Напоминание

"Сенсорная интеграция в работе логопеда"


Автор: Дорофеева Евгения Александровна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №111 "Дашенька"
Населённый пункт: г. Улан–Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Сенсорная интеграция в работе логопеда"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорная интеграция в работе логопеда

Технология,

ставшая

неотъемлемой

частью

моего

коррекционного

процесса,

-

это

применение

игр

и

упражнения

на

развитие

сенсорной

интеграции. Примерно до 7 лет мозг ребенка работает как устройство для

обработки сенсорной информации, то есть воспринимает окружающий мир и

предметы, основываясь непосредственно на ощущениях. Маленькие дети не

обладают развитым абстрактным мышлением, не оперируют отвлеченными

понятиями. Они скорее исследуют предметы через ощущения, воспринимая

окружающие

объекты

и

перемещаясь

в

пространстве

в

соответствии

со

своими ощущениями. Поэтому первые семь лет жизни называют периодом

сенсомоторного развития [4, c. 187].

Вся информация об ощущениях нашего тела упорядочивается за счет

сенсорной

интеграции.

Это

бессознательный

процесс,

протекающий

в

головном

мозге,

при

котором

происходит

организация

информации,

полученной органами чувств (вид, вкус, движение, прикосновение, запах).

Она является основой движения, говорения и игры.

Способствуя

сенсорному

развитию,

логопед

может

обеспечить

формирование

целостного

образа

предметов,

включая

максимальное

количество сохранных анализаторов.

Сенсорные игры всегда интересны детям, они снимают эмоциональное

напряжение, позволяют не только механически заучивать речь, но также

способствуют ее спонтанному формированию. Поэтому в кабинете стали

использоваться

сенсорные

песочницы

с

природным

материалом:

песком,

шишками, засушенными ягодами и орехами. Взаимодействуя с природным

материалом, ребенок получает положительный эмоциональный заряд. При

этом решаются и коррекционно-образовательные задачи: поиск букв и цифр,

поиск

игрушек

на

заданный

звук,

пальчиковые

упражнения

с

проговариванием закрепляемого речевого материала, совершение игровых

действий,

развертывание

сюжетно-ролевой

игры

сопровождающие

диалогами, стихами песенками на автоматизированные звуки.

Для

обогащения

сенсорного

опыта

восприятия

окружающего

мира

нами был разработан «Сенсорный чемоданчик». В этом комплекте собраны

коллекции запахов, материалов разной структуры (камни, губки, перышки,

колючие и гладкие предметы), сенсорные игры с заданиями: «Разложи по

форме,

цвету,

размеру»,

«Чудесный

мешочек»,

рукава

для

тактильного

изучения предмета).

В занятиях по автоматизации звуков и формированию грамматической

стороны акцент делается на использовании игровых технологий. Могут быть

использованы, к примеру, игры с мячом, кубиками, лентами, игрушками

одновременно с проговариванием речевого материала. Как вариация – игры с

тканью «Ловишка», при которой дети пробегают под натянутой тканью на

заданный звук или слово.

После приобретения некоторого опыта автоматизации звуков в игре,

дети

сами

могут

выдумывать

игру

в

ответ

на

предложение

педагога,

решающего коррекционную задачу.



В раздел образования