Автор: Сорокина Ольга Леонидовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№22"
Населённый пункт: Абакан Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных навыков старших школьников средствами личностно–ориентированных педагогические технологии на уроках английского языка"
Раздел: среднее образование
Статья:
Формирование коммуникативных навыков старших школьников средствами
личностно-ориентированных педагогические технологии на уроках английского
языка
В
последние
годы
все
чаще
поднимается
вопрос
о
применении
новых
информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и
новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной
целью
обучения
иностранным
языкам
является
формирование
и
развитие
коммуникативной
культуры
школьников,
обучение
практическому
овладению
иностранным языком.
Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир.
Владея этим языком международного общения, можно достичь поставленных целей с
помощью новых возможностей.
Согласно
образовательному
стандарту
основного
общего
образования
по
иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:
развитие
иноязычной
коммуникативной
компетенции,
которая
подразумевает
развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной
компетенций;
развитие
и
воспитание
способности
и
готовности
к
самостоятельному
и
непрерывному изучению английского языка:
а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях
знаний;
б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на
родном и английском языках;
в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;
г) формирование гражданина и патриота.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения
языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы
каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать
познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам
Поставленные цели могут быть реализованы при условии использования всех групп
образовательных технологий:
технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых лежит
информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с
целью выработки у них общеучебных умений и навыков;
личностно-ориентированные
технологии
обучения,
создающие
условия
для
обеспечения
собственной
учебной
деятельности
обучающихся,
учёта
и
развития
индивидуальных особенностей школьников;
технологии
развивающего
обучения,
в
центре
внимания
которых
–
способ
обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития
обучающихся, их интеллектуальных способностей.
Одной
из
технологий,
обеспечивающей
личностно-ориентированное
обучение,
является метод обучения в сотрудничестве.
Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами
американских педагогов: Р.Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и
Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э.Аронсона из университета
штата Калифорния. Основная идея этой технологии – создать условия для активной
совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Существует
много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве.
Основные принципы:
а)
группы
учащихся
формируются
учителем
до
урока
с
учетом
психологической
совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по
с и л а м .
С о с т а в
г р у п п ы
м о ж н о
м е н я т ь
о т
у р о к а
к
у р о к у ;
б) группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение
ролей между членами группы;
в) оценивается работа всей группы;
г) учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.
Варианты обучения в сотрудничестве:
Student
team
learning
(STL, обучение
в
команде).
Уделяется
особое
внимание
«групповым целям» и успеху всей группы. Таким образом, задача каждого члена команды
состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки,
и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Вкратце STL сводится к трем
основным принципам:
а) команды получают одну награду на всех. Группы не соревнуются друг с другом, так как
все они имеют разную «планку» и им дается разное время для ее достижения.
б) «индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех
в с е й
г р у п п ы
з а в и с и т
о т
у д а ч
и л и
н е у д а ч
к а ж д о г о
е е
ч л е н а .
в)
каждый
ученик
приносит
очки
своей
группе,
которые
она
зарабатывает
путем
улучшения
своих
собственных
предыдущих
результатов.
Сравнение,
таким
образом,
проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными,
ранее достигнутыми.
Другой вариант обучения в сотрудничестве разработал профессор Э. Аронсон в 1978 году
и
назвал его
Jigsaw
(«Ажурная
пила»).
В
педагогической
практике
такой
подход
обозначается сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4 - 6 человек для
работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты. Каждый член группы
находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос,
но
работающие
в
разных
группах,
встречаются
и
обмениваются
информацией
как
эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему
новому товарищей в своей группе. На заключительном этапе учитель может попросить
любого
учащегося
команды
ответить
на
любой
вопрос
по
данной
теме.
В 1986 году Р. Славин разработал вариант технологии «Jigsaw-2» («Пила-2»), который
предусматривал работу группами по 4-5 человек. Вся команда работала над одним и тем
же
материалом,
но
при
этом
каждый
член
группы
получал
свою
подтему,
которую
разрабатывал особенно тщательно и становился экспертом по данному вопросу. Эксперты
из разных групп встречались и обменивались информацией. В конце цикла все учащиеся
проходили индивидуальный контроль. Результаты суммировались. Команда, набравшая
н а и б о л ь ш е е
к о л и ч е с т в о
б а л л о в ,
н а г р а ж д а л а с ь .
Еще
один
вариант
обучения
в
сотрудничестве
– learning
together
(учимся
вместе)
разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Д. Джонсон, Р. Джонсон). Класс
делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое
является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В процессе
работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя
детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. Группа получает награды в
зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в данном случае задания в
группах дифференцированы по сложности и объему.
Этот метод является базисным при разработке проекта. Основная идея заключается
в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных
ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при
этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей
работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у
сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально
разобрались
в
задании.
И
от
этого
выигрывает
весь
класс,
потому
что
совместно
ликвидируются пробелы.
Практика
показывает,
что
вместе
учиться
не
только
легче,
но
интереснее
и
значительно эффективнее. И это касается как академических успехов по предмету, так и
интеллектуального и нравственного развития детей. Помочь друг другу, вместе решить
проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи – такие качества
пригодятся ребятам и в школе, и в жизни. Учителю же эта система дает колоссальные
возмож но ст и
для
т ворч е ского
подхода
и
к
предмету,
и
к
у ч е н и к а м .
Идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по своей сути. Она получила
развитие
усилиями
многих
педагогов
во
многих
странах
мира
и
поэтому
довольно
разнообразна в своих вариантах. Однако при всем разнообразии существуют основные
принципы обучения в сотрудничестве.
После первого опыта использования метода обучения в сотрудничестве, становится,
очевидно, что
учащиеся
ведут себя более
активно. Слабые ученики почувствовали
уверенность в собственных силах. Они осознают
свою значимость: и от их усилий
зависит успех всей группы. Полученная в итоге положительная оценка стала результатом
усилий каждого ученика и послужила стимулом для дальнейшего интереса друг к другу, к
совместному труду и к учению вообще.
Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения. Это означает
также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс
оцениваться наравне с другими. Если и «сильный», и «слабый» ученики затрачивают
одинаковые усилия на достижение своего уровня, то будет справедливо, если их усилия
будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог.
Давно замечено, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе
для достижения общего результата, то у них, как правило, повышается мотивация.
Для достижения положительного результата при использовании метода обучения в
сотрудничестве надо придерживаться следующих требований:
1. Прежде, чем группы приступят к самостоятельной работе, необходимо сказать об
их ответственности за каждого из партнеров, чтобы каждый из участников группы хорошо
усвоил материал. Только в этом случае они могут рассчитывать на высший балл.
2. Оценка ставится одна на всю группу. Оценивать можно, как совместные усилия,
так и индивидуальные.
3. Учитель должен оставаться доброжелательным, следить за активностью учащихся
и помогать любой группе, если потребуется помощь.