Автор: Шилкова Алевтина Васильевна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МДОУ ЦРР №20 п.Рощино
Населённый пункт: Поселок Рощино, Сосновский район, Челябинская область
Наименование материала: Памятка для родителей
Тема: "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"
Раздел: дошкольное образование
Речевая готовность ребенка к школьному обучению (памятка для
родителей)
Подготовка к школе – одна из важнейших задач, как в детском саду, так и в
семье. Ведь ребенок с высоким уровнем развития познавательных процессов
легко вступает в контакт со сверстниками; может ясно выразить свои мысли,
будет легко усваивать учебный материал. Важен настрой ребенка на учебу:
Быть готовым к школе – не значит
Уметь читать, писать, считать.
Быть готовым к школе – значит
Быть готовым всему этому научиться.
Параметры речевой готовности ребёнка к школьному обучению:
сформированность звукопроизношения;
готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу;
соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение
пользоваться разными способами словообразования;
сформированность грамматического строя речи;
сформированность связной речи.
Готовность к звуко-слоговому анализу и синтезу:
умение определять место звука в слове, например: в слове МАЛИНА
звук [М] находится в начале слова, в слове КОМНАТА – в середине
слова, в слове ДОМ – в конце слова;
умение различать гласные и согласные звуки (в русском языке шесть
гласных звуков: [А], [У], [О], [И], [Ы], [Э]);
умение анализировать слова из 3-5 звуков, например: в слове МАК
первый звук [М], второй – [А], третий – [К];
умение составлять слова из 3-5 звуков, например: [К’], [И], [Т] — КИТ.
Сформированность звукопроизношения:
У ребёнка должно быть сформировано правильное чёткое произношение всех
звуков речи, умение произносить чистогооворки, типа: Шла Саша по шоссе
и сосала сушку. Наловил Валерий полведра форели.
Соответствие словарного запаса возрастным нормам и умение
пользоваться разными способами словообразования:
умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением,
например: ГОЛОВА – ГОЛОВКА — ГОЛОВУШКА;
умение образовывать относительные прилагательные (СНЕГ –
СНЕЖНЫЙ) и притяжательные прилагательные (ЛИСА – ЛИСИЙ) от
существительных;
умение образовывать приставочные глаголы, например: ЕХАТЬ –
УЕХАТЬ –ПЕРЕЕХАТЬ – ОБЪЕХАТЬ …
умение образовывать сложные слова, например: ЛЕС РУБИТ –
ЛЕСОРУБ, СНЕГ ПАДАЕТ – СНЕГОПАД;
Сформированность грамматического строя речи:
умение правильно употреблять простые распространённые, сложные
предложения; видеть связь слов в предложении;
умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции;
умение выделять предлоги в предложении как отдельные слова;
умение определять количество и последовательность слов в
предложении из 4-6 слов, например: Канарейка сидит в клетке (4
слова);
умение различать понятия «слово», «предложение».
Сформированность связной речи в соответствии с возрастными
нормами:
умение пересказывать рассказ из 8-10 предложений, сохраняя
последовательность и смысл;
умение составлять рассказ по серии из 3-6 сюжетных картинок;
умение составлять рассказ по сюжетной картине;
умение составлять рассказ-описание предмета.
Для наилучшего результата развития всех сторон речи советуем играть в
игры: Игра "Назови ласково". Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).
Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).
Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).
Ведро синее, а ведерко … (синенькое). Игра «Скажи наоборот»: добро – зло,
темно – светло, легкий – тяжелый, горячий – холодный, длинный –
короткий…
Игра «Приготовим сок» : из яблок сок… (яблочный); из груш…
(грушевый); из слив… (сливовый); из вишни… (вишнёвый); из моркови,
лимона, апельсина и т.п. Справились? А теперь наоборот: апельсиновый сок
из чего?
Игра «Мы со звуком А играем, слово к слову подбираем»: ищем слова с
заданным звуком дома, в магазине, по дороге домой и т. д..
Источник: интернет.