Напоминание

"Формирование образной речи в развитии старших дошкольников"


Автор: Толстихина Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ комбинированного вида "ДС№7"
Населённый пункт: Благодарненский городской круг, Ставропольский край
Наименование материала: речевое развитие
Тема: "Формирование образной речи в развитии старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дошкольный возраст – это сензитивный период, который наиболее благоприятный для

развития речи, формирования культуры речевого общения. Образная речь является

важной составной частью воспитания культуры речи.

Формирование

образной

речи

будет

протекать

наиболее

успешнее

в

старшем

дошкольном возрасте, так как именно в этот период дети могут глубоко понимать

содержание

литературного

произведения

и

осознавать

некоторые

особенности

художественной формы, выражающей его содержание.

В

старшем

дошкольном

возрасте

дети

способны

принимать

активное

участие

в

беседе, достаточно полно и точно отвечать на поставленные вопросы, дополнять и

поправлять ответы других, самостоятельно высказываться, формулировать вопросы.

Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращенную к ним образную

речь. Важно, чтобы бы дети и сами использовали доступные им образные средства

родного

языка.

Образную

речь

ребёнка

развивают

на

основе

активизации

его

образного мышления, воображения. В процессе обучения дети овладевают умением

использовать

в

монологической

речи

несложные

образные

описания,

сравнения,

эпитеты, а так же различные интонационные оттенки.

В старшем дошкольном возрасте речь детей достигает относительно высокого уровня,

обогащается словарь, возрастает употребление простых распространенных и сложных

предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим

ошибкам, умение контролировать свою речь. Исследования психологов и педагогов,

показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное

восприятие,

проявляющееся

в

понимании

содержания

и

нравственного

смысла

произведения,

в

способности

выделять

и

замечать

средства

художественной

выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Так, старшие дошкольники умело используют в своей речи средства интонационной

выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, они

легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

Речь старших дошкольников обогащается словами, обозначающими все части речи. В

этом

возрасте

они

активно

занимаются

словообразованием,

словотворчеством

и

словоизменением,

В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного

использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается

смысловая

сторона

речи:

появляются

обобщающие

слова,

синонимы,

антонимы,

оттенки

значений

слов,

происходит

выбор

точных,

подходящих

выражений,

употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов [2].

В

старшем

дошкольном

возрасте

импульсивность

детской

эмоциональности

уменьшается,

а

речь

детей

становится

более

устойчивой,

и

непроизвольная

выразительность

ее

снижается.

Однако

старшие

дошкольники,

способны

к

сознательной

выразительность.

Сознательная

выразительность

присуща

художественной речи. Поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрасте

важно использовать произведения художественной литератур.

.Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о

средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую

близость

и

различия

однокоренных

синонимов,

понимают

словосочетания

в

переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в

речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры,

сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать

структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать

разнообразные

грамматические

средства

(инверсия,

уместное

употребление

предлогов).

Неисчерпаемая возможностях обогащения языка детей в связи с разнообразием их

деятельности. Народная речь отличается образностью. Образность есть определение

в

слове

самых

характерных,

существенных

черт

предмета,

явления.

Блестящим

примером образности языка является язык сказок. Разумеется, сказки оказывают своё

влияние на язык ребёнка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает

он гармонию слова. Однако обычная разговорная речь воспитателя с детьми (рассказ,

беседа) должна быть по возможности образна, выразительна. Это трудно, но вполне

осуществимо при тщательной работе над своим языком [3].

Таким образом,

Главным стимулом развития речи на наш взгляд является создание условий для

проявления речевой активности, которые мы постарались создать. В группе

оборудована театральная студия, где в изобилии представлены разные виды театров,

театральные куклы, маски, маски – шляпы, схемы – эмоции, подобраны мягкие

игрушки – прототипы сказочных персонажей – отражающие их характерные

особенности, используемые детьми в инсценировании, импровизации, диалогах.

Основа развития образеой речи этоТеатрально-игровая деятельность, которая

является первоосновой в создании положительного эмоционального фона,

способствует раскрытию внутреннего творческого потенциала, помогает найти себя

Приобретены и изготовлены сюрпризные мешочки, шкатулки, корзиночки - с

клубочками, шишками, орешками, цветами…, сундучки; игрушки – сигналы:

колокольчики, музыкальные игрушки…

Книжный уголок

Сделана подборка фольклорного материала:

- по сезонам;

- «Чудесный короб» - считалки, мирилки, дразнилки, колыбельные, потешки, заклички

о птицах, кошечках и кисках;

- «В морозный денек да за сказочку» - зачины, стихотворные тексты для сказочных

персонажей, для входа и выхода из игры или сказочного действа;

-«Сундучок бабушки Забавы» - с подборкой русских народных игр и хороводов;

-«Мишуткины сюрпризы» - с сюрпризными игрушками, картинками, подарками…;

Создана «Почемучкина библиотечка» с подбором книг по теме, сказок с аудио-

касетами. Приобретен демонстрационный материал из цикла «Беседы по картине» -

«В мире мудрых пословиц»; в распоряжение детям и родителям предоставлены

словари: пословиц и поговорок, фразеологических оборотов; дидактические игры:

«Антонимы», «Синонимы», «В гостях у сказки», «Сказочный герой».

