Автор: Сосновская Наталья Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №329
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации"
Раздел: дошкольное образование
Развитие исследовательской и экспериментальной
деятельности у детей средней группы как условие
успешной социализации
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой
деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессе
социализации имеет познавательная деятельность, которая является не только
процессом усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, способом
поиска знаний, самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
Основными задачами развития познавательного интереса являются:
Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т.е.
способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и
взаимозависимостей;
Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с
помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных
заместителей, моделей);
Расширение перспектив развития экспериментально-исследовательской
деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие
и преобразующие действия;
Поддержания у детей инициативы, сообразительности, пытливости,
критичности, самостоятельности.
При работе с детьми важно обеспечивать развитие двух типов
активности:
Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим
Активности, стимулируемой взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко
выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе
связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с
помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он
воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа
детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем
принципиально различных линий психического развития ребенка-
дошкольника: развития личности и психологического развития.
Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том,
что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах
изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой
обитания. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка,
активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает
необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и
классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование
включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение
предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение
доступных выводов.