Автор: Устинова Анна Владимировна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 25"
Населённый пункт: с. Гарашкинское, Свердловская область, Богдановичский район
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательно – исследовательской деятельности с детьми в ДОУ в условиях ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Развитие познавательно – исследовательской
деятельности с детьми в ДОУ в условиях ФГОС
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что
работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной
активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от
обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску
новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к
нахождению
ответов
на
возникающие
вопросы,
поощряет
любознательность.
Познавательно-исследовательская
деятельность
проявляется
и
в
самостоятельных
занятиях, сопровождающих игровую активность.
Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления.
Воспитатель
совместно
с
детьми
работает
на
занятиях
различных
видов:
по
изучению
окружающего
мира,
формированию
элементарных
математических
представлений,
подготовке
к
обучению
грамоте,
речевых,
творческих,
спортивных
и
музыкальных. Например, изучение йотированных гласных можно начать с проведения
аудиального исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько
звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о звучании
буквы Я в составе проанализированных слов.
Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за
объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории
детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о
явлениях
природы,
представителях
животного
и
растительного
мира.
Старшие
дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.
Исследовательская
деятельность
в
ДОУ
организуется
в
следующих
формах:
Коллективная, подгрупповая, индивидуальная
Среди
приёмов
и
методов
организации
познавательно-исследовательской
деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:
Эвристический
метод.
Создание
проблемных
ситуаций
в
качестве
мотивирующего
начала
занятия:
таким
образом
возникает
ощущение
сплочённости
группы
в
поиске
решения,
активизируются
мыслительные
способности
при
анализе
сложившейся ситуации.
Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада
восприятие
предметов
и
процессов
развивает
визуальные
и
аудиальные
способности
детей.
Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается
ведущей
деятельностью
дошкольников.
Ставя
элементарные
опыты
над
предметами
(уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.
Проектная
деятельность.
Этот
вид
работы
подразумевает
совместную
исследовательскую активность детей и педагога.
ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач. В детском саду
ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла
Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок?» и т.д.
Педагогу
важно
организовать
занятие
по
познавательной
деятельности
таким
образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой
информации