Автор: Спирин Анатолий Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "Бобровская СОШ"
Населённый пункт: с.Бобровка Сузунского района
Наименование материала: статья
Тема: "Применение в образовательном процессе педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова"
Раздел: среднее образование
Применение в образовательном процессе педагогической
технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных
результатов В.В. Фирсова
В
предыдущий
межаттестационный
период
я
работал
по
авторской
педагогической технологии В.В.Пикан (технологии уровневой дифференциации),
которая показала свою эффективность, но мне не хочется останавливаться на
достигнутом,
и
я
изучил
и
начал
применять
технологию
уровневой
дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В.Фирсова.
Она заинтересовала меня тем, что в данной технологии (что соответствует
ФГОС
п.1.2.6
«Стандарт
направлен
на
обеспечение:…формирования
критериальной
оценки
результатов
освоения
обучающимися
основной
образовательной
программы…») предлагается введение
двух
критериальных
стандартов:
для
обучения (уровень,
который
должна
обеспечить
школа
интересующемуся,
способному
и
трудолюбивому
выпускнику)
и стандарта
обязательной
общеобразовательной
подготовки (уровень,
которого
должен
достичь
каждый).
Пространство
между
уровнями
обязательной
и
повышенной
подготовки
заполнено
своеобразной
«лестницей»
деятельности,
добровольное
восхождение
по
которой
от
обязательного
к
повышенным
уровням
способно
реально
обеспечить
школьнику
постоянное
пребывание
в
зоне
ближайшего
развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне
.
Концептуальные положения данной технологии также полностью сочетаются
со Стандартом:
•
Базовый
уровень
нельзя
представлять
в
виде
«суммы
знаний»,
предназначенных для изучения в школе. Ведь существенно не столько то, что
изучалось, сколько то, что реально усвоено школьником. Поэтому его следует
описывать в терминах планируемых результатов обучения, доступных проверке и
контролю за их достижением.
• Обязательность базового уровня для всех учащихся в условиях гуманного
обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов
обучения
должна
быть
реально
выполнима,
т.е.
посильна
и
доступна
абсолютному большинству школьников.
• При демократической организации учебного процесса обязательность базового
уровня,
кроме
того,
означает,
что
вся
система
планируемых
обязательных
результатов
должна
быть
заранее
известна
и
понятна
школьнику
(принцип
открытости обязательных требований).
• Базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не
допускающей разночтений, двусмысленностей и т.д.
• Будучи основным рабочим механизмом новой технологии обучения, базовый
уровень должен обеспечивать ее гибкость и адаптивность, возможности для
эволюционного развития. Его не следует жестко фиксировать и тесно увязывать с
какой-либо одной методической схемой.
• Мотивация, а не констатация.
• Предупредить, а не наказать незнание.
• Признание права ученика на выбор уровня обучения.
• Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить все, что
дает ему учитель»; новая психологическая установка для учащегося, «возьми
столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».
• Ученик должен испытывать учебный успех.
Особенности содержания данной технологии также полностью сочетаются со
Стандартом:
Наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из 2 уровней
требований:
1) к
с о д е р ж а н и ю
о б р а з о в а н и я ,
к о т о р о е
ш к о л а
обязана предоставить обучающемуся;
2)
к
содержанию
образования,
которое
школа
должна потребовать от
обучающегося, и усвоение которого является минимально обязательным для
обучающегося.
В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:
-
наличие
базового
обязательного
уровня
общеобразовательной
подготовки,
которого обязан достичь учащийся;
- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации
требований к учащимся;
- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся,
должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);
-
наряду
с
базовым
уровнем
учащемуся
предоставляется
возможность
повышенной
подготовки,
определяющаяся
глубиной
овладения
содержанием
учебного предмета.
Особенности методики
Особенностями методики преподавания являются:
• блочная подача материала;
• работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;
• наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня,
система
специальных
дидактических
материалов,
выделение
обязательного
материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.
Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову - систематическая
повседневная
работа
по
предупреждению
и
ликвидации
пробелов
путем
организации пересдачи зачетов.
Оценивание знаний по данной технологии также сочетаются со Стандартом:
Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения
является
ее
органическая
связь
с
системой
контроля
результатов
учебного
процесса
и
системой
оценивания
достижений
школьников.
Альтернативой
традиционному
способу
оценки
«вычитанием»
является «оценка
методом
сложения», в
о с н о в у
ко т о р о й
к л а д е т с я
м и н и м а л ь н ы й
у р о в е н ь
общеобразовательной
подготовки,
достижение
которого
требуется
в
обязательном порядке от каждого учащегося. Критерии более высоких уровней
строятся на базе учета того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы
зачетов.
Предусматривается:
- тематический контроль;
- полнота проверки обязательного уровня подготовки;
- открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;
- оценка методом сложения (общий зачет = сумма частных зачетов);
- двоичность в оценке обязательного уровня (зачет-незачет);
- повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;
- «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача);
- возможность «дробных» зачетов;
-
кумулятивность
итоговой
оценки
(годовая
оценка
вытекает
из
всех
полученных).
Зачеты проводятся в учебное время, при этом:
- предусматривается резерв времени для доработки;
- возможна помощь учителя во время зачета;
- на каждого ведется лист учета и контроля.
Два
критериальных
стандарта
оценивания,
концептуальная
основа,
особенности
методики
данной
педагогической
технологии,
особенности
оценивания
дают
возможность
более
глубокой
дифференциации
и
индивидуализации в образовательном процессе
и полностью соответствуют
требованиям ФГОС
(по
уровням:
базовый
и
повышенный,
возможность
«пересдачи» уровня и т.д.).
В практике работы по данной педагогической технологии я увидел, что она тоже
очень эффективна и более близка мне, к тому же ее не нужно «перестраивать»
под требования ФГОС, т.к. она им полностью соответствует.