Автор: Сидорова Вера Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Брасовская сош имени В.а.Алексютина
Населённый пункт: с. Брасово, Брасовского района Брянской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Тема урока: Звук ж, буквы Ж,ж.
Раздел: начальное образование
Урок обучения грамоте в 1 классе
Тема урока: Звук [ ж], буквы Ж,ж.
УМК «ШКОЛА РОССИИ»
Составила: Сидорова Вера Ивановна
учитель начальных классов
МБОУ Брасовская сош
имени В.А.Алексютина
Тема урока: Звуки [ ж], буквы Ж,ж.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.
Задачи урока: образовательные:
познакомить учащихся с с буквами Ж, ж и звуком [ж];
учить давать характеристику звуку, различать звуки [ж] и [ш];
закрепить знания о звонких и глухих парных согласных;
учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
развивающая:
развивать фонематический слух, внимание, память, словесно – логическое, наглядно – образное мышление;
развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;
развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
воспитательная:
воспитывать интерес к чтению;
привитие навыков культурного общения;
воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Методы обучения:
Словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения:
фронтальная работа;
парная;
индивидуальная
Оборудование: учебник «Русская азбука» (авт. В.Г.Горецкий, презентация , фишки для обозначения звуков, образцы
печатных букв «Ж» и «ж», запись песни «Если с другом вышел в путь»
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формируемые
УУД
1.
Организационный
момент.
Самоопределение к
учебной
деятельности
Вот и прозвенел звонок.
Мы начнём сейчас урок
На меня все посмотрели
И за парты тихо сели.
- Ребята, а какой у вас девиз?
Я надеюсь, что у вас хорошее настроение и
хочу пожелать удачи в нашем путешествии за
новыми знаниями.
- А эпиграфом урока будут слова:
«С малой удачи начинается большой успех».
Мы – дружные,
Мы – внимательные,
Мы – старательные,
Мы отлично учимся,
У нас все получится.
Личностные:
учебно-
познавательный
интерес к новому
учебному материалу.
Регулятивные:
волевая
саморегуляция.
2. Актуализация
знаний и фиксация
затруднения в
деятельности.
1.
Речевая разминка:
Артикуляционные упражнения:
-Улыбнемся друг другу, вот какое у нас
хорошее настроение;
- Спрячем конфетку.
-Язычком почистим зубки.
2. Послушайте стихотворение В. Лунина и
определите, какой звук чаще повторяется
Шорох, шептанье,
Шумок под окном,
Слушают.
Шлёпанье лёгкое.
Кто это- гном?
Ш-ш-ш! Там за шторами,
Возле окна,
Шустрым мышонком
Шуршит тишина.
Вспомните слова, в которых есть звук[ш];
Работа со скороговорками с.22
- Прочитайте текст «Шум, Машина, Тишина»
на с.23
(Выборочное чтение)
- Почему проснулась тишина?
- О чём спросила Тишина у Машины?
- Что ответила Машина?
-Какие ещё специальные машины вы знаете?
Если вас интересует эта тема, можете
ознакомиться с детской энциклопедией
«Техника»
Называют слова,
которые запомнили.
Дают характеристику
звука.
Буква Ш - всегда
обозначает твердый
звук, буква Ч – мягкий
звук
М а ш и н ы ,
ко т о р ы е
в ы в о з я т
м у с о р ,
подметают
и
моют
улицы,
убирают
снег,
пашут,
косят,
тушат
п ож а р ы ,
м а ш и н ы -
холодильники
(рефрижераторы)
Познавательные:
логические:
выбор оснований и
критериев для
сравнения,
классификации
объектов.
3 .
П о с т а н о в к а
учебной задачи.
- Машина привезла нам на урок цветок. Это
цветок непростой, он поможет попасть из
холодного декабря в самое тёплое время года.
Ромашка принесла с собой частичку лета.
Регулятивные:
целеполагание.
Познавательные:
общеучебные:
-Кто же это на ней?
- Как жужжит жук?
Он жужжит и просит назвать нас одинаковый
звук в словах: жара, ежи, ужи, лужа, жмурки,
журчание.
- А теперь попытайтесь сформулировать тему
урока.
– Каковы цели нашего урока? Чему вы должны
научиться?
На слайде – опорная запись в виде
предложений с пропущенными словами и
условными обозначениями.
