Автор: Сидорова Наталия Алексеевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБОУДО Дворец творчества детей и молодежи "Преображенский"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Способы выявления результатов образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам"
Раздел: дополнительное образование
Материалы для семинаров
педагогов дополнительного образования.
Составитель: Сидорова Н.А,
методист ГБОУДО ДТДи М «Преображенский»
«Способы выявления
результатов образовательной деятельности по
дополнительным общеразвивающим программам»
В целях совершенствования образовательного проводится проверка и оценка знаний, умений
обучающихся — процесс выявления и сравнения на том или ином этапе обучения результатов
учебной деятельности с требованиями, задаваемыми дополнительными общеразвивающими
программами.
Вопрос 1. Зачем выявлять результаты освоения образовательной программы? Ответим на этот
вопрос, рассмотрев несколько функций данного процесса.
Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню об-
разования детей. В конечном счете система контроля и оценки для педагога становится инстру -
ментом оповещения общественности и государства о состоянии и проблемах образования, для
прогнозирования направлений развития, внесения необходимых корректировок.
Образовательная функция определяет результат сравнения ожидаемого эффекта обучения с
действительным результатом усвоения учебного материала: полнота и осознанность знаний,
умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее
целесообразные средства для выполнения учебной задачи: сформированность (несформирован -
ность) качеств личности, степень развития основных мыслительных операций (анализ, синтез,
сравнение, обобщение.
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов
обучения и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и
тревожности.
Эмоциональная функция - эмоциональная реакция педагога должна соответствовать эмоцио-
нальной реакции обучающегося (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориенти-
ровать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к
лучшему.
Информационная функция является основой диагноза планирования и прогнозирования.
Функция управления очень важна для самоконтроля, помогает выявить пробелы и недостатки
в организации педагогического процесса
Вопрос 2. Что выявлять?
Объем по определенному предмету – это перечень ведущих понятий, законов, идей, теорий;
уровень усвоения, т.е. характер применения усвоенных знаний, обеспечивающий ту или иную
степень мыслительных усилий (уровень мыслительной деятельности);
качество, под которым подразумевают определенные характеры, характеристик усвоенных зна-
ний, умений и навыков (например: полнота, прочность, глубина, оперативность, гибкость, дей-
ственность и т.д.)
Прежде чем ставить вопрос о контроле знаний, умений и навыков, необходимо определить-
ся: какому году обучения соответствует тот или иной перечень умений. Смотрим дополнитель-
ную общеразвивающую программу, по которой осуществляем образовательную деятельность. В
«Пояснительной записке» выделены Ожидаемые результаты и способы их выявления
По итогам ___года обучающийся будет
Знать:
(историю развития данного вида деятельности, специальную терминологию, представителей ведущих
школ, правила и способы выполнения)
Уметь:
(делать, выполнять, составлять, применять, использовать…)
Владеть:
(навыками взаимодействия в коллективе, самостоятельного планирования и анализа своей деятельно-
сти и сверстников, способами творческой самореализации ...).
Чтобы учесть возрастные возможности обучающихся, увеличения объема их знаний и умений,
избежать повторяющиеся формы работы педагог может для практической работы сделать вы-
писку из программы
Год
обучения
Объем программных умений и навы-
ков
Критерии оценки (нор-
мы)
Способы выявления
1-ый год
знать
уметь
владеть
2-ой год
знать
уметь
владеть
Вопрос 3. Как выявлять?
Проверка и оценка, как правило, сочетаются с повторением и закреплением учебного матери-
ала.
Проверка знаний может быть индивидуальной, фронтальной и комбинированной.
3 метода: устный, письменный, практический.
«Способы
письменного
контроля знаний и умений»
Цель письменной проверки - выяснение степени овладения обучающимися знаниями и уме-
ниями по предмету, возможность определить качество знаний - их правильность, точность, осо-
знанность, умение применять эти знания на практике.
