Автор: Толстихина Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ комбинированного вида "ДС№7"
Населённый пункт: Благодарненский городской круг, Ставропольский край
Наименование материала: речевое развитие
Тема: "Формирование образной речи в развитии старших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Дошкольный возраст – это сензитивный период, который наиболее благоприятный для
развития речи, формирования культуры речевого общения. Образная речь является
важной составной частью воспитания культуры речи.
Формирование
образной
речи
будет
протекать
наиболее
успешнее
в
старшем
дошкольном возрасте, так как именно в этот период дети могут глубоко понимать
содержание
литературного
произведения
и
осознавать
некоторые
особенности
художественной формы, выражающей его содержание.
В
старшем
дошкольном
возрасте
дети
способны
принимать
активное
участие
в
беседе, достаточно полно и точно отвечать на поставленные вопросы, дополнять и
поправлять ответы других, самостоятельно высказываться, формулировать вопросы.
Дошкольников отличает эмоциональная отзывчивость на обращенную к ним образную
речь. Важно, чтобы бы дети и сами использовали доступные им образные средства
родного
языка.
Образную
речь
ребёнка
развивают
на
основе
активизации
его
образного мышления, воображения. В процессе обучения дети овладевают умением
использовать
в
монологической
речи
несложные
образные
описания,
сравнения,
эпитеты, а так же различные интонационные оттенки.
В старшем дошкольном возрасте речь детей достигает относительно высокого уровня,
обогащается словарь, возрастает употребление простых распространенных и сложных
предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим
ошибкам, умение контролировать свою речь. Исследования психологов и педагогов,
показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное
восприятие,
проявляющееся
в
понимании
содержания
и
нравственного
смысла
произведения,
в
способности
выделять
и
замечать
средства
художественной
выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.
Так, старшие дошкольники умело используют в своей речи средства интонационной
выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, они
легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.
Речь старших дошкольников обогащается словами, обозначающими все части речи. В
этом
возрасте
они
активно
занимаются
словообразованием,
словотворчеством
и
словоизменением,
В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного
использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается
смысловая
сторона
речи:
появляются
обобщающие
слова,
синонимы,
антонимы,
оттенки
значений
слов,
происходит
выбор
точных,
подходящих
выражений,
употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов [2].
В
старшем
дошкольном
возрасте
импульсивность
детской
эмоциональности
уменьшается,
а
речь
детей
становится
более
устойчивой,
и
непроизвольная
выразительность
ее
снижается.
Однако
старшие
дошкольники,
способны
к
сознательной
выразительность.
Сознательная
выразительность
присуща
художественной речи. Поэтому с целью ее развития в старшем дошкольном возрасте
важно использовать произведения художественной литератур.
.Таким образом, в старшем дошкольном возрасте у детей имеются представления о
средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, смысловую
близость
и
различия
однокоренных
синонимов,
понимают
словосочетания
в
переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в
речи многозначные слова, разнообразные средства образности (эпитеты, метафоры,
сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать
структуру и семантическое место формы слова в предложении; умение использовать
разнообразные
грамматические
средства
(инверсия,
уместное
употребление
предлогов).
Неисчерпаемая возможностях обогащения языка детей в связи с разнообразием их
деятельности. Народная речь отличается образностью. Образность есть определение
в
слове
самых
характерных,
существенных
черт
предмета,
явления.
Блестящим
примером образности языка является язык сказок. Разумеется, сказки оказывают своё
влияние на язык ребёнка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает
он гармонию слова. Однако обычная разговорная речь воспитателя с детьми (рассказ,
беседа) должна быть по возможности образна, выразительна. Это трудно, но вполне
осуществимо при тщательной работе над своим языком [3].
Таким образом,
Главным стимулом развития речи на наш взгляд является создание условий для
проявления речевой активности, которые мы постарались создать. В группе
оборудована театральная студия, где в изобилии представлены разные виды театров,
театральные куклы, маски, маски – шляпы, схемы – эмоции, подобраны мягкие
игрушки – прототипы сказочных персонажей – отражающие их характерные
особенности, используемые детьми в инсценировании, импровизации, диалогах.
Основа развития образеой речи этоТеатрально-игровая деятельность, которая
является первоосновой в создании положительного эмоционального фона,
способствует раскрытию внутреннего творческого потенциала, помогает найти себя
Приобретены и изготовлены сюрпризные мешочки, шкатулки, корзиночки - с
клубочками, шишками, орешками, цветами…, сундучки; игрушки – сигналы:
колокольчики, музыкальные игрушки…
Книжный уголок
Сделана подборка фольклорного материала:
- по сезонам;
- «Чудесный короб» - считалки, мирилки, дразнилки, колыбельные, потешки, заклички
о птицах, кошечках и кисках;
- «В морозный денек да за сказочку» - зачины, стихотворные тексты для сказочных
персонажей, для входа и выхода из игры или сказочного действа;
-«Сундучок бабушки Забавы» - с подборкой русских народных игр и хороводов;
-«Мишуткины сюрпризы» - с сюрпризными игрушками, картинками, подарками…;
Создана «Почемучкина библиотечка» с подбором книг по теме, сказок с аудио-
касетами. Приобретен демонстрационный материал из цикла «Беседы по картине» -
«В мире мудрых пословиц»; в распоряжение детям и родителям предоставлены
словари: пословиц и поговорок, фразеологических оборотов; дидактические игры:
«Антонимы», «Синонимы», «В гостях у сказки», «Сказочный герой».
