Напоминание

"Формирование коммуникативных навыков старших школьников средствами личностно–ориентированных педагогические технологии на уроках английского языка"


Автор: Сорокина Ольга Леонидовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№22"
Населённый пункт: Абакан Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование коммуникативных навыков старших школьников средствами личностно–ориентированных педагогические технологии на уроках английского языка"
Раздел: среднее образование





Назад




Статья:

Формирование коммуникативных навыков старших школьников средствами

личностно-ориентированных педагогические технологии на уроках английского

языка

В

последние

годы

все

чаще

поднимается

вопрос

о

применении

новых

информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и

новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной

целью

обучения

иностранным

языкам

является

формирование

и

развитие

коммуникативной

культуры

школьников,

обучение

практическому

овладению

иностранным языком.

Знание английского языка в современном мире является своеобразным окном в мир.

Владея этим языком международного общения, можно достичь поставленных целей с

помощью новых возможностей.

Согласно

образовательному

стандарту

основного

общего

образования

по

иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели:

развитие

иноязычной

коммуникативной

компетенции,

которая

подразумевает

развитие речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной

компетенций;

развитие

и

воспитание

способности

и

готовности

к

самостоятельному

и

непрерывному изучению английского языка:

а) дальнейшему самообразованию с помощью английского языка в других областях

знаний;

б) развитие способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на

родном и английском языках;

в) личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии;

г) формирование гражданина и патриота.

Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения

языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы

каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать

познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам

Поставленные цели могут быть реализованы при условии использования всех групп

образовательных технологий:

технологии объяснительно-иллюстративного обучения, в основе которых лежит

информирование, просвещение учащихся и организация их репродуктивных действий с

целью выработки у них общеучебных умений и навыков;

личностно-ориентированные

технологии

обучения,

создающие

условия

для

обеспечения

собственной

учебной

деятельности

обучающихся,

учёта

и

развития

индивидуальных особенностей школьников;

технологии

развивающего

обучения,

в

центре

внимания

которых

способ

обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития

обучающихся, их интеллектуальных способностей.

Одной

из

технологий,

обеспечивающей

личностно-ориентированное

обучение,

является метод обучения в сотрудничестве.

Идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами

американских педагогов: Р.Славиным из университета Джона Хопкинса; Р. Джонсоном и

Д. Джонсоном из университета штата Миннесота; группой Э.Аронсона из университета

штата Калифорния. Основная идея этой технологии – создать условия для активной

совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Существует

много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве.

Основные принципы:

а)

группы

учащихся

формируются

учителем

до

урока

с

учетом

психологической

совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по

с и л а м .

С о с т а в

г р у п п ы

м о ж н о

м е н я т ь

о т

у р о к а

к

у р о к у ;

б) группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение

ролей между членами группы;

в) оценивается работа всей группы;

г) учитель сам выбирает учащегося группы, который должен отчитаться за задание.

Варианты обучения в сотрудничестве:

Student

team

learning

(STL, обучение

в

команде).

Уделяется

особое

внимание

«групповым целям» и успеху всей группы. Таким образом, задача каждого члена команды

состоит в том, чтобы он овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки,

и при этом вся команда должна знать, чего достиг каждый. Вкратце STL сводится к трем

основным принципам:

а) команды получают одну награду на всех. Группы не соревнуются друг с другом, так как

все они имеют разную «планку» и им дается разное время для ее достижения.

б) «индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех

в с е й

г р у п п ы

з а в и с и т

о т

у д а ч

и л и

н е у д а ч

к а ж д о г о

е е

ч л е н а .

в)

каждый

ученик

приносит

очки

своей

группе,

которые

она

зарабатывает

путем

улучшения

своих

собственных

предыдущих

результатов.

Сравнение,

таким

образом,

проводится не с результатами других учащихся этой или других групп, а с собственными,

ранее достигнутыми.

Другой вариант обучения в сотрудничестве разработал профессор Э. Аронсон в 1978 году

и

назвал его

Jigsaw

(«Ажурная

пила»).

В

педагогической

практике

такой

подход

обозначается сокращенно «пила». Учащиеся организуются в группы по 4 - 6 человек для

работы над учебным материалом, который разделен на фрагменты. Каждый член группы

находит материал по своей подтеме. Затем школьники, изучающие один и тот же вопрос,

но

работающие

в

разных

группах,

встречаются

и

обмениваются

информацией

как

эксперты по данному вопросу. Затем ребята возвращаются в свои группы и обучают всему

новому товарищей в своей группе. На заключительном этапе учитель может попросить

любого

учащегося

команды

ответить

на

любой

вопрос

по

данной

теме.

В 1986 году Р. Славин разработал вариант технологии «Jigsaw-2» («Пила-2»), который

предусматривал работу группами по 4-5 человек. Вся команда работала над одним и тем

же

материалом,

но

при

этом

каждый

член

группы

получал

свою

подтему,

которую

разрабатывал особенно тщательно и становился экспертом по данному вопросу. Эксперты

из разных групп встречались и обменивались информацией. В конце цикла все учащиеся

проходили индивидуальный контроль. Результаты суммировались. Команда, набравшая

н а и б о л ь ш е е

к о л и ч е с т в о

б а л л о в ,

н а г р а ж д а л а с ь .

Еще

один

вариант

обучения

в

сотрудничестве

learning

together

(учимся

вместе)

разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (Д. Джонсон, Р. Джонсон). Класс

делится на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое

является частью какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В процессе

работы группы общаются между собой, участвуя в коллективном обсуждении, уточняя

детали, предлагая свои варианты, задавая вопросы друг другу. Группа получает награды в

зависимости от достижений каждого ученика. Поэтому и в данном случае задания в

группах дифференцированы по сложности и объему.

Этот метод является базисным при разработке проекта. Основная идея заключается

в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных

ситуациях. Дети объединяются в группы по 3-4 человека, им даётся одно задание, при

этом оговаривается роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей

работы, но и за результат всей группы. Поэтому слабые учащиеся стараются выяснить у

сильных то, что им непонятно, а сильные учащиеся стремятся, чтобы слабые досконально

разобрались

в

задании.

И

от

этого

выигрывает

весь

класс,

потому

что

совместно

ликвидируются пробелы.

Практика

показывает,

что

вместе

учиться

не

только

легче,

но

интереснее

и

значительно эффективнее. И это касается как академических успехов по предмету, так и

интеллектуального и нравственного развития детей. Помочь друг другу, вместе решить

проблему, дойти до истины, разделить радость успеха и горечь неудачи – такие качества

пригодятся ребятам и в школе, и в жизни. Учителю же эта система дает колоссальные

возмож но ст и

для

т ворч е ского

подхода

и

к

предмету,

и

к

у ч е н и к а м .

Идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по своей сути. Она получила

развитие

усилиями

многих

педагогов

во

многих

странах

мира

и

поэтому

довольно

разнообразна в своих вариантах. Однако при всем разнообразии существуют основные

принципы обучения в сотрудничестве.

После первого опыта использования метода обучения в сотрудничестве, становится,

очевидно, что

учащиеся

ведут себя более

активно. Слабые ученики почувствовали

уверенность в собственных силах. Они осознают

свою значимость: и от их усилий

зависит успех всей группы. Полученная в итоге положительная оценка стала результатом

усилий каждого ученика и послужила стимулом для дальнейшего интереса друг к другу, к

совместному труду и к учению вообще.

Именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения. Это означает

также, что каждый ученик учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс

оцениваться наравне с другими. Если и «сильный», и «слабый» ученики затрачивают

одинаковые усилия на достижение своего уровня, то будет справедливо, если их усилия

будут оценены одинаково, при условии, что в обоих случаях каждый сделал, что мог.

Давно замечено, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают ученики в группе

для достижения общего результата, то у них, как правило, повышается мотивация.

Для достижения положительного результата при использовании метода обучения в

сотрудничестве надо придерживаться следующих требований:

1. Прежде, чем группы приступят к самостоятельной работе, необходимо сказать об

их ответственности за каждого из партнеров, чтобы каждый из участников группы хорошо

усвоил материал. Только в этом случае они могут рассчитывать на высший балл.

2. Оценка ставится одна на всю группу. Оценивать можно, как совместные усилия,

так и индивидуальные.

3. Учитель должен оставаться доброжелательным, следить за активностью учащихся

и помогать любой группе, если потребуется помощь.



В раздел образования