Автор: Астафьева Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №445"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород, Нижегородская обл.
Наименование материала: консультация
Тема: Консультация для родителей: "Роль игры в развитии детей 2–3 лет"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей: «Роль игры в развитии детей
2-3 лет»
Цель: формировать представление родителей о важности игры в жизни
ребёнка раннего возраста.
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение,
как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре,
таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание
будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного
человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии
игры и в постепенном переходе ее в работу».
А.С. Макаренко
Особая роль в развитии детей раннего возраста принадлежит игре.
Она
возникает
в
ответ
на
общественную
потребность
в
подготовке
подрастающего поколения к жизни. В дошкольной педагогике
выделяются
разные
виды
игр:
дидактические,
подвижные,
игры
-
драматизации,
музыкальные
игры-забавы.
Предлагаемый
игровой
сюжет
предусматривает
такое
поведение
детей,
которое
обеспечивает
усвоение
новых знаний, умений, нравственных правил. Такой игровой сюжет можно
придумывать и обыгрывать дома со своим ребёнком.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами,
воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с
предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу и т.д.).
Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми, в них
сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и
правил, а действия ребёнка выступают на первый план. В раннем детстве
закладываются предпосылки ролевой игры (игра длится от 3 до 10 минут). В
этот период у детей можно обнаружить элементы игрового сюжета,
воображаемой ситуации, которые постепенно превращаются в развёрнутые
сюжетные игры. Событийная, сюжетная сторона игры даже у малыша
определяется реальным жизненным опытом, хотя и не исключается влияние
обучающих воздействий на неё. Способы же воспроизведения реальной
действительности в игре (использование предметов-заместителей, игрушек,
воображаемых предметов, ролевых форм поведения, эмоционально-
выразительных средств) передаются старшими в совместных играх с детьми.
Таким образом, игровой опыт обогащается как за счёт усложнения сюжетной,
событийной стороны игры, так и за счёт усложнения способов
воспроизведения этих событий в игре. Ценность сюжетной игры заключается
в совершенствовании воображаемой ситуации с постепенным переходом от
“предметной” игры к играм внутреннего, умственного плана, переход от игр
индивидуальных к коллективным. Одна из основных задач взрослого -
своевременно сформировать у детей умения действовать на первых этапах
игры. Дома родители должны больше общаться с ребёнком, объяснять каждое
своё действие во время приготовления пищи, уборки, взрослые не должны
запрещать детям участвовать в совместных занятиях. В свободное время
родители могут обыграть совместно с детьми все дела, которые они сделали
дома за день: стать поварами, помощниками, добавить игры во врачей и
шофёров. Ребенок самостоятельно действует только с теми предметами,
которые употреблялись в совместной деятельности, и только так, как они
употреблялись взрослым. После самостоятельной игры ребенка полезно
обсудить с ним, во что он сегодня играл, кем был. (Ведь когда он играет один,
у него нет нужды в названии, обозначении своей роли, тогда и осознание ее
может задерживаться). На ночь взрослые могут почитать детям стихи и
сказки, которые знакомят детей с бытом, профессиями, действиями с
игрушками (А. Барто серия «Игрушки» и др., Т. Коваль серия «Погремушки»,
сказка «Маша и медведь»). Чтение рассказов и стихов можно сопровождать
использованием кукольного театра, игрушек, предметов-заместителей.
