Автор: Киярова Разиет Мадиновна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: а.Блечепсин Кошехабльский район Республика Адыгея
Наименование материала: статья
Тема: Использование НРК на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Актуальной
задачей
в
образовании
является
формирование
целостного
мировосприятия
у
учащихся.
Для
этого
содержание
курса
английского
языка
ориентируется на развитие межкультурной грамотности учащихся. Это позволяет
видеть сходства и различия в культуре различных народов, осознавать ценность
каждой
культуры
в
мировом
пространстве,
развивать
в
учащихся
чувство
патриотизма.
При изучении английского языка основное внимание уделяется различным
аспектам жизни людей в англоязычных странах и их сравнению с жизнью россиян.
Однако
не
следует
забывать
и
о
культуре
региона,
где
ученик
обучается,
в
частности, Адыгеи, т.к. введение различных элементов национальной культуры в
содержание
уроков
и
внеклассных
мероприятий,
несомненно,
способствует
формированию
личности
с
высоким
уровнем
интеллектуального
развития,
национального самосознания и повышению творческой активности учащихся.
Использование национально-регионального компонента просто необходимо на
начальном
этапе
изучения
английского
языка,
а
именно
при
обучении
произношению, т.к. в английском и адыгейском языках есть сходные звуки: [ æ ], [
w], [ h ]. Детям-адыгам освоение этих звуков даётся легче, при их сопоставлении в
родном и изучаемом языках.
Кроме того, национально-региональный компонент можно использовать и в
других ракурсах: изучение природных особенностей, экологической обстановки,
промышленности,
экономики,
социальных
аспектов,
культуры
и
исторических
событий
региона.
Например,
после
знакомства
с
различными
городами
Соединённого Королевства, Соединённых Штатов Америки, России и Адыгеи для
обобщения изученного материала учащимся предлагается ответить на следующие
вопросы:
1.
What can you tell about the geographical position of our region?
2.
When was Maikop (Bletchepsin) founded?
3.
Who were the founders of ….?
4.
People of what nationalities can you meet in Maikop?
5.
What monuments can you find in our aoul (in Maikop)?
6.
What streets in our town are named after famous people? What can you tell about
these personalities?
7.
What main industrial enterprises are situated in Maikop?
8.
Are there any ecological problems in our region? What are they? How can we
protect the environment?
9.
What are the main social problems in Maikop, in our aoul?
10.What holidays do people in our region celebrate?
11.Can you predict the future life of people in our aoul?
На основе этих вопросов учащиеся могут самостоятельно разработать темы
проектов и сами проекты, например:
1.
The geographical position of our region.
2.
The history of Maikop?
3.
The economy of Maikop?
4.
Ecology in our region.
5.
Places of interest.
6.
Customs and traditions.
7.
The future of Adygey.
Также возможно проведение ролевой игры «Иностранцы в Майкопе». Класс
делится на две группы: иностранцы, прибывшие некоторое время назад в наш
город, и коренные жители. «Иностранцы» рассказывают о том, что они уже видели
в
Майкопе, делятся своими впечатлениями. «Жители Майкопа» рассказывают о
том, с чем «иностранцы» ещё не сталкивались, дают рекомендации по посещению
достопримечательностей города. После этого обе группы сопоставляют обычаи и
традиции
своих
государств,
наиболее
яркие
черты
характера
народов.
Таким
образом, кроме знакомства с городом учащиеся развивают навыки монологической
и диалогической речи, аудирования, письма, исследовательские навыки.
В
старших
классах
наряду
с
изучением
политической
власти,
системы
социального
обслуживания,
особенностей
жизни
молодёжи
в
англоязычных
странах
учащиеся
получают
информацию
по
этим
вопросам
и
в
отношении
Адыгеи.
Расширение
экономических
и
политических
связей
Адыгеи
и
иностранных
государств сделало знание адыгской культуры необходимым. Изучение культуры
адыгского народа на уроках английского языка усиливает мотивацию, в основе
которой лежит интерес, что, в свою очередь, делает доступным огромное духовное
богатство
нашего
народа,
способствует
сотрудничеству,
уважению
к
другим
народам, развивает взаимодействие людей в осуществлении диалога культур.
Таким
образом,
в
современных
условиях
использование
национально-
регионального компонента в изучении английского языка повышает развивающий,
образовательный и воспитательный потенциал процесса обучения иностранному
языку.