Напоминание

"Журналы в круге детского чтения (по материалам опроса московских школьников)"


Автор: Епифанова Зинаида Фоминична
Должность: воспитатель по присмотру и уходу в начальной школе
Учебное заведение: ГБОУ г. Москвы, школа №201 ордена Трудового Красного Знамени имени Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Журналы в круге детского чтения (по материалам опроса московских школьников)"
Раздел: начальное образование





Назад




«Журналы в круге детского чтения

(по материалам опроса московских школьников)»

В настоящее время у школьника появилась возможность выбирать среди

огромного

количества

детских

журналов

те,

которые

вызывают

у

него

интерес,

будут

ему

наиболее

полезны,

помогут

сориентироваться

в

интересующих его проблемах.

Современные

детские

журналы

имеют

свою

специфику,

они

ориентируются

юных

читателей

разных

возрастных

групп,

представляют

несомненный практический и научно-познавательный интерес. В них ученик

может найти полезные советы, интересные факты, тексты художественных

произведений.

Для того чтобы выявить, какие журналы читает современный школьник,

мы провели анкетирование среди относительно небольшой группы (учащиеся

4-х и 5-х классов, двух московских общеобразовательных школ и гимназии).

Нами был опрошен 151 учащийся. В результате проведенного анкетирования

было выявлено, какие журналы интересны школьникам, и – самое главное –

является ли чтение детского журнала одной из форм проведения досуга.

Оказалось, что предпочтения учащихся в выборе журналов достаточно

разнообразны. Вот

далеко

не

полный

список

журналов,

вызывающих

большой интерес у детей: «GEOлёнок»,

«Классный журнал», «Кукумбер»,

«Простоквашино»,

«Животные

нашей

планеты»,

«Эрудит»,

«Веселый

художник», «Твои веселые друзья зверята» и др. Эти журналы разнообразны

по

своей

жанровой

специфике,

представлены

литературные,

научно-

познавательные и развлекательные журналы, что свидетельствует об уже

отчасти сложившихся вкусовых пристрастиях школьников.

Все названные детьми популярные журналы можно разделить на несколько

тематических групп:

журналы развлекательного характера;

научно-познавательные;

литературно художественные.

Приведем несколько примеров.

Ежемесячный «Классный журнал», небольшой по своему объему, очень

любим детьми до 11 лет. Построен по тому же принципу, что и многие

детские

журналы:

много

разнообразных

заданий,

головоломок,

ребусов,

анекдотов,

комиксов,

представлены

новинки

компьютерных

игр,

афиши

премьерных фильмов и письма читателей. Приводится немногочисленные

факты, связанные с историей и географией. Однако в журнале полностью

отсутствуют

художественные

произведения,

адресованные

детям.

Журнал

можно

отнести

скорее

к

числу

развлекательных

изданий,

нежели

познавательных.

Познавательный

журнал «GEOлёнок» является

своеобразным аналогом

взрослого

журнала «GEO».

На

страницах

журнала

помещено

множество

интересных и увлекательных статей, связанных с животным и растительным

миром. Как показал опрос, именно в 4-х и 5-х классах дети больше всего

интересуются

природой,

поэтому

и

постоянно

читают «GEOлёнок».

В

журнале также есть разделы, связанные с историей, географией, искусством и

литературой. Школьники узнают об актуальных и интересных событиях,

происходящих в мире. Журнал очень красочный, со множеством фотографий

высокого качества и комментариями к ним, огромным количеством заданий,

викторин,

конкурсов

с

призами.

В

журнале

есть

рубрика «Вопрос

на

засыпку», где школьники задают вопросы, а редакция журнала отбирает

самые оригинальные и отвечает на них. Что особенно порадовало в журнале,

так это страничка «Что новенького?», где дети вместе с родителями узнают о

книжных

новинках,

но

достаточно

ограниченной

тематики.

В

основном,

читателей

знакомят

с

книгами

о

природе. Помещенные в этих рубриках

обзоры помогают выбрать качественную литературу из огромного количества

изданий.

При

выборе

журналов

школьники

руководствуются

следующими

критериями.

В

анкетах

прозвучали

следующие

ответы:

«Мне

очень

интересно

узнавать

о

фактах,

происходящих

в

мире»;

«Интересная

информация написана в журналах об окружающем мире… можно увидеть

картинки редких животных»; «Журнал современен и держит меня в курсе

событий»; «Он интересный, познавательный и красочный». Таким образом,

главным стимулом к чтению у школьников является наличие интересной

информации

в

журналах. Наиболее

интересным

материалом

в

детских

журналах

для

школьников

являются комиксы,

конкурсы

(игры,

загадки,

кроссворды, сканворды), рассказы, повести, стихи, анекдоты, репродукции

картин, интересные события и новости. Следовательно, мы можем сделать

вывод, что детей привлекает материал не только развлекательного характера,

и гораздо в меньшей степени литературные произведения.

Анализ анкет показал, что учащиеся 4-х и 5-х классов читают детские

журналы если не ежедневно, то несколько раз в неделю в свободное от

занятий время (71% опрошенных). Но есть и такие, кто читает журналы

крайне редко или вовсе не читают (29% опрошенных). В качестве причин

«нелюбви» к детским журналам они назвали: «нелюбовь» к чтению вообще,

нехватку времени

в

связи

с

большим

количеством

домашних

заданий,

а

также

стоимость

журналов.

Как

мы

видим,

число

детей,

читающих

журналы, практически в 2,5 раза превышает число тех, кто не читает, однако

это не говорит о том, что их читательские интересы соответствуют возрасту и

направлены на удовлетворение эстетических потребностей. Из сложившейся

ситуации можно сделать, по крайней мере два вывода. Первый: журнал

входит в круг чтения большинства школьников, следовательно, он может

быть

«своеобразным»

каналом

приобщения

учеников

к

художественной

литературе. Второй: без руководства со стороны учителя дети в подавляющем

большинстве

не

обратятся

к

литературным

детским

журналам,

поэтому

задача

педагога

состоит

в

том,

чтобы

приобщить

учащихся

к

чтению

подобных журналов. Это можно сделать не только на специальных уроках

внеклассного чтения, а также на традиционных уроках, используя материалы

детской периодики (кроссворды, викторины, ребусы, рассказы, стихии) и

указывая на их источник, то есть на журнал.

Тем самым учитель будет формировать у учащихся потребность в чтении

не

только

развлекательных

и

научно-познавательных

журналов,

но

и

собственно

литературных

журналов.

Именно

такой

путь

приобщения

школьников к чтению журналов может стать одним из составных элементов

комплексного руководства детским чтением.



В раздел образования