Напоминание

"Папа, мама,я –читающая семья"


Автор: Котлярова Марина Андреевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №23
Населённый пункт: г Комсомольск на Амуре
Наименование материала: проект
Тема: "Папа, мама,я –читающая семья"
Раздел: начальное образование





Назад




МАМА, ПАПА ,Я-

ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ

Коллективный проект

Родителей 3А класса

МОУ СОШ № 23

Классный руководитель:

Котлярова М.А.

Рабочая группа

родителей 3А

класса:

Немеш Н.А.,

Щербакова Т.В.,

Кулагина О.В.

Девиз проекта:

«Будет в семье лад – коли книге рад»

Как привить

ребенку интерес

к чтению

?

Лежу на диване. Удобно. Приятно.

Смотрю телевизор, и всё мне

понятно.

Другие придумали – мне показать.

Не надо ни думать, ни воображать.

Но мама сказала: – Ты видишь

чужое.

Занятие это, считаю пустое.

А с книгой полезнее время твоё:

Читаешь чужое, а видишь своё!

На книжном пути сам себе режиссёр,

Художник, артист, музыкант,

каскадёр…

Когда интересную книгу читаешь,

С писателем вместе свой мир

сочиняешь:

Ты воин-герой, ты спаситель миров,

Ты храбрый Комарик для всех Пауков.

И сказка и быль, и мгновенье и

вечность…

Над книжной страницей лететь в

бесконечность!

Сказала когда-то мне мама сама,

Что книги читать – это пища ума.

Твой ум развивается воображеньем,

И чтение – лучшее в мире ученье!

А.Усачёв.

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА

Негативным фактором в формировании читателя-

ребенка является утрата традиций семейного чтения.

Чтение

в

семейной

среде

играет

особую

роль.

Совместное

прочтение

книги,

общение

по

поводу

прочитанного, сближает членов семьи, объединяет их

духовно.

Между

тем,

на

современном

этапе

развития

общества в большинстве семей книга перестает быть

темой для разговора, исчезают домашние библиотеки.

Такое положение крайне негативно сказывается на

духовном

к лимате

семьи

и

не

с п о со б с т в у е т

формированию

ребенка-читателя.

Не

читающие

родители воспитывают не читающих детей

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Формирование читательской

потребности, художественного вкуса,

духовного сплочения семьи,

укрепление внутрисемейных связей,

привлечение к чтению нескольких

поколений семьи, создание центра

семейного чтения.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

организация сотрудничества “ученик-

родитель-учитель-библиотекарь”

формировать круг семейного чтения для

укрепления семейных связей;

возрождение традиции семейных чтений;

повышение культуры чтения в семье;

помочь родителям осознать ценность

детского чтения, как эффективного средства

развития личности;

приобщение учеников к регулярному

чтению детской литературы и посещению

библиотеки.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Первый этап: Организационно-подготовительный

1.

Проведение анкетирования родителей и педагогической диагностики с детьми на начальном

этапе.

2.

Изучение понятия «Семейное чтение»

Второй этап. Основной

Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе, формирования

традиции семейного чтения.

1. Внедрение системы мероприятий по привлечению родителей к чтению в рамках проекта

«Мама, папа, я – читающая семья»»

2. Изучение лучшего опыта семей класса по приобщению детей к чтению с целью формирования

традиций семейного чтения.

3. Организация Буккроссинга в начальной школе.

Третий этап. Заключительный

Обобщение результатов реализации проекта.

Подготовка выступления по представлению проекта, по итогам проделанной работы.

Освещение проекта на родительском собрании

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Осознание каждым родителем ценности

детского чтения как эффективного

средства образования и воспитания.

Увеличится количество духовно-

нравственных мероприятий для детей и

их родителей.

Увеличится количество посещений в

школьной и городской библиотеке.

Улучшение качества чтения

обучающихся.

Популяризация семейного чтения как

источника формирования интереса к

книге

Данные исследований российских учёных

48% родителей - не заботятся о приобщении ребенка к чтению. В

таких семьях, как правило, культивируется ежедневный просмотр

телепередач и видео.

30% родителей - хотели бы приобщить детей к книжному

богатству, но им не хватает подготовки, знания особенностей ребенка

как читателя, занятость на работе.

И только 22% родителей уделяет внимание развитию ребенка, и с

ранних лет приучают его читать книги.

Поэтому, к сожалению, школьники начальных классов

читают не достаточно хорошо и не достаточно много.

Данные исследований в 3А классе

Метод исследования: анкетирование родителей 3 А класса

«Книга в вашем доме»

да

нет

0

5

10

15

20

25

19

6

Есть ли в семье традиции

семейного чтения?

часто

время от времени

редко

0

5

10

15

20

25

12

9

4

Совместное чтение детской

литературы происходит:

компьютер

книги

телевизор

0

5

10

15

20

25

10

6

9

Что на первом месте?

Какова роль книги в

жизни ребенка?

8

7

10

Эмоциональное

удовлетворение

от слушания

Совместное

общение со

взрослым

Познавательный

интерес

Метод исследования: анкетирование учащихся 3А класса

Да

нет

0

2

4

6

8

10

12

11

9

Читают ли тебе взрослые?

17

3

Да

нет

Нравится тебе чтение книг?

Какую литературу ты

предпочитаешь?

10

3

5

2

сказочную

военную

познавательную

о природе

Метод исследования: анализ техники чтения

учащихся 3А класса

Анализ результатов проверки техники чтения позволяет сделать вывод,

что у большинства детей сформирован навык чтения и потребность в чтении.

Необходимо

обратить

внимание

на

отработку

безошибочного

чтения,

правильного

прочтения

слов,

правильной

постановки

ударения

в

читаемых

словах.

Не все учащихся понимают смысл прочитанного. Проверяя сознательность

чтения, обращаем внимание на понимание содержания текста в целом, значение

отдельных слов, словосочетаний, предложений.

Особое внимание уделяем при проверке пересказу прочитанного текста.

Учащиеся могут пересказать текст, высказать отношение к прочитанному (при

помощи наводящих вопросов учителя).

Вцелом чтение учащихся осознанное, правильное чтение целыми словами с

соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученики выражали не

только

понимание

смысла

читаемого

текста,

но

и

свое

отношение

к

его

содержанию.

Самым

продуктивным

способом

считается

чтение

целыми

словами,

что

особенно важно для учащихся 3 класса

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ

Семья, культурные отношения внутри нее,

во

многом

определяют

путь

ребенка

как

читателя.

У

детей,

чьи

родители

любят

читать, скорее развивается вкус к чтению,

чем у тех, чьи родители не подают им в

этом примера.

Семейное

чтение

это

не

с п о с о б

п о л у ч и т ь

информацию, это важнейший

и лучший способ общения и

ненавязчивого

воспитания,

к о т о р о е

и

е с т ь

с а м о е

действенное.

Родители

через

семейное

чтение

помогают

привить интерес к чтению у

детей.

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ

1.

В

основе

семейного

чтения

лежит

практика

«чтения вслух», в отличие от «чтения про себя»;

2.

Модель

«семейное

чтение»

предполагает

совместное (но не коллективное) действие;

3.

Модель

«семейное

чтение»

тесно

связано

с

понятием «личная, частная, домашняя, семейная

библиотека» – как библиотеки особого вида.

4. В модели «семейное чтение», в отличие от других

моделей,

одномоментно

реализуются

практически

все

важнейшие

функции

чтения

такие,

как

познавательная,

воспитательная,

развивающая,

развлекательная, коммуникационная.

Система мероприятий по привлечению

родителей к чтению в рамках проекта

Организация

классной

библиотеки

Презентация

детских мини-

проектов

«Моя любимая

сказка»

Конкурс

рисунков

«Реклама книги»

«Обложка

любимой книги»

Семейный

мини-проект

«Книги наших

бабушек и мам»

Семейный

мини-проект

«Здравствуй,

старая

книга!»

Семейный

мини-проект

«Мы-

Книголюбы»

«МАМА,ПАПА, Я –

ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ»

НАША КЛАССНАЯ БИБЛИОТЕКА

Цель:

стимулирование

детей

к

ч т е н и ю .

Формирование

устойчивого

интереса

к

литературе.

