Напоминание

Тема урока: Звук ж, буквы Ж,ж.


Автор: Сидорова Вера Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Брасовская сош имени В.а.Алексютина
Населённый пункт: с. Брасово, Брасовского района Брянской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Тема урока: Звук ж, буквы Ж,ж.
Раздел: начальное образование





Назад




Урок обучения грамоте в 1 классе

Тема урока: Звук [ ж], буквы Ж,ж.

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Составила: Сидорова Вера Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ Брасовская сош

имени В.А.Алексютина

Тема урока: Звуки [ ж], буквы Ж,ж.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи урока: образовательные:

познакомить учащихся с с буквами Ж, ж и звуком [ж];

учить давать характеристику звуку, различать звуки [ж] и [ш];

закрепить знания о звонких и глухих парных согласных;

учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.

развивающая:

развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;

развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;

развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

воспитательная:

воспитывать интерес к чтению;

привитие навыков культурного общения;

воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.

Формы обучения:

фронтальная работа;

парная;

индивидуальная

Оборудование: учебник «Русская азбука» (авт. В.Г.Горецкий, презентация , фишки для обозначения звуков, образцы

печатных букв «Ж» и «ж», запись песни «Если с другом вышел в путь»

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые

УУД

1.

Организационный

момент.

Самоопределение к

учебной

деятельности

Вот и прозвенел звонок.

Мы начнём сейчас урок

На меня все посмотрели

И за парты тихо сели.

- Ребята, а какой у вас девиз?

Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и

хочу пожелать удачи в нашем путешествии за

новыми знаниями.

- А эпиграфом урока будут слова:

«С малой удачи начинается большой успех».

Мы – дружные,

Мы – внимательные,

Мы – старательные,

Мы отлично учимся,

У нас все получится.

Личностные:

учебно-

познавательный

интерес к новому

учебному материалу.

Регулятивные:

волевая

саморегуляция.

2. Актуализация

знаний и фиксация

затруднения в

деятельности.

1.

Речевая разминка:

Артикуляционные упражнения:

-Улыбнемся друг другу, вот какое у нас

хорошее настроение;

- Спрячем конфетку.

-Язычком почистим зубки.

2. Послушайте стихотворение В. Лунина и

определите, какой звук чаще повторяется

Шорох, шептанье,

Шумок под окном,

Слушают.

Шлёпанье лёгкое.

Кто это- гном?

Ш-ш-ш! Там за шторами,

Возле окна,

Шустрым мышонком

Шуршит тишина.

Вспомните слова, в которых есть звук[ш];

Работа со скороговорками с.22

- Прочитайте текст «Шум, Машина, Тишина»

на с.23

(Выборочное чтение)

- Почему проснулась тишина?

- О чём спросила Тишина у Машины?

- Что ответила Машина?

-Какие ещё специальные машины вы знаете?

Если вас интересует эта тема, можете

ознакомиться с детской энциклопедией

«Техника»

Называют слова,

которые запомнили.

Дают характеристику

звука.

Буква Ш - всегда

обозначает твердый

звук, буква Ч – мягкий

звук

М а ш и н ы ,

ко т о р ы е

в ы в о з я т

м у с о р ,

подметают

и

моют

улицы,

убирают

снег,

пашут,

косят,

тушат

п ож а р ы ,

м а ш и н ы -

холодильники

(рефрижераторы)

Познавательные:

логические:

выбор оснований и

критериев для

сравнения,

классификации

объектов.

3 .

П о с т а н о в к а

учебной задачи.

- Машина привезла нам на урок цветок. Это

цветок непростой, он поможет попасть из

холодного декабря в самое тёплое время года.

Ромашка принесла с собой частичку лета.

Регулятивные:

целеполагание.

Познавательные:

общеучебные:

-Кто же это на ней?

- Как жужжит жук?

Он жужжит и просит назвать нас одинаковый

звук в словах: жара, ежи, ужи, лужа, жмурки,

журчание.

- А теперь попытайтесь сформулировать тему

урока.

– Каковы цели нашего урока? Чему вы должны

научиться?

На слайде – опорная запись в виде

предложений с пропущенными словами и

условными обозначениями.

