Напоминание

"Применение в образовательном процессе педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова"


Автор: Спирин Анатолий Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МКОУ "Бобровская СОШ"
Населённый пункт: с.Бобровка Сузунского района
Наименование материала: статья
Тема: "Применение в образовательном процессе педагогической технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В. Фирсова"
Раздел: среднее образование





Назад




Применение в образовательном процессе педагогической

технологии уровневой дифференциации обучения на основе обязательных

результатов В.В. Фирсова

В

предыдущий

межаттестационный

период

я

работал

по

авторской

педагогической технологии В.В.Пикан (технологии уровневой дифференциации),

которая показала свою эффективность, но мне не хочется останавливаться на

достигнутом,

и

я

изучил

и

начал

применять

технологию

уровневой

дифференциации обучения на основе обязательных результатов В.В.Фирсова.

Она заинтересовала меня тем, что в данной технологии (что соответствует

ФГОС

п.1.2.6

«Стандарт

направлен

на

обеспечение:…формирования

критериальной

оценки

результатов

освоения

обучающимися

основной

образовательной

программы…») предлагается введение

двух

критериальных

стандартов:

для

обучения (уровень,

который

должна

обеспечить

школа

интересующемуся,

способному

и

трудолюбивому

выпускнику)

и стандарта

обязательной

общеобразовательной

подготовки (уровень,

которого

должен

достичь

каждый).

Пространство

между

уровнями

обязательной

и

повышенной

подготовки

заполнено

своеобразной

«лестницей»

деятельности,

добровольное

восхождение

по

которой

от

обязательного

к

повышенным

уровням

способно

реально

обеспечить

школьнику

постоянное

пребывание

в

зоне

ближайшего

развития, обучение на индивидуальном максимально посильном уровне

.

Концептуальные положения данной технологии также полностью сочетаются

со Стандартом:

Базовый

уровень

нельзя

представлять

в

виде

«суммы

знаний»,

предназначенных для изучения в школе. Ведь существенно не столько то, что

изучалось, сколько то, что реально усвоено школьником. Поэтому его следует

описывать в терминах планируемых результатов обучения, доступных проверке и

контролю за их достижением.

• Обязательность базового уровня для всех учащихся в условиях гуманного

обучения означает, что совокупность планируемых обязательных результатов

обучения

должна

быть

реально

выполнима,

т.е.

посильна

и

доступна

абсолютному большинству школьников.

• При демократической организации учебного процесса обязательность базового

уровня,

кроме

того,

означает,

что

вся

система

планируемых

обязательных

результатов

должна

быть

заранее

известна

и

понятна

школьнику

(принцип

открытости обязательных требований).

• Базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не

допускающей разночтений, двусмысленностей и т.д.

• Будучи основным рабочим механизмом новой технологии обучения, базовый

уровень должен обеспечивать ее гибкость и адаптивность, возможности для

эволюционного развития. Его не следует жестко фиксировать и тесно увязывать с

какой-либо одной методической схемой.

• Мотивация, а не констатация.

• Предупредить, а не наказать незнание.

• Признание права ученика на выбор уровня обучения.

• Прежняя психологическая установка учителя: «ученик обязан выучить все, что

дает ему учитель»; новая психологическая установка для учащегося, «возьми

столько, сколько можешь, но не меньше обязательного».

• Ученик должен испытывать учебный успех.

Особенности содержания данной технологии также полностью сочетаются со

Стандартом:

Наличие стандартов базовых образовательных областей, состоящих из 2 уровней

требований:

1) к

с о д е р ж а н и ю

о б р а з о в а н и я ,

к о т о р о е

ш к о л а

обязана предоставить обучающемуся;

2)

к

содержанию

образования,

которое

школа

должна потребовать от

обучающегося, и усвоение которого является минимально обязательным для

обучающегося.

В связи с этим уровневая дифференциация обучения предусматривает:

-

наличие

базового

обязательного

уровня

общеобразовательной

подготовки,

которого обязан достичь учащийся;

- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации

требований к учащимся;

- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;

- система результатов, которых должен достичь по базовому уровню учащийся,

должна быть открытой (ученик знает, что с него требуют);

-

наряду

с

базовым

уровнем

учащемуся

предоставляется

возможность

повышенной

подготовки,

определяющаяся

глубиной

овладения

содержанием

учебного предмета.

Особенности методики

Особенностями методики преподавания являются:

• блочная подача материала;

• работа с малыми группами на нескольких уровнях усвоения;

• наличие учебно-методического комплекса: банк заданий обязательного уровня,

система

специальных

дидактических

материалов,

выделение

обязательного

материала в учебниках, заданий обязательного уровня в задачниках.

Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову - систематическая

повседневная

работа

по

предупреждению

и

ликвидации

пробелов

путем

организации пересдачи зачетов.

Оценивание знаний по данной технологии также сочетаются со Стандартом:

Существенной особенностью технологии уровневой дифференциации обучения

является

ее

органическая

связь

с

системой

контроля

результатов

учебного

процесса

и

системой

оценивания

достижений

школьников.

Альтернативой

традиционному

способу

оценки

«вычитанием»

является «оценка

методом

сложения», в

о с н о в у

ко т о р о й

к л а д е т с я

м и н и м а л ь н ы й

у р о в е н ь

общеобразовательной

подготовки,

достижение

которого

требуется

в

обязательном порядке от каждого учащегося. Критерии более высоких уровней

строятся на базе учета того, что достигнуто сверх базового уровня, и системы

зачетов.

Предусматривается:

- тематический контроль;

- полнота проверки обязательного уровня подготовки;

- открытость образцов проверочных заданий обязательного уровня;

- оценка методом сложения (общий зачет = сумма частных зачетов);

- двоичность в оценке обязательного уровня (зачет-незачет);

- повышенные оценки за достижения сверх базового уровня;

- «закрытие» пробелов (досдача, а не пересдача);

- возможность «дробных» зачетов;

-

кумулятивность

итоговой

оценки

(годовая

оценка

вытекает

из

всех

полученных).

Зачеты проводятся в учебное время, при этом:

- предусматривается резерв времени для доработки;

- возможна помощь учителя во время зачета;

- на каждого ведется лист учета и контроля.

Два

критериальных

стандарта

оценивания,

концептуальная

основа,

особенности

методики

данной

педагогической

технологии,

особенности

оценивания

дают

возможность

более

глубокой

дифференциации

и

индивидуализации в образовательном процессе

и полностью соответствуют

требованиям ФГОС

(по

уровням:

базовый

и

повышенный,

возможность

«пересдачи» уровня и т.д.).

В практике работы по данной педагогической технологии я увидел, что она тоже

очень эффективна и более близка мне, к тому же ее не нужно «перестраивать»

под требования ФГОС, т.к. она им полностью соответствует.



В раздел образования