По ее результатам анализирует качество знаний, умений и навыков группы в целом и отдель-
ных обучающихся и принимаются меры для устранения ошибок и недочетов
Письменная проверка знаний,
умений и навыков отличается:
высокой экономичностью времени
самостоятельностью обучающихся
индивидуальным характером выполнения заданий
возможностью обеспечить обучающимся вариативность заданий
Недостатком является необходимость изыскать время для проверки работ.
Польза для обучающихся:
развитие не механической памяти, а умения логически мыслить, опираясь на усвоенные
знания (глубже вникает в сущность задания, обдумывает варианты решения и построе-
ния ответа)
развитие сосредоточенности
формирование навыка четкого выражения мысли
развитие навыка письменной речи.
Основные виды письменной проверки:
ТЕКСТОВЫЙ
-Сочинения; по итогам чего-то, на тему
-Работы с печатной основой, в которой предлагается заполнить соответствующие пропуски
нужными словами
-Диктант: специальной терминологии, понятийных определений, музыкальных знаков, то-
пографических знаков…
-Описание-наблюдение
-Рецензия: на номер, спектакль, творческую работу
-Отчет: о походе, экскурсии…
-Кроссворд
ГРАФИЧЕСКИЙ
Особой формой письменного контроля являются графические работы. К ним относятся ри-
сунки, диаграммы, схемы, чертежи и др. Их цель - проверка умения обучающихся исполь-
зовать знания в нестандартной ситуации, пользоваться методом моделирования, работать в
пространственной перспективе, кратко резюмировать и обобщать знания.
Графический контроль предполагает ответ обучающегося в виде составленной им обобщен-
ной наглядной модели, которая отражает определенные отношения, взаимодействия частей
изучаемого объекта или их совокупности.
Графическая проверка может быть самостоятельным видом или как органический элемент
входить в устной или письменной проверке
ТЕСТОВЫЙ
Одним из наиболее эффективных средств контроля в обучении считается тест.
Тест (от англ. test - испытание, исследование) - это система заданий, выполнение которых
позволяет охарактеризовать уровень владения с помощью специальной шкалы результатов.
Они предлагаются либо в открытой форме (испытуемый должен дополнить основной текст,
чтобы получить истинное высказывание), либо в закрытой форме (испытуемый должен вы-
брать нужный ответ из нескольких вариантов, причем один из них правильный, а остальные
- нет).
Основное различие между традиционными контрольными заданиями и тестовыми задания-
ми заключается в том, что последние всегда предполагают измерение с использованием спе-
циальной шкалы (матрицы). Поэтому оценка, выставляемая по итогам тестирования, отлича-
ется большей объективностью и независимостью от возможного субъективизма преподава-
теля. Стандартная форма заданий при этом обеспечивает оперативность в работе и легкость
подсчета результатов.
Предусматривает он ответ на тестовые задания с помощью расстановки цифр, подчеркива-
ния нужных ответов, вставки пропущенных слов, нахождение ошибок и т.п. Это позволяет
за короткое время проверить знания определенного учебного материала всего коллектива.
Удобные тесты для статистической обработки результатов поверки.
Тестовые задания, требующие конструирование ответов, разделяют на задачи в форме во-
просительных или утвердительных предложений, содержание которых предусматривает ко-
роткую и точный ответ, и задачи, в которых учащиеся должны заполнить пропуски По ди-
дактическим назначениям тесты по конструируемых ответами классифицируют на тесты в
дополнение, тесты на использование аналогии и тесты на изменение элементов ответа Те-
стовая проверка позволяет эффективно использовать время, выдвигает ко всем ученикам
одинаковые требования, устраняет субъективизм, способствует соблюдению единства требо-
ваний, не располагающий ученика против учителя Важно, что объективность оценки исклю-
чает случайность в оценке знаний, стимулирует их самооценку.