Можно выделить несколько функций игры:
формирует умение действовать в воображаемой ситуации;
формирует способность к замещению предметов, действий, что
обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого
мышления и речи
совершенствуется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление
и речь;
обеспечивает умственное, нравственное, эстетическое (при
использовании народных или плюшевых игрушек, подбор игрушек в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями,
использование 2-3 предметов, объединённых в подсказанную взрослым
игровую ситуацию, отказ от поломанных и старых игрушек,
эмоциональная отзывчивость взрослого на красивое) и физическое
развитие ребёнка (игрушки должны быть расставлены в разных местах
комнаты, детям 2-3 лет удобны игрушки среднего размера: 25-35 см., а
также крупная, более тяжёлая игрушка, например, деревянный конь);
воспитывает нравственно-волевые качества (способность к
произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию, к
содействию)
создаёт эмоционально-положительный климат в семье, формируют
самооценку ребёнка;
передаёт, закрепляет и углубляет социальный опыт, который отражает
взаимоотношения и общение разных людей, сказочных персонажей
(функция социализации);
дают возможность детям проявить своё отношение к действительности,
дают первые нравственно-эмоциональные оценки (лиса хитрая, волк злой,
Дед Мороз добрый и т.д.), воспитывают личностные качества (понятия о
добре и зле; что такое хорошо, что такое плохо);
подвижные игры способствуют физическому развитию детей.
Советы родителям при игре с ребёнком:
1.
Вовлекая ребёнка в игру, демонстрируйте положительные эмоции;
2.
Помогите ребёнку освоить сложное предметное действие, беря руку
ребёнка в свою, и действуя его рукой.
3.
Поощряйте даже маленькое достижение ребёнка, чтобы сформировать
в нём уверенность в своих возможностях.
4.
Используйте в игре предметы-заместители (не выбрасывайте ненужные
коробочки, баночки, тюбики. Если есть необходимость, намойте их и
поставьте рядом с любимыми игрушками детей. Коробка превратиться
в домик или гараж, баночка в тарелочку для кукол. Главное, чтобы эти
предметы были безопасными для ребёнка) «Подобные предметы не
диктуют жестко способ их использования и предполагают
определенную свободу действия, что позволяет им выступить
средством овладения замещением. Замещающее действие
характеризуется новым, условным отношением между предметом и его
использованием и свидетельствует о зарождении знаковой формы
сознания».
5.
Предоставить ребёнку возможность определить последствия того или
иного действия с предметом.
Сюжеты игр, которые можно использовать дома:
1. игры-инсценировки по сказкам;
2.пазлы, пирамидки, матрёщки, дидактические игры: «Найди пару»,
«Подбери половинки», «Домино», вкладыши, лабиринты.
3. режиссёрские игры: «Моя семья», «На приёме у врача», «В магазине»,
«В деревне у бабушке», «В зоопарке», «На детской площадке»
Пример игры: «Накормим куклу обедом»
Материалы: кукла, стол, стул, кухонная и столовая посуда.
Ход: Взрослый говорит: «Скоро кукла Зоя возвращается с прогулки, она
долго играла и проголодалась, давай приготовим ей кашу и компот. Какую
посуду нужно взять?» (самостоятельные действия ребёнка по выбору посуды,
в
т.
ч.
предметов-заместителей:
хлебница
с
хлебом,
сахар,
крупа,
нож).
Ребёнок производит действия по приготовлению компота (выбирает фрукты,
моет,
нарезает
их).
Взрослый
предупреждает,
что
вода
уже
кипит,
и
предлагает ребёнку высыпать из тарелки фрукты в кастрюлю. Затем мешает
ложкой и говорит: « Теперь добавим сахар (предмет – заместитель), будет
вкусный, сладкий компот. Попробуем на вкус, накроем крышкой и пусть ещё
варится».
Ах, как много разных дел!
Вот компотик закипел,
А теперь для куклы нашей,
Мы наварим сладкой каши.
Оставляют кастрюлю с компотом в сторону и достают коробочку с крупой
(предмет-заместитель). Взрослый объясняет, что крупа называется рис, что
рисовая каша очень вкусная, и кукла Зоя будет довольна (самостоятельная
деятельность ребёнка по приготовлению каши). Взрослый приговаривает:
«Да,
да,
да
–
каша
будет
хороша,
варим
кашу
не
спеша».
После
приготовления каши ребёнок накрывает на стол и кормит куклу.
Таким образом, игра решает задачи умственного, нравственного,
эстетического, физического развития каждого ребёнка начиная с раннего
возраста. Игра влияет на все стороны психического развития, что
неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи.