Автор: Поплетеева Екатерина Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Новогородовская СОШ
Населённый пункт: Моск.обл.Одинцовский р–н п.Новый городок.
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "Учебная мотивация обучающихся"
Раздел: начальное образование
Родительское собрание
во 2 «А» классе
МБОУ Новогородковской СОШ
Тема: «Учебная мотивация обучающихся».
Цель: способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации
обучающихся.
Задачи: повысить уровень мотивации учащихся; привлечь внимание родителей к
учебной деятельности ребенка; сплочение коллектива родителей и детей.
План собрания:
1. Учебная мотивация обучающихся.
2. Памятка родителям .
I. Учебная мотивация обучающихся.
В последнее время появляются
данные, которые позволяют сосчитать количество информации, содержащееся во всех
школьных учебниках, и сопоставить его с тем количеством, которое может быть
эффективно усвоено обучающимися за отведенное для занятий время. Так:
- курс средней школы при полной нагрузке мозга может быть пройден за 1,5-2 месяца;
- за время учебы каждый ученик мог бы овладеть десятками языков, выучить тома
энциклопедии, достичь других выдающихся успехов;
- взвесив все возможности ученика, ученые пришли к выводу, что самый обыкновенный
школьник способен усвоить курс нескольких институтов.
Следовательно, современное школьное образование имеет значительные резервы. Если
ребенок
не
желает
учиться,
его
мозг
заперт
и
перегружается
от
внутреннего
сопротивления.
И
наоборот,
неуёмное
желание
познавать
приводит
к
колоссальным
успехам без всякой перегрузки.
Природа
щедро
одаривает
абсолютное
большинство
детей
нормальными
способностями
к
активному
восприятию
окружающего
мира
и,
следовательно,
к
нормальной учебе. Откуда же берутся двойки в классных журналах, в дневниках наших
ребят?
Сейчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не
стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем
причины? Их немало. Одна из причин низких результатов учебы – недостаток учебной
мотивации учащихся и неумение управлять работой мозга.
Рассмотрим причины подробнее:
-
неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности
(усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение
слушать
и
выразительно
говорить,
чувство
ответственности,
умения
и
навыки
сотрудничества с окружающими и т.д.). Многие навыки приобретаются до поступления в
школу, другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до
выпуска из школы. Если по каким-то причинам учителя и родители не научили детей и не
привили им соответствующие навыки, учение в средних и старших классах оказывается
трудным делом;
-
отвлекающие факторы детской жизни. Обучение требует от школьника все
больше времени не только в школе, но и дома. Без работы с учебниками, без решения
задач, без выполнения других заданий учителей школьник не сможет овладеть знаниями и
нужными
навыками.
Но
это
ему
трудно
делать
потому,
что
вокруг
него
различные
соблазны: телевизор, компьютер, интернет-кафе и др.;
- однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не
хватает
движения,
смены
впечатлений,
событий,
ярких,
совместных
с
учителями,
родителями, творческих дел;
- авторитарная позиция учителей и родителей, когда в школе и дома темой
разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует.
Мы видим, что причины нежелания учиться бывают разными.
Педагогов, ученых, общественность, родителей волнуют вопросы: как создать и
поддержать интерес ученика к познавательной деятельности на уроке и вне урока?
Какова роль совместной работы семьи и школы по повышению мотивации учебной
деятельности?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо рассмотреть роль эффективной мотивации в
познавательной деятельности детей.
Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту
или иную деятельность.
Человек активно включается в деятельность только тогда, когда у него есть
мотив
в
ней
участвовать.
Обычно
в
душе
школьника
присутствуют
и
борются
различные, а то и противоречивые мотивы. Например, на уроке ученик может стараться
слушать объяснение учителя, но в тоже время ему хочется посмотреть журнал, потихоньку
посмеяться с соседом, нарисовать что-нибудь или просто помечтать. Характер и результат
его
познавательной
деятельности
зависят
от
того,
какой
мотив
возобладает,
станет
решающим. Задача учителя (весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы вызвать и
сохранить именно работающий на успех учения мотив.
Для
активизации
познавательной
деятельности,
в
учебном
процессе
можно
использовать специальные средства и меры, прежде всего, стимулирование.
Давайте рассмотрим способы стимулирования.
Их
можно
поделить
на
три
группы.
Первая
группа
связана
с
оптимальным
удовлетворением врожденной потребности в познании, которая есть у каждого ребенка,
через
разумную
организацию
обучения.
Вторая
группа
–
это
специальные
стимулы,
каждый
из
которых
ориентирован
на
другие,
вполне
определенные
потребности
школьников.
Третья
группа
связана
с
созданием
общих
благоприятных
условий
для
учебного процесса, также стимулирующих познавательную деятельность.
Начнем с такого стимула, как новизна учебного материала. На какую потребность
при этом опирается педагог? На
природную любознательность детей, на желание все
знать.
Следующий стимул – практическое значение и польза предлагаемых учителем
знаний для самих школьников. Не случайно школьники проявляют большой интерес к той
информации, которая помогает им решать жизненные проблемы.
Противоречивость
материала
–
тоже
стимул.
Например,
Земля
круглая
или
шарообразная? Когда человек встречается с противоречием, у него возникает желание
разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.
Такой стимул, как оценка, уже давно используется учителями. Но влияние на
ученика
отметки
может
быть
двояким.
Она
может
стимулировать
более
упорную
и
успешную учебу. Если же на отстающего ученика обрушивается водопад двоек, тогда у
него пропадает всякое желание учиться.
Ситуация успеха – самый эффективный стимул познавательной деятельности. Она
удовлетворяет
потребность
каждого
школьника
в
самоуважении.
Оценка
может
быть
незначительно завышена, если учитель уверен в
поддержке и понимание ситуации в
классе.
Мотивы
связаны
и
с
возрастными
особенностями.
Для
младших
школьников
учителя включают в занятия игры или игровые моменты, используют экскурсии и выходы
за пределы класса и школы.
Хорошим
помощником
для
родителей,
детей
и
школы
является
технология
сотрудничества. Сотрудничество в отношениях «ученик – учитель» реализуется не только
в учебном процессе, оно распространяется на все виды отношений, существующих в
школе: это отношения учеников, учителей, администрации с родителями, семьей.
В рамках технологии сотрудничества предлагаем Вам закончить вот эти выражения
:
Что же самое главное для ребенка в учебе, что поможет ему успешно учиться?
- заинтересованность в …
- вера, поиск качеств …
- позитивное отношение к учебе …
- сотрудничество …
- создание ситуации успеха …
- интерес родителей …
- поддержка …
Если совместными усилиями нам удастся решить проблему мотивации школьников,
то в недалеком будущем мы сможем увидеть, как может учиться каждый ученик,
как
много он может одолеть, когда трудится не по принуждению, а по собственной воле, по
личному желанию, на себя, на свое будущее.
На этой позитивной ноте, я предлагаю Вам взглянуть на своих детей по-новому,
посмотреть на них как бы со стороны.
Памятка родителям:
1.
Встречая
ребенка
из
школы,
постарайтесь
усилить
в
нем
положительные
впечатления и не акцентировать внимание на негативных. (Поставьте вопрос: «Что
сегодня было хорошего? Что было самое интересное?»
2.
После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и хорошо
все сделал!». Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь,
как решать такие задачи?
3.
И,
конечно,
ключ
к
успеху
–
понимание
трудностей
ребенка
и
спокойная
родительская уверенность в его возможностях. С вашей поддержкой ребенок будет
чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями.
4.
Перед сном
скажите шепотом ребенку на ушко: «Я так люблю тебя! Я так
счастлива, что ты есть у меня!»
Спасибо за внимание. Всем желаю удачи.