Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа–интернат"
Населённый пункт: с.Ключи
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование звуковой стороны речи обучающихся начальной ступени с особыми образовательными потребностями через игровые упражнения."
Раздел: начальное образование
Формирование звуковой стороны речи обучающихся начальной ступени
с особыми образовательными потребностями через игровые
упражнения.
Развитие
речи
у
детей
младшего
школьного
возраста
происходит
особенно
быстро:
быстро,
как
ни
в
каком
другом
возрасте,
пополняется
словарный
запас,
улучшается
звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все дети
имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже в раннем возрасте чисто и
правильно
произносят
слова,
другие
говорят
всё
ещё
недостаточно
отчётливо,
неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей с каждым годом становится всё
больше
и
больше.
Печальная
статистика….
Но
от
технического
прогресса,
который
вторгается в жизнь современного ребёнка практически с первых месяцев жизни, увы,
никуда не деться… Парадокс века: технический прогресс ведёт к речевому регрессу… Ни
за что нельзя допустить того, чтобы ребёнок превратился в «робота»! Именно поэтому
необходимо вести постоянную и кропотливую работу по формированию звуковой стороны
речи. Младшие школьники уже воспринимают слово как смысловую единицу речи. Со
словом они соотносят конкретный предмет, качество предмета, действие. Которое с ним
совершается. Но они ещё не могут самостоятельно определить, из каких звуков состоит
слово, установить их последовательность, разложить слово на части(слоги, звуки), т.е.
звуковой состав слова им пока ещё не доступен. Подготавливать их к этому необходимо,
поскольку в будущем умение детей делать звуковой анализ очень поможет при обучении
их
грамоте.
На
данном
возрастном
этапе
нужно
учить
детей
прежде
всего
чётко
и
правильно произносить, а так же слышать и различать звуки в словах. При этом очень
важен образец речи педагога.
Неустойчив ещё и голос младших школьников. Некоторые дети говорят очень тихо, чуть
слышно,
другие-
крикливо.
Не
все
могут
управлять
своим
голосовым
аппаратом,
регулировать громкость своего голоса, скорость произнесения слов. Педагог обращает
внимание
детей
на
то,
что
слова
можно
произносить
с
различной
громкостью
и
в
различном
темпе,
предлагает
говорить
и
отвечать
на
вопросы
достаточно
громко,
неторопливо. Он учит детей различать на слух, как громко и с какой скоростью говорят
окружающие и они сами. В данном случае тоже очень большое значение имеет образец
речи педагога, громкое или тихое, быстрое или медленное произнесение им отдельных
слов или фраз и последующее воспроизведение их детьми с заданной громкостью или в
определённом темпе. Работа эта должна проводиться согласно программе систематически
и планомерно в течение всего учебного года.
Для закрепления правильного произношения звуков, для улучшения словопроизношения.
Для
развития
слухового
восприятия
педагог,
кроме
дидактических
и
ролевых
игр
и
упражнений, широко использует дополнительный речевой материал: потешки, небольшие
стихотворения,
считалочки
и
пр.
Совместное
чтение
потешек,
стихов,
задания
на
договаривание
слов
приучают
детей
внимательно
слушать,
подбирать
рифмующиеся
слова, чётко и достаточно громко их произносить. Развитию слухового внимания очень
способствует и отгадывание загадок с использованием интерактивной мультимедийной
аппаратуры. Начиная с первого класса, педагог предлагает детям небольшие загадки,
построенные на звукоподражании, помогающем найти ключ к отгадке. В дальнейшем
содержание
загадок
усложняется,
заставляя
детей
больше
проговаривать,
рифмовать,
подбирать концовки и т.д. Цель всех этих игр и упражнений-развивать у детей слуховое
внимание, приучать их внимательно слушать речь окружающих, правильно воспринимать
её, точно выполнять данные им игровые поручения, учить детей соотносить данное слово
с
предметом
или
картинкой,
внятно
произносить
одно-двух-,
а
так
же
трёх-
четырёхсложные
слова,
отвечать
на
вопросы;
громко
и
тихо
воспроизводить
звукоподражания,
различать
на
слух
близкие
по
звучанию
звукосочетания.
Процесс
развития речи так же во многом зависит от развития фонематического слуха. Из всего
сказанного следует: для того, чтобы выработать у ребёнка хорошую дикцию, обеспечить
чёткое и благозвучное произнесение им слов и каждого звука в отдельности, необходимо
развивать
его
артикуляционный
аппарат,
речевое
дыхание,
совершенствовать
фонематический
слух,
учить
его
слушать
речь,
различать
звуки
не
только
при
произношении, но и на слух, правильно воспроизводить их в слове.
Вслушиваясь в звучащие слова, играя с ними, дети развивают свой слух, укрепляют
артикуляционный
аппарат,
улучшают
произношение.
Опираясь
на
слух,
младший
школьник контролирует свою артикуляцию и стремится приблизить, «подогнать» своё
произношение к произношению окружающих.