Автор: Лебедева Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель анатомии и физиологии человека
Учебное заведение: ГБПОУ ДЗМ "Медицинский колледж №2"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Мастер-класс "Методы и формы опроса знаний на практическом занятии по дисциплине Анатомия и физиология человека"
Раздел: среднее профессиональное
Мастер-класс «Методы и формы опроса знаний на практическом занятии по
дисциплине Анатомия и физиология человека»
Введение
Повышение качества и эффективности учебного процесса является одной из главных задач
среднего профессионального медицинского образования в целях подготовки
конкурентоспособных специалистов на рынке труда. В решении этой задачи важное место
принадлежит не только процессу обучения, но и контролю знаний течение всего срока
обучения.
Контроль знаний обучающихся на практических занятиях по анатомии и физиологии
человека является составной частью процесса обучения данной дисциплине. Правильно
подобранные преподавателем методы и формы опроса знаний способствуют достижению
результатов с запланированными целями обучения и объективно оценивать получаемые
студентами знаний, умений, навыков.
Практическая работа по анатомии и физиологии применяется для закрепления
теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности применять знания при
решении конкретных задач. На практическом занятии обучающимся предлагаются
различные виды самостоятельной деятельности: работа с учебными текстами, атласами,
моделями, муляжами, костными препаратами, поисковая исследовательская работа,
построение графических схем, составление сравнительных характеристик, таблиц , работа
с заданиями в тестовой форме и др. Все задания составлены с учетом постановки
проблемы, что помогает студентам сосредоточиться на главном, и дает возможность
развивать свой творческий потенциал с точки зрения развития профессиональной
компетентности среднего медицинского работника.
На практических занятиях по анатомии при выполнении поставленных задач
происходит самореализация личности обучающегося: повышается интеллектуальная
активность, предъявляются повышенные требования к себе, к результатам своего труда,
что, в конечном итоге, способствует прочному усвоению теоретических знаний и умению
их применить на практике.
Учебная деятельность на практических занятиях осуществляется на двух уровнях
:
репродуктивном - воспроизведение информации, приобретение навыков
творческом - самостоятельность в осмыслении информации и ее оценке,
активность внимания, высокая степень участия в процессе познания и т.д.
С целью формирования общих и профессиональных компетенций на практических
занятиях по дисциплине «Анатомия и физиология человека» использую традиционные,
интерактивные и активные методы обучения. Активные методы побуждают
обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе
овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.
В основе традиционного объяснительно- иллюстративного подхода к обучению
лежит принцип передачи студентам знаний в готовом виде. В случае же
использования активных методов происходит смещение акцентов в направлении
активизации умственной деятельности студентов.
Активные методы: -
-поисковая самостоятельная работа студента
-самостоятельная работа с литературой (учебник, атлас)
-коллективная мыслительная деятельность
-ситуационные задачи
Интерактивное обучение построено на взаимодействии всех обучающихся и
преподавателя (коллективное обучение в сотрудничестве).
Преподаватель выступает лишь в роли организатора процесса обучения, создателя
условий для инициативы обучающихся
Интеарактивные методы:
-на практическом занятии студенты работают в малых группах 2-3 человека.
работа с наглядными пособиями
творческие карточки-
задания
-каждый учит каждого
--использование и анализ видео-материалов
-ситуационные задачи, кейс-метод
тестирование с последующим анализом результатов
Методы и формы опроса знаний на практическом занятии— это коллективная
деятельность преподавателя и обучающихся, в ходе которых выявляются усвоение
учебного материала и овладение студентами требуемыми знаниями, умениями и
навыками.
На практических занятиях по анатомии и физиологии основными методами контроля
знаний, умений и навыков студентов являются: устный опрос, письменная и практическая
проверки, стандартизированный контроль.
Общее значение этих методов в организации всесторонней обратной связи между
обучающимися и преподавателем, на основании которой устанавливается, как студенты
воспринимают и усваивают учебный материал.
Каждый метод контроля имеет свои достоинства и недостатки, область применения,
ни один из них не может быть единственным, способным диагностировать все этапы
практического занятия. Только
комплексное их применение позволяет объективно
выявлять динамику формирования системы знаний и умений студентов.
В ходе практического занятия обучающимся предлагаются различные виды
контроля:
Виды контроля знаний
Виды
контроля
Содержание
Методы
Вводный
Уровень знаний
пройденного
материала
обучающихся
Фронтальный устный опрос,
тестирование, беседа
Текущий
Освоение учебного
материала по теме
КТП
Диагностические задания: устные и
письменные опросы, практические
работы, самостоятельные работы,
тестирование, ситуационные задачи,
взаимоконтроль
Коррекция
Ликвидация
пробелов.
Повторные тесты, индивидуальные
консультации.
Итоговый
Контроль
выполнения
поставленных целей
Представление продукта на разных
уровнях: выполненные задания,
анатомические рисунки, схемы, таблицы
В ходе практического занятия обучающимся предлагаются различные виды контроля:
1. Вводный контроль, который выполняет роль актуализации темы (извлечение из
разных видов памяти учебного материала, необходимого для изучения темы)
Вводный контроль проводится в форме фронтального опроса, который
органически
сочетается с повторением пройденного, являясь средством для закрепления знаний и
умений.
Его достоинство в том, что в активную умственную работу можно вовлечь большинство или
всех обучающихся подгруппы.
Я применяю
его в начале занятия с целью выяснения усвоения группой пройденного материала
необходимого для перехода к новой теме.
2. Текущий контроль (пооперационный) контроль заданий деятельности обучающихся,
который позволяет проверить качество усвоенного учебного материала
3. Коррекция –ликвидация пробелов
4. Итоговый педагогический контроль, дифференцированный на разный уровень
обучения: минимальный, базовый и творческий.
--дифференцированное оценивание продукта деятельности обучения на разном уровне
-минимальном, базовым и творческим
5. Вопросы для творческих студентов
Метод опроса знаний и его формы
Опрос знаний осуществляется мной в следующих формах: фронтальной и
индивидуальной беседе, фронтальной и индивидуальной письменной работе,
комбинированной (опрос с применением разнообразных форм, методов и средств), и с
использованием компьютера и возможностей мультимедийного оборудования.
Устный опрос (слайд)
Устный опрос как контроль знаний обучающихся осуществляется в виде фронтальной и
индивидуальной проверки.
При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний студентов всей
подгруппы
с целью выяснения усвоения пройденного материала, необходимого для
выполнения практических работ,
определения сформированности понятий; проверки
домашних заданий; поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что
разобранного на занятии.
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его
последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического
мышления, культуру речи студентов. Устная проверка считается эффективной, если она
направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их
использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую активность студентов.
Возможна постановка вопросов студентам самими студентами; взаимопроверка; В конце
устного опрос рецензирование ответа; оценка ответа и ее обоснование.
Блиц-опрос (слайд)
Вопросы задаются в быстром темпе вразброс любому обучающемуся.
Его отличительная особенность в высокой оперативности и интенсивности. Задаваемые
вопросы формулируются так, чтобы они не требовали длительного обдумывания, были
понятны настолько, чтобы не пришлось тратить дополнительное время на их
«толкование». Блиц-опрос развивает умение быстро ориентироваться в материале,
грамотно излагать мысль. Также это формирует навыки работать в команде. Данный опрос
провожу при завершении изучаемой темы.
Письменный контроль
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа
учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях
диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде
диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
Анатомический диктант
Диктант используется как форма письменного опроса знаний и умений учащихся. Это
перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие
ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и поэтому сформулированные
вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого
размышления ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных
форм контроля. С помощью диктанта можно проверить ограниченную область знаний
обучающихся и нельзя проверить умения, которыми овладели студенты при изучении
заданной темы.
Быстрота проведения диктанта является одновременно о достоинством, и
недостатком, так как ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма
контроля знаний и умений учащихся может с успехом применена в сочетании с другими
формами контроля.
Самостоятельная работа Традиционная форма контроля знаний, которая по своему
назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую.
Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить
определенные знания, умения, но и развивать творческие способности учащихся.
Самостоятельная работа является необходимым этапом практического занятия и служит
для формирования знаний и умений по изучаемой теме. Работа выполняется без помощи
преподавателя.
Практическая работа
Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности
применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа,
которая связана не только с заданиями на анатомических препаратах и маделях, но может
включать задания построения схемы, таблицы, обозначение немых рисунков т.д.
Задания в тестовой форме
Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное
испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого
задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени
развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
Различают следующие виды заданий в тестовой форме:
1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено
несколько неверных и единственный верный ответ.
2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит
ошибку).
4.Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант
ответа.