П о в ы ш е н и е

у р о в н я

з н а н и й

и

э р у д и ц и и

С о п р о в о ж д е н и е

ш к о л ь н о й

п р о г р а м м ы

дополнительными

материалами

Формирование

у

детей чувства команды, увлеченной одним проектом

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МИНИ-ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ

«МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА»

Цель: обобщить знания детей о прочитанных сказках,

прививать любовь к народным и авторским сказкам

и

их

героям.

Задачи

проекта:

способствовать

поддержанию

т радиции

с емейного

ч т е н и я ;

продолжать вовлекать детей, родителей в совместную

деятельность

по

знакомству

со

сказками,

показать

ценность и значимость совместного творчества детей

и

родителей;

создавать

атмосферу

эмоционального

комфорта, взаимопонимания и поддержки.

Семейный мини-проект

«Здравствуй, старая книга!»

В нашей семейной библиотеке есть

очень старая книга. Этой книге 113 лет.

Год ее издания – 1904. «Сочинения

графа А. Голенищева-Кутузова». Издана

эта книга в г. Санкт-Петербурге. Граф

был поэтом, потомком знаменитого

полководца М.И. Кутузова.

Самая старая книга

семейной библиотеки

Пивкина Регина 3А класс

Семейный мини-проект

«Мы- Книголюбы

»

(Знакомство с семейными традициями приобщения детей к чтению)

Опыт семьи Щербаковых

В нашей семье бабушка, мама очень любим читать.

Личный

пример

прививает

ребенку

с

детства

любовь

к

чтению.

Как-то

раз

я

похвасталась

своим

детям,

что

я

читаю очень быстро. Они взяли секундомер, засекли время

(минуту) и заставили меня почитать очень быстро. Дети

были удивлены как быстро я читаю и сколько много слов у

меня получилось прочитать в минуту. Они спросили, как я

так

научилась

читать.

Я

им

сказала,

что

в

школе

и

в

институте

я

часто

читала,

мне

нравилось

уходить

в

уединенное место и оставаться там с книжкой один на один.

Что с книгой я фантазировала, представляла себя на месте

героя. Дети захотели научиться читать как я и я объяснила

им чтобы так читать, нужно тренироваться каждый день

.

Щербакова Наташа

Семейный мини-проект

«Мы- Книголюбы»

Книги о войне. Прадедушка моих детей (Михаил

Дмитриевич)

участвовал

в

войне

с

Японией.

Александра Ивановна (прабабушка) очень любила

читать и поэтому у нее была целая библиотека

книг. Книги в то время было очень тяжело купить,

их просто не было.

Очень много книг было о

войне, взрослых и детских. Когда она приехала

жить в г. Комсомольск-на-Амуре, она привезла с

собой много коробок с книгами. Мы не знали куда

их

ставить

и

куда

девать.

Прабабушка

каждой

книгой

дорожила

и

не

хотела

никому

отдавать.

Старые книги о войне напоминали ей прадедушку,

которого уже не стало. Дети часто приходят к ней

в

го с т и ,

м а л е н ь к и е

о н и

оч е н ь

л ю б и л и

рассматривать картинки, иллюстрации в книгах,

теперь им интересно их почитать. Наташа и ее

брат Никита постоянно берут у прабабушки книги

для

внеклассного

чтения

и

постепенно

книги

переезжают к нам домой.

Опыт семьи Щербаковых

Как привить интерес к чтению?

Опыт семьи Кулагиных

Мои

девочки

научились

читать

довольно

рано. Старшая Феодосия в пять лет по "Азбуке",

составленной

Е.А

Слободской.

Книга

эт а

уникальна

тем,

что

помимо

классического

"букварного"

подхода,

она

была

написана

в

середине 20 века для православных русских детей,

проживающих

за

рубежом.

Дальше,

закрепить

навык

чтения

нам

помогли

"Весёлая

азбука"

Григория

Виеру

и

"Считарик"

и

"Читарик"

Смешариков.

Младшая

дочь

Настя,

также

обучалась по этим книгам.