Изучить … звук и …букву.
Учиться отличать новые … и … от
других звуков и букв;
Учиться читать □, □ и ∟,∟ с новой буквой.
- Где новые знания в жизни можно применить?
Создание проблемной ситуации
- Ребята, у нас появилась проблема. Жук
сообщил нам, что звук, с которым мы сегодня
познакомимся - особенный. Вам предстоит
выяснить, в чем его особенность.
- Жук
- Ж-ж-ж-ж
- Звук [ж]
самостоятельно
выделять и
формулировать
познавательные цели.
4. Построение
проекта выхода из
затруднения
(«открытие» нового
знания).
-Произнесите звук и понаблюдайте, что
происходит с губами, языком.
- Встречает ли воздух преграду?
- Какой это звук?
- Губы выдвигаются
вперёд, образуется
щель, рот открыт
нешироко.
- Да.
Познавательные:
логические:
- анализ объектов с
целью выделения
признаков;
- Может, кто-то из вас уже догадался, почему
этот звук особенный?
-Тогда давайте будем решать эту проблему.
1. Составление плана решения проблемы
Исследование нового звука вы будете
проводить в парах.
Давайте составим план исследования.
Если это согласный звук, что еще вы должны о
нем рассказать?
-Как узнать, какой он, звонкий или глухой?
Как узнать, бывает ли он твердым или мягким?
2. Поиск решения проблемы – открытие
нового знания.
- Ребята, наш сегодняшний гость очень любит
веселиться и играть. О какой игре пойдёт
речь?
Жмурятся глазки
У кошки, у Мурки .
Выходите мышки,
Поиграем в …. (жмурки)
Посовещайтесь в парах, сделайте звуковой
анализ этого слова , подготовьте
характеристику звука [ж] по плану, который мы
с вами обсудили и постарайтесь определить, в
чем особенность изучаемого звука.
- Согласный
-Выдвигают версии.
-Звонкий он или
глухой, мягкий или
твердый.
-Приложить руку к
горлу и послушать
работает ли
«моторчик».
Учащиеся работают в
парах.
- подведение под
понятие, выведение
следствий;
общеучебные:
- постановка и
решение проблемы;
- осознанное и
произвольное
построение речевого
высказывания в
устной форме;
(знаково -
символические)
- создавать и
преобразовывать
модели.
Регулятивные:
- планировать,
определять
последовательность
действий;
Коммуникативные:
- умение работать в
паре;
3. Представление результатов исследования.
-А сейчас послушаем, что вы расскажете о
результатах своих исследований.
- Какие проблемы возникли при исследовании
нового звука?
- В чем особенность звука [ж]?
- В каком районе «проживает» звук [ж]?
4. Игра «Подбери слово»
-
Может
быть,
в
других
словах
звук
[ж]
произносится мягко?
- Назовите слова с новым звуком, придумайте
свои .
- Удалось ли кому-то подобрать слово, где звук
[ж] звучит мягко?
5. Физкультминутка
Я нашла себе жука
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках-
Пусть лежит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук.
Нос испачкал пылью.
Улетел зелёный жук,
Улетел на крыльях.
6. Знакомство с новой буквой
- Сейчас вы узнаете, какой буквой
обозначается звук [ж] Эта буква «родится « у
Учащиеся
представляет результат
исследований:
звук [ж] согласный,
звонкий, твердый.
-У звука [ж] нет
мягкой пары.
Звук [ж] всегда
твёрдый
В районе Согласных.
Учащиеся
иллюстрируют
стихотворение
движениями
- учитывать разные
мнения;
- умение строить
речевое высказывание
в соответствии с
поставленными
задачами;
-планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Личностные:
установка на здоровый
образ жизни.
Личностные:
установка на здоровый
образ жизни.
Познавательные:
вас на глазах. ( На партах у учащихся вдвое
сложенные листочки, на которых написана
буква к. Раскрывая букву К, ученики с
радостью убеждаются, что она превратилась в
неизвестную ранее букву Ж)
Это- Ж
А это – К.
Целый жук
И полжука.
Рассмотрите эту букву в азбуке.
Пофантазируйте, на что она похожа.
7. Чтение слогов с буквой «Ж, ж».
