Автор: Данилова Алина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Яльчикская СОШ"
Населённый пункт: Яльчики
Наименование материала: Статья
Тема: "Электронные формы учебников: новые формы, новые возможности в условиях реализации ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование
Августовская конференция
педагогических работников системы образования
Секция учителей начальных классов
Доклад на тему:
«Электронные формы учебников: новые формы,
новые возможности в условиях реализации ФГОС
НОО»
Выступила: Данилова А.Н.,
учитель начальных классов
МБОУ «Яльчикская СОШ»
Яльчики
«Электронные формы учебников: новые формы,
новые возможности в условиях реализации ФГОС НОО»
Модернизация образования сегодня тесно связана с электронным обучением как
наиболее
стремительно
развивающимся
направлением
организации
образовательной
деятельности. На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных
учебников и их внедрению в учебный процесс. Электронные учебники становятся одним
из главных компонентов школьной информационной образовательной среды и основным
инструментом реализации требований ФГОС нового поколения.
Электронная
форма
учебника является
эффективным
инструментом
обучения,
который поможет учителю не только сделать урок ярким и интересным, но и оперативно
получить результат работы учащегося и выставить отметку в бумажный или электронный
журнал.
Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий
возможность
самостоятельно
освоить
учебный
курс
или
его
большой
раздел.
Он
соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного
практикума".
Электронные учебники — специальное приложение, которое устанавливается на
любое электронное оборудование, это может быть планшетный компьютер – как наиболее
удобный, или любой другой компьютер – ноутбук, нетбук или стационарный компьютер,
учебники
совместимы
со
всеми
распространенными
операционными
системами,
что
позволяет просматривать учебники даже на современных мобильных телефонах. Если
раньше под электронными учебниками подразумевалась PDF-копия бумажной версии, то
теперь это полноценный мультимедийный продукт: здесь есть большое количество слайд-
шоу, видео-опытов, 3D-объектов, анимированных карт, интерактивных тестов.
Преимущества электронной формы учебника:
обучение по индивидуальной образовательной траектории;
расширение
информационного
пространства
за
счёт
использования
интерактивных медиа-объектов;
возможность самопроверки знаний, умений, компетенций;
формирование
навыков
работы
с
различными
видами
и
источниками
информации;
поддержка технологии автоматической загрузки и обновления электронной
формы учебника в удобное время по современным каналам связи.
Минимальные технические требования для работы с электронной формой
учебника:
любая
рабочая
станция,
ноутбук
или
мобильное
устройство
(планшет,
телефон);
основные операционные системы (Windows 7 и выше, Android 4.1 и выше,
iOS 5 и выше);
браузер с поддержкой HTML5 и широкополосный доступ в Интернет со
скоростью
не
менее
10
Мб/с.
Доступ
в
Интернет
необходим
только
в
первый
раз
использования для загрузки книг на устройство и проверки лицензии.
Каковы функции учебника вообще?
Учебник выполняет две основные функции:
1.
Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для
обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;
2.
Выступает
средством
обучения,
с
помощью
которого
осуществляется
организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.
В каких видах существуют учебники и учебные пособия?
учебных книгах и текстах
хрестоматиях
задачниках
практикумах
дидактических пособиях
книгах для дополнительного чтения
картах
учебных видеофильмах
компьютерных программах на компакт-дисках
базах данных на веб-сайтах
Прежде чем приступать к применению электронных учебных пособий в обучении
младших школьников, необходимо определить, с какой целью средства информатизации
включаются в образовательный процесс:
1.
наиболее эффективная реализация знаниевого подхода;
2.
внедрение личностно-ориентированного обучения.
В
зависимости
от
этого
определяются
общие
дидактические
и
частные
методические задачи, которые можно успешно решать на уроке с помощью электронных
учебных пособий.
Первой из названных целей соответствуют следующие задачи:
– расширение спектра источников учебной информации;
– развитие познавательных интересов младших школьников;
– увеличение числа каналов восприятия учебной информации.