Изучить … звук и …букву.

Учиться отличать новые … и … от

других звуков и букв;

Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.

- Где новые знания в жизни можно применить?

Создание проблемной ситуации

- Ребята, у нас появилась проблема. Жук

сообщил нам, что звук, с которым мы сегодня

познакомимся - особенный. Вам предстоит

выяснить, в чем его особенность.

- Жук

- Ж-ж-ж-ж

- Звук [ж]

самостоятельно

выделять и

формулировать

познавательные цели.

4. Построение

проекта выхода из

затруднения

(«открытие» нового

знания).

-Произнесите звук и понаблюдайте, что

происходит с губами, языком.

- Встречает ли воздух преграду?

- Какой это звук?

- Губы выдвигаются

вперёд, образуется

щель, рот открыт

нешироко.

- Да.

Познавательные:

логические:

- анализ объектов с

целью выделения

признаков;

- Может, кто-то из вас уже догадался, почему

этот звук особенный?

-Тогда давайте будем решать эту проблему.

1. Составление плана решения проблемы

Исследование нового звука вы будете

проводить в парах.

Давайте составим план исследования.

Если это согласный звук, что еще вы должны о

нем рассказать?

-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?

Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?

2. Поиск решения проблемы – открытие

нового знания.

- Ребята, наш сегодняшний гость очень любит

веселиться и играть. О какой игре пойдёт

речь?

Жмурятся глазки

У кошки, у Мурки .

Выходите мышки,

Поиграем в …. (жмурки)

Посовещайтесь в парах, сделайте звуковой

анализ этого слова , подготовьте

характеристику звука [ж] по плану, который мы

с вами обсудили и постарайтесь определить, в

чем особенность изучаемого звука.

- Согласный

-Выдвигают версии.

-Звонкий он или

глухой, мягкий или

твердый.

-Приложить руку к

горлу и послушать

работает ли

«моторчик».

Учащиеся работают в

парах.

- подведение под

понятие, выведение

следствий;

общеучебные:

- постановка и

решение проблемы;

- осознанное и

произвольное

построение речевого

высказывания в

устной форме;

(знаково -

символические)

- создавать и

преобразовывать

модели.

Регулятивные:

- планировать,

определять

последовательность

действий;

Коммуникативные:

- умение работать в

паре;

3. Представление результатов исследования.

-А сейчас послушаем, что вы расскажете о

результатах своих исследований.

- Какие проблемы возникли при исследовании

нового звука?

- В чем особенность звука [ж]?

- В каком районе «проживает» звук [ж]?

4. Игра «Подбери слово»

-

Может

быть,

в

других

словах

звук

[ж]

произносится мягко?

- Назовите слова с новым звуком, придумайте

свои .

- Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук

[ж] звучит мягко?

5. Физкультминутка

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках-

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук.

Нос испачкал пылью.

Улетел зелёный жук,

Улетел на крыльях.

6. Знакомство с новой буквой

- Сейчас вы узнаете, какой буквой

обозначается звук [ж] Эта буква «родится « у

Учащиеся

представляет результат

исследований:

звук [ж] согласный,

звонкий, твердый.

-У звука [ж] нет

мягкой пары.

Звук [ж] всегда

твёрдый

В районе Согласных.

Учащиеся

иллюстрируют

стихотворение

движениями

- учитывать разные

мнения;

- умение строить

речевое высказывание

в соответствии с

поставленными

задачами;

-планирование

учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками.

Личностные:

установка на здоровый

образ жизни.

Личностные:

установка на здоровый

образ жизни.

Познавательные:

вас на глазах. ( На партах у учащихся вдвое

сложенные листочки, на которых написана

буква к. Раскрывая букву К, ученики с

радостью убеждаются, что она превратилась в

неизвестную ранее букву Ж)

Это- Ж

А это – К.

Целый жук

И полжука.

Рассмотрите эту букву в азбуке.

Пофантазируйте, на что она похожа.

7. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».

Букву новую узнали

Образ мы её создали,

А теперь вперёд, друзья,

Сможем мы прочесть слова.

-Открываем Азбуку на с.25

С какими гласными дружит буква “ж”? Как

будем читать её? Почему?