Инструкция: выполняя данное задание, допишите пропущенные слова.
Количество слов соответствует количеству многоточий
Механизм газообмена между альвеолами лёгких и лёгочными капиллярами происходит
путём …
Плевра, выстилающая стенки грудной полости и сращённая с ней называется …
Инструкция : расположите в правильной последовательности органы дыхательной
системы
1.Бронхи 2. Лёгкие 3. Полость носа 4. Гортань 5. Трахея.
1. Установите соответствие:
1. поверхность легкого а) париетальная плевра
2. стенки грудной полости б) висцеральная плевра
5.Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие
между элементами множества ответов.
Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как
процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех
Карточки-задания
Укажите, какие структуры головного мозга обозначены на рис. От 1 до 6
Немые таблицы
Заполнение логико-дидактических структур, таблиц
Письменное задание с заранее запланированными ошибками,
Кроссворды
Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для
текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку
базовых знаний учащихся по текущему материалу. Этот метод проверки - только
дополнительный к известным методам контроля, но не альтернативный им, поскольку не
дает возможности проверить глубину понимания изученного материала.
Информационно-компьютерные технологии ( слайд)
Комбинированный метод опроса
Комбинированный метод опроса (индивидуально устный + письменный,
компьютерный) наиболее эффективен в выявлении истинных знаний обучающихся и даёт
возможность проконтролировать знания обучающихся с помощью различных форм и
методов. Комбинированный опрос с элементами творчества, проблемными заданиями,
видео-материалами, компьютерными программами и активным использованием
междисциплинарных связей способствуют глубокому усвоению знаний, формированию
умений и навыков, развитию клинического мышления.
Междисциплинарные связи в опросе
При составлении морфофункциональных и клинических задач для комбинированного
опроса учитываю знания дисциплин общепрофессионального цикла и
профессиональных модулей, например в теме
-«Эндокринная система» - почему у пациента с патологией поджелудочной железы часто
развивается сахарный диабет?
--«Пищеварительная система»- можно ли рекомендовать для профилактики ангины и ее
осложнений и аппендицита массовые удаления небных миндалин и червеобразного
отростка всем абсолютно здоровым людям?
----«Анатомия и физиология сердца»
практические задания измерение АД, пульса, продемонстрировать границы сердца на
скелете, нахождение верхушечного толчка
-Назвать типичные места переломов верхних конечностей и определить их на
рентгеновских снимках.
Выводы:
1. Контроль знаний обучающихся является составной частью процесса обучения на
практическом занятии и представляет соотношение достигнутых результатов с
запланированными целями обучения.
2.Проверка знаний обучающихся показывает сведения не только о правильности или
неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о самой деятельности,
т. е. соответствует ли форма действий данному этапу усвоения.
3.Правильно выбранный опрос учебной деятельности позволяет преподавателю оценивать
получаемые обучающимися знания, умения, навыки, вовремя оказать им необходимую
помощь и добиваться поставленных целей обучения.
4.Комплексный опрос знаний создает благоприятные условия для развития познавательных
способностей обучающихся и активизации их самостоятельной работ.
3.
В теме «Пищеварительная система» используется морфофункциональные и
клинические задачи, для решения которых также требуются знания не только
анатомии, но и других предметов.
Например: почему у пациента с патологией поджелудочной железы часто развивается
сахарный диабет?
Также студентам интересно решение проблемных задач, которые обсуждаются с разных
точек зрения. Например: можно ли рекомендовать для профилактики ангины и ее
осложнений и аппендицита массовые удаления небных миндалин и червеобразного
отростка всем абсолютно здоровым людям?
4.
Также на примере семинара «Анатомия и физиология сердца» хочу
продемонстрировать все виды контроля, которые могут быть задействованы на
одном занятии. Это тесты в различных вариантах, заполнение схем и таблиц,
использование иллюстрационного материала (рисунки, «немые» рисунки), рассказ
по рентгенологическому снимку, различные виды задач, фронтальный или
командный опрос по глоссарию, практические задания (измерения АД, пульса,
нахождение верхушечного толчка), схематические зарисовки расположения
анатомических образований.
Выводы
1. Контроль знаний обучающихся является составной частью процесса обучения на
практическом занятии и представляет соотношение достигнутых результатов с
запланированными целями обучения.
2.Проверка знаний обучающихся показывает сведения не только о правильности или
неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о самой деятельности,
т. е. соответствует ли форма действий данному этапу усвоения.