Чаще всего эти задачи решаются через использование мультимедийной аппаратуры
и экрана. Демонстрация ярких слайдов, видеофрагментов или анимации – действительно
эффективный
прием.
Наиболее
распространенная
форма
организации
деятельности
учеников в этом случае – фронтальная работа с классом, а очевидный для учителя прием –
беседа.
Среди
проблем,
связанных
с
таким
подходом,
назовем
злоупотребление
наглядностью и, как следствие, замедление процесса интериоризации, снижение внимания
к
учебному
материалу
у
детей
с
преимущественно
кинестетическим
восприятием
информации. Профилактикой является соблюдение рекомендуемого временного режима и
придание
беседе,
проводимой
с
опорой
на
электронную
наглядность,
развивающего
характера, т.е. привнесение в беседу проблемных ситуаций.
В случае если электронные учебные пособия планируется применять на уроке в
соответствии
с
личностно-ориентированным
подходом
к
обучению,
можно
сформулировать следующие задачи:
– разнообразие видов учебной деятельности;
– развитие общеучебных умений и навыков;
– индивидуализация обучения.
Соответствующие
этим
задачам
формы
организации
учебной
деятельности
младших
школьников
более
разнообразны
–
это
фронтальная
и
групповая
работа,
индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в парах. Среди возможных приемов
целесообразно
выделить
те,
которые
направлены
на
активизацию
самостоятельной
учебной деятельности:
– индивидуальная работа с электронным учебным материалом, направленная на
развитие навыков самоконтроля, исследования, создания образовательного продукта и др.;
– работа
в
парах
для
получения
консультативной
помощи,
развития
навыков
совместной учебной деятельности; развития навыков совместной учебной деятельности,
взаимопомощи, ответственности за общий результат и др.;
– использование
электронных
ресурсов
в
качестве
источника
образовательной
информации при работе в группах и индивидуально;
– применение
современных
информационных
технологий
для
оформления
и
представления результатов индивидуальной или групповой проектной деятельности;
– эстафета,
один
из
этапов
которой
–
выполнение
интерактивных
заданий,
позволяющая стимулировать познавательную деятельность;
При
всех
преимуществах
второго
подхода
существуют
по
крайней
мере
две
проблемы,
возникающие
по
ходу
решения
перечисленных
задач
посредством
использования данных приемов.
Во-первых,
различная
скорость
выполнения
электронных
заданий
младшими
школьниками затрудняет организацию других видов деятельности.
Во-вторых, высокая результативность реализации названных приемов зачастую
провоцирует учителя на превышение санитарно-гигиенических норм времени пребывания
учеников за компьютером.
Для
решения
этих
проблем
используются
частные
методики
интеграции
применения
электронных
учебных
пособий
и
традиционных
средств
в
развивающем
обучении,
рекомендуется
обязательный
контроль
со
стороны
учителя
и,
главное,
осознание и соблюдение учениками необходимых ограничений в работе с электронными
ресурсами
Вывод
Электронный учебник необходим, потому что он:
облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной
учебной
литературе,
способов
подачи
материала,
воздействует
на
слуховую
и
эмоциональную память и т.п.;
допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем
его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути
предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;
предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах
работы;
Литература
1. Концепция электронных изданий и ресурсов; том I : Разработка концепции
электронных учебников по образовательным областям; том II : Разработка концепции
электронных
учебников
по
образовательным
областям
(высшее
профессиональное
образование, дополнительное образование для взрослых, коррекционная педагогика) – М.:
НФПК, 2003. 530 с.
2. Молокова, А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А.В.
Молокова // Начальная школа. – 2005. – № 1. –С. 119–123.
3.
Молокова,
А.В.
Электронные
учебные
материалы
для
начальной
школы
:
справочно-метод. пос. / А.В. Молокова, Т.В. Осколкова ; под ред. И.М. Бобко и Ю.Г.
Молокова. –Новосибирск : НГУ, 2003. – 32 с.