Автор: Терентьева Нина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад 75 Красносельского района
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект проведения «круглого стола» для педагогов "Дошкольное образование: Федеральный государственный образовательный стандарт"
Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №75 общеразвивающего вида с
приоритетным осуществлением деятельности по физическому
развитию детей Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект проведения «круглого стола» для педагогов ДОУ
на тему "Дошкольное образование: Федеральный
государственный
образовательный стандарт"
Составила и провела
Терентьева Нина Александровна
Цель: Познакомить педагогов ГБДОУ с новым документом «Об утверждении ФГОС дошкольного
образования», выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов к введению
ФГОС., обсудить неясные и спорные моменты, связанные с введением федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), и выработать
стратегию внедрения ФГОС в работу нашего учреждения..
Задача: активизация педагогического коллектива на решение конкретных проблем по переходу на
новую форму работы..
Оборудование: ноутбук, проектор, интерактивный экран, мешочек с карточками- вопросами,
шесть шляп.
Этапы подготовки и проведения "круглого стола": подготовительный, практический и
завершающий.
Подготовительный этап:
– изучение документа Минобрнауки РФ «ФГОС дошкольного образования» (раздать документ
каждому воспитателю для изучения);
– подготовка сценария и атрибутов
– выбор ведущего «Знатока».
Практический этап:
– выступление ведущего,
- обсуждение документа педагогами в форме деловых игр
Завершающий этап:
– подведение итогов;
– выработка решений;
– установление общих результатов проводимого мероприятия.
Ход круглого стола для педагогов:
Практический этап.
Вступительное слово ведущего:
Уважаемые коллеги! Изменения последнего времени, происходящие в Российской системе
дошкольного образования, очень значимы и связаны, прежде всего, с вступлением в силу с 01
сентября 2013 года Федерального Закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации". Нас ждут серьезные перемены в области дошкольного образования. Дошкольное
образование является сегодня одним из национальных приоритетов государственной
политики. Право на общедоступное дошкольное образование для каждого ребенка, проживающего
в России, установлено Конституцией Российской Федерации – основным законом нашей страны.
Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" внес изменения в части
понятия и структуры государственного образовательного стандарта дошкольного образования,
проект которого разработан и находится в настоящее время в Минюсте РФ на согласовании.
26 сентября 2013 года в Минюсте РФ зарегистрирован приказ Минобрнауки России "Порядок
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам дошкольного образования", который заменяет
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. В мае 2013 года появились новые
СанПины по дошкольным организациям.
Таким образом, произошли большие изменения в нормативно-правовой базе, регулирующей
вопросы организации и предоставления услуг по дошкольному образованию.
Основная цель нашей встречи – познакомиться с документом и раскрыть мнения педагогов по
обсуждаемой теме с разных точек зрения, выявить уровень профессиональной подготовленности
педагогов к введению ФГОС. обсудить неясные и спорные моменты, связанные с введением ФГОС
ДО, и выработать основные стратегические задачи дошкольной ступени образования, которые
ставятся на сегодня. Прежде чем приступить к обсуждению документа, предлагаю вашему
вниманию презентацию ФГОС ДО.
Показ презентации "ФГОС ДО" с комментариями к ней
Уважаемые коллеги, до сегодняшнего дня наш детский сад строил работу в соответствии с
федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной
программы. С 1 января 2014 года в силу вступили ФГОС дошкольного образования.
Предлагаю поиграть в несколько деловых игр по изучению ФГОС ДО
1. Деловая игра для педагогов по внедрению ФГОС ДО «Вопрос-ответ»
Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов в знании основных положений,
понятий и принципов ФГОС ДО. Выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов
к введению ФГОС. Развивать умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: карточки с вопросами, сигнальные карточки для оценки выступающего: зеленая –
«вы хорошо ориентируетесь в аспектах ФГОС», красная – «вам необходимо обратить внимание на
основные положения документа».
Ход игры.
Педагоги делятся на 2 команды. Перед началом игры старший воспитатель предлагает каждому
участнику одной команды вытащить из пачки один билет с вопросом. Дается время на подготовку.
Ответ оценивается коллегами другой команды с помощью сигнальных карточек. Если ответ
верный, педагоги, поднимают зеленую карточку, если ответ неполный или неверный – красную
педагога. В конце игры подсчитывается количество правильных ответов каждой из команд.
Команда педагогов, ответившая на наибольшее количество вопросов правильно выигрывает.
ВОПРОСЫ:
1. Сколько образовательных областей предусматривает ФГОС?
а) 4;
б) 5;
в) 10.
2. Назовите недостающее по ФГОС направление развития и образования детей:
а) социально-коммуникативное развитие;
б) речевое развитие;
в) художественно-эстетическое развитие;
г) физическое развитие.
(познавательное развитие)
3. Что не относится к видам детской деятельности для детей 3-8 лет?
