Напоминание

Консультация для родителей: "Роль игры в развитии детей 2–3 лет"


Автор: Астафьева Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №445"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород, Нижегородская обл.
Наименование материала: консультация
Тема: Консультация для родителей: "Роль игры в развитии детей 2–3 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей: «Роль игры в развитии детей

2-3 лет»

Цель: формировать представление родителей о важности игры в жизни

ребёнка раннего возраста.

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение,

как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре,

таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание

будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного

человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии

игры и в постепенном переходе ее в работу».

А.С. Макаренко

Особая роль в развитии детей раннего возраста принадлежит игре.

Она

возникает

в

ответ

на

общественную

потребность

в

подготовке

подрастающего поколения к жизни. В дошкольной педагогике

выделяются

разные

виды

игр:

дидактические,

подвижные,

игры

-

драматизации,

музыкальные

игры-забавы.

Предлагаемый

игровой

сюжет

предусматривает

такое

поведение

детей,

которое

обеспечивает

усвоение

новых знаний, умений, нравственных правил. Такой игровой сюжет можно

придумывать и обыгрывать дома со своим ребёнком.

Особый характер носит игра, которую дети создают сами,

воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с

предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу и т.д.).

Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми, в них

сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и

правил, а действия ребёнка выступают на первый план. В раннем детстве

закладываются предпосылки ролевой игры (игра длится от 3 до 10 минут). В

этот период у детей можно обнаружить элементы игрового сюжета,

воображаемой ситуации, которые постепенно превращаются в развёрнутые

сюжетные игры. Событийная, сюжетная сторона игры даже у малыша

определяется реальным жизненным опытом, хотя и не исключается влияние

обучающих воздействий на неё. Способы же воспроизведения реальной

действительности в игре (использование предметов-заместителей, игрушек,

воображаемых предметов, ролевых форм поведения, эмоционально-

выразительных средств) передаются старшими в совместных играх с детьми.

Таким образом, игровой опыт обогащается как за счёт усложнения сюжетной,

событийной стороны игры, так и за счёт усложнения способов

воспроизведения этих событий в игре. Ценность сюжетной игры заключается

в совершенствовании воображаемой ситуации с постепенным переходом от

“предметной” игры к играм внутреннего, умственного плана, переход от игр

индивидуальных к коллективным. Одна из основных задач взрослого -

своевременно сформировать у детей умения действовать на первых этапах

игры. Дома родители должны больше общаться с ребёнком, объяснять каждое

своё действие во время приготовления пищи, уборки, взрослые не должны

запрещать детям участвовать в совместных занятиях. В свободное время

родители могут обыграть совместно с детьми все дела, которые они сделали

дома за день: стать поварами, помощниками, добавить игры во врачей и

шофёров. Ребенок самостоятельно действует только с теми предметами,

которые употреблялись в совместной деятельности, и только так, как они

употреблялись взрослым. После самостоятельной игры ребенка полезно

обсудить с ним, во что он сегодня играл, кем был. (Ведь когда он играет один,

у него нет нужды в названии, обозначении своей роли, тогда и осознание ее

может задерживаться). На ночь взрослые могут почитать детям стихи и

сказки, которые знакомят детей с бытом, профессиями, действиями с

игрушками (А. Барто серия «Игрушки» и др., Т. Коваль серия «Погремушки»,

сказка «Маша и медведь»). Чтение рассказов и стихов можно сопровождать

использованием кукольного театра, игрушек, предметов-заместителей.

Можно выделить несколько функций игры:

формирует умение действовать в воображаемой ситуации;

формирует способность к замещению предметов, действий, что

обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого

мышления и речи

совершенствуется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление

и речь;

обеспечивает умственное, нравственное, эстетическое (при

использовании народных или плюшевых игрушек, подбор игрушек в

соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями,

использование 2-3 предметов, объединённых в подсказанную взрослым

игровую ситуацию, отказ от поломанных и старых игрушек,

эмоциональная отзывчивость взрослого на красивое) и физическое

развитие ребёнка (игрушки должны быть расставлены в разных местах

комнаты, детям 2-3 лет удобны игрушки среднего размера: 25-35 см., а

также крупная, более тяжёлая игрушка, например, деревянный конь);

воспитывает нравственно-волевые качества (способность к

произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию, к

содействию)

создаёт эмоционально-положительный климат в семье, формируют

самооценку ребёнка;

передаёт, закрепляет и углубляет социальный опыт, который отражает

взаимоотношения и общение разных людей, сказочных персонажей

(функция социализации);

дают возможность детям проявить своё отношение к действительности,

дают первые нравственно-эмоциональные оценки (лиса хитрая, волк злой,

Дед Мороз добрый и т.д.), воспитывают личностные качества (понятия о

добре и зле; что такое хорошо, что такое плохо);

подвижные игры способствуют физическому развитию детей.

Советы родителям при игре с ребёнком:

1.

Вовлекая ребёнка в игру, демонстрируйте положительные эмоции;

2.

Помогите ребёнку освоить сложное предметное действие, беря руку

ребёнка в свою, и действуя его рукой.

3.

Поощряйте даже маленькое достижение ребёнка, чтобы сформировать

в нём уверенность в своих возможностях.

4.

Используйте в игре предметы-заместители (не выбрасывайте ненужные

коробочки, баночки, тюбики. Если есть необходимость, намойте их и

поставьте рядом с любимыми игрушками детей. Коробка превратиться

в домик или гараж, баночка в тарелочку для кукол. Главное, чтобы эти

предметы были безопасными для ребёнка) «Подобные предметы не

диктуют жестко способ их использования и предполагают

определенную свободу действия, что позволяет им выступить

средством овладения замещением. Замещающее действие

характеризуется новым, условным отношением между предметом и его

использованием и свидетельствует о зарождении знаковой формы

сознания».

5.

Предоставить ребёнку возможность определить последствия того или

иного действия с предметом.

Сюжеты игр, которые можно использовать дома:

1. игры-инсценировки по сказкам;

2.пазлы, пирамидки, матрёщки, дидактические игры: «Найди пару»,

«Подбери половинки», «Домино», вкладыши, лабиринты.

3. режиссёрские игры: «Моя семья», «На приёме у врача», «В магазине»,

«В деревне у бабушке», «В зоопарке», «На детской площадке»

Пример игры: «Накормим куклу обедом»

Материалы: кукла, стол, стул, кухонная и столовая посуда.

Ход: Взрослый говорит: «Скоро кукла Зоя возвращается с прогулки, она

долго играла и проголодалась, давай приготовим ей кашу и компот. Какую

посуду нужно взять?» (самостоятельные действия ребёнка по выбору посуды,

в

т.

ч.

предметов-заместителей:

хлебница

с

хлебом,

сахар,

крупа,

нож).

Ребёнок производит действия по приготовлению компота (выбирает фрукты,

моет,

нарезает

их).

Взрослый

предупреждает,

что

вода

уже

кипит,

и

предлагает ребёнку высыпать из тарелки фрукты в кастрюлю. Затем мешает

ложкой и говорит: « Теперь добавим сахар (предмет – заместитель), будет

вкусный, сладкий компот. Попробуем на вкус, накроем крышкой и пусть ещё

варится».

Ах, как много разных дел!

Вот компотик закипел,

А теперь для куклы нашей,

Мы наварим сладкой каши.

Оставляют кастрюлю с компотом в сторону и достают коробочку с крупой

(предмет-заместитель). Взрослый объясняет, что крупа называется рис, что

рисовая каша очень вкусная, и кукла Зоя будет довольна (самостоятельная

деятельность ребёнка по приготовлению каши). Взрослый приговаривает:

«Да,

да,

да

каша

будет

хороша,

варим

кашу

не

спеша».

После

приготовления каши ребёнок накрывает на стол и кормит куклу.

Таким образом, игра решает задачи умственного, нравственного,

эстетического, физического развития каждого ребёнка начиная с раннего

возраста. Игра влияет на все стороны психического развития, что

неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи.



В раздел образования