Автор: Белобородова Яна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС №428"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: План работы по самообразованию подготовительной группы "Духовно–нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №5 НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность.
В
нашей
повседневной
жизни
мы
всё
чаще
сталкиваемся
с
проблемой
,
которая
существует
последние
пару
десятилетий
.
Ухудшение
духовно
-
нравственного
состояния
общества
,
обеднение
его
моральных
устоев
,
выражающаяся
,
в
недостаточном
развитии
представлений
о
духовных
ценностях
и
определенном
искажении
нравственного
состояния
,
эмоционально
-
волевой
сферы
и
социальной
незрелости
детей
и
подростков
и
молодежи
.
Именно
в
дошкольном
возрасте
начинают
формироваться
нравственные
чувства
,
имеющие
важное
значение
для
развития
детских
взаимоотношений
.
Задача
развития
духовно
-
нравственной
сферы
на
данном
этапе
решается
тем
успешнее
,
чем
гуманнее
сами
взрослые
,
чем
добрее
и
справедливее
они
относятся
к
детям
.
Тем
самым
служат
наглядным
примером
для
подражания
.
Традиционно
в
качестве
содержания
работы
по
духовно
-
нравственному
воспитанию
рассматривают
ознакомление
с
системой
ценностей
,
усвоение
представлений
о
которых
обеспечивает
духовно
-
нравственное
становление
растущего
человека
.
На
наш
взгляд
,
содержанием
духовно
-
нравственного
воспитания
является
тот
духовный
и
нравственный
опыт
,
который
приобретается
ребенком
и
«
взращивается
»
педагогом
в
процессе
педагогического
взаимодействия
в
различных
видах
деятельности
,
находясь
в
постоянном
взаимодействии
со
сверстниками
.
В
настоящее
время
одной
из
наиболее
важных
и
глобальных
проблем
общества
является
состояние
духовного
,
нравственного
здоровья
россиян
.
Концепция
дошкольного
образования
поставила
перед
педагогами
дошкольных
учреждений
задачи
формирования
человека
здорового
физически
,
духовно
,
богатого
нравственно
,
творческого
,
думающего
.
Основой
новой
Концепции
образования
является
федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования
(
ФГОС
).
В
нем
определены
основные
принципы
дошкольного
образования
,
среди
них
«
приобщение
детей
к
социокультурным
нормам
,
традициям
семьи
,
общества
и
государства
;
учет
этнокультурной
ситуации
развития
детей
».
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по реализации мероприятий направленных на духовно -
нравственное развитие личности ребёнка – дошкольника
.
Задачи:
1.Воспитывать любовь и уважение к родному дому, семье, детскому саду, родному краю. Учить проявлять сострадание, внимание к родным и
близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.
2.Подбор
методической,
научно
-
популярной
и
художественной
литературы,
дидактического
материала
с
учетом
его
доступности
восприятию детей старшего дошкольного возраста, а также его художественных достоинств и воспитательного значения.
3.Пополнение предметно пространственной среды формирующей нравственно-развитую личность
4.Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Методическая работа в течении года:
- изучение нормативных документов;
- чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- обзор в интернете информации по образовательным областям;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;
- изучение и внедрение новых технологий;
- публикация статьи;
- участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах;
Результат деятельности: Показ открытого занятия «Путешествие по Уралу», изготовление лепбука «Путешествие по Уралу,
Перспективное планирование
Дата
Тема
Задачи
Работа с родителями
Сентябрь
Беседа: «О добре и зле»
Беседа: «Что такое хорошо и что такое
плохо»,«Что такое дружба»
Коллективная работа «Дружная планета»
Воспитывать в детях уважение к
близким товарищам
Анкета для родителей по
вопросам духовно –
нравственного воспитания детей.
Октябрь
Оформление уголка в группе «Моя Родина –
Россия»
Занятие «Семья и родной дом»
Воспитывать любовь и уважение
к родному дому, семье
Беседа: «Воспитание культуры
общения у дошкольников»
Ноябрь
Беседа: «Наша родина Урал»
Беседа:«Природа
родного
края»
(просмотр
презентации)
Занятие (открытое) «Путешествие по Уралу»
Учить проявлять уважение к
родине и природе родного края
Памятка: «Известные люди о
воспитании любви к Родине»
Декабрь
Занятие (аппликация): «Рождественская звезда»
Изготовление своими руками
Памятка: «Искусство наказывать
Занятие(конструирование):«Ангелочки
спускаются с неба»
Изготовление елочных игрушек
елочных игрушек
и прощать»
Январь
Беседа «Рождество Христово»
Чтение рассказов о Рождестве
Познакомить с великим
праздником «Рождество
Христово»
Февраль
Этические беседы: «Всё начинается со слова
«здравствуй»
«Вежливая просьба»
«Ещё один секрет вежливости»
Учить проявлять сострадание,
внимание к родным и близким,
друзьям и сверстникам
Памятка: «Создание
благоприятной семейной
атмосферы»
Март
Чтение произведений: В. Осеева «Волшебное
слово», О. Дриз «Добрые слова», К. Дольто-Толич
«Вежливо - невежливо», Г. Сапгир «Самые слова»,
В. Солоухин «Здравствуйте».
«Портрет для мамочки» (открытка)
Учить проявлять сострадание,
внимание к родным и близким,
друзьям и сверстникам с
помощью произведений.
Изготовление открыток к 8 марта
Апрель
Занятие (рисование): «Пасхальное яйцо»
Занятие (лепка): «Украшенное яйцо»
Занятие (аппликация): «Корзина с пасхальными
яйцами» (коллективная работа)
Познакомить с праздником
Пасхи.
Памятка: «Духовно нравственное
воспитание старших
дошкольников»
Май
Беседа: «День защитника Отечества: служба в
армии – трудная и почётная обязанность».
Изготовление открыток к Дню Победы
Изготовление лепбука «Путешествие по Уралу»
Вызывать чувство патриотизма
Через беседу о Дне Победы
Анкета для родителей по вопросам духовно – нравственного воспитания детей.
1.Считаете ли вы нравственное начало важнейшим компонентом личности?
А) да
Б) не ставлю на первое место
В) нет
2. Согласны ли вы с тем, что до школы закладываются основы нравственности и этики?
А) да
Б) не совсем так
В) нет
3. Считаете ли вы, что вам не хватает опыта и знаний об особенностях эмоционального, нравственного, эстетического развития
ребёнка?
А) да
Б) частично
В) нет
4. Испытываете ли вы желание услышать о своём ребёнке: «хорошие манеры, хорошо воспитан»?
А) да
Б) нет
Список используемой литературы:
1.
Боровкова Е.Б., Водина Н.И., Ефимов М.К. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.:ТЦ
Сфера, 2013.
2.
Зябкина В.В., Льговская Н.И., Микляева Н.В. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду и школе: реализация современных
федеральных требований. Методическое пособие.- М.: УЦ «Перспектива», 2011.
3.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Учебно-методическое пособие. – СПб:
Детство-Пресс, 2010.
4.
Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2013.
5.
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
6.
В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2 изд., испр. и
доп. – М.:Мозаика-Синтез, 2014