3.Правильно выбранный опрос учебной деятельности позволяет преподавателю оценивать
получаемые обучающимися знания, умения, навыки, вовремя оказать им необходимую
помощь и добиваться поставленных целей обучения.
4.Комплексный опрос знаний создает благоприятные условия для развития познавательных
способностей обучающихся и активизации их самостоятельной работ.
3.
В теме «Пищеварительная система» используется морфофункциональные и
клинические задачи, для решения которых также требуются знания не только
анатомии, но и других предметов.
Например: почему у пациента с патологией поджелудочной железы часто развивается
сахарный диабет?
Также студентам интересно решение проблемных задач, которые обсуждаются с разных
точек зрения. Например: можно ли рекомендовать для профилактики ангины и ее
осложнений и аппендицита массовые удаления небных миндалин и червеобразного
отростка всем абсолютно здоровым людям?
4.
Также на примере семинара «Анатомия и физиология сердца» хочу
продемонстрировать все виды контроля, которые могут быть задействованы на
одном занятии. Это тесты в различных вариантах, заполнение схем и таблиц,
использование иллюстрационного материала (рисунки, «немые» рисунки), рассказ
по рентгенологическому снимку, различные виды задач, фронтальный или
командный опрос по глоссарию, практические задания (измерения АД, пульса,
нахождение верхушечного толчка), схематические зарисовки расположения
анатомических образований.
В дальнейших планах в рамках развития МПС провести интегрированный семинар
совместно с преподавателем дисциплины «Здоровый человек» Молодцовой И.А., а также
конкурс «Лучший по анатомии», во время которого студенты продемонстрируют
углубленные знание предмета.
Во втором семестре планирую провести командные диспуты «Что важнее?»
(сравнительная характеристика и значимость различных органов и систем) и экспресс-
опрос «Дежурный по анатомии», во время которого в течение 2 минут произвольно
выбранный студент называет органы человека, указанные преподавателем. При этом
остальные студенты проверяют и закрепляют свои знания перед предстоящими
экзаменами.
Все эти методы контроля делают проверку знаний интереснее, помогают определить
уровень знаний каждого студента. Кроме того, они усиливают профессиональную
направленность, мотивацию к дальнейшему усвоению предмета и учебе в целом. Также
реализуются принципы модульно-компетентностного подхода в образовании и
формируются общие и следующие профессиональные компетенции.
Уметь:
Выводы
Контроль знаний обучающихся является составной частью процесса обучения.
По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными
целями обучения. Некоторые преподаватели традиционно подходят к организации контроля,
используя его в основном ради показателей достигнутого. Однако проверка знаний учащихся
должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата
выполненной деятельности, но и о самой деятельности, т. е. соответствует ли форма действий
данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности позволяет
преподавателю оценивать получаемые обучащимися знания, умения, навыки, вовремя оказать
им необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в комплексе
создает благоприятные условия для развития познавательных способностей обучащихся и
активизации их самостоятельной работ
Слайд 1
Устный метод опроса и его формы
Устный опрос самый распространенный. Он позволяет проверять правильность, полноту
и глубину усвоения единичных и общих понятий. Эта форма опроса даёт возможность
непосредственно вступить в контакт с обучающимся, быстро и своевременно проверить
степень понимания, уровень усвоения знаний, а также изучить индивидуальные
особенности личности (сообразительность, выдержку, самооценку и др.) что помогает
осуществлять индивидуальный подход в обучении. Слушая ответ, преподаватель также
имеет возможность судить о речи студента, его памяти, развивать и совершенствовать их,
обучать логическому мышлению. В конце опроса
рецензирование ответа; оценка ответа и ее
обоснование
Метод устного опроса можно примененять на разных этапах урока и в сочетании с
другими методами.
Различают фронтальный, индивидуальный и комбинированный опрос
1) Фронтальный опрос отличается лаконичностью и возможностью включать в опрос
большее количество обучающихся, активизирует всю бригаду и сводится к ответам на ряд
последовательных вопросов перед аудиторией. Использую фронтальный опрос перед
проведением практических работ, так он позволяет проверить подготовленность студентов
к их выполнению.