Прочти слоги самостоятельно; хором.

- Каких гласных вы не видели после Ж?

Прочитаем слоги с гласными, которые

обозначают мягкость согласного

Что особенного заметили?

Звук [ж] твёрдый, не имеет парного мягкого

поэтому, стоящие после ж буквы е,и теряют

свою функцию обозначения мягкости

предшествующего согласного.

Посмотри-ка, буква Ж

на жука похожа.

Потому что у неё

Шесть жучиных

ножек.

- ы, я

- же, жи

- Читаются твёрдо.

логические:

- выбор оснований и

критериев для

сравнения.

Познавательные:

логические:

- выбор оснований и

критериев для

сравнения.

5. Первичное

закрепление.7.

1.Чтение слов на с.25

Друг

однокоренные

Дружок

Могу

однокоренные

Может

Жук

Жучка

Телега

тележка

однокоренные

-Ребята, а что можно сказать об этих словах?

-Докажите это.

-Прочитайте слова, где Ж стоит в начале слова.

-Прочитайте слова, где буква Ж стоит в

середине слова

-Прочитайте слова, где буквы [ж] нет!

2. Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

2.

Работа по сюжетной картинкес.25

Дети читают.

Есть однокоренные

слова

Слова у которых один

корень и они близки по

смыслу являются

однокоренными

Дети читают.

Выполняют

соответствующие

движения.

Познавательные:

общеучебные:

-формировать

смысловое чтение;

- формировать умение

извлекать

необходимую

информацию из

иллюстраций, текстов.

Личностные:

установка на здоровый

образ жизни.

6. Включение в

систему знаний и

повторение.

- Рассмотрите рисунок.

Во что играют дети? Какая погода?

Если, прочитаем текст, то узнаем имя мальчика.

- Как звали мальчика?

-Какая погода? Докажите, что прошёл дождь.

Как можно озаглавить рассказ.

Какие чувства испытывают мальчики?

- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 24.

- Вспомните сказку. Как она называется?

- Кто автор?

- Почему плачет девочка?

- Кто ей помог? Что они делают?

Чтение пословиц. Работа в парах

Дружба, как стекло, разобьёшь – не сложишь.

Живи для людей, поживут и люди для тебя.

Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.

- Ребята, посмотрите, что стало с буквой ж. Она

превратилась в снежинку . Наверное

волшебство цветка закончилось и снова

вернулась зима.

Чтение текста «Первые снежинки» на с. 26

Чем похожи [ж] и [ш]?

- Чем отличаются?

Читают текст.

(самостоятельно-

читающие)

С учителем – слабые.

- Женя

- Осторожно! – кричат

ему

- Лужа

- Жмурки

Им весело, с друзьями

скучно не бывает.

- Дюймовочка.

-Г.Х.Андерсен.

Осталась одна, без

друзей.

Читают, объясняют

смысл.

Читают текст

самостоятельно, вслух

Коммуникативные:

- умение строить

речевое высказывание

в соответствии с

поставленными

задачами.

Регулятивные:

-прогнозирование.

Личностные:

-формировать умение

высказывать свое

отношение к героям,

выражать свои

эмоции.

Обратите внимание на употребление буквы ж с

гласными . Какое правило написания надо

помнить

Согласные твёрдые.

Звонкий и глухой..

Жи, ши пиши с буквой

и

7. Рефлексия,

подведение итога

урока.

1. Психологическая разгрузка и снятие

напряжения

Закройте глазки и вспомните все, что было

у нас сегодня на уроке.

2. Беседа:

- Какой была тема урока?

- Какие цели вы ставили?

- Удалось ли достичь этих целей?

- Возникали у вас затруднения?

- Вы смогли их преодолеть?

Кто вам в этом помог?

Послушайте песню «Если с другом вышел в

путь»

-Звук [ж], буква Ж..

-Познакомиться со

звуком [ж] и буквой ж,

учиться читать слоги,

слова, тексты с новой

буквой.

-Да.

-Да.

-Да

Регулятивные:

-оценка – выделение и

осознание

обучающимися того,

что уже усвоено и что

еще нужно усвоить.



В раздел образования