Но

научившись

читать,

дети

предпочитали

рассматривать в книгах лишь картинки. Тогда я

начала читать им сама. На ночь, а иногда и днём, в

свободное время. Постепенно я стала давать слово

своим детям, чтобы они по очереди читали вместе

со мной книгу

Опыт семьи

Кулагиных

Ещё один способ, который я использовала для

повышения

интереса

к

литературе

-

японская

анимация.

Смотрим

мы

такие

мультики

с

субтитрами.

А

это

значит,

надо

читать

текст

с

экрана. Это, по моему опыту, весьма повлияло на

скорость чтения. Часто после просмотра фильма я

говорила, что на этот фильм есть манга (повесть в

комиксах). Девочки начинали их читать. Особенно

им

понравились

приключения

маленькой

приёмной девочки Яцубы. За её жизнью они следят

и просят покупать новый выпуск. Что интересно,

после

прочтения

манги,

девочек

заинтересовала

тема

одиночества

и

выбора

друзей.

Процесс

перехода от мультфильма к тексту произошёл и

после

просмотра

российских

сборников

"Гора

самоцветов".

Опыт семьи Кулагиных

Конечно, у девочек

разные предпочтения в

литературе.

И

я

пристально

слежу,

что

кому

понравится. На данный момент я знаю, что если

м л а д ш а я

с

у д о в о л ь с т в и е м

з а ч и т а е т с я

"Энциклопедией

Балбесов"

Анн

Бланшар,

то

старшая

предпочтёт

почитать

поэмы

Пушкина

с

иллюстрациями

самого

автора.

Младшая

Настя

полюбила

читать

современных

авторов.

А

произошло это после "Манюни" Нарине Абгарян.

Она долго была под впечатлением, когда узнала, что

автор жива и молода. Я показала её фотографию,

Живой журнал, где она пишет, фото Армении. На

волне увлечения Настя

даже передавала Нарине

привет,

когда

папа

ездил

в

Москву.

И

страшно

гордилась

тем,

что

читает

книгу

современницы.

Фантазировала,

кто

её

дети,

как

выглядела

Манюня. И читала, читала с упоением книгу.

Семейный мини-проект

«Книги наших бабушек и мам»

Цель:

воспитывать

интерес

к

чтению

книг,

прививать

бережное

отношение

к

книге,

способствовать

интере су

к

семейному

чтению,

обогащать

свой

жизненный и духовный опыт.

Конкурс рисунков «Обложка любимой книги»

Ведение читательских дневников

Главная

цель

ведения

Читательского

дневника

– не нагрузить ребенка и

родителей

дополнительной

работой,

а научить делать выводы

и

развивать

культуру

читателя

«Школа - это, прежде всего, книга,

а воспитание - прежде всего слова,

книги и живые человеческие отношения»

А.И. Герцен

прививает любовь к

книге, чтению:

«Человек читающий -

человек успешный»

Школьная библиотека:

Мини-проект

«Буккроссинг в начальной школе»

Буккро́

ссинг

(англ.

BookCrossing)

или

книговоро́

т

хобби

и

общественное

движение,

действующее

по

принципу

социальных

сетей

и

близкое

к

флешмобу.

Человек, прочитав книгу, оставляет («освобождает») её в

общественном месте...

Такой стеллаж можно поставить в

холле этажа для начальной школы и

объявить акцию

«Прочитал – отдай другому»

Книга, – учитель, книга - наставник.

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если выпустишь книгу из рук.

Книга – советчик, книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец.

Вязовая Софья

Годяцкая Ульяна

Саватеева Виолетта

Пивкина Регина

Книга - нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земли, наконец.

Книга не просто красивая мебель,

Не приложенье дубовых шкафов,

Книга – волшебник, умеющий небыль

В быль превращать и в основу основ.

Шелковникова Вика

ВЫВОДЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«МАМА, ПАПА ,Я-ЧИТАЮЩАЯ СЕМЬЯ»

Целенаправленная работа школы

по организации семейного чтения

Целенаправленная работа школы

по организации семейного чтения

Участие родителей в активном

совместном чтении с детьми

Участие родителей в активном

совместном чтении с детьми

Развитие интереса учащихся к

чтению и книге

Развитие интереса учащихся к

чтению и книге

«Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни

одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной

странички из новой книги!»

К. Паустовский



В раздел образования