Автор: Дорофеева Наталья Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№14
Населённый пункт: с. Андреевское, Владимирская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Игра как важнейшая форма организации деятельности детей раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
«Игра как важнейшая форма организации
деятельности детей раннего дошкольного
возраста»
«Игровая деятельность – ведущий вид
деятельности ребёнка, поскольку в ней
удовлетворяются все его потребности.»
Д.Б.Эльконин
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в
детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание
исследователей, при чём не только педагогов и психологов, но и философов,
социологов, этнографов. Существует целый ряд теорий, которые
рассматривают игру с двух точек зрения:
•Игра, как деятельность, в которой ребёнок развивается целостно,
гармонично, всесторонне
• Игра как средство приобретения и проработки знаний.
В настоящее время общепризнано, что игра является ведущей
деятельностью ребёнка дошкольного возраста.
Она выступает одной из
первых ступенек формирования опыта малыша, на основе ее будут со
временем строиться другие, более «взрослые» виды деятельности. Чем же
так примечательна игра? И почему так важно играть с ребенком?
Ребенок проводит в игре много времени. Игра для него – очень серьезное
занятие. Не может быть здорового развития без деятельной, интересной
жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребенок ведет в игре,
свободной, им самим создаваемой, или играх с правилами. Игра
единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает
его организации. В игре формируется память, сенсорные процессы,
моторика, многие способности, качества личности, причем формируется,
иногда легче, чем в трудовой и учебной деятельности. В игре форсируются
все стороны психики ребенка, он играет, потому что развивается, и
развивается потому, что играет. Игра – практика развития.
Игрой малыш овладевает при руководстве и непосредственном участии
взрослых (в детском саду – воспитатели, дома – родители, бабушки). Так или
иначе мать влияет на особенности развития своего ребёнка, воспитывая его,
как правило, стихийно, неосознанно. Есть родители, которым трудно
придумать, как и во что играть с ребенком, какие сюжеты разыгрывать с
малышом. Некоторые родители испытывают неловкость и неуверенность в
игровой деятельности, им сложно быть на одном уровне с малышом.
В последнее время все чаще родители предпочитают с ребенком не
«играть», а «заниматься». Бесспорно, все методики раннего развития имеют
место быть и приносят пользу малышу, но могут ли они заменить игру?
Почему-то очень многие мамы думают, что могут, и поэтому начинают еще с
пеленок учить кроху, развивать его мышление, память, то есть в первую
очередь делают упор на потенциально высокий интеллект. Конечно,
родителям хочется видеть своих детей умными и развитыми. Вот только
развитие познавательной сферы – не единственное, что важно для малыша в
дошкольном периоде. Не менее полезно и нужно учить ребенка выражать
свои эмоции, общаться, приобретать навыки самообслуживания, а также
постигать понемножку общечеловеческие ценности – доброту, дружбу,
принятие, понимание, прощение. Задатки всего перечисленного
закладываются еще в первые годы жизни, и одним из главных проводников
этого является именно игра – яркая, добрая, эмоциональная, приятная и
понятная ребенку. А сделать игру такой поможет поддержка и участие самых
близких маленькому человечку людей – родителей. Совместная игра
родителей и ребенка-дошкольника помогает лучше понять друг друга, в
результате чего взаимоотношения с детьми становятся более теплыми и
содержательными.
Конечно, ребенок может научиться играть и сам, глядя на играющих
сверстников на игровой площадке, наблюдая игры старших братьев и сестер,
имея в своем распоряжении игрушки, которыми его щедро снабжают
родители. Но опыт показывает, что стихийное овладение игрой происходит
очень медленно и неполно, особенно в тех случаях, когда ребенок
единственный в семье, а взрослые больше пекутся о его физическом
благополучии и гигиене, нежели о психическом благополучии и
эмоциональном благополучии. Поэтому, я считаю, что одна из задач
воспитателя при работе с родителями, научить их играть с ребёнком,
учитывая индивидуальные и возрастные особенности. При общении с
родителями в этом направлении, нужно постараться использовать как
традиционные формы работы, так и инновационные, более понятные
современным родителям.
Проблема игры, как средство всестороннего развития детей является одной
из актуальных проблем, как в теоретическом, так и в практическом
отношении.
Дети раннего возраста- пытливые» исследователи», любопытные и
энергичные. Они познают окружающий мир «играючи» и полны восторгов по
поводу каждого своего «открытия». Мы, взрослые, должны поощрять их
стремление к познаванию, помочь реализовать уже имеющиеся у них
возможности к этому и создавать условия для последующего развития.
Многие игры (подвижные, малоподвижные, игры с предметами)
существуют с давних времён и пришли к нам из народной педагогики. В
сущности, без потешек и прибауток не обходился ни один сколь-нибудь
значимый период роста и развития малыша. Они сопутствовали играм с
пальцами, ручками, ножками, развивали ритмичность.
Игровая деятельность, в какой бы форме она ни выражалась всегда радует
ребёнка. Малыш приходит в детский сад, чтобы обрести друзей, выразить
себя в интересной ему деятельности. Именно игра делает процесс
воспитания приятным и полезным не только для самого малыша, но и для
окружающих его взрослых.
Игра – незаменимый помощник воспитателя, она помогает ему включить в
активную деятельность замкнутых и застенчивых детей, но главное – игра
сближает воспитателя и ребёнка, который должен чувствовать, что взрослый
не равнодушен к нему, верит в него, доверяет ему, включает его в решение
всё более трудных проблем и задач.
Очень важно, чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем
ответственной роли, но и просто рядовым участником (птичкой, зайкой и т.
п.). Малыши с удовольствием играют, когда взрослые проявляют интерес ко
всем их действиям в играх и сами в них активно участвуют, показывая
пример правильного выполнения движений. Веселый, ласковый тон
воспитателя подкупает малышей, им передается его радостное настроение. В
таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову
педагога, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их
усваивают.
Игр очень много, они разные, но при умелом руководстве со стороны
взрослых способны творить настоящие чудеса.
Если дети устали от однообразных действий и им нужна разрядка; если они
расшалились и их надо успокоить; если надо сделать интересным какой-то
режимный момент или поднять их настроение после дневного сна в этом
случае будут уместны подвижные игры.
Игры-забавы, придуманные песенки-подсказулечки напоминают маленькие
сказки. Недоговорённые по своему содержанию, они развивают детскую
фантазию, воображение.
Пальчиковые игры тренируют движения пальцев, развивают мелкую
моторику кисти.
Различные дидактические игры с игрушками способствуют
разностороннему развитию ребенка: умственному и эстетическому
воспитанию, формированию работоспособности, усидчивости, воли; учат
действовать в коллективе сверстников.
Сюжетно – ролевая игра – первая проба социальных сил и первое их
испытание. Дети изображают людей, животных, работу врача, парикмахера,
водителя и др. Понимая, что игра – не настоящая жизнь, малыши в то же
время по – настоящему переживают свои роли, откровенно показывают своё
отношение к жизни, свои мысли, чувства, воспринимая игру как важное и
ответственное дело.
Для нас воспитателей, организация игровой деятельности детей является
одним из наиболее сложных разделов работы, так как, любая игра требует
серьёзной подготовки. Как правило, на порядок большего количества
времени, нежели её проведение, творческой деятельности, определённых
материальных затрат, а порой и преодоления сложившихся педагогических
стереотипов. Но, всё чем наделяет ребёнка природа, не случайно, и
использовать представленный ею потенциал просто необходимо. Все близкие
ребёнку люди мечтают, чтобы малыш рос разносторонне развитым, чтобы он
был смышлёным и добрым, имел глубокий ум и здоровое тело.
Игра - один из способов сделать процесс воспитания ребёнка приятным и
полезным как для самого малыша, так и для окружающих его взрослых.
Литература:
А. К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. Книга для
воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2001.
Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой
младшей группе детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
М.Ф. Литвинова. Играют непоседы. Игры и упражнения для детей от 1,5 до
3 лет. М.;Т.Ц. Сфера , 2012г.
Ю.И.Забаровская. Шаг за шагом. Программа коррекционно-развивающей
работы с детьми раннего возраста.С-П.: Детство-Пресс, 2011г.
Услуги интернет.