Вопросы имеют преимущественно поисковый характер, чтобы побуждать студентов к
самостоятельной мыслительной деятельности. Ответы на поисковые вопросы
обучающиеся закрепляют на скелете муляжах, моделях
2) Индивидуальный опрос предполагает обстоятельные, связные ответы студентов на
вопрос, относящийся к изучаемому учебному материалу, поэтому он служит важным
учебным средством развития речи, памяти, мышления студентов. Чтобы сделать такую
проверку более глубокой, не-обходимо ставить перед студентами вопросы, требующие
развернутого ответа.
Вопросы для индивидуального опроса должны быть четкими, конкретными, ранее
пройденный материал программы. Их содержание должно стимулировать студентов
логически мыслить, сравнивать, анализировать, доказывать, подбирать убедительные
примеры.
3) Комбинированный опрос – сочетание индивидуального и фронтального опроса.
Для организации коллективной работы группы во время индивидуального опроса
преподаватель может дать задание, как приведение примеров по тому иди иному
положению ответа.
Таким образом, чтобы вызвать при проверке познавательную активность студентов всей
группы, целесообразно сочетать индивидуальный и фронтальный опрос.
Опрос знаний осуществляется мной в следующих формах: фронтальной и
индивидуальной беседе, фронтальной и индивидуальной письменной работе,
комбинированной (опрос с применением разнообразных форм, методов и средств), и с
использованием компьютера и возможностей мультимедийного оборудования.
Блиц-опрос
Вопросы задаются в быстром темпе вразброс любому обучающемуся. .
Его отличительная особенность в высокой оперативности и интенсивности. Задаваемые
вопросы формулируются так, чтобы они не требовали длительного обдумывания, были
понятны настолько, чтобы не пришлось тратить дополнительное время на их
«толкование». Блиц-опрос развивает умение быстро ориентироваться в материале, собир
и грамотно излагать мысль. Также это формирует навыки работать в команде. Данный
опрос можно проводить при завершении изучаемой темы.
усвоения классом пройденного материала необходимого для перехода к новой теме.
Совершенствование метода устного опроса связано с применением его на разных
этапах урока и в сочетании с другими методами.
Например: дайте определение термину - иммунитет, на какой табличке термин записан
правильно (иммунитет или имунетет), назови допущенные ошибки. Это позволяет
проверить как знание определения данного термина, так и проверить терминологическую
грамотность ученика. А готовые таблички экономят время опроса и развивают
зрительную память у всех учащихся класса
Слайд 7
Письменный метод опроса и его формы
Письменный опрос – важная форма контроля знаний.
Однородность работ, выполняемых
студентами, позволяет предъявлять ко всем одинаковые требования, объективно оценить
результаты обучения. Применение этого метода дает возможность в наиболее короткий срок
одновременно проверить усвоение учебного материала всеми студентами группы, определить
направления для индивидуальной работы с каждым.
Формы письменного опроса
Тестовый опрос
-
Тестирование является объективным инструментом для выявления уровня усвоения
знаний и даёт возможность проверки большего объёма знаний у всех обучающихся
бригады
Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется
значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний.
Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что студента все чаще и
чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами - к тестам.
Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное
испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого
задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени
развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
Различают следующие виды тестов.
Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как
верные, так и неверные ответы. Из них учащийся выбирает тот, который считает верным
для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую
учащийся может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.
Избирательные тесты могут быть различными:
1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено
несколько неверных и единственный верный ответ.
2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит
ошибку).
Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант
ответа.
Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие
между элементами множества ответов.
Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как
процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех
учащихся.
1.Проверочные работы по терминам. Данная форма опроса обеспечивает формирование
грамотной научной речи:
1) «Найди ошибку» - исправление намеренно допущенных ошибок в терминах
(асимиляция, дисимиляция, прокориоты, метахондрии и т.д.);
2) Вставь пропущенную букву: прок- риоты, риб – сома, м – кориза, г – пофиз,
филог – нез.
Задания –карточки применяются для проверки умений самостоятельного добывания
знаний при работе с учебником, с атласом разрабатываются технологические карты, где
указываются этапы в работе с материалом параграфа и письменные задания к каждому
этапу..
Немые картинки
Укажите, какие структуры головного мозга обозначены на рис. От 1 до 7
Слайд 9
Тестовый опрос.
Большое внимание уделяю опросу учащихся по заданиям в форме тестов, так как в
настоящее время тестирование занимает ведущее место среди всех форм контроля
деятельности школьников, особенно при итоговой аттестации. Тестирование является
объективным инструментом для выявления уровня усвоения знаний и даёт возможность
проверки большего объёма знаний у всех учащихся класса.
Тесты разрабатываю, как для опроса по пройденной теме, так и для итоговых
проверочных контрольных работ, с учётом всех видов заданий встречающиеся в ЕГЭ и
ГИА.
Анатомический диктант
Слайд 10
Совершенствование форм опроса.
Использование межпредметных связей.
Мы все используем перечисленные методы и формы опроса, новизна
заключается в том, чтобы не только при объяснении материала активизировать
познавательную деятельность учащихся разнообразными методами и формами, а и опрос
превратить в увлекательный для учащихся процесс. Достичь это можно путём внесения в
предложенные формы опроса элементы творчества, игры с активным использованием
межпредметных связей.
Следовательно комплексное применение методов дает возможность проверять
одновременно всех или значительное число учащихся на уроке, систематически и
объективно выявлять усвоение наиболее важных сторон знаний и умений с затратой
небольшого количества времени на выполнение задания или ответ, а от учителя на
их проверку
Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического усвоения,
ощущения учащимися нового материала. Проблема контроля за учебной
деятельностью не нова, и педагогический опыт накопленный в этой области богат и
разнообразен
.
Основной целью при опросе является не оценка, а выявление уровня реальной
обученности ребёнка. Это помогает оперативно принять определённые решения по
совершенствованию учебного процесса и методики обучения.
Формы контроля знаний и умений учащихся - многочисленные, разнообразные виды
деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Существует множество форм
контроля, так как каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему
наилучшими, контрольные задания.
2.1 Устный опрос
Устный опрос как контроль знаний студентов осуществляется в виде фронтальной и
индивидуальной проверки. При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние
знаний студентов всей группы по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма
проверки используется для: выяснения готовности группы к изучению нового материала;
определения сформированности понятий; проверки домашних заданий; поэтапной или
окончательной проверки учебного материала, только что разобранного на занятии, а также при
подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию, его
последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития логического
мышления, культуру речи студентов. Эта форма применяется для текущего и тематического
учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений студентов. Причем
устную проверку считают эффективной, если она направлена на выявление осмысленности
восприятия знаний и осознанности их использования, если она стимулирует
самостоятельность и творческую активность студентов.
Устный опрос осуществляется на каждом занятии, хотя оценивать знания студентов не
обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в усвоении
учебного материала и фиксирование внимания студентов на сложных понятиях, явлениях,
процессах. В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу группы,
наиболее действенными приемами, которой являются: обращение с вопросом ко всей группе;
конструирование ответа; рецензирование ответа; оценка ответа и ее обоснование; постановка
вопросов студентов самими студентами; взаимопроверка; самопроверка.
2.2 Письменный контроль
Письменный контроль позволяет за короткое время проверить знания большого числа
студентов одновременно. Используется письменный контроль знаний студентов в целях
диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде
диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
Самостоятельная работа. Традиционная форма контроля знаний, которая по своему
назначению делится на обучающую самостоятельную работу и контролирующую.
Самостоятельная работа творческого характера позволит не только проверить определенные
знания, умения, но и развивать творческие способности студентов. Самостоятельная работа
является необходимым этапом любой темы. Как правило, она проводится после коллективного
решения или обсуждения задач новой темы и обязательно предшествует контрольной работе
по этой теме. Работа выполняется без помощи студентов.
Контрольная работа. Контрольные работы проводятся с целью определения конечного
результата в обучении по данной теме или разделу, контролировать знания одного и того
же материала неоднократно. Целесообразно проводить контрольные работы различного
вида. С помощью промежуточной контрольной работы преподаватель проверяет
усвоение студентами материала в период изучения темы. Итоговая контрольная работа
проводится с целью проверки знаний и умений студентами по отдельной теме, курсу.
Домашняя контрольная работа дается 1-2 раза в учебном году. Она призвана
систематизировать знания, позволяет повторить и закрепить материал. При ее выполнении
студенты не ограничены временем. Каждому студенту дается свой вариант работы, в который
включаются творческие задания для формирования разносторонней развитой личности. [3]
2.3 Тестирование
Традиционные формы контроля недостаточно оперативны, и для их осуществления требуется
значительное время, поэтому возникает необходимость в новых видах проверки знаний.
Распространение контролирующих устройств способствовало тому, что студента все чаще и
чаще при проверке знаний стали обращаться к заданиям с выборочными ответами - к тестам.
Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное
испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого
задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени
развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
Различают несколько видов тестов. Избирательный тест состоит из системы заданий, к
каждому из которых прилагаются как верные, так и неверные ответы. Из них студент выбирает
тот, который считает верным для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую
ошибку, которую студент может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.
Избирательные тесты могут быть различными:
1) Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено
несколько неверных и единственный верный ответ.
2) Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
3) Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит
ошибку).
Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Студенты предлагают свой вариант ответа.
Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие между
элементами множества ответов. Встречаются также тесты идентификации, в которых в
качестве ответов приводятся графики, схемы, чертежи и т.д. Наиболее доступными для вуза
являются избирательные тесты, позволяющие использовать контролирующие устройства.
Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как
процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех
студентов. Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:
1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки студентов, а также понимание им
закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что задачи и
вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно, учитывают трудности
усвоения и характер возможных ошибок.
2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и
помогает организовать работу по предупреждению отставания студентов.
3. Предоставляет студенту возможность проверять знания, умения и навыки на разных
уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.
4. Способствует рациональному использованию времени на занятии.
5.Активизирует мышление студентов.
Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно
угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа
объясняется невнимательностью студента, поэтому рациональнее сочетать тестирование с
различными формами традиционного контроля. [4]
Таким образом, описанные выше виды контроля качества знаний студентов, удобно
использовать и при организации самостоятельной работы студентов в режиме самоконтроля,
при повторении учебного материала.
Выводы
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению
контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
Некоторые преподаватели традиционно подходят к организации контроля, используя его в
основном ради показателей достигнутого. Однако проверка знаний учащихся должна давать
сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной
деятельности, но и о самой деятельности, т. е. соответствует ли форма действий данному
этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности позволяет
преподавателю оценивать получаемые учащимися знания, умения, навыки, вовремя оказать им
необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности и
создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и
активизации их самостоятельной работ
Слайд 3
В своей работе использую такие методы опроса как: Письменный, устный, тематический,
Опрос знаний осуществляется мной в следующих формах: фронтальной и
индивидуальной беседе, фронтальной и индивидуальной письменной работе,
комбинированной (опрос с применением разнообразных форм, методов и средств), и с
использованием компьютера и возможностей мультимедийного оборудования.
Слайд 4
Комбинированный метод как основной метод опроса.
Наиболее эффективной формой, при которой идёт закрепления знаний, формирования
навыков и развития естественно - научного мышления, вижу комбинированный опрос с
элементами творчества, игровыми моментами и активным использованием
межпредметных связей.
Комбинированный метод опроса (индивидуально устная + письменная, и.т.д.) наиболее
эффективен в выявлении истинных знаний ученика и даёт возможность
проконтролировать знания учащихся с помощью различных форм и методов.
Благодаря сочетанию нескольких методов опроса у ученика есть возможность проявить
свои знания в той форме, в которой ему более комфортно.
Слайд 5
Устный метод опроса и его формы.
Устный опрос самый распространенный. Он позволяет проверять правильность,
полноту и глубину усвоения единичных и общих понятий. Эта форма опроса даёт
возможность непосредственно вступить в контакт с учеником, быстро и своевременно
выявить уровень его знаний, всесторонне проверить его, а также изучить индивидуальные
особенности личности школьника (сообразительность, выдержку, самооценку и др.) что
помогает осуществлять индивидуальный подход в обучении. Слушая ответ, учитель также
имеет возможность судить о речи ученика, его памяти, развивать и совершенствовать их,
обучать логическому мышлению.
Слайд 6
Формы устного опроса:блиц
1) Индивидуальный опрос на воспроизведение материала. Провожу только на первых
этапах обучения. Это развивает монологическую речь, приучает учащихся к
добросовестному выполнению домашних заданий.
3) Уплотнённый опрос по группам. Его отличительная особенность в высокой
оперативности и интенсивности. Задаваемые вопросы формулируются так, чтобы они не
требовали длительного обдумывания, были понятны настолько, чтобы не пришлось
тратить дополнительное время на их «толкование». Вопросы задаются в быстром темпе
вразброс любому ученику. Это развивает умение быстро ориентироваться в материале,
собираться и грамотно излагать мысль. Также это формирует навыки работать в команде.
Данный опрос можно проводить при завершении темы перед зачётом или контрольной
работой.
5) Фронтальный (или беглый) опрос отличается от индивидуального своей лаконичностью
и возможностью включить в опрос большее количество учащихся и экономится время
урока, так как учащиеся отвечают с места. Данная форма опроса активизирует всех
учащихся и сводится к ответам на ряд последовательных вопросов перед классом. Я
применяю её в начале урока с целью выяснения усвоения классом пройденного материала
необходимого для перехода к новой теме.
Совершенствование метода устного опроса связано с применением его на разных
этапах урока и в сочетании с другими методами.
Слайд 7
Письменный опрос
Самой объективной формой проверки знаний считаю письменный опрос. Главное
достоинство письменного опроса заключается в том, что он позволяет выяснить знания
одновременно целого класса за сравнительно короткий срок и тем самым обеспечить
систематический контроль качества знаний учащихся.
Письменный опрос:
1.Проверочные работы по терминам. Данная форма опроса обеспечивает формирование
грамотной научной речи:
1) «Найди ошибку» - исправление намеренно допущенных ошибок в терминах
(асимиляция, дисимиляция, прокориоты, метахондрии и т.д.);
2) Вставь пропущенную букву: прок- риоты, риб – сома, м – кориза, г – пофиз,
филог – нез.
3) для проверки умений самостоятельного добывания знаний при работе с учебником (для
учащихся старшего звена) разрабатываются
технологические карты, где указываются этапы в работе с материалом параграфа и
письменные задания к каждому этапу. Данные задания приближены к заданиям,
встречающимся в ЕГЭ и ГИА, что приучает ребят к работе с данным типом тестовых
заданий и умению выбирать главное из материала текста.
Слайд 8
Технологические карты
Сделай подписи к рисунку.
Слайд 9
Тестовый опрос.
Большое внимание уделяю опросу учащихся по заданиям в форме тестов, так как в
настоящее время тестирование занимает ведущее место среди всех форм контроля
деятельности школьников, особенно при итоговой аттестации. Тестирование является
объективным инструментом для выявления уровня усвоения знаний и даёт возможность
проверки большего объёма знаний у всех учащихся класса.
Слайд 10
Совершенствование форм опроса.
Использование межпредметных связей.
Мы все используем перечисленные методы и формы опроса, новизна
заключается в том, чтобы не только при объяснении материала активизировать
познавательную деятельность учащихся разнообразными методами и формами, а и опрос
превратить в увлекательный для учащихся процесс. Достичь это можно путём внесения в
предложенные формы опроса элементы творчества, игры с активным использованием
межпредметных связей.
Народное творчество содержат богатый материал, который применим для закрепления
знаний при опросе. Через поговорки и пословицы учащиеся осознают практическое
значение полученных знаний.
«Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится»
Пример: при опросе по теме «Человек и биосфера» попросить ребят раскрыть смысл
данных поговорок в свете изученного материала: «Семь раз отмерь один раз отрежь». «Что
посеешь, то пожнёшь», «Где сосна взросла там она и красна».
Опрос в форме игры
Игра как вид деятельности всегда привлекательна для людей любых возрастов. Она
разнообразит будни, будит фантазию и воображение, раскрывает таланты и творческие
возможности человека. Особенно важна игра для детей школьного возраста и подростков.
Закрепление и обобщение пройденного материала в процессе игры проходит в легкой и
ненавязчивой форме. Дети любят такие уроки, ждут их, готовятся к ним, бурно
переживают победу или поражение своей команды.
Опрос по теме роль животных в природе провожу в форме игры командного типа.
Класс делится на две команды «ЗА» и «ПРОТИВ». Ребята готовятся к опросу дома,
собирая необходимую информацию о представителях заданного отряда. Такая форма
опроса учит, ребят работе в команде и способности отстаивать свою точку зрения,
оперируя фактами.
Следовательно комплексное применение методов дает возможность проверять
одновременно всех или значительное число учащихся на уроке, систематически и
объективно выявлять усвоение наиболее важных сторон знаний и умений с затратой
небольшого количества времени на выполнение задания или ответ, а от учителя на их
проверку.
Классический устный опрос у доски:
проверить выполнение домашнего задания, выявить подготовленность учащихся к
изучению нового материала, проверить степень понимания и усвоения новых знаний.
Устную проверку направлена на выявление осмысленности восприятия знаний и
осознанности их использования, если она стимулирует самостоятельность и творческую
активность учащихся.
