Автор: Горелова Ирина Николаевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: г.Красноармейск Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок–путешествие"Лингводилижанс"
Раздел: среднее образование
Учитель русского языка и литературы Горелова И.Н.
г.Красноармейск Саратовская область
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ
( русский язык в 6 классе)
«
«
ЛИНГВОДИЛИЖАНС
ЛИНГВОДИЛИЖАНС
»
»
Цель:
обобщить
и
систематизировать
знания
учащихся
по
разделу
«Лингвистика»;
развитие интереса к русскому языку;
совершенствование
умений,
связанных
с
использованием
справочной и другой литературы по предмету.
Тип урока: урок-путешествие.
Технология: на игровой основе.
Оборудование:
нарисованная
на
листе
ватмана
карта
дороги
со
всеми
остановками: посёлок Ономастика, город Фразеологизм, посёлок Диалект,
село Краснословие, деревня Подумайкино;
репродукция
картины
В.Васнецова
«Богатыри»,
чёрный
ящик,
коробка с билетами;
высказывания о языке, музыкальное оформление.
Ход урока:
Звучит песня Красной шапочки «Если долго, долго…»
1.
Слово
учителя.
Сегодня
мы
отправимся
в
путешествие
по
дороге
лингвистика. Наш путь будет долгим, но надеюсь, интересным для вас.
А отправимся мы на дилижансе.
- Кто из вас знает, что такое дилижанс?
Ученик:
Дилижанс-
это
большая
крытая
повозка
для
перевозки
багажа,
почты, пассажиров, появилась в 16 веке в Англии.
Учитель: Каждый из вас может поехать в это путешествие. Но за проезд надо
платить. Платой будут ваши ответы. Поэтому всем, кто отгадает
загадки, я вручу проездные билеты. На этих билетах будет указан
пункт следования. И так приготовились.
(Тема загадок - средства передвижения).
- Не летает, не жужжит- жук по улице бежит, и горят в глазах жука два
блестящих огонька, это дал завод ему: и огни глядят во тьму, и колеса, и
мотор, мчался чтоб во весь опор.
(Автомобиль).
- Братцы в гости снарядились, друг за друга зацепились и помчались в путь
далек, лишь оставили дымок.
( Поезд, вагоны).
- Ясным утром вдоль дороги
-На траве блестит роса
- По дороге едут ноги
-И бегут два колеса.
-У загадки есть ответ.
-Это мой…
( Велосипед).
-Ног от радости не чуя,
-С горки снежной вниз лечу я
-Стал мне спорт родней и ближе
-Кто помог мне в этом?...
(Лыжи).
-Лежит брус во всю Русь
-А встанет- до неба достанет
(Дорога).
( Всего используется 12-14 загадок.
За каждый ответ выдаётся билет ).
Учитель: Небольшая разминка перед дальней дорогой закончена.
Посмотрите на свои билеты.
Первая остановка- Ономастика.
А кто знает, что такое ономастика?
Ученик: В языкознании есть особый раздел- Ономастика. Название он взял
от греческого Onomastike- искусство давать имена: Антропонимы-
собственные
имена,
относящиеся
к
людям;
топонимы-
географические названия; ойконимы- названия населенных пунктов;
урбанонимы- названия внутригородских объектов (улиц, музеев) ;
зоонимы-
клички
животных;
хрононимы-
собственные
имена
отрезков времени ( 8 Марта, День Победы, Новый год, Петровская
эпоха, «Золотой век») и т.д.
Учитель: Сейчас покажут знания те «пассажиры», кто следует до этой
станции. Итак, слушаем вопросы.
1.Назовите фамилию и отчество Ивана Грозного. Что такое фамилия?
Ответ: фамилия- это общее имя членов семьи, наследуемое более чем в двух
поколениях. Иван Грозный жил в XVI веке, когда фамилий на Руси ещё
не было. Первые фамилии появились в России в конце XVI начале XVII
века.
2.
Фамилии
образовывались
по-
разному,
например,
первый
человек,
получивший фамилию Кузнецов, был сыном кузнеца , Донской- жил на
Дону. А как появилась фамилия Татаринов и Свистунов?
Ответы учащихся.
3.
Палиндромы-
это
слова-
перевёртыши.
