Напоминание

"Электронные формы учебников: новые формы, новые возможности в условиях реализации ФГОС НОО"


Автор: Данилова Алина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Яльчикская СОШ"
Населённый пункт: Яльчики
Наименование материала: Статья
Тема: "Электронные формы учебников: новые формы, новые возможности в условиях реализации ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование





Назад




Августовская конференция

педагогических работников системы образования

Секция учителей начальных классов

Доклад на тему:

«Электронные формы учебников: новые формы,

новые возможности в условиях реализации ФГОС

НОО»

Выступила: Данилова А.Н.,

учитель начальных классов

МБОУ «Яльчикская СОШ»

Яльчики

«Электронные формы учебников: новые формы,

новые возможности в условиях реализации ФГОС НОО»

Модернизация образования сегодня тесно связана с электронным обучением как

наиболее

стремительно

развивающимся

направлением

организации

образовательной

деятельности. На сегодняшний день идет активный процесс по созданию электронных

учебников и их внедрению в учебный процесс. Электронные учебники становятся одним

из главных компонентов школьной информационной образовательной среды и основным

инструментом реализации требований ФГОС нового поколения.

Электронная

форма

учебника является

эффективным

инструментом

обучения,

который поможет учителю не только сделать урок ярким и интересным, но и оперативно

получить результат работы учащегося и выставить отметку в бумажный или электронный

журнал.

Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий

возможность

самостоятельно

освоить

учебный

курс

или

его

большой

раздел.

Он

соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного

практикума".

Электронные учебники — специальное приложение, которое устанавливается на

любое электронное оборудование, это может быть планшетный компьютер – как наиболее

удобный, или любой другой компьютер – ноутбук, нетбук или стационарный компьютер,

учебники

совместимы

со

всеми

распространенными

операционными

системами,

что

позволяет просматривать учебники даже на современных мобильных телефонах. Если

раньше под электронными учебниками подразумевалась PDF-копия бумажной версии, то

теперь это полноценный мультимедийный продукт: здесь есть большое количество слайд-

шоу, видео-опытов, 3D-объектов, анимированных карт, интерактивных тестов.

Преимущества электронной формы учебника:

обучение по индивидуальной образовательной траектории;

расширение

информационного

пространства

за

счёт

использования

интерактивных медиа-объектов;

возможность самопроверки знаний, умений, компетенций;

формирование

навыков

работы

с

различными

видами

и

источниками

информации;

поддержка технологии автоматической загрузки и обновления электронной

формы учебника в удобное время по современным каналам связи.

Минимальные технические требования для работы с электронной формой

учебника:

любая

рабочая

станция,

ноутбук

или

мобильное

устройство

(планшет,

телефон);

основные операционные системы (Windows 7 и выше, Android 4.1 и выше,

iOS 5 и выше);

браузер с поддержкой HTML5 и широкополосный доступ в Интернет со

скоростью

не

менее

10

Мб/с.

Доступ

в

Интернет

необходим

только

в

первый

раз

использования для загрузки книг на устройство и проверки лицензии.

Каковы функции учебника вообще?

Учебник выполняет две основные функции:

1.

Является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для

обучаемых форме предусмотренное образовательными стандартами содержание;

2.

Выступает

средством

обучения,

с

помощью

которого

осуществляется

организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников.

В каких видах существуют учебники и учебные пособия?

учебных книгах и текстах

хрестоматиях

задачниках

практикумах

дидактических пособиях

книгах для дополнительного чтения

картах

учебных видеофильмах

компьютерных программах на компакт-дисках

базах данных на веб-сайтах

Прежде чем приступать к применению электронных учебных пособий в обучении

младших школьников, необходимо определить, с какой целью средства информатизации

включаются в образовательный процесс:

1.

наиболее эффективная реализация знаниевого подхода;

2.

внедрение личностно-ориентированного обучения.

В

зависимости

от

этого

определяются

общие

дидактические

и

частные

методические задачи, которые можно успешно решать на уроке с помощью электронных

учебных пособий.

Первой из названных целей соответствуют следующие задачи:

– расширение спектра источников учебной информации;

– развитие познавательных интересов младших школьников;

– увеличение числа каналов восприятия учебной информации.

