Автор: Рубцова Наталия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Кишертская СОШ им. Л.П.дробышевского"
Населённый пункт: село Усть – Кишерть Кишертского района
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Родная речь"
Раздел: среднее образование
МБОУ «Кишертская СОШ им. Л.П.Дробышевского»
Элективный курс
«Родная речь»
Учитель
Рубцова Наталия Владимировна
Цель занятий - повышение уровня речевой культуры учащихся.
Задачи курса:
- привитие интереса учащихся к русскому языку;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и
письменной форме;
- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;
- воспитание инициативы, целеустремленности;
- повышение общей языковой культуры;
- формирование навыков выразительного чтения;
- развитие у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться
анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её
соответствия литературным нормам;
- совершенствование речи обучающихся;
- воспитание чувство любви к малой родине;
- научить публичному выступлению.
Требования
современной
жизни
таковы,
что
обучающиеся
должны
знать
основы
красноречия,
уметь
пользоваться
своим
голосом,
вести
спор
и
отстаивать
свою
точку
зрения,
используя
при
этом
все
изобразительно-
выразительные
средства
языка.
Также
этот
курс
поможет
в
написании
интересного сочинения на волнующие темы и в подготовке к сдаче ГИА И
ЕГЭ.
Формы организации работы учащихся в рамках курса «Родная речь» – лекции
и практические занятия, на которых учащиеся будут учиться правильно и
грамотно
строить
свою
речь
и
анализировать
чужую
с
точки
зрения
орфоэпии,
грамматики,
синтаксиса,
лексики,
стилистической
уместности;
работать с текстами различных жанров и составлять их самостоятельно;
На
занятиях
предпочтительны
формы,
расширяющие
классно-урочную
систему: ролевые игры, публичные выступления, тренинги. Различные виды
практических
упражнений
рассчитаны
на
коллективную,
групповую
и
индивидуальную деятельности учащихся.
Изучение каждой темы завершается выполнением практических заданий на
самом занятии и домашней работой.
Тематическое планирование.
№
Кол
час
Тема занятия
Виды работы
Домашнее
задание
1.
1.
Что такое публичное
Просмотр
Задания нет
выступление?
видеоролика, работа
с текстом.
2.
1.
Риторика.
Публицистический
стиль.
«Я-критик»
исправление ошибок
данного текста.
Выделение главного.
Работа с
текстом.
3.
1.
Что такое школьное
сочинение?
Разработка и
составление опорных
схем.
Запомнить
созданные
схемы.
4.
1.
Расскажи мне о самом
интересном.
Индивидуальная
работа обучающихся.
Итог-публичное
выступление.
Написать
сочинение
5.
1.
Я- соавтор.
Работа с элементами
композиции,
расширение границ
текста.
Доработать
предложенный
текст.
6.
1.
Достопримечательности
Кишертского района.
Создание газеты,
описание памятника.
Подготовить
выступление о
памятнике
села
7.
1.
Выступления
обучающихся. Анализ
выступлений.
О чем может
рассказать памятник?
Задания нет.
8.
1.
Как правильно
пользоваться голосом во
время публичного
выступления?
Работа в группах,
чтение скороговорок.
9.
1.
Нормы литературного
произношения.
Оформление памятки
«Нормы
литературного
произношения»
Подготовиться
к
выразительно
му чтению
стихотворений
10.
1.
Что может пауза и
интонация?
Работа с текстом.
Подобрать
статью
проблемного
характера,
подготовить
для чтения
вслух.
11.
1.
Что такое отзыв о книге?
Составление опорной
схемы, работа с
текстом.
Написать
отзыв.
12.
1.
Нормы нравственности в
Обсуждение текста А.
Какими
публичном выступлении.
П. Чехова.
Обсуждение значений
слов.
чертами
должен
обладать
воспитанный
человек?
13.
1.
Доброта. Какая она?
Подбор аргументов
«за» и «против» к
предложенным
высказываниям.
Продолжить
фразу: «Ради
дружбы
необходимо…
»
14.
1.
Как привлечь внимание к
теме своего
выступления?
Работа в группах.
Задания нет.
15.
1.
Современный человек.
Каким ты хотел его
видеть?
Работа в парах.
Подготовиться
к итоговому
выступлению.
16.
1.
Чего я достиг?
Выступления
обучающихся.
Подведение итогов
курса.
Задания нет.
Итог курса:
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- передавать мысли правильно, точно и выразительно;
-
самостоятельно
работать
с
книгами,
словарями
справками,
подбирать
материал;
- выступать перед аудиторией, в стенной печати, организовывать вечера,
конкурсы;
-создавать
самостоятельные
устные
или
письменные
сообщения,
использовать при этом изобразительные средства языка;
-
вести
полемику
аргументировать
свои
суждения,
приводить
контраргументы; пользоваться основными источниками информации, владеть
приемами работы с информацией.
- выразительно читать: различать звуки в слове, отчётливо произносить
слова,
различать
ударные
и
безударные
слоги,
определять
границы
предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи.
Использованная литература.
1.Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М. 2011.
5.Васильева А.Н. Основы культуры речи. М. 1990.
6.Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону.
2005.
7.Головин Б.Н. Основы культуры речи. М. 1998.
8.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.
Пособие для учителя. М., 1989.
9.Колесов В.В. Культура речи – культура поведения. 2011.
11.Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. М. 1991.
12.Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М. 1991.
13. Сопер П. Основы искусства речи. М. 1992.
14.Стешов А.В. Как победить в споре: О культуре полемики. 2011
15.Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М. 2014.