Автор: Рагимова Роза Имирчубановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДС №30"
Населённый пункт: Ставропольский край,г. Благодарный
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Возрастные особенности детей 2–3 лет"
Раздел: дошкольное образование
Представлен на родительском собрании
13.09.2018г
Консультация для родителей.
«Возрастные особенности детей 2- 3 лет»
Воспитатель: Рагимова Р.И.
г.Благодарный
Факторы и условия, определяющие течение этого возрастного периода.
К 2- 3 годам ребенок приобретает определенный багаж как навыков, так и
представлений о себе и об окружающем его мире. Если на 1-м году жизни
ребенка не было нарушений в системе родители-ребенок, то к "кризису 2 - 3
лет" он должен подойти, имея внутри себя полную уверенность в любви к
нему матери и отца, с удовлетворением потребности в безопасности и
привязанности. В зависимости от предшествующего опыта, полученного
ребенком, от состояния здоровья ребенка и в зависимости от текущей
семейной ситуации этот возраст может пройти либо относительно спокойно
для родителей и самого ребенка, либо может иметь выраженные
"особенности" поведения, эмоционального реагирования и в какой-то
степени закрепиться на долгие годы, оказывая влияние и на подростковый
период жизни человека.
Часто мамы детей этого возраста говорят: «ребенка как будто подменили».
Вдруг вы обнаруживаете, что с ребенком все сложнее бывает договориться,
он становится упрямым, все воспринимает в штыки, активно сопротивляется
воздействию взрослых. Упрямство приносит и самому ребенку негативные
переживания – приходится злиться, плакать. Или ваши походы на площадку,
которые всегда приносили массу удовольствия, вдруг все чаще заканчиваются
одним: слезами из-за игрушки, которую Ваш ребенок яростно отстаивал, или
наоборот яростно отбирал у другого. И если совсем недавно можно было
найти компромисс, то сейчас это оказывается невозможным. Появляется «я
сам», которое, увы, не всегда радует родителей, так как проявляется иногда
не там и не тогда, когда хотелось бы. Конечно, когда опаздываешь на важное
мероприятие, а ваш ребенок одержим идеей - самому завязать шнурки, это
может не всегда радовать.
Агрессивность, упрямство, вспышки злобы, слезы, громкий плач, истерики…
В целом это действительно очень сложный период как для родителей, так и
для ребенка. Именно поэтому очень важно родителям понимать, что
происходит, продолжая быть хранителями спокойствия, при этом быть
готовым к беззаконию, и даже к революции… Если конечно родители
заинтересованы в психическом становлении детей как личностей. Что
происходит с ребенком в этом возрасте? Важно понимать, что он проверяет
границы своих возможностей. Через «нет», «не буду», «не хочу», «не пойду»,
он заявляет о своей позиции. Пока это единственно доступная ему форма
сообщить о своей автономности, нетождественности с взрослым. Важно
понять, что ребенок ведет борьбу за свое место, за свое пространство с явно
превосходящими его силами взрослых. Взрослые могут помочь найти форму
для проявления этих чувств. Взрослые должны понять его, а не он -
взрослых. А взрослые часто требуют понимания от малыша, не желая и не
умея понимать его. Выдвигая на его НЕТ свое взрослое, бескомпромиссное
НЕТ, на корню уничтожая возможность его автономности. Может быть,
несколько советов-наблюдений позволят вам пережить этот непростой
период: Факторы и условия, определяющие течение этого возрастного
периода.
Помните, что все происходящее с вашим ребенком в этом возрасте
нормально. Любое насильственное подавление таких проявлений чревато
многими проблемами в будущем. Переживание любого кризиса всегда
является благом для психического становления вашего ребенка.
• Старайтесь оценивать только поступок вашего ребенка, не давая оценки его
личности. Может не нравиться поступок, но у ребенка должно быть чувство,
что глобальную любовь и доверие потерять нельзя. Именно эта уверенность
должна сопровождать наказание ребенка.
• Если ваш ребенок кричит, пинается или дерется, устраивая беспорядок,
постарайтесь не отвечать агрессией на агрессию. Мир ребенка не будет
уничтожен гневом. Это очень важное открытие для ребенка: мир не зависит
от моих чувств, есть что-то постоянное в этом мире – например, материнская
любовь. Ребенку, для которого такое открытие произошло, впоследствии
будет необходимо гораздо меньше криков и истерик, чтобы его точку зрения
приняли.
• В этом возрасте ребенок нащупывает границы своего психического
пространства, и чрезвычайно важным моментом являются запреты, с
которыми он встречается. Конечно, запреты должны быть обоснованы, и по
большей части должны касаться безопасности и здоровья вашего ребенка.
Важно, чтобы все взрослые, окружающие ребенка, придерживались единого
взгляда на эти запреты и никакие истерики ребенка не могли бы запрет
упразднить.
• Помните, что, как и всякая революция, этот период не длится вечно, и исход
его зависит не только от вашего ребенка, но и от зрелости вашей позиции.
• В общем, чтобы справиться с упрямством, придерживайтесь следующих
стратегий:
1) отвлечение, переключение внимания ребенка на другой, не менее (а лучше
и более) сильный эмоциональный или информационный стимул, могущий
заинтересовать;
2) попробуйте сделать вместе с ребенком то дело, которое он делать не хочет
(вместе - это значит вы делаете "половину" дела, к примеру, если нужно
собрать игрушки, вы даете игрушку ребенку, а он ставит на полку или он дает
вам, а вы ставите на полку);
3) используйте игровой, творческий подход - практически любое действие
можно обыграть, к примеру, если нужно одеться, можно представить, что вы
волшебники и одеваете волшебную одежду, чтобы участвовать в чём-то
волшебном, если нужно куда-то идти, а ребенок упрямится, можно
представить себя путешественником в волшебной стране и спрашивать
дорогу, скажем, у говорящих водосточных труб, люков, машин и т. п. -
скучная дорога сразу превратится в увлекательное путешествие;
4) используйте "внешние" средства (схемы, рисунки, плакаты, звуковые
эффекты) для напоминания - если требуется запомнить последовательность
действий, скажем, что после чего надо одевать, можно нарисовать эту
последовательность и повесить этот рисунок на стенку, чтобы эта схема в
нужный момент оказалась перед глазами ребенка.