а) манипулирование с предметами;
б) познавательно-исследовательская;
в) восприятие художественной литературы и фольклора.
4. Выберите правильное соотношение обязательной части Программы и Части, формируемой
участниками процесса:
а) 80% и 20%;
б) 60% и 40%;
в) 50% и 50%.
5. Назовите основное направление развития ребенка по ФГОС ДО:
а) предметное развитие;
б) личностное развитие;
в) метапредметное развитие.
6. Определите время реализации ООП ДО:
а) от 65% до 80% времени пребывания детей в детском саду;
б) только во время занятий;
в) может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в организации.
7. К какой образовательной области относится развитие общения и взаимодействия ребенка со
взрослым и сверстниками?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
8. К какой образовательной области относится знакомство с книжной культурой, детской
литературой?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
9. К какой образовательной области относится восприятие музыки, художественной литературы,
фольклора?
а) социально-коммуникативное развитие;
б) познавательное развитие;
в) речевое развитие;
г) художественно-эстетическое развитие;
д) физическое развитие.
10. Восстановите правильную структуру документа:
а) Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему;
б) Общие положения;
в) Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного
образования;
г) Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного
образования.
(б, а, г, в)
11. Как в Стандарте ДО определена Программа?
а) программа обучения детей;
б) программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации;
в) программа воспитания и обучения детей.
12. Назовите что не является основным разделом Программы:
а) целевой;
б) установочный;
в) содержательный;
г) организационный.
13. На что нацелен Стандарт ДО?
а) формирование знаний, умений, навыков;
б) формирование интегративных качеств личности;
в) целевые ориентиры дошкольного образования.
14. На что направлена коррекционная работа и/или инклюзивное образование?
а) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными
возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
б) квалифицированное медицинское обслуживание;
в) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее
развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных
потребностей, социальной адаптации.
15. На что не направлена педагогическая диагностика (мониторинг?)
а) индивидуализация образования;
б) итоговая диагностика к школе;
в) оптимизация работы с группой детей.
2. Деловая игра для педагогов «Знатоки ФГОС ДО»
ЦЕЛЬ: активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений,
понятий и принципов ФГОС ДО.
Материал: мешочек, карточки- вопросы, фишки «Знаток ФГОС ДО»
Ход игры: Ведущий по очереди предлагает каждому участнику круглого стола вытащить карточку
с вопросом и ответить на него. При правильном ответе играющему вручается фишка «Знаток
ФГОС ДО», при неправильном- зачитывается правильный ответ на вопрос.
Этот документ регулирует права и обязанности администрации ДОУ и семьи воспитанников?
Договор с родителями
Кем является семья в системе образования?
Участники
Ребенок стал агрессивно себя вести со сверстниками (дерется, кусается), в НОД участия не
принимает. Как и когда Вы сообщите об этом родителям?
В индивидуальной беседе, вечером
Проводится ли психологическая диагностика? Если да, то кем, с какой целью и при каких
условиях?
Проводится при необходимости педагогом-психологом для выявления и изучения
индивидуально-психологических особенностей детей, только с согласия его родителей (законных
представителей), с целью психологического сопровождения и проведения квалифицированной
коррекции развития детей.
Данный документ нацелен на обеспечение детям счастливого детства и пользование, на их
собственное благо и на благо общества, правами и свободами. Этот документ строится на
принципах.
Декларация прав ребенка
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического,
нравственного и интеллектуального развития ребенка в раннем детском возрасте.
В каком нормативном документе прописано данное утверждение?
Ст. 44, п. 1 «Закон об образовании» РФ
На основе этого документа строится вся основная деятельность в дошкольном образовательном
учреждении. Без этого документа деятельность учреждения является неправомерной. О каком
документе идет речь?
Устав
«Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по
закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». В каком
документе дается представленная трактовка понятия «Ребенок»?
Конвенция о правах ребенка
Согласно СанПиН 2013 года групповая комната должна быть площадью из расчета определенной
квадратуры на одного ребенка без учета мебели и ее расстановки. Сколько квадратных метров
должно быть на одного ребенка?
2,5 кв. м в ясельных группах и не менее 2 кв. м в дошкольных группах
Сколько времени, согласно СанПиН 2013 года, должна составлять прогулка детей дошкольного
возраста?
3-4 часа в день
(СанПиН 2.4.1.3049-13 гл. XI, п. 11.5)
В каком случае рекомендуется сокращать продолжительность прогулки?
При температуре воздуха ниже 15°С и скорости ветра более 7 м/с
Во время прогулки с детьми, согласно СанПиН , необходимо проводить…. Продолжите
предложение.
Игры и физические упражнения. Подвижные игры в конце прогулки.
Перечислите Ваши действия при обнаружении взрывоопасного предмета?
