Автор: Поплетеева Екатерина Степановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Новогородовская СОШ
Населённый пункт: Моск.обл.Одинцовский р–н п.Новый городок.
Наименование материала: Урок по окружающему миру
Тема: "Виды транспорта" .
Раздел: начальное образование
МБОУ Новогородковская средняя общеобразовательная школа
Урок окружающего мира,
обучение по УМК « Школа России»
Тема урока
:
« Виды транспорта ».
Тип урока
: изучение нового материала на деятельностной основе
2 класс
Урок разработан учителем
начальных классов
Поплетеевой Е.С
2016-2017 уч.год
Программа для общеобразовательных учреждений , одобрена
Министерством образования и науки Российской Федерации
В работе используется УМК «Школа России»
Комплект рекомендован Министерством образования и науки Российской
Федерации.
Разделы учебника представлены в виде блочно – модульного изучения.
На данном уроке задействованы межпредметные связи между историей,
естествознанием, литературой (поэтический компонент), русским языком,
изобразительным искусством, технологией.
УРОК ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ВО 2 «А» КЛАССЕ
Учитель начальных классов Поплетеева Е.С.
.
Тема урока:
Виды транспорта.
Тип урока: Урок изучения нового материала на деятельностной основе.
Цель урока: познакомить с разными видами транспорта, их назначением и
способами использования человеком.
Задачи урока:
1.Обучающие:
Расширить знания детей об использовании человеком разных видов транспорта.
Совершенствовать умение детей работать самостоятельно, в парах и коллективно.
2.Развивающие:
Активизация познавательного интереса детей, развитие наблюдательности,
внимания, логического мышления, умение анализировать и синтезировать
предметы, умение рассуждать и делать аналитические выводы.
Развитие экологического мышления.
3 Воспитывающие:
Воспитывать интерес к изобретательству.
Воспитание взаимного уважения и сотрудничества в детском коллективе.
Современные образовательные технологии : развивающее обучение, личностно-
ориентированный подход, использование информационно-коммуникативных
технологий ,игровых и групповых..
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-посковый, методы
стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, проблемно-
поисковые методы.
Принципы обучения:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка
(логическое мышление, внимание, память);
2. Принцип действенного подхода к обучению;
3. Принцип обоснованного ответа;
(каждый учащийся доказывал свое мнение в процессе выполнения
индивидуальных и групповых заданий).
4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,
индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, тетрадь, ИКТ, игрушечные машины.
Ход урока:
1.Орг. Момент.Мотивирование к учебной деятельности.
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся,ребята,
Скорей за работу! (все готовы к уроку).
Проверка домашнего задания.
- Что такое экономика?
-Какие отрасли экономики вы знаете?
(сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля)
-
Как же глину превращают в красивые изделия? ( рассказ Поли Ряшенцевой)
- Каким отраслям экономики пришлось потрудиться, чтобы мы с вами жили в
тёплых домах? ( строительство, транспорт)
- Что необходимо для того, чтобы построить дом?
- Что является основным помощником в строительстве? ( машины).
- Теперь я вижу,что все готовы к нашему путешествию.
- Сейчас Даниил расскажет нам стихотворение.Послушайте!
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
А за ними раки
На хромой собаке.
Волки на кобыле,
Львы в автомобиле.
Зайчики в трамвайчике,
Жаба на метле.
- На чем и на ком ехали звери?
-На ком было жалко ехать? (на собаке) Почему? (она была хромая). Все это
средства передвижения. А теперь послушайте серьезную загадку:
Есть и водный, и воздушный,
Тот, что движется по суше,
Грузы возит и людей.
Что это? Скажи поскорей!
О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Тема нашего сегодняшнего урока «Виды транспорта» (слайд )
4.Актуализация опорных знаний. Работа по теме урока.
- Кто знает, что называют транспортом?
Слово «Транспорт» пришло в русский язык из Греции. В переводе с греческого
оно обозначает «перемещать». Позже слово «транспорт» стало означать «доставка
чего-либо».
- Зачем нам нужен транспорт? (для передвижения и перевозки грузов).
- Некоторые ребята уже начали собирать материалы для создания проекта. С
некоторыми материалами они с нами поделятся.
1 уч.- Как вы думаете, а с чего началась история транспортных средств? Думаю
людям стало трудно ходить на большие расстояния и носить тяжелые грузы и
человек придумал …КОЛЕСО. Когда человек изобрел колесо, то жизнь людей
значительно изменилась.
2 уч.Появились такие виды транспорта как: ТЕЛЕГА, - Как вы думаете, где
использовалась ТЕЛЕГА? ( в селе) . А на чем передвигались зимой? ( в санях) .А
кто возил их? (лошади). Почему лошадь называют первым в селе работником?
Дети : На селе на лошади пахали землю,перевозили грузы, ездили на ней.
