Автор: Епифанова Зинаида Фоминична
Должность: воспитатель по присмотру и уходу в начальной школе
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы, школа №201 ордена Трудового Красного Знамени имени Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Журналы в круге детского чтения (по материалам опроса московских школьников)"
Раздел: начальное образование
«Журналы в круге детского чтения
(по материалам опроса московских школьников)»
В настоящее время у школьника появилась возможность выбирать среди
огромного
количества
детских
журналов
те,
которые
вызывают
у
него
интерес,
будут
ему
наиболее
полезны,
помогут
сориентироваться
в
интересующих его проблемах.
Современные
детские
журналы
имеют
свою
специфику,
они
ориентируются
юных
читателей
разных
возрастных
групп,
представляют
несомненный практический и научно-познавательный интерес. В них ученик
может найти полезные советы, интересные факты, тексты художественных
произведений.
Для того чтобы выявить, какие журналы читает современный школьник,
мы провели анкетирование среди относительно небольшой группы (учащиеся
4-х и 5-х классов, двух московских общеобразовательных школ и гимназии).
Нами был опрошен 151 учащийся. В результате проведенного анкетирования
было выявлено, какие журналы интересны школьникам, и – самое главное –
является ли чтение детского журнала одной из форм проведения досуга.
Оказалось, что предпочтения учащихся в выборе журналов достаточно
разнообразны. Вот
далеко
не
полный
список
журналов,
вызывающих
большой интерес у детей: «GEOлёнок»,
«Классный журнал», «Кукумбер»,
«Простоквашино»,
«Животные
нашей
планеты»,
«Эрудит»,
«Веселый
художник», «Твои веселые друзья зверята» и др. Эти журналы разнообразны
по
своей
жанровой
специфике,
представлены
литературные,
научно-
познавательные и развлекательные журналы, что свидетельствует об уже
отчасти сложившихся вкусовых пристрастиях школьников.
Все названные детьми популярные журналы можно разделить на несколько
тематических групп:
журналы развлекательного характера;
научно-познавательные;
литературно художественные.
Приведем несколько примеров.
Ежемесячный «Классный журнал», небольшой по своему объему, очень
любим детьми до 11 лет. Построен по тому же принципу, что и многие
детские
журналы:
много
разнообразных
заданий,
головоломок,
ребусов,
анекдотов,
комиксов,
представлены
новинки
компьютерных
игр,
афиши
премьерных фильмов и письма читателей. Приводится немногочисленные
факты, связанные с историей и географией. Однако в журнале полностью
отсутствуют
художественные
произведения,
адресованные
детям.
Журнал
можно
отнести
скорее
к
числу
развлекательных
изданий,
нежели
познавательных.
Познавательный
журнал «GEOлёнок» является
своеобразным аналогом
взрослого
журнала «GEO».
На
страницах
журнала
помещено
множество
интересных и увлекательных статей, связанных с животным и растительным
миром. Как показал опрос, именно в 4-х и 5-х классах дети больше всего
интересуются
природой,
поэтому
и
постоянно
читают «GEOлёнок».
В
журнале также есть разделы, связанные с историей, географией, искусством и
литературой. Школьники узнают об актуальных и интересных событиях,
происходящих в мире. Журнал очень красочный, со множеством фотографий
высокого качества и комментариями к ним, огромным количеством заданий,
викторин,
конкурсов
с
призами.
В
журнале
есть
рубрика «Вопрос
на
засыпку», где школьники задают вопросы, а редакция журнала отбирает
самые оригинальные и отвечает на них. Что особенно порадовало в журнале,
так это страничка «Что новенького?», где дети вместе с родителями узнают о
книжных
новинках,
но
достаточно
ограниченной
тематики.
В
основном,
читателей
знакомят
с
книгами
о
природе. Помещенные в этих рубриках
обзоры помогают выбрать качественную литературу из огромного количества
изданий.
При
выборе
журналов
школьники
руководствуются
следующими
критериями.
В
анкетах
прозвучали
следующие
ответы:
«Мне
очень
интересно
узнавать
о
фактах,
происходящих
в
мире»;
«Интересная
информация написана в журналах об окружающем мире… можно увидеть
картинки редких животных»; «Журнал современен и держит меня в курсе
событий»; «Он интересный, познавательный и красочный». Таким образом,
главным стимулом к чтению у школьников является наличие интересной
информации
в
журналах. Наиболее
интересным
материалом
в
детских
журналах
для
школьников
являются комиксы,
конкурсы
(игры,
загадки,
кроссворды, сканворды), рассказы, повести, стихи, анекдоты, репродукции
картин, интересные события и новости. Следовательно, мы можем сделать
вывод, что детей привлекает материал не только развлекательного характера,
и гораздо в меньшей степени литературные произведения.
Анализ анкет показал, что учащиеся 4-х и 5-х классов читают детские
журналы если не ежедневно, то несколько раз в неделю в свободное от
занятий время (71% опрошенных). Но есть и такие, кто читает журналы
крайне редко или вовсе не читают (29% опрошенных). В качестве причин
«нелюбви» к детским журналам они назвали: «нелюбовь» к чтению вообще,
нехватку времени
в
связи
с
большим
количеством
домашних
заданий,
а
также
стоимость
журналов.
Как
мы
видим,
число
детей,
читающих
журналы, практически в 2,5 раза превышает число тех, кто не читает, однако
это не говорит о том, что их читательские интересы соответствуют возрасту и
направлены на удовлетворение эстетических потребностей. Из сложившейся
ситуации можно сделать, по крайней мере два вывода. Первый: журнал
входит в круг чтения большинства школьников, следовательно, он может
быть
«своеобразным»
каналом
приобщения
учеников
к
художественной
литературе. Второй: без руководства со стороны учителя дети в подавляющем
большинстве
не
обратятся
к
литературным
детским
журналам,
поэтому
задача
педагога
состоит
в
том,
чтобы
приобщить
учащихся
к
чтению
подобных журналов. Это можно сделать не только на специальных уроках
внеклассного чтения, а также на традиционных уроках, используя материалы
детской периодики (кроссворды, викторины, ребусы, рассказы, стихии) и
указывая на их источник, то есть на журнал.
Тем самым учитель будет формировать у учащихся потребность в чтении
не
только
развлекательных
и
научно-познавательных
журналов,
но
и
собственно
литературных
журналов.
Именно
такой
путь
приобщения
школьников к чтению журналов может стать одним из составных элементов
комплексного руководства детским чтением.