Одной из форм обогащения образного словаря ребенка через народную культуру
является знакомство с ней через игру, при этом происходит активное, творческое
усвоение многих, казалось бы, отмерших и застывших традиций народной культуры,
многих полезных истин, незатейливых на первый взгляд, но очень емких и красивых
слов и выражений.
Практика показывает, что легкость и непринужденность игровых форм во многом
помогает преодолеть языковой и культурный барьер возникший между поколениями
«дедов» и «внуков». Используем на занятиях и прогулках.
Развитие образности речи включает все направления работы над словом – лексическое,
грамматическое, фонетическое. Прекрасной основой здесь служат разнообразные
задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор, синонимов и других средств
художественной выразительности, влияющих на развитие образности речи. Восторг и
неподдельный интерес возник у детей к циклу речевых игр «Фейерверк в стране
слов»: где все слова начинаются на одну букву, или же имеют одинаковую часть слова,
где для героев, в которых превратились дети, находят важные для себя слова, где дети
становятся «живыми словами», или « оживляли» предметы или картинки из
«Чудесного короба». Создана картотека словесных игр.
Неиссякаемый источник детских вариантов возникает в игре «Скажи по-другому, по-
сказочному».
По какой бы программе не занимался ребенок в детском саду, в его жизни обязательно
должна присутствовать сказка.
Сказка, которая развлекает, утешает, обучает и даже лечит.
Эффективный прием в усвоении детьми и в умении передавать особенности языковых
средств, характерных для сказок, обогащении интонационного, лексического и
синтаксического строя речи – это драматизация и инсценирование.
Большинство детей группы участвуют в поиске новых и новых вариантов диалога
персонажей, логично строя свои высказывания, употребляя образные слова и
выражения из знакомых произведений (потешек, считалок, сказок), заменяя
невыразительные слова – яркими: бежит – несется сломя голову, плачет – горько-
горько плачет, горюет.
Знакомя с этим жанром, его художественными формами, уделяли внимание средствам
языковой выразительности. На начальном этапе широко использовали прием
совместного комментирования, в ходе которого мы высказывали собственное мнение о
роли того или иного средства выразительности для точной и образной передачи
художественного образа персонажа. Например: «В сказке «Гуси-лебеди» девочка так
сильно испугалась Бабы Яги, что автор показал это необычными словами: сидит ни
жива ни мертва». Поощрялись и попытки детей высказать свою точку зрения.
В работе со сказкой обращали внимание на то:
- Какие необычные выражения вы запомнили?
- Какие необычные имена получили герои?
- Какими словами говорится в сказке, например: «Морозко», что девочка замерзла?
( дрожит, озноб ее пробирает, чуть дух переводит, чуть языком шевелит ).
Эти вопросы помогали детям задуматься над тем, что обозначают эти слова в другом
образном выражении, как необычно и красиво это звучит в речи, где уместно их
использовать.
Сказки открыли нам широкие возможности для привлечения внимания к необычным
выражениям – фразеологизмам. Работа с фразеологическими оборотами помогает
привлечь внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов
к фразеологизмам помогает понять обобщенный смысл малых фольклорных форм
(ворон считать – быть невнимательным, морочить голову – обманывать)
Для правильного понимания иносказательного смысла пословиц и поговорок
предлагали картинки, отображающие их буквальный и переносный смысл. А далее,
дети справлялись с заданием: «Подбери картинку к пословице», которую читает
взрослый.
Система работы позволила убедиться, что дети готовы не только понимать смысл,
пословиц, но и использовать их в самостоятельных высказываниях. Воспользовавшись
их интересом и увлеченностью, подвели детей к адекватному, точному и логичному
использованию, накоплению в речи образных слов и выражений, заимствованных из
пословиц и поговорок.
С этой целью мы приступили к составлению «Веселого словарика». В тесном
сотрудничестве «педагог – ребенок – родитель». Благодаря этой эффективной,
творческой со-деятельности взрослых и детей, мы собираем уникальный материал –
«мастерская слова» с детскими «объяснялками» пословиц и поговорок,
фразеологических оборотов.
Интерес детей способствовал развитию образной лексики, собственному
сочинительству под названием «рассуждалки». Специальные творческие задания на
основе фразеологизмов, пословиц, поговорок подвели детей к перенесению
разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное
словесное творчество.
Обращение к личному опыту активизировали детей. В их речевых высказываниях
стали чаще встречаться образные выражения, уместные в этих ситуациях. Для детей
затрудняющихся в композиционном построении текста, использовали прием
мнемотаблиц. В нашей группе создана большая картотека мнемотаблиц.
Параллельно с детьми мы помогали родителям освоиться в этой непростой теме через
родительский уголок и совместное творчество с детьми.
Подготовили ряд консультации: «Шаги к грамотной речи», «Отложите букварь, и
займитесь играми»,папка- передвижка«По дороге в детский сад».
Формирование образной речи – это яркое общение с детьми через мелодичное
звучание художественного слова в малых фольклорных формах, это настроение
затейливости в театральных и речевых играх, в работе со сказкой.
Эти формы эмоционального общения и контакта с педагогом и друг с другом
пробуждают ритмичность, богатство языка, выразительность средств, образности речи
и интерес к художественному слову.
Своей работой мы укрепляем «ниточку», которую называют связью поколений и
стараемся, чтобы эта работа с детьми была живой, интересной, разнообразной, яркой,
красочной, увлекательной и эффективной.