- отойти на безопасное расстояние;
- жестами или голосом предупредить окружающих о возможной опасности;
- немедленно сообщить об обнаруженном предмете в полицию по телефону «02» и действовать
только в соответствии с полученными рекомендациями;
- до приезда полиции и специалистов не подходить к подозрительному предмету, не
предпринимать самостоятельных действий по его обезвреживанию.
Что должен знать воспитатель, собирающийся с детьми на экскурсию?
Точное количество детей, маршрут
Основное требование к сотрудникам для обеспечения безопасности детей в ДОУ?
Соблюдение требований СанПин
Расскажите действия воспитателя в случае получения ребенком травмы.
Оказать первую помощь, сообщить медсестре, заведующей ДОУ, родителям пострадавшего. В
случае необходимости доставить ребенка в ближайшую клинику.
Что означает аббревиатура ФГОС ДО?
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Какие требования определяет ФГОС ДО?
- Требования к структуре ООП ДО
- Требования к условиям реализации ООП ДО
- Требования к результатам освоения ООП ДО
Сколько образовательных областей определяет ФГОС ДО?
Перечислите их.
Пять.
1)социально-коммуникативное развитие;
2)познавательное развитие;
3)речевое развитие;
4)художественно-эстетическое развитие;
5)физическое развитие.
В виде чего представлены требования Стандарта к результатам освоения ООП ДО?
В виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Что такое ООПДО? Раскройте понятие.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном
учреждении (группе) на основе примерной основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
Какие системные особенности дошкольного образования?
Необязательность уровня дошкольного образования в РФ, отсутствие возможности вменения
ребенку какой-либо ответственности за результат.
Что такое целевые ориентиры?
Социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения
дошкольного образования.
Какое соотношение объема обязательной части Программы и объема части, формируемой
участниками образовательных отношений.
60% и 40%
Определите к какой образовательной области относятся следующие задачи:
-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Социально- коммуникативное развитие
В каких видах деятельности реализовывается содержание образовательных областей в
дошкольном возрасте (3-8 лет)?
Выбрать правильные ответы.
-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
-коммуникативная
-экспериментирование с материалами и веществами
-конструирование из разного материала
-общение с взрослым
-двигательная активность
-восприятие художественной литературы и фольклора
-совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
-игровая (сюжетно-ролевая, игры с правилами и др.)
-действия с бытовыми предметами-орудиями
-познавательно-исследовательская
-изобразительная
-рассматривание картинок
-восприятие смысла музыки, сказок, стихов
-музыкальная
-самообслуживание и элементарный бытовой труд
Какие требования (принципы) к развивающей предметно-пространственной среде необходимо
учитывать при реализации Программы?
РППС должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
В чем заключается специфика дошкольного детства?
Гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его
непосредственность и непроизвольность.
Проводится ли педагогическая диагностика (мониторинг) при реализации программы? Если да,
то кем и с какой целью проводится?
Может проводиться. Педагогическим работником для индивидуализации образования и
оптимизации работы с группой детей.
При решении каких управленческих задач целевые ориентиры не могут служить
непосредственным основанием?
-аттестация педагогических кадров;
-оценка качества образования;
-оценка уровня развития детей;
-оценка выполнения муниципального
(государственного)задания посредством их включения в показатели качества выполнения
задания;
-распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОО.
Завершающий этап.
В заключение нашего круглого стола проведем рефлексию по методу Эдварда де Боно "Шесть
шляп". Для этого предлагаю послушать притчу:
"В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда
было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут
обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме
сундука с шестью шляпами (белой, черной, синей, красной, зеленой, желтой). Братья решили, что
это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали
братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство,
оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы. Через несколько лет они вновь встретились в
доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем,
анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это
нравилось, а кому-то нет.
Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем.
И многим это даже нравилось.
Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах,
многим помог, хотя некоторые назвали его наивным.
Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями.
Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл
происходящего и подсказать, куда двигаться дальше".
Предлагаю вам представить себя на месте братьев и "примерить" одну из шляп. Подойдите,
пожалуйста, и выберите шляпу.
1. Участников с белой шляпой попрошу поделиться, какой информацией о ФГОС ДО вы
обладаете. Коротко, только факты. Какие вопросы у вас были до круглого стола? Получили ли вы
ответ? И какие вопросы появились сейчас?
2. Группу красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у
вас, когда вы слышите понятие ФГОС?
3. От группы черных шляп жду критический взгляд на проблему введения ФГОС ДО.
4. Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма, ждем от вас только положительных эмоций в
решении данной проблемы. Каковы преимущества введения ФГОС ДО?
5. Зеленая шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи для
реализации ФГОС.
6. Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас поделиться тем,
что вы сегодня увидели и услышали нового на семинаре.
Закончить круглый стол мне хотелось бы высказыванием всеми любимого русского писателя Л.Н.
Толстого: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно».