Автор: Крускин Евгений Юрьевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ СИХТ
Населённый пункт: р.п.Воскресенское,Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка урока производственного обучения
Тема: "Агрегатирование тракторов с машинами, работающими от вала отбора мощности и гидроприводом "
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Нижегородской области.
ГБПОУ «Семеновский индустриально – художественный техникум»
Методическая разработка
урока
производственного обучения
тема: «Агрегатирование тракторов с машинами, работающими от
вала отбора мощности и гидроприводом ».
Разработал:
Крускин Евгений Юрьевич,
мастер производственного обучения.
2017г.
Разработка Урока производственного обучения
Тема урока: Агрегатирование тракторов с машинами, работающими от
вала отбора мощности и с гидроприводом.
Цели: Научить учащихся приемами работы с машинами работающими
от вала отбора мощности и с гидроприводом .Развить у учащихся навыки и
умения
для
подготовки
к
работе
машин
работающим
от
вала
отбора
мощности.
Воспитать
у
учащихся
бережное
отношение
к
технике,
трудолюбие.
Тип урока: Комбинированный.
Формы урока: Практическое занятие.
Оборудование: Трактор
ДТ-75,
МТЗ-80.
Набор
инструментов,
обтирочный материал. Косилка КПРН-3А, ПРП-1,6, 1-РМГ-4
Ход урока
Организационная часть.
А) Построение звена, доклад звеньевого о готовности звена к
занятиям.
Б)
Проверить
наличие
учащихся,
внешний
вид,
готовность
рабочего места и оборудование к работе.
Вводный инструктаж:
1.
Тема занятия.
2.
Проверка
знаний
учащихся
по
ТО.
тракторов
и
машин
работающих
от
вала
отбора
мощности
и
гидропривода,
подготовка их к работе.
3.
Порядок и последовательность выполнения задания.
4.
Распределить учащихся по рабочим местам.
5.
Выдать инструмент и учебно-техническую документацию.
Правила безопасности при выполнении задания
1.
Во
время
регулировок,
смены
деталей
нельзя
находиться
под
косилкой, поднятой в транспортное положение, а при навешивании косилки
на трактор - между продольными тягами механизма навески.
2.Поднимать и опускать навесную косилку нужно осторожно, чтобы
некого не задеть.
3.Соблюдать повышенную осторожность при движении на тракторе
заднего хода.
4.Дать предупредительный сигнал перед началом движения, оглядеться
и двигаться на малом ходу.
5.Во время работы агрегата и его транспортировке нельзя очищать
рабочие органы косилки, подтягивать крепления
6.Заменять ножи подтягивать крепления при заглушенном двигателе
или отцепленной от трактора косилке.
7.Очищать рабочие органы чистиками.
8.Работать нужно в рукавицах.
Конспект вводного инструктажа
Задний вал отбора мощности, может иметь независимый и синхронный
привод. ВОМ служит для привода с/х машин агрегатируемых с тракторами.
ВОМ рассчитан на передачу полной мощности двигателя. Синхронный
привод
–
при
включении
главной
муфтой
сцепления
одновременно
с
остановкой
трактора,
прекращается
вращение
его
выходного
вала.
Независимый привод – от муфты сцепления трактора не зависит.
После окончания работы с ВОМ нужно его дополнительно выключить
рычагом,
находящимся
под
сидением
трактора.
Трактор
МТЗ-80
может
работать с частотой вращения выходного вала 540 об/мин и 1000 об/мин.
Переключаются
обороты
ВОМ
рычагом
находящимся
в
низу
коробки
трактора.
С/Х
машины
агрегатируемых
с
гидроприводом,
работают
от
гидравлики трактора.
Самостоятельная работа учащихся
1.
Провести ЕТО трактора
2.
Провести
ТО
машин
работающих
от
вала
отбора
мощности
и
гидропривода
3.
Комплектование
агрегатов
работающих
вала
отбора
мощности
и
гидропривода.
4.
Проверка работы агрегатов в движении.
5.
Установка агрегатов на место стоянки.
Текущий инструктаж
Инструктаж во время первого обхода должен быть кратким. В первую
очередь следует сделать обход тех мест учащихся, где выполняются сложные
задания.
Цель второго обхода состоит в том. Чтобы проверить правильность и
полноту выполнения задания, пользование инструментом, оборудованием,
учебной документацией, соблюдение правил безопасности труда.
Цель
третьего
обхода-
проверка
правильности
подготовке
к
работе
агрегатов работающих отвала отбора мощности и гидропривода состояние
рабочих мест, комплектность инструмента. В конце третьего обхода
дать
указания о приведении в порядок рабочих мест в конце занятия.
Заключительный инструктаж
Подводим итоги проведенного занятия как в группе в целом, так и с
отдельными
звеньями
и
учащимися.
Анализируем
результаты
работы
каждого
звена
и
учащегося,
отмечая
положительные
и
отрицательные
стороны
работы,
степень
активности
отдельных
учащихся.
Сообщаем
учащимся оценки по итогам выполнения задания. Даем домашнее задание к
следующему занятию.
Инструкционная карта для проведения операций ЕТО трактора МТЗ-80
Последовательность
выполнения
задания.
Технические условия и указания к
выполнению задания
Проверить
и
при
необходимости
долить отстоянное профильтрованное
то п л и во
в
б а к и
о с н о в н о го
и
пускового двигателей
Заполнить топливом баки двигателей
Проверить
уровень
масла
и
при
необходимости долить его: в картер
Основного
двигателя;
в
корпус
топливного насоса; корпус регулятора
числа оборотов основного двигателя.
Во время работы нужно следить за
уровнем масла в картере двигателя.
Уровень должен быть выше нижней
отметки
на
маслоизмерительном
шупе. Ежедневно в топливном насосе
надо
проверять
уровень
масла.
Его
заливают в насос и регулируют через
отверстия
в
боковых
стенках
их
корпусов.
Проверить
уровень
охлаждающей
жидкости
в
системе
охлаждения
(в
радиаторе
)
и
при
необходимости
долить жидкость.
Систему
охлаждения
заполняют
чистой и мягкой водой через воронку
с сеткой из чистой посуды до уровня
горловины верхнего бака ;понижение
уровня воды ниже чем на 8 см от
в е р х н е й
п л о с ко с т и
з а л и в н о й
горловины не допускается.
Проверить
состояние
наружных
креплений
узлов
трактора;
н е
подтекает
ли
топливо,
м а с л о
охлаждающая жидкость и электролит.
Ослабленные
крепления
должны
быть затянуты, а течь устранена.
Проверить
и
при
необходимости
отрегулировать
натяжение
ремня
вентилятора
При нажатии большим пальцем руки
с
усилием
3-5кг
ремень
должен
прогибаться на 10-15мм.
Завести двигатель ,проверить работу
контрольных
приборов,
послушать
двигатель;
проверить
действие
систем
освещения
и
сигнализации.
Пустить
трактор
в
движение
и
убедится в отсутствии ненормальных
шумов и стуков в агрегатах силовой
передачи и ходовой части.
Э т и
о п е р а ц и и
п р о в о д я т
п о д
р у к о в о д с т в о м
м а с т е р а
производственного обучения
Проверить
работу
гидравлической
системы.
При работе с навесными машинами
или гидрокрюком.
В
конце
рабочего
дня
очистить
трактор от пыли и грязи.
Ветощ, щетка.
Инструкционная карта для проведения операций ЕТО трактора ДТ-75М
Последовательность
выполнения
задания.
Технические условия и указания к
выполнению задания
Проверить
и
при
необходимости
д о л и т ь
о т с т о я н н о е
профильтрованное
топливо
в
баки
основного и пускового двигателей
Заполнить топливом баки двигателей
Проверить
уровень
масла
и
при
необходимости долить его: в картер
Основного
двигателя;
в
корпус
т о п л и в н о г о
н а с о с а ;
к о р п у с
р е г ул я т о р а
ч и с л а
о б о р о т о в
основного двигателя.
Во время работы нужно следить за
уровнем масла в картере двигателя.
Уровень должен быть выше нижней
отметки
на
маслоизмерительном
шупе. Ежедневно в топливном насосе
надо
проверять
уровень
масла.
Его
заливают в насос и регулируют через
отверстия
в
боковых
стенках
их
корпусов.
Проверить
уровень
охлаждающей
жидкости в системе охлаждения (в
радиаторе)
и
при
необходимости
долить жидкость.
Систему
охлаждения
заполняют
чистой и мягкой водой через воронку
с сеткой из чистой посуды до уровня
горловины верхнего бака; понижение
уровня воды ниже, чем на 8 см от
в е р х н е й
п л о с ко с т и
з а л и в н о й
горловины не допускается.
Проверить
состояние
наружных
креплений
узлов
трактора;
не
подтекает
ли
топливо,
ма с ло
о х л а ж д а ю щ а я
ж и д к о с т ь
и
электролит.
Ослабленные
крепления
должны
быть затянуты, а течь устранена.
Проверить
и
при
необходимости
отрегулировать
натяжение
ремня
При нажатии большим пальцем руки
с
усилием
3-5кг
ремень
должен
вентилятора
прогибаться на 10-15мм.
Завести двигатель ,проверить работу
контрольных
приборов,
послушать
двигатель;
проверить
действие
систем
освещения
и
сигнализации.
Пустить
трактор
в
движение
и
у б е д и т с я
в
о т с у т с т в и и
ненормальных шумов и стуков
в
агрегатах
силовой
передачи
и
ходовой части.
Э т и
о п е р а ц и и
п р о в о д я т
п о д
р у к о в о д с т в о м
м а с т е р а
производственного обучения
Проверить
работу
гидравлической
системы.
При работе с навесными машинами
или гидрокрюком.
В
конце
рабочего
дня
очистить
трактор от пыли и грязи.
Ветощ, щетка.
Подготовка к работе косилки-плющилки КПРН-3А
Проверяют давление масла в гидросистеме, оно должно быть не менее
9,8 МПа расставляют колеса трактора на колею 1800 мм. Присоединяют
сницу машины к серьге поперечины трактора. Соединяют вилку карданной
передачи с ВОМ трактора.
Натяжным
устройством
регулируют
натяжение
приводных
цепей.
Натягивают
цепи
так,
чтобы
отвертка,
вставленная
в
звено
цепи,
могла
поворачиваться на угол 20-30 градусов.
Клиноременную передачу регулируют натяжными болтами. Для этого
ослабляют болты крепления корпуса редуктора к раме, передвигают редуктор
вдоль овальных отверстий. Затем натяжными болтами натягивают ремни так,
чтобы усилие в 3-4 кг, приложенное в середине каждого ремня, отклоняло
ремень от прямой линии на 14-16 мм.
Прокладками
под
редуктор
добиваются,
чтобы
ручьи
шкивов
располагались в одной плоскости.
В
плющильных
вальцах
регулируют
зазор
между
вальцами,
расположение
ребер
верхнего
и
нижнего
вальцов
и
давления
между
вальцами. Регулировочными винтами, регулируют зазор между вальцами.
Добиваются,
чтобы
минимальная
величина
зазора
между
ребрами
и
поверхностью труб была 8мм. При регулировке взаимного расположения
ребер вальцов отсоединяют однорядную цепь привода верхнего вальца. Затем
регулировочными винтами поднимают верхний валец и располагают так,
чтобы
его
ребра
при
вращении
не
касались
ребер
нижнего
вальца.
Поворачивая верхний валец и ставят его так, чтобы ребра верхнего вальца
размешались между ребрами нижнего вальца. Соединяют цепь и натяжной
звездочкой натягивают ее.
Подготовка к работе пресс-подборщика ПРП-1,6
Перед
выездом
в
поле
подготавливают
трактор,
с
которым
будет
агрегатироватся
пресс-подборщик.
Для
этого
длину
раскоса
механизма
задней навески трактора делают равной 515 мм, соединяют их продольными
тягами,
используя
круглые
отверстия
в
вилках
раскосов.
К
поперечине
прицепного
устройства
прикрепляют
двумя
пальцами
прицепную
вилку.
Расстояние от торца
ВОМ трактора до оси отверстия прицепной вилки
устанавливают равным 509 мм, а расстояние оси ВОМ до поперечины 250-
300мм.
Натягивая амортизационные пружины, добиваются, чтобы копирующее
колесо
опиралось
на
почву
150-200
Н.
Фрикционная
предохранительная
муфта, установленная на валу подборщика, должна иметь крутящий момент
180 Н.М.
Натягивая прессующие ремни при помощи рамки гидроцилиндрами,
регулируют плотность прессования.
Подготовка к работе, разбрасывателя минеральных удобрений 1-РМГ-4
Подготовка к работе начинается с подготовки трактора. Снимают грузы
с задних колес трактора и устанавливают колею 1800 мм. Доводят давление в
шинах передних колес до 0,17МПа, а в задних до 1,4 МПа. Вместо крышки на
заливную горловину маслоблока устанавливают пробку.
Оснащают
трактор
трубопроводами,
концы
которых
и
запорные
устройства на тракторе соединяются при помощи передних штуцеров. При
соединении
запорных
устройств
с
переходными
штуцерами
необходимо
ставить алюминиевые шайбы.
Подготовку
разбрасывателя
начинают
с
установки
фонарей
и
световозвращателей.
Проверяют
правильность
установки
клиновидного
ремня
и
затяжку
запорных
устройств
в
соединениях.
Неполная
затяжка
запорных
устройств
повлечет
выход
из
строя
мотор
насоса
(пробивка
манжеты).
Проверяют
и
исключают
возможность
попадания
в
трубопроводы
посторонних предметов (песка, удобрений и т. п.), приводящих к выходу из
строя мотор-насоса и стабилизатора давления.
Вставляют главный тормозной цилиндр разбрасывателя в гнездо на
тракторе и фиксируют защелкой и штепсельную вилку разбрасывателя в
розетку на тракторе.
График проведения практических занятий
№ время
Тема
Чередование
звеньев
1
1ч.
Проведение ЕТО трактора МТЗ-82
1.2.3.4.5.
2
1ч.
Проведение ЕТО трактора ДТ-75М
2.3.4.5.1.
3
1ч.
Подготовка
к
работе
косилки-плющилки
КПРН-3А.
3.4.5.1.2.
4
1ч.
Подготовка
к
работе
пресс-подборщика
ПРП-1,6.
4.5.1.2.3.
5
1ч.
Подготовка
к
работе
разбрасывателя
минеральных удобрений 1-РМГ-4
5.1.2.3.4.
Методические рекомендации
Цель
и
содержание
занятий
определены
программой
обучения.
Поэтому мастер перед подготовкой к занятию должен еще раз просмотреть
программу,
прочитать
соответствующие
разделы
учебников,
учебных
пособий и методических руководств. Кроме того, мастер должен подробно
изучить
заводские
руководства,
прилагаемые
к
машинам,
и
наметить
операции, которые должен проделать учащийся при выполнении заданий.
Необходимо изучить правила безопасности выполнения всех операций,
предусмотренных
заданием:
правила
техники
безопасности,
требования
производственной санитарии и противопожарного режима, относящиеся к
запланированным
операциям
и
существующим
условиям,
в
которых
они
будут
выполняться
учащимися,
включая
требования
к
инструменту,
приспособлениям,
заправочному
инвентарю
и
самим
машинам.
Перед
каждым занятием проводят инструктаж по технике безопасности на рабочем
месте.
Число
рабочих
мест
определяется
наличием
соответствующего
оборудования.
На
рабочем
месте
должна
быть
машина,
инструмент,
приспособления и материалы для выполнения задания, а также необходимые
методические руководства.
Все что будут делать учащиеся, заранее нужно проверить и опробовать.
Недопустимо, чтобы отсутствовали какие-либо нужные детали, материалы
или
инструмент.
Все
крепежные
детали
должны
легко
отвертываться
и
завертываться стандартным инструментом. Если какого-либо оборудования
или
материала
нет,
то
у
учащихся
теряется
интерес
к
занятию,
падает
дисциплина. Рабочие места должны быть подготовлены так, чтобы учащиеся
выполняли работу самостоятельно. На рабочем месте должна быть аптечка и
питьевая вода.
В зависимости от наличия рабочих мест учащихся разделяют на звенья.
Состав звеньев должен быть равноценным по успеваемости.
Для чередования звеньев по рабочим местам составляют график.
Мастер
должен
наметить,
каким
методом
обучения
он
будет
пользоваться
при
проведении
данного
занятия,
определить,
что
надо
рассказать, показать и спросить, какую литературу рекомендовать учащимся
при изучении материала следующего задания.
Заканчивается подготовка к уроку составлением конспекта.
Мастер должен заранее приготовить вопросы для данного домашнего
задания, строго соблюдая техническую терминологию.
Используемая литература
1.
Подготовка машинно-тракторных агрегатов к работе А.И. Калошин.
2.
А.Н. Устинов;
3.
С\х машины. Г.И. Гладков, А.М. Петренко;
4.
Тракторы, устройство и ТО. В.А. Родичев.