Напоминание

"Учебная мотивация обучающихся"


Автор: Поплетеева Екатерина Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Новогородовская СОШ
Населённый пункт: Моск.обл.Одинцовский р–н п.Новый городок.
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Учебная мотивация обучающихся"
Раздел: начальное образование





Назад




Родительское собрание

во 2 «А» классе

МБОУ Новогородковской СОШ

Тема: «Учебная мотивация обучающихся».

Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации

обучающихся.

Задачи: повысить уровень мотивации учащихся; привлечь внимание родителей к

учебной деятельности ребенка; сплочение коллектива родителей и детей.

План собрания:

1. Учебная мотивация обучающихся.

2. Памятка родителям .

I. Учебная мотивация обучающихся.

В последнее время появляются

данные, которые позволяют сосчитать количество информации, содержащееся во всех

школьных учебниках, и сопоставить его с тем количеством, которое может быть

эффективно усвоено обучающимися за отведенное для занятий время. Так:

- курс средней школы при полной нагрузке мозга может быть пройден за 1,5-2 месяца;

- за время учебы каждый ученик мог бы овладеть десятками языков, выучить тома

энциклопедии, достичь других выдающихся успехов;

- взвесив все возможности ученика, ученые пришли к выводу, что самый обыкновенный

школьник способен усвоить курс нескольких институтов.

Следовательно, современное школьное образование имеет значительные резервы. Если

ребенок

не

желает

учиться,

его

мозг

заперт

и

перегружается

от

внутреннего

сопротивления.

И

наоборот,

неуёмное

желание

познавать

приводит

к

колоссальным

успехам без всякой перегрузки.

Природа

щедро

одаривает

абсолютное

большинство

детей

нормальными

способностями

к

активному

восприятию

окружающего

мира

и,

следовательно,

к

нормальной учебе. Откуда же берутся двойки в классных журналах, в дневниках наших

ребят?

Сейчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не

стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем

причины? Их немало. Одна из причин низких результатов учебы – недостаток учебной

мотивации учащихся и неумение управлять работой мозга.

Рассмотрим причины подробнее:

-

неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности

(усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение

слушать

и

выразительно

говорить,

чувство

ответственности,

умения

и

навыки

сотрудничества с окружающими и т.д.). Многие навыки приобретаются до поступления в

школу, другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до

выпуска из школы. Если по каким-то причинам учителя и родители не научили детей и не

привили им соответствующие навыки, учение в средних и старших классах оказывается

трудным делом;

-

отвлекающие факторы детской жизни. Обучение требует от школьника все

больше времени не только в школе, но и дома. Без работы с учебниками, без решения

задач, без выполнения других заданий учителей школьник не сможет овладеть знаниями и

нужными

навыками.

Но

это

ему

трудно

делать

потому,

что

вокруг

него

различные

соблазны: телевизор, компьютер, интернет-кафе и др.;

- однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не

хватает

движения,

смены

впечатлений,

событий,

ярких,

совместных

с

учителями,

родителями, творческих дел;

- авторитарная позиция учителей и родителей, когда в школе и дома темой

разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует.

Мы видим, что причины нежелания учиться бывают разными.

Педагогов, ученых, общественность, родителей волнуют вопросы: как создать и

поддержать интерес ученика к познавательной деятельности на уроке и вне урока?

Какова роль совместной работы семьи и школы по повышению мотивации учебной

деятельности?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в

познавательной деятельности детей.

Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту

или иную деятельность.

Человек активно включается в деятельность только тогда, когда у него есть

мотив

в

ней

участвовать.

Обычно

в

душе

школьника

присутствуют

и

борются

различные, а то и противоречивые мотивы. Например, на уроке ученик может стараться

слушать объяснение учителя, но в тоже время ему хочется посмотреть журнал, потихоньку

посмеяться с соседом, нарисовать что-нибудь или просто помечтать. Характер и результат

его

познавательной

деятельности

зависят

от

того,

какой

мотив

возобладает,

станет

решающим. Задача учителя (весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы вызвать и

сохранить именно работающий на успех учения мотив.

Для

активизации

познавательной

деятельности,

в

учебном

процессе

можно

использовать специальные средства и меры, прежде всего, стимулирование.

Давайте рассмотрим способы стимулирования.

Их

можно

поделить

на

три

группы.

Первая

группа

связана

с

оптимальным

удовлетворением врожденной потребности в познании, которая есть у каждого ребенка,

через

разумную

организацию

обучения.

Вторая

группа

это

специальные

стимулы,

каждый

из

которых

ориентирован

на

другие,

вполне

определенные

потребности

школьников.

Третья

группа

связана

с

созданием

общих

благоприятных

условий

для

учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.

Начнем с такого стимула, как новизна учебного материала. На какую потребность

при этом опирается педагог? На

природную любознательность детей, на желание все

знать.

Следующий стимул – практическое значение и польза предлагаемых учителем

знаний для самих школьников. Не случайно школьники проявляют большой интерес к той

информации, которая помогает им решать жизненные проблемы.

Противоречивость

материала

тоже

стимул.

Например,

Земля

круглая

или

шарообразная? Когда человек встречается с противоречием, у него возникает желание

разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.

Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Но влияние на

ученика

отметки

может

быть

двояким.

Она

может

стимулировать

более

упорную

и

успешную учебу. Если же на отстающего ученика обрушивается водопад двоек, тогда у

него пропадает всякое желание учиться.

Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Она

удовлетворяет

потребность

каждого

школьника

в

самоуважении.

Оценка

может

быть

незначительно завышена, если учитель уверен в

поддержке и понимание ситуации в

классе.

Мотивы

связаны

и

с

возрастными

особенностями.

Для

младших

школьников

учителя включают в занятия игры или игровые моменты, используют экскурсии и выходы

за пределы класса и школы.

Хорошим

помощником

для

родителей,

детей

и

школы

является

технология

сотрудничества. Сотрудничество в отношениях «ученик – учитель» реализуется не только

в учебном процессе, оно распространяется на все виды отношений, существующих в

школе: это отношения учеников, учителей, администрации с родителями, семьей.

В рамках технологии сотрудничества предлагаем Вам закончить вот эти выражения

:

Что же самое главное для ребенка в учебе, что поможет ему успешно учиться?

- заинтересованность в …

- вера, поиск качеств …

- позитивное отношение к учебе …

- сотрудничество …

- создание ситуации успеха …

- интерес родителей …

- поддержка …

Если совместными усилиями нам удастся решить проблему мотивации школьников,

то в недалеком будущем мы сможем увидеть, как может учиться каждый ученик,

как

много он может одолеть, когда трудится не по принуждению, а по собственной воле, по

личному желанию, на себя, на свое будущее.

На этой позитивной ноте, я предлагаю Вам взглянуть на своих детей по-новому,

посмотреть на них как бы со стороны.

Памятка родителям:

1.

Встречая

ребенка

из

школы,

постарайтесь

усилить

в

нем

положительные

впечатления и не акцентировать внимание на негативных. (Поставьте вопрос: «Что

сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»

2.

После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо

все сделал!». Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь,

как решать такие задачи?

3.

И,

конечно,

ключ

к

успеху

понимание

трудностей

ребенка

и

спокойная

родительская уверенность в его возможностях. С вашей поддержкой ребенок будет

чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.

4.

Перед сном

скажите шепотом ребенку на ушко: «Я так люблю тебя! Я так

счастлива, что ты есть у меня!»

Спасибо за внимание. Всем желаю удачи.



В раздел образования