Напоминание

"Речевая готовность ребенка к школьному обучению"


Автор: Шилкова Алевтина Васильевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МДОУ ЦРР №20 п.Рощино
Населённый пункт: Поселок Рощино, Сосновский район, Челябинская область
Наименование материала: Памятка для родителей
Тема: "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Речевая готовность ребенка к школьному обучению (памятка для

родителей)

Подготовка к школе – одна из важнейших задач, как в детском саду, так и в

семье. Ведь ребенок с высоким уровнем развития познавательных процессов

легко вступает в контакт со сверстниками; может ясно выразить свои мысли,

будет легко усваивать учебный материал. Важен настрой ребенка на учебу:

Быть готовым к школе – не значит

Уметь читать, писать, считать.

Быть готовым к школе – значит

Быть готовым всему этому научиться.

Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению:

сформированность звукопроизношения;

готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;

соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение

пользоваться разными способами словообразования;

сформированность грамматического строя речи;

сформированность связной речи.

Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:

умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА

звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине

слова, в слове ДОМ – в конце слова;

умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть

гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]);

умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК

первый звук [М], второй – [А], третий – [К];

умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К’], [И], [Т] — КИТ.

Сформированность звукопроизношения:

У ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех

звуков речи, умение произносить чистогооворки, типа: Шла Саша по шоссе

и сосала сушку. Наловил Валерий полведра форели.

Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение

пользоваться разными способами словообразования:

умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением,

например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;

умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ –

СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА – ЛИСИЙ) от

существительных;

умение образовывать приставочные глаголы, например: ЕХАТЬ –

УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …

умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ –

ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД;

Сформированность грамматического строя речи:

умение правильно употреблять простые распространённые, сложные

предложения; видеть связь слов в предложении;

умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;

умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;

умение определять количество и последовательность слов в

предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4

слова);

умение различать понятия «слово», «предложение».

Сформированность связной речи в соответствии с возрастными

нормами:

умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя

последовательность и смысл;

умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;

умение составлять рассказ по сюжетной картине;

умение составлять рассказ-описание предмета.

Для наилучшего результата развития всех сторон речи советуем играть в

игры: Игра "Назови ласково". Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое). Игра «Скажи наоборот»: добро – зло,

темно – светло, легкий – тяжелый, горячий – холодный, длинный –

короткий…

Игра «Приготовим сок» : из яблок сок… (яблочный); из груш…

(грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишнёвый); из моркови,

лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок

из чего?

Игра «Мы со звуком А играем, слово к слову подбираем»: ищем слова с

заданным звуком дома, в магазине, по дороге домой и т. д..

Источник: интернет.



В раздел образования