Напоминание

Развитие познавательно – исследовательской деятельности с детьми в ДОУ в условиях ФГОС


Автор: Устинова Анна Владимировна
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 25"
Населённый пункт: с. Гарашкинское, Свердловская область, Богдановичский район
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательно – исследовательской деятельности с детьми в ДОУ в условиях ФГОС
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие познавательно – исследовательской

деятельности с детьми в ДОУ в условиях ФГОС

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что

работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной

активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от

обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску

новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к

нахождению

ответов

на

возникающие

вопросы,

поощряет

любознательность.

Познавательно-исследовательская

деятельность

проявляется

и

в

самостоятельных

занятиях, сопровождающих игровую активность.

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду

состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления.

Воспитатель

совместно

с

детьми

работает

на

занятиях

различных

видов:

по

изучению

окружающего

мира,

формированию

элементарных

математических

представлений,

подготовке

к

обучению

грамоте,

речевых,

творческих,

спортивных

и

музыкальных. Например, изучение йотированных гласных можно начать с проведения

аудиального исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько

звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о звучании

буквы Я в составе проанализированных слов.

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за

объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории

детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о

явлениях

природы,

представителях

животного

и

растительного

мира.

Старшие

дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Исследовательская

деятельность

в

ДОУ

организуется

в

следующих

формах:

Коллективная, подгрупповая, индивидуальная

Среди

приёмов

и

методов

организации

познавательно-исследовательской

деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

Эвристический

метод.

Создание

проблемных

ситуаций

в

качестве

мотивирующего

начала

занятия:

таким

образом

возникает

ощущение

сплочённости

группы

в

поиске

решения,

активизируются

мыслительные

способности

при

анализе

сложившейся ситуации.

Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада

восприятие

предметов

и

процессов

развивает

визуальные

и

аудиальные

способности

детей.

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается

ведущей

деятельностью

дошкольников.

Ставя

элементарные

опыты

над

предметами

(уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч.

Проектная

деятельность.

Этот

вид

работы

подразумевает

совместную

исследовательскую активность детей и педагога.

ТРИЗ-технологии. Теория решения изобретательских задач. В детском саду

ТРИЗ-технологии реализуются чаще всего в форме игровых заданий: «Ах, наша кукла

Маша-растеряша потеряла чашку, как ей теперь выпить сок?» и т.д.

Педагогу

важно

организовать

занятие

по

познавательной

деятельности

таким

образом, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой

информации



В раздел образования