Напоминание

"Родная речь"


Автор: Рубцова Наталия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кишертская СОШ им. Л.П.дробышевского"
Населённый пункт: село Усть – Кишерть Кишертского района
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Родная речь"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Кишертская СОШ им. Л.П.Дробышевского»

Элективный курс

«Родная речь»

Учитель

Рубцова Наталия Владимировна

Цель занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся.

Задачи курса:

- привитие интереса учащихся к русскому языку;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и

письменной форме;

- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;

- воспитание инициативы, целеустремленности;

- повышение общей языковой культуры;

- формирование навыков выразительного чтения;

- развитие у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться

анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её

соответствия литературным нормам;

- совершенствование речи обучающихся;

- воспитание чувство любви к малой родине;

- научить публичному выступлению.

Требования

современной

жизни

таковы,

что

обучающиеся

должны

знать

основы

красноречия,

уметь

пользоваться

своим

голосом,

вести

спор

и

отстаивать

свою

точку

зрения,

используя

при

этом

все

изобразительно-

выразительные

средства

языка.

Также

этот

курс

поможет

в

написании

интересного сочинения на волнующие темы и в подготовке к сдаче ГИА И

ЕГЭ.

Формы организации работы учащихся в рамках курса «Родная речь» – лекции

и практические занятия, на которых учащиеся будут учиться правильно и

грамотно

строить

свою

речь

и

анализировать

чужую

с

точки

зрения

орфоэпии,

грамматики,

синтаксиса,

лексики,

стилистической

уместности;

работать с текстами различных жанров и составлять их самостоятельно;

На

занятиях

предпочтительны

формы,

расширяющие

классно-урочную

систему: ролевые игры, публичные выступления, тренинги. Различные виды

практических

упражнений

рассчитаны

на

коллективную,

групповую

и

индивидуальную деятельности учащихся.

Изучение каждой темы завершается выполнением практических заданий на

самом занятии и домашней работой.

Тематическое планирование.

Кол

час

Тема занятия

Виды работы

Домашнее

задание

1.

1.

Что такое публичное

Просмотр

Задания нет

выступление?

видеоролика, работа

с текстом.

2.

1.

Риторика.

Публицистический

стиль.

«Я-критик»

исправление ошибок

данного текста.

Выделение главного.

Работа с

текстом.

3.

1.

Что такое школьное

сочинение?

Разработка и

составление опорных

схем.

Запомнить

созданные

схемы.

4.

1.

Расскажи мне о самом

интересном.

Индивидуальная

работа обучающихся.

Итог-публичное

выступление.

Написать

сочинение

5.

1.

Я- соавтор.

Работа с элементами

композиции,

расширение границ

текста.

Доработать

предложенный

текст.

6.

1.

Достопримечательности

Кишертского района.

Создание газеты,

описание памятника.

Подготовить

выступление о

памятнике

села

7.

1.

Выступления

обучающихся. Анализ

выступлений.

О чем может

рассказать памятник?

Задания нет.

8.

1.

Как правильно

пользоваться голосом во

время публичного

выступления?

Работа в группах,

чтение скороговорок.

9.

1.

Нормы литературного

произношения.

Оформление памятки

«Нормы

литературного

произношения»

Подготовиться

к

выразительно

му чтению

стихотворений

10.

1.

Что может пауза и

интонация?

Работа с текстом.

Подобрать

статью

проблемного

характера,

подготовить

для чтения

вслух.

11.

1.

Что такое отзыв о книге?

Составление опорной

схемы, работа с

текстом.

Написать

отзыв.

12.

1.

Нормы нравственности в

Обсуждение текста А.

Какими

публичном выступлении.

П. Чехова.

Обсуждение значений

слов.

чертами

должен

обладать

воспитанный

человек?

13.

1.

Доброта. Какая она?

Подбор аргументов

«за» и «против» к

предложенным

высказываниям.

Продолжить

фразу: «Ради

дружбы

необходимо…

»

14.

1.

Как привлечь внимание к

теме своего

выступления?

Работа в группах.

Задания нет.

15.

1.

Современный человек.

Каким ты хотел его

видеть?

Работа в парах.

Подготовиться

к итоговому

выступлению.

16.

1.

Чего я достиг?

Выступления

обучающихся.

Подведение итогов

курса.

Задания нет.

Итог курса:

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

- передавать мысли правильно, точно и выразительно;

-

самостоятельно

работать

с

книгами,

словарями

справками,

подбирать

материал;

- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера,

конкурсы;

-создавать

самостоятельные

устные

или

письменные

сообщения,

использовать при этом изобразительные средства языка;

-

вести

полемику

аргументировать

свои

суждения,

приводить

контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть

приемами работы с информацией.

- выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить

слова,

различать

ударные

и

безударные

слоги,

определять

границы

предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.

Использованная литература.

1.Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М. 2011.

5.Васильева А.Н. Основы культуры речи. М. 1990.

6.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону.

2005.

7.Головин Б.Н. Основы культуры речи. М. 1998.

8.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.

Пособие для учителя. М., 1989.

9.Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. 2011.

11.Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. М. 1991.

12.Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М. 1991.

13. Сопер П. Основы искусства речи. М. 1992.

14.Стешов А.В. Как победить в споре: О культуре полемики. 2011

15.Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М. 2014.



В раздел образования