Назовите
имена,
которые
одинаково читаются как слева- направо, так и справа- налево.
Ответы учащихся.
4.
Назовите строку о собаке и цветке- палиндром, составленную когда-то
А.Фетом.
5.
Почему колумбами называют всех первооткрывателей в любой области?
6.
Назовите химические элементы, названные в честь известных всему миру
учёных.
7.
Очень много мифологических и литературных собственных имён перешло
в разряд нарицательных. Какие это имена? ( Римская башня счастья-
Фортуна, Гипнос, Морфей).
- Молодцы, ребята. Вы показали хорошие знания в этой области.
А сейчас вопросы задаются тем, кто следует до города Фразеологизм.
Ваша задача: вычленить в предложениях фразеологизм и объяснить его.
1)
«Да как вы с ним жить можете, когда он вас чуть на тот свет не
отправил?»
(чуть не убил) (Д.Фонвизин «Бригадир»)
2)
«Что делать, Вася! Сын - отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел
прилетел, захотел- улетел…»
( самостоятельный) (И.С. Тургенев «Отцы и дети»)
3)
«Слушай, ты, Абрек! Честное слово, все с тобой согласны. Но…
придержи язык.»
(помолчи) (А.Фадеев «Молодая гвардия»)
4)
«Григорий Иванович рассказал всё, что случилось. Лиза не верила
своим ушам.»
(удивлялась) (А.Пушкин «Барышня-крестьянка»)
5)
«Часовые на постах мокнут одиноко. Зги не видно. Ночь вокруг.»
(полная темень) (А.Твардовский «Василий Тёркин»)
6)
«Все требуют машин, а у него их с гулькин нос»
(очень мало) (А.Иванов «Тени исчезают в полдень»)
7)
«Надо украшать землю, обстраивать, а не лодыря гонять»
(лениться) (В.Шишкин «Угрюм-река»)
Учитель: Наша следующая остановка- посёлок Диалект.
Как вы объясните значение слова «диалект»?
Ответы учащихся.
(Группа девочек исполняет русский народный танец «Тополя»)
Учитель: Есть такая русская пословица «Что ни село, то говор». В каждой
местности,
где
бытует
русский
язык,
существует
свой
«набор»
местных языковых особенностей, свой говор или диалект.
Я предлагаю вам посоревноваться в знании диалектов русского языка,
многие
диалектные
слова
вы
встречали
в
книгах.
Я
назову
вам
общеизвестное слово, а вы скажите его диалектный вариант.
Говорить- сказывать, балакать, баять, гутарить, бахорить.
Дом- изба, хоромы, хата, курень.
Иней- куржак, куртевень.
Дорога- большак, тракт, шляхт, зимняк, стежка, объездок.
- А кто может назвать первого составителя «Толкового словаря живого
великорусского языка»?
Учитель:
Внимание,
пассажиры!
Село
Краснословие
ждёт
вас!
На
этой
остановке
мы
поговорим
о
сказках,
пословицах,
поговорках,
считалках, песнях.
«Что
значит
для
народной
жизни
слово?
Слово
приравнивалось
нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь ,оно
было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего.
Вместе
с
этим
оно
утешало,
помогало,
двигало
на
подвиг,
заступалось,
лечило, вдохновляло…»
(Из книги В. Белова «Лад»)
1.
Назовите сказки, где есть волшебный конь?
2.
Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.
3.
Объясните поговорки:
душа в пятки ушла;
своя рука- владыка;
мелким бесом рассыплется;
будь как дома;
по заслугам и честь;
у лжи короткие ноги.
-Объясните, что означает слово «былина».
-Былины
вдохновляли
многих
мастеров
искусства
на
создание
оригинальных творений. Кто автор картины «Богатыри»?
-Какие произведения по былинным сюжетам вам известны?
-Кем по роду деятельности были былинные герои Микула и Вольга?
-Назовите
имя
прославленного
воина-богатыря,
который
дважды
одерживал победу в схватках с огненным змеем?
Учитель:
А
сейчас
у
вас
будет
возможность
проявить
себя
в
знании
обрядовых
песен.
Я
читаю
вам
начало
строчки,
а
вы
её
заканчиваете.
1.
Прощай, Масленица, прощай, красная! Наступает великий пост. Дадут
нам редьки….(хвост).