Одной из форм обогащения образного словаря ребенка через народную культуру

является знакомство с ней через игру, при этом происходит активное, творческое

усвоение многих, казалось бы, отмерших и застывших традиций народной культуры,

многих полезных истин, незатейливых на первый взгляд, но очень емких и красивых

слов и выражений.

Практика показывает, что легкость и непринужденность игровых форм во многом

помогает преодолеть языковой и культурный барьер возникший между поколениями

«дедов» и «внуков». Используем на занятиях и прогулках.

Развитие образности речи включает все направления работы над словом – лексическое,

грамматическое, фонетическое. Прекрасной основой здесь служат разнообразные

задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор, синонимов и других средств

художественной выразительности, влияющих на развитие образности речи. Восторг и

неподдельный интерес возник у детей к циклу речевых игр «Фейерверк в стране

слов»: где все слова начинаются на одну букву, или же имеют одинаковую часть слова,

где для героев, в которых превратились дети, находят важные для себя слова, где дети

становятся «живыми словами», или « оживляли» предметы или картинки из

«Чудесного короба». Создана картотека словесных игр.

Неиссякаемый источник детских вариантов возникает в игре «Скажи по-другому, по-

сказочному».

По какой бы программе не занимался ребенок в детском саду, в его жизни обязательно

должна присутствовать сказка.

Сказка, которая развлекает, утешает, обучает и даже лечит.

Эффективный прием в усвоении детьми и в умении передавать особенности языковых

средств, характерных для сказок, обогащении интонационного, лексического и

синтаксического строя речи – это драматизация и инсценирование.

Большинство детей группы участвуют в поиске новых и новых вариантов диалога

персонажей, логично строя свои высказывания, употребляя образные слова и

выражения из знакомых произведений (потешек, считалок, сказок), заменяя

невыразительные слова – яркими: бежит – несется сломя голову, плачет – горько-

горько плачет, горюет.

Знакомя с этим жанром, его художественными формами, уделяли внимание средствам

языковой выразительности. На начальном этапе широко использовали прием

совместного комментирования, в ходе которого мы высказывали собственное мнение о

роли того или иного средства выразительности для точной и образной передачи

художественного образа персонажа. Например: «В сказке «Гуси-лебеди» девочка так

сильно испугалась Бабы Яги, что автор показал это необычными словами: сидит ни

жива ни мертва». Поощрялись и попытки детей высказать свою точку зрения.

В работе со сказкой обращали внимание на то:

- Какие необычные выражения вы запомнили?

- Какие необычные имена получили герои?

- Какими словами говорится в сказке, например: «Морозко», что девочка замерзла?

( дрожит, озноб ее пробирает, чуть дух переводит, чуть языком шевелит ).

Эти вопросы помогали детям задуматься над тем, что обозначают эти слова в другом

образном выражении, как необычно и красиво это звучит в речи, где уместно их

использовать.

Сказки открыли нам широкие возможности для привлечения внимания к необычным

выражениям – фразеологизмам. Работа с фразеологическими оборотами помогает

привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов

к фразеологизмам помогает понять обобщенный смысл малых фольклорных форм

(ворон считать – быть невнимательным, морочить голову – обманывать)

Для правильного понимания иносказательного смысла пословиц и поговорок

предлагали картинки, отображающие их буквальный и переносный смысл. А далее,

дети справлялись с заданием: «Подбери картинку к пословице», которую читает

взрослый.

Система работы позволила убедиться, что дети готовы не только понимать смысл,

пословиц, но и использовать их в самостоятельных высказываниях. Воспользовавшись

их интересом и увлеченностью, подвели детей к адекватному, точному и логичному

использованию, накоплению в речи образных слов и выражений, заимствованных из

пословиц и поговорок.

С этой целью мы приступили к составлению «Веселого словарика». В тесном

сотрудничестве «педагог – ребенок – родитель». Благодаря этой эффективной,

творческой со-деятельности взрослых и детей, мы собираем уникальный материал –

«мастерская слова» с детскими «объяснялками» пословиц и поговорок,

фразеологических оборотов.

Интерес детей способствовал развитию образной лексики, собственному

сочинительству под названием «рассуждалки». Специальные творческие задания на

основе фразеологизмов, пословиц, поговорок подвели детей к перенесению

разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное

словесное творчество.

Обращение к личному опыту активизировали детей. В их речевых высказываниях

стали чаще встречаться образные выражения, уместные в этих ситуациях. Для детей

затрудняющихся в композиционном построении текста, использовали прием

мнемотаблиц. В нашей группе создана большая картотека мнемотаблиц.

Параллельно с детьми мы помогали родителям освоиться в этой непростой теме через

родительский уголок и совместное творчество с детьми.

Подготовили ряд консультации: «Шаги к грамотной речи», «Отложите букварь, и

займитесь играми»,папка- передвижка«По дороге в детский сад».

Формирование образной речи – это яркое общение с детьми через мелодичное

звучание художественного слова в малых фольклорных формах, это настроение

затейливости в театральных и речевых играх, в работе со сказкой.

Эти формы эмоционального общения и контакта с педагогом и друг с другом

пробуждают ритмичность, богатство языка, выразительность средств, образности речи

и интерес к художественному слову.

Своей работой мы укрепляем «ниточку», которую называют связью поколений и

стараемся, чтобы эта работа с детьми была живой, интересной, разнообразной, яркой,

красочной, увлекательной и эффективной.



В раздел образования