Чаще всего эти задачи решаются через использование мультимедийной аппаратуры

и экрана. Демонстрация ярких слайдов, видеофрагментов или анимации – действительно

эффективный

прием.

Наиболее

распространенная

форма

организации

деятельности

учеников в этом случае – фронтальная работа с классом, а очевидный для учителя прием –

беседа.

Среди

проблем,

связанных

с

таким

подходом,

назовем

злоупотребление

наглядностью и, как следствие, замедление процесса интериоризации, снижение внимания

к

учебному

материалу

у

детей

с

преимущественно

кинестетическим

восприятием

информации. Профилактикой является соблюдение рекомендуемого временного режима и

придание

беседе,

проводимой

с

опорой

на

электронную

наглядность,

развивающего

характера, т.е. привнесение в беседу проблемных ситуаций.

В случае если электронные учебные пособия планируется применять на уроке в

соответствии

с

личностно-ориентированным

подходом

к

обучению,

можно

сформулировать следующие задачи:

– разнообразие видов учебной деятельности;

– развитие общеучебных умений и навыков;

– индивидуализация обучения.

Соответствующие

этим

задачам

формы

организации

учебной

деятельности

младших

школьников

более

разнообразны

это

фронтальная

и

групповая

работа,

индивидуальное выполнение учебных заданий, работа в парах. Среди возможных приемов

целесообразно

выделить

те,

которые

направлены

на

активизацию

самостоятельной

учебной деятельности:

– индивидуальная работа с электронным учебным материалом, направленная на

развитие навыков самоконтроля, исследования, создания образовательного продукта и др.;

– работа

в

парах

для

получения

консультативной

помощи,

развития

навыков

совместной учебной деятельности; развития навыков совместной учебной деятельности,

взаимопомощи, ответственности за общий результат и др.;

– использование

электронных

ресурсов

в

качестве

источника

образовательной

информации при работе в группах и индивидуально;

– применение

современных

информационных

технологий

для

оформления

и

представления результатов индивидуальной или групповой проектной деятельности;

– эстафета,

один

из

этапов

которой

выполнение

интерактивных

заданий,

позволяющая стимулировать познавательную деятельность;

При

всех

преимуществах

второго

подхода

существуют

по

крайней

мере

две

проблемы,

возникающие

по

ходу

решения

перечисленных

задач

посредством

использования данных приемов.

Во-первых,

различная

скорость

выполнения

электронных

заданий

младшими

школьниками затрудняет организацию других видов деятельности.

Во-вторых, высокая результативность реализации названных приемов зачастую

провоцирует учителя на превышение санитарно-гигиенических норм времени пребывания

учеников за компьютером.

Для

решения

этих

проблем

используются

частные

методики

интеграции

применения

электронных

учебных

пособий

и

традиционных

средств

в

развивающем

обучении,

рекомендуется

обязательный

контроль

со

стороны

учителя

и,

главное,

осознание и соблюдение учениками необходимых ограничений в работе с электронными

ресурсами

Вывод

Электронный учебник необходим, потому что он:

облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной

учебной

литературе,

способов

подачи

материала,

воздействует

на

слуховую

и

эмоциональную память и т.п.;

допускает адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем

его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

освобождает от громоздких действий, позволяя сосредоточиться на сути

предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах

работы;

Литература

1. Концепция электронных изданий и ресурсов; том I : Разработка концепции

электронных учебников по образовательным областям; том II : Разработка концепции

электронных

учебников

по

образовательным

областям

(высшее

профессиональное

образование, дополнительное образование для взрослых, коррекционная педагогика) – М.:

НФПК, 2003. 530 с.

2. Молокова, А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы / А.В.

Молокова // Начальная школа. – 2005. – № 1. –С. 119–123.

3.

Молокова,

А.В.

Электронные

учебные

материалы

для

начальной

школы

:

справочно-метод. пос. / А.В. Молокова, Т.В. Осколкова ; под ред. И.М. Бобко и Ю.Г.

Молокова. –Новосибирск : НГУ, 2003. – 32 с.



В раздел образования