации программы используются

формы контроля

(индивидуальная

и

групповая)

и

методы

(беседа,

тестовые

задания,

практическая работа).

В

ходе

реализации

программы

используется

2

вида

диагностики:

промежуточная и итоговая.

Промежуточная диагностика проводится в середине учебного года

Итоговая

диагностика

проводится

по

результатам

освоения

программы с использование тестовых заданий.

По результатам

тестовых заданий выявляется степень

усвоения

данной

программы.

Выбор

форм

и

методов

диагностики

определяется

возрастом детей и уровнем интеллектуального развития.

5. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты

которой

позволяют

определить

степень

усвоения

ребенком

программных

требований.

Используются

следующие

методы:

беседа,

игра,

игровые

ситуации.

Одной

из

форм

подведения

итогов

реализации

данной

программы

является

проведение

итогового

занятия.

Своеобразным

показателем

эффективности проводимых занятий

могут быть

отзывы

родителей о

повышении интереса к обучению.

К концу года по подготовке к обучению грамоте дети должны знать и уметь:

Знать:

звуки и буквы;

21

гласные и согласные;

звук, слог.

Уметь:

называть, приводить примеры звуков: гласных, согласных;

различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки.

определять место звука в слове;

читать слоги.

К концу года по введению в математику дети должны знать и уметь:

Назвать:

предмет,

расположенный

левее

(правее),

выше

(ниже)

данного

предмета, над (под,за) данным предметом, между двумя предметами;

числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;

число, большее (меньшее) данного на несколько единиц;

фигуру, изображенную на рисунке (круг, квадрат, треугольник, точка,

отрезок).

Различать:

число и цифру;

знаки арифметических действий;

геометрические фигуры.

Сравнивать:

предметы с целью выявления у них сходства и различия;

предметы по форме, по размеру (больше, меньше).

6. Список литературы

1.

Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М: Просвещение, 1991.

2.

Солнечные ступеньки. Обучение грамоте. Ч. 1: рабочая тетрадь

дошкольника. – Киров: ООО «ВК «Дакота», 2017.

22

3.

Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька…

Математика для детей 5-6 лет: учебное пособие. – М: БИНОМ

«Лаборатория знаний», 2018.

4.

Методические рекомендации к пособию Раз – ступенька, два –

ступенька …/ Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. - М. БИНОМ «Лаборатория

знаний», 2018.

5.

Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. –

М.: Просвещение, 2007.

6.

Волина В.В. Учимся играя. – М.: Просвещение, 1994.

23



В раздел образования