2.
Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб , соль, пшеница. С
кем ты хочешь… ( поделиться).
3.
Не плач- дам калач. Не вой- дам другой, не реви- дам …(три).
4.
Радуга- дуга, не давай дождя, давай солнышка… (колоколнышка).
Учитель: Вот мы и доехали до деревни Подумайкино. Язык разум открывает.
Недолго
думал,
да
хорошо
молвил.
Кто
говорит,
тот
сеет,
кто
слушает, тот собирает. Вот какие пословицы сложил народ о разуме
человеческом.
Богат
наш
язык
и
могуч!
Следующие
задания
помогут
нам
увидеть
необъятность,
прелесть
и
изумительную
красоту русского языка.
1.
В языках разных народов очень много заимствованных слов. Например,
в период 1812-1814 годов Европа встречала русскую армию. В Париже
на Монмарте на стене одного из ресторанчиков сделана мемориальная
доска с надписью: « 30 марта 1814 года казаки выкрикнули здесь
впервые
своё
прославленное
«быстро!»,
таким
образом
родился
предшественник французских маленьких кафе. Как они называются?»
(бистро- bistro).
2.
Почему в русском языке только 33 буквы, хотя звуков 42?
(согласных букв 21, согласных звуков- 36, гласных букв 10, гласных
звуков-6).
3.
Корень мой находится в «цене», в «очерке» найди приставку мне,
суффикс мой в «тетрадке» все встречали, вся же- в дневнике я и в
журнале.
(Оценка).
4.
Нас пригласили в гости в Салон хорошего произношения. Встречает
хозяйка салона Орфоэпия. Почему её так зовут?
(
Греческое orthos-
правильный
и epos-
речь;
раздел
языкознания,
изучающий нормативное литературное произношение).
5.
Ребята, вспомните, что такое омонимы? Зная определение омонимов,
определите, что лежит в чёрном ящике.
-Коса у деда была длинной, лезвие острым, таким, что трава ложилась
при первом же прикосновении.
(В ящике девичья коса).
-Вода
была
очень
холодной,
чистой,
недаром
родник
носил
такое
красивое название- Хрустальный ключ.
(В ящике ключ от замка).
-Стрелок отличался исключительной меткостью, но немаловажно было
и то, что лук его был изготовлен первоклассным мастером.
(В ящике репчатый лук).
Учитель: Итак, наше путешествие по дороге Лингвистика подходит к концу.
Нелёгким оно было. На Руси водилось после трудов праведных
отдохнуть. Для начала мои помощники расскажут вам интересные
факты о языке.
(Сообщение учащихся – 3 человека).
Итог урока.
Учитель:
Наш язык богат и могуч. Многие известные поэты и писатели,
политические деятели, художники и музыканты с восхищением отзывались о
русском языке.
Хочется поговорить с вами о «засорении» языка. Следите за тем, как
и что вы говорите. Не забывайте о словах великого Сумарокова: «Восприятие
чужих слов, а особенно без необходимости, есть порча языка».
Сегодня на нашем уроке каждый из вас попробовал свои силы и
знания в русском языке. Хочется, чтобы все вы могли говорить красиво и
выразительно. Чтобы слушая речь любого из нас, можно было восхититься
так, как когда-то это сделал Н.В. Гоголь:
«Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок:
всё
зернисто,
крупно,
как
сам
жемчуг,
и,
право,
иное
название
ещё
драгоценнее самой вещи.»
Дома: написать сочинение- миниатюру о русском языке. Тему формулирует
сам учащийся.
Для учащихся 5-6 классов очень важно. чтобы их деятельность на уроке не
была монотонной и однообразной. Устойчивый интерес к такому предмету.
как русский язык. возможно только тогда. когда
учитель в своей работе
активно
применяет
нестандартные
формы
урока.
Мастерство
учителя
в
полной мере проявляется именно при проведении уроков такого типа.
Данные уроки содержат различные методы и приемы нестандартного
характера: урок-путешествие. урок с разноуровневыми заданиями и т.д.
Используя разные формы обучения.
Появляется возможность пробудить
активность .творчество и любознательность у учащихся.
Предназначено
для
учителей
русского
языка
и
литературы
общеобразовательных учреждений.