Однако такая проверка может выявить только знание фактов, но не способности, она по-
ощряет механическое запоминание, а не работу мысли, к тому же требует много времени для
составления программ
Требования к составлению тестов
Основное требование к тестовым вопросам, направленных на выявление знаний, умений и
навыков, заключается в том, что не только вопрос, но и правильный ответ должны быть
однозначными, краткими, четкими, не обладать слишком большим объемом.
Оптимальным количеством альтернатив ответов на вопрос считается - 3.
В заданиях множественного выбора количество правильных ответов объективными причи-
нами не ограничивается. В том случае, если вариантов правильных ответов несколько, сле-
дует видоизменить инструкцию, указав на то, что необходимо отметить буквы, соответству-
ющие правильным ответам, или указать на то, что правильных ответов несколько.
При выявлении предметных знаний, умений, навыков у обучающихся важно, чтобы содер-
жание тестовых заданий и вопросов отвечало программным требованиям и отражало со-
держание обучения.
Место правильного ответа должно быть определено таким образом, чтобы оно не повто-
рялось от вопроса к вопросу, не было закономерностей, а давалось в случайном порядке.
Лучше использовать не длинный вопрос и короткий ответ для того, чтобы слушатель не по-
терял смысл задаваемого вопроса, важна и экономия времени работы с тестом.
Следует соблюдать этапы разработки тестового инструментария. Они могут выглядеть сле-
дующим образом: составление теста и его апробация; проведение тестирования; анализ и
оценка.
ПРОГРАММИРОВАННЫЙ
Заключается он в выдвижении ко всем обучающимся стандартных требований, что
обеспечивается использованием одинаковых по количеству и сложности контрольных
«Способы
устного
контроля знаний и умений»
Необходимость устной формы контроля:
-установление факта знания или незнания учебного материала;
-проверка понимания учебного материала;
-выяснение причин непонимания;
-устранение причин непонимания сущности формируемых понятий.
Достоинства устной формы проверки знаний и умений обучающихся:
-непосредственный контакт между обучающимся и педагогом;
-изучение индивидуальных особенностей обучающихся;
-корректировка знаний;
-обучение логически грамотному построению изложения:
-исправление погрешности речи;
-контроль правильного применения специальной терминологии.
Методические затруднения, которые связаны
-с отбором содержания и постановкой вопроса
-с потерей внимания всей группы при опросе одного обучающегося
-с нехваткой времени для опроса всех обучающихся на одном занятии.
УСТНЫЙ ОПРОС.
Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний. Сущность это-
го метода заключается в том, что педагог задает обучающимся вопросы по содержанию изучен-
ного материала и побуждает их к ответам, выявляя, таким образом, качество и полноту его усво-
ения.
Устный опрос бывает трёх видов: индивидуальный, фронтальный, уплотненный.
Индивидуальный опрос. Педагог предлагает обучающимся воспроизвести ту или иную изучен-
ную тему полностью с тем, чтобы они могли показать осмысленность, глубину и прочность
усвоенных знаний.
Фронтальный опрос. Педагог расчленяет изучаемый материал на сравнительно мелкие части с
тем, чтобы таким путем проверить знания большего числа обучающихся. При фронтальном, его
также называют беглым, опросе не всегда легко определить уровень освоения теоретического
материала, так как ответ на 1-2 мелких вопроса не дает возможности определить ни объема, ни
глубины усвоения пройденного материала.
Уплотненный опрос. Педагог при устном ответе одного обучающегося, другим дает другие за-
дания: дать письменные ответы на вопросы, подготовленные заранее на отдельных листках
(карточках). Уплотненным этот опрос называется потому, что педагог вместо выслушивания
устных ответов просматривает письменные ответы обучающихся и оценивает их, несколько
"уплотняя", т.е. экономя время на проверку освоения той или иной темы, раздела программы.
Примеры уплотненного опроса, такие формы как «Ответ другому», «Контрольная для соседа»
Что необходимо сделать, чтобы получить положительный результат при использовании на
занятии устного опроса:
-тщательно отбирать материал по содержанию
-подобрать и сформулировать вопросы, которые не требуют для обдумывания длительного вре-
мени и предполагают краткий ответ
-определить требования к ответам обучающихся.