Букву новую узнали
Образ мы её создали,
А теперь вперёд, друзья,
Сможем мы прочесть слова.
-Открываем Азбуку на с.25
С какими гласными дружит буква “ж”? Как
будем читать её? Почему?
Прочти слоги самостоятельно; хором.
- Каких гласных вы не видели после Ж?
Прочитаем слоги с гласными, которые
обозначают мягкость согласного
Что особенного заметили?
Звук [ж] твёрдый, не имеет парного мягкого
поэтому, стоящие после ж буквы е,и теряют
свою функцию обозначения мягкости
предшествующего согласного.
Посмотри-ка, буква Ж
на жука похожа.
Потому что у неё
Шесть жучиных
ножек.
- ы, я
- же, жи
- Читаются твёрдо.
логические:
- выбор оснований и
критериев для
сравнения.
Познавательные:
логические:
- выбор оснований и
критериев для
сравнения.
5. Первичное
закрепление.7.
1.Чтение слов на с.25
Друг
однокоренные
Дружок
Могу
однокоренные
Может
Жук
Жучка
Телега
тележка
однокоренные
-Ребята, а что можно сказать об этих словах?
-Докажите это.
-Прочитайте слова, где Ж стоит в начале слова.
-Прочитайте слова, где буква Ж стоит в
середине слова
-Прочитайте слова, где буквы [ж] нет!
2. Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
2.
Работа по сюжетной картинкес.25
Дети читают.
Есть однокоренные
слова
Слова у которых один
корень и они близки по
смыслу являются
однокоренными
Дети читают.
Выполняют
соответствующие
движения.
Познавательные:
общеучебные:
-формировать
смысловое чтение;
- формировать умение
извлекать
необходимую
информацию из
иллюстраций, текстов.
Личностные:
установка на здоровый
образ жизни.
6. Включение в
систему знаний и
повторение.
- Рассмотрите рисунок.
Во что играют дети? Какая погода?
Если, прочитаем текст, то узнаем имя мальчика.
- Как звали мальчика?
-Какая погода? Докажите, что прошёл дождь.
Как можно озаглавить рассказ.
Какие чувства испытывают мальчики?
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 24.
- Вспомните сказку. Как она называется?
- Кто автор?
- Почему плачет девочка?
- Кто ей помог? Что они делают?
Чтение пословиц. Работа в парах
Дружба, как стекло, разобьёшь – не сложишь.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Где дружбой дорожат, там и враги дрожат.
- Ребята, посмотрите, что стало с буквой ж. Она
превратилась в снежинку . Наверное
волшебство цветка закончилось и снова
вернулась зима.
Чтение текста «Первые снежинки» на с. 26
Чем похожи [ж] и [ш]?
- Чем отличаются?
Читают текст.
(самостоятельно-
читающие)
С учителем – слабые.
- Женя
- Осторожно! – кричат
ему
- Лужа
- Жмурки
Им весело, с друзьями
скучно не бывает.
- Дюймовочка.
-Г.Х.Андерсен.
Осталась одна, без
друзей.
Читают, объясняют
смысл.
Читают текст
самостоятельно, вслух
Коммуникативные:
- умение строить
речевое высказывание
в соответствии с
поставленными
задачами.
Регулятивные:
-прогнозирование.
Личностные:
-формировать умение
высказывать свое
отношение к героям,
выражать свои
эмоции.
Обратите внимание на употребление буквы ж с
гласными . Какое правило написания надо
помнить
Согласные твёрдые.
Звонкий и глухой..
Жи, ши пиши с буквой
и
7. Рефлексия,
подведение итога
урока.
1. Психологическая разгрузка и снятие
напряжения
Закройте глазки и вспомните все, что было
у нас сегодня на уроке.
2. Беседа:
- Какой была тема урока?
- Какие цели вы ставили?
- Удалось ли достичь этих целей?
- Возникали у вас затруднения?
- Вы смогли их преодолеть?
Кто вам в этом помог?
Послушайте песню «Если с другом вышел в
путь»
-Звук [ж], буква Ж..
-Познакомиться со
звуком [ж] и буквой ж,
учиться читать слоги,
слова, тексты с новой
буквой.
-Да.
-Да.
-Да
Регулятивные:
-оценка – выделение и
осознание
обучающимися того,
что уже усвоено и что
еще нужно усвоить.