Учитель: Послушайте стихотворение, посвященное лошади!
(стих. приготовили Давыдова Евфросиния и Грищин Женя)
Для облегчения труда,
Чтоб не казалось тяжкой ноша,
Решили люди, что тогда
Можно впрягать в телегу лошадь.
И с незапамятных веков,
Стуча копытом по дороге,
С подковами и без подков
Бегают резвые их ноги.
Нелегкий лошадиный труд
Для сельской жизни много значит,
И носит каждый свой хомут,
От жеребца до старой клячи.
Они берут любой барьер,
Резвятся мирно в чистом поле,
И с места перейти в карьер
Способны лошади на воле.
- Ребята, не забывайте, весь сегодняшний материал мы соберем в проект.
- А в городе, конечно, были более элегантные средства передвижения: КАРЕТА,
КОЛКА, ДИЛИЖАНС.
- Со временем колесные виды транспорта совершенствовались и появились:
ПОЕЗДА,АВТОБУСЫ, ТРОЛЛЕЙБУСЫ.
- Ребята, кто из вас знает что-то интересное про ВЕЛОСИПЕД.
Ученик: ВЕЛОСПЕД появился 300 лет назад. Сначала он был деревянный, но
затем превратился в нашего с вами современника. А когда к такому старинному
велосипеду изобретатели прикрепили топливный мотор – появился первый мопед,
а в последствии мотоцикл.
Учитель: А про автомобили ребята тоже приготовили сообщение.
Ученик: Автомобили появились впервые в середине 19 века и со временем в ходе
преобразований появились легковые и грузовые автомобили. Для работы
современного транспорта необходим бензин. Где может передвигаться
перечисленный транспорт? ( по земле).
-Делаем ВЫВОД: Транспорт бывает наземный.
-Для чего нужен человеку наземный транспорт? ( перевозить грузы, людей,
военные машины, исследовательские)
-Делаем ВЫВОД: Транспорт бывает грузовой, пассажирский, специальный,
личный, общественный)
- РАБОТА В ТЕТРАДИ ( в паре).
ФИЗКУЛЬМИНУТКА: Я лечу, лечу, лечу
Облететь весь мир хочу.
Чтоб на всей планете,
Подружились дети.
- Со временем транспорта на земле стало великое множество. И чтобы как-то
разгрузить наземные траспортные потоки человек решил опуститься под землю. –
Так появился какой вид траспорта? (подземный)
-Что мы относим к подземному транспорту? ( метро)
- А где встречается метро? ( в больших городах).
- Какова его основная функция ? (перевозить людей).
Делаем ВЫВОД: Транспорт бывает подземный,общественный.
-Однако человеку было мало путешествий на земле. Его манило безграничное
небо. Стали изобретать самолеты, вертолеты.
- Делаем ВЫВОД: появился воздушный транспорт.
-Какой бывает воздушный транспорт? (пассажирский, грузовой, специальный)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ:
Посмотрели вправо …. Там автомобиль.
Посмотрели влево … Там паровоз.
Посмотрели вверх … Там самолет.
Посмотрели вниз …. Там пароход.
А впереди за лесом … Наша школа.
-Но не только небо манит в свои бескрайние просторы. Противоположная стихия
ВОДА. Прошло более 200 лет , как появились ПАРОХОДЫ
ТЕПЛОХОДЫ,КАТЕРА.
- А еще человек изобрел ПОДВОДНУЮ ЛОДКУ, чтобы изучать морские глубины.
А современные подводные лодки используют как в мирных так и в военных
целях.
-Делаем ВЫВОД: Появился водный транспорт.
-Какое назначение было у водного транспорта?
-Делаем ВЫВОД: Водный транспорт пассажирский, грузовой, специальный.
РАБОТА В ТЕТРАДИ: с. 76.
-Первичное закрепление:
- Какие виды транспорта мы с вами сегодня узнали?
(Наземный, подземный, воздушный, водный).
-По способам использования его человеком каким бывает транспорт?
(Пассажирский, грузовой, специальный).
-По принадлежности человеку?
( личный, общественный).
- Ребята, вы уже знаете с уроков по правилам дорожного движения, что любой
транспорт – это повышенная опасность. О чем должны все всегда помнить?
(Правила поведения в автобусе, легковой машине, при переходе улиц и т.д.)
--ИГРА « ЧТО У КОГО?»
- у человека глаза, а у автомобиля? ( фары)
-у человека сердце, а у автомобиля? (мотор)
- у автомобиля колеса, а у человека? (ноги)
- у человека кровь, а у автомобиля? (бензин)
- человек вытирает что-либо руками, а автомобиль ? (дворниками)
-для переноски вещей у человека есть сумка, а у автомобиля? (багажник)
- человек может заболеть, а автомобиль? ( ломается).
-А теперь ответьте,ребята, по каким номерам телефона можно вызвать
специальный транспорт? ( 01 – вызов пожарной службы, 02 - полиции, 03 –
скорой помощи, 911 – службы спасения).
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:
- Какую тему мы изучали на уроке?
- Выполнили мы свою задачу на уроке? ( на какие виды можно разделить
транспорт, узнать об истории транспорта,используя информацию из учебных
текстов и из Интернета).
-Как вы оцените свою работу на уроке?
Домашнее задание: с.116 – 119 учебника.
- Молодцы, вы работали хорошо. Если вам все понятно, было интересно вы
поднимите ЗЕЛЕНУЮ МАШИНКУ, если кто-то не понял - поднимите
СИНЮЮ МАШИНКУ.
Самоанализ
урока окружающего мира
по УМК
«
Школа России
», 2
класс
Урок проводился по предмету – Окружающий мир.
Тема урока : Виды транспорта
Тема урока:
Виды транспорта.
Тип урока: Урок изучения нового материала на деятельной основе.
Цель урока: познакомить с разными видами транспорта, их назначением и
способами использования человеком.
Задачи урока:
1.Обучающие:
Выяснить, почему человека называют изобретателем.
Расширить знания детей об использовании человеком разных видов транспорта.
Совершенствовать умение детей работать самостоятельно, в парах и коллективно.
2.Развивающие:
Активизация познавательного интереса детей, развитие наблюдательности,
внимания, логического мышления, умение анализировать и синтезировать
предметы, умение рассуждать и делать аналитические выводы.
Развитие экологического мышления.
3 Воспитывающие:
Воспитывать интерес к изобретательству.
Воспитание взаимного уважения и сотрудничества в детском коллективе.
Современные образовательные технологии : развивающее обучение, личностно-
ориентированный подход, использование информационно-коммуникативных
технологий, игровых и групповых..
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, методы
стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля, проблемно-
поисковые методы.
Принципы:
1. Принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка
(логическое мышление, внимание, память);
2. Принцип действенного подхода к обучению;
3. Принцип обоснованного ответа;
(каждый учащийся доказывал свое мнение в процессе выполнения
индивидуальных и групповых заданий).
4. Принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная,
индивидуальная, парная.
Средства обучения: учебник, тетрадь, ИКТ, игрушечных машинок.
В начале урока к детям был применен элемент психологического тренинга
его цель - получить эмоционально-положительный заряд на урок. Средством
развития познавательной активности учащихся при изучении предмета
использовалась мультимедийная презентация, как активная наглядность, дающая
возможность выстроить объяснение и закрепление материала на уроке логично,
научно, последовательно.
При таком подходе к изложению учебного материала включаются три вида
памяти учеников : Зрительная, слуховая, моторная.
Мультимедийную технологию можно рассматривать как объяснительно –
иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является
организация усвоения учащимися информации путем сообщения научного
материала и обеспечения его успешного восприятия , усиливающегося при
подключении зрительной памяти. А как известно в младшем школьном возрасте
развита более наглядно – образная память.
Изучение и закрепление нового материала проводилось с применением
репродуктивного и частично –поискового методов обучения ( рассказ учителя ,
практическая работа.) наглядного, дидактического, художественного, научного
материала.
Содержание урока полностью соответствовало заявленной теме.
Актуализация опорных знаний проводилась на личном опыте учащихся, в
качестве проблемной постановки вопросов.
Материал подавался с последующим первичным закреплением. (работа в тетради
на печатной основе).
Не использование учебника в данном случае считаю обоснованным, так как весь
изучаемый материал выводился на экране.
Общее закрепление темы проводилось путем практической , групповой
деятельности..
Научные исследования свидетельствуют о том, что большинство людей
запоминают 5% услышанного и 20% увиденного . Одновременное использование
ауди- и видеоинформации повышает запоминаемость до 30 -50% Следовательно
материал изучаемый на уроке, считаю, был усвоен хорошо в достаточно полной
мере.
На уроке оптимально сочеталась индивидуальная , фронтальная и групповая
формы работы .Таким образом , на уроке достигнуты варианты индивидуального ,
личностно – ориентированного обучения с использованием визуальных и
слуховых образов.
Принципы здоровьесберегающих технологий реализовались в дозированности
наглядного материала ( просмотр слайда 2-3 мин., физминутка, контроль посадки
при письме) проводимых физкультминутках.
Цель урока достигнута. Задачи в уроке реализованы полностью.
На уроке поддерживалась доброжелательная атмосфера, принцип
психологической комфортности реализовался в возможности учеников
высказывать личное мнение, иметь право на ошибку, иметь право на исправление
ошибок.
Дети были активны, инициативны, всем хотелось получить поощрение, быть
успешными.