Индивидуальный контроль
При проведении итоговой аттестации обучающихся, на демонстрационном экзамене и других
формах выявления индивидуальных образовательных результатах применяются методы устного
индивидуального контроля.
В зависимости от целей монологического высказывания, способа изложения содержания вы-
деляют такие функционально-смысловые типы речи, как описание, повествование, рассужде-
ние. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром «вещей» – предметов, послед-
ний – с миром понятий, суждений.
Описание – это словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечис-
ления его характерных признаков. Данный тип речи служит для воссоздания мира предметов и
установления связей между ними. Схематично описание можно представить следующим об-
разом: Описание = признак
1
+ признак
2
+ признак
3
...
Цель описания – создать в представлении обучающихся целостную картину, зафиксировать ха-
рактерные признаки предмета или какого-либо явления. В логическом плане описать предмет
или явление – значит перечислить его признаки, поэтому для описания важны слова, обознача-
ющие качества, свойства предметов.
Повествование представляет собой рассказ и служит для передачи последовательности различ-
ных событий, явлений, действий; оно раскрывает связанные между собой явления, действия,
происходившие в виде некой цепочки событий в прошлом. Схематично повествование можно
представить следующим образом: Повествование = событие
1
+ событие
2
+ событие
3
...
Последовательность действий, событий передается с помощью глаголов совершенного вида, ко-
торые, обозначая последовательно сменяющие друг друга события, показывают развертывание
повествования. Обычно предложения в повествовании не бывают относительно длинными, не
имеют сложной структуры. Отдельные предложения в повествовании связаны цепной связью. В
повествовании соблюдается определенный порядок слов в предложении (его так и называют –
повествовательным), когда сказуемое стоит после подлежащего и служит цели изображения по-
следовательности действий. Глаголы-сказуемые обычно обозначают конкретное действие.
Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.
Рассуждение передает ход развития мысли, идеи и должно обязательно приводить к получению
нового знания о предмете, объекте, поскольку целью рассуждения является углубление наших
знаний об окружающем мире. Данный тип речи характеризуется наличием абстрактной лекси-
ки, связанной не с обозначением конкретных предметов, а с отображением мира суждений, а
также большим количеством сложных предложений, которые могут передавать различные логи-
ческие отношения. Схематично рассуждение можно представить следующим образом:
Рассуждение == вопрос (тезис) - суждение
1
– суждение
2
– суждение
3
...
Рассмотрим основные правила построения рассуждений. Рассуждение должно содержать:
посылку (точно сформулированную основную мысль), основную часть (умозаключения, кото-
рые отражают ход мыслей, приводящий к новому суждению) и вывод (который должен соотно-
ситься с посылкой и логически вытекать из всего хода рассуждения).
Активная форма индивидуальной демонстрации знаний и умений -Авторский
проект.
«Способы
практического
контроля знаний и умений»
Практический контроль необходим для выявления уровня сформированности предметных и об-
щеучебных умений и навыков.
Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на
практике.
Навык-составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой
степени совершенства.
В процессе обучения педагог формирует у обучающихся две категории умений и навыков:
Общие- Общеучебные универсальные учебные действия- это такие умения и навыки, которые
становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в
повседневной жизни.
Специальные- Узкопредметные – это такие умения и навыки, которые формируются только
лишь в процессе обучения данному учебному предмету и имеют применение главным образом в
этом предмете и отчасти в смежных предметных областях.
Любой контроль подразумевает анализ уровня обучения для возможного дальнейшего про-
движения. Для анализа необходимо вырабатывать критерии оценки.
Возможные уровни овладения умениями и навыками:
0 уровень - обучающиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);
1 уровень - обучающиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его
лишь при достаточной помощи педагога;
2 уровень – обучающиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь
по образцу, подражая действиям педагога или сверстников;
3 уровень – обучающиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая
каждый шаг;
4 уровень – обучающиеся автоматизированно, свернуто и безошибочно выполняют дей-
ствия.
С учетом сформулированных уровней, каждый педагог разрабатывает свою систему пара-
метров, критериев и тип оценочной шкалы.
Виды оценочных шкал:
-
количественная шкала – это хорошо всем известная система школьных отметок; в качестве из-
мерения выступает числовое множество;
-абсолютная шкала – оценка знаний и усилий выглядит как некий числовой символ, точка от-
счета абстрактна. Примером могут служить привычные для нас контрольные работы и тесты,
при оценивании которых осуществляется сопоставление результатов с абстрактными норматив-
ными критериями, которым соответствуют цифровые отметки: безошибочно выполненное зада-
ние – "5", одна ошибка – "4" и т. д.;
-относительная шкала – предполагает сравнение текущего состояния обучающегося с его же
состоянием некоторое время назад;
-порядковая шкала – чаще используется в слабо структурированных областях, таких как искус-
ство, или при оценке, например, личностного развития. Частный случай шкалы – рейтинговая
система
- словесная шкала: отлично, хорошо, удовлетворительно
- уровневая шкала: высокий, средний, низкий. Данная шкала является итоговой, общей для
учреждения и прописана в Положении о Мониторинге образовательной деятельности
«высокий» - обучающийся освоил более 70% программного материла и показывает творческое
применение полученных знаний и умений в самостоятельной деятельности.
«средний»- обучающийся освоил более 40% программного материала, умеет применить полу-
ченные знания и умения.
«низкий»- обучающийся освоил менее 40% программного материла, способен применять полу-
ченные знания и умения только с помощью педагога.
Для вводного и текущего контроля возможно применения отдельных педагогический приемов
в ходе занятий по обобщению и осмыслению полученных знаний и умений. Рассмотрим неко-
торые их них.
Контрольное задание
При использовании данного способа выявления умений обучающихся необходимо учесть:
Надежность контрольного задания– это его способность с достаточной для практики одинако-
востью характеризовать исследуемый показатель, как задания в целом, так и его частей, или по
другому, тот же показатель одного задания, но в разные моменты времени.
Валидность (или адекватность целям проверки): очевидная валидность – валидность, при кото-
рой оценивается общее соответствие задания его назначению; содержательная валидность пред-
полагает, что задание обнаруживает в себе полный набор упражнений(действий), для измерения
определенной черты.
Определенность. После оглашения педагогом заданий каждый обучающийся понимает, какие
действия он должен выполнить, какие умения продемонстрировать.
Простота. Формулировка заданий и ответы должны быть четкими и краткими. Показателем
простоты является скорость выполнения задания.
Однозначность. Задание должно иметь единственный правильный путь решения – эталон.
Равнотрудность. Для обучающихся разного уровня освоения материала, особенно для тех, кто
вошел в программу не с начала её освоения.
Тест
Особенно рекомендуется для групп физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой
направленности оп предметам «общая физическая подготовка» и «специальная физическая под-
готовка». Тест - система заданий, выполнение которых позволяет охарактеризовать уровень
владения с помощью специальной шкалы результатов.
Например, тестирование в коллективе художественной гимнастики: Специальная физиче-
ская подготовка. Гимнастический элемент «МОСТ» (измеряется расстояние между пальцами
рук и пятками ног)
баллы
год обучения
5
4
3
2
1
1 год
0-10
10-15
15-20
20-25
25-30
2 год
0-5
5-10
10-15
15-20
20-25
3 год
0
0-5
5-10
10-15
15-20
Деловая игра
Такая форма используется для решения комплексных задач, поскольку способствует разви-
тию активности и инициативы, развитию творческих способностей, формирует коммуникатив -
ные навыки и позволяет выявить зоны ближайшего развития обучающегося.
Модификации деловой игры различные, выделим основные:
Имитационные игры – на занятие имитируется деятельность какой-либо организации или
предприятия, событие, конкретная деятельность.
Для проведения необходимо имеет: сценарий игры, сюжет событий, описание структуры и на-
значение имитационных процессов и объектов.
Операционные игры – на занятии отрабатывается выполнение конкретных специфических
операций (выход в поход, проведение соревнования, подготовка к фестивалю, «Я – в экстре-
мальной ситуации»)
Для проведения её необходимо четкое распределение по ролям, объяснение функций каждой
группы, единая формула действий.
Ролевая игра – на занятиях отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение
функций отдельного лица (примером может быть игра «Я - балетмейстер») Для проведения
игры с исполнением роли разрабатывается модель, между участниками распределяются роли,
включающие обязательное содержание действий.
Демонстрация
Итогом выполнения практических работ по определенной теме может быть наглядный по-
каз, представление готового продукта творчества( модели, рисунка, изделия или практического
навыка). В отдельных программах демонстрация может проходить наряду с объяснением про-
цесса работы над авторским изделием, концертным номером, походным маршрутом и т.п.
Соревнование
Данный способ показа результата обучения дает возможность не только продемонстриро-
вать обучающемуся усвоенный навык, но и показать стремление превысить свои возможности,
сравнить результаты с другими участниками.
Полоса препятствий
Педагогом составляется комплексное задание содержащее различные ситуации (препят-
ствиями, неверные действия, новые компоненты и т.п.). Используется данный педагогический
прием для выявления навыков преодоления различных ситуаций.
Для выявления практических навыков возможны различные вариант учебных занятий:
Академический концерт, тур-град, защита проекта, смотр-конкурс, вернисаж, город Мастеров,
демонстрационный экзамен.
Защита проекта
Работа над проектом:
- планирование работы над проектом (определить задачи, которые необходимо решить и спосо-
бы их решения, сроки и порядок выполнения работы);
- аналитический этап (подбор материала по выбранной тематике, сбор и обработка информа-
ции);
-этап обобщения (поэтапное выполнение проекта, с учетом наглядности и интерактивности);
-этап полученных результатов работы над проектом (защита проекта).
Защита проекта:
-представление проекта: обоснование выбора темы, краткая аннотация проекта, практическая
демонстрация, направления использования работы, используемые источники информации.
-комплексная оценка работы самими обучающимися, выполнившими данный проект, обучаю-
щимися коллектива и педагогом
Смотр-конкурс
В ходе подготовки, обучающиеся заранее получают задания.
Определяется группа для оценки: жюри, экспертный совет, команда искателей талантов и т.п.
В ходе смотра-конкурса можно провести:
- соревнование на выполнение практических заданий
- конкурс экспериментов
- смотр авторских проектов
По итогам жюри, на основе критериев, называет победителей и призеров смотра-конкурса. Зри-
тели могут вручить Приз «зрительских симпатий».
Игра-ромашка
Каждый обучающийся подготавливает самостоятельно 1-2 задания
Все задания помещаются на лепестках «ромашки».
Обучающиеся одновременно отрывают лепестки и приступают к выполнению заданий.
Затем показывают друг другу результат.
Свою оценку первым дает участник – автор задания.
Вопрос 4. Что делать с выявленными результатами?
Любой полученный при контроле результат обучающегося необходимо зафиксировать.
Для этого используются Журнал учета работы учебной группы, на странице «Этапы педаго-
гического контроля» вносится дата проведения контрольного мероприятия, его форма и ре-
зультаты каждого обучающегося. Данная запись служит основанием для определения итогового
результата: уровень освоения программы – перевод на следующий год обучения или программу
нового уровня (ознакомительного, базового, углублённого).
Обобщенные результаты всего детского объединения фиксируются в Информационной карте
Мониторинга образовательной деятельности.
Результаты обучающихся вносятся в Портфолио, предоставляются в другие образовательные
организации для продолжения его обучения.
По итогам педагогического анализа педагог производит корректировку дополнительной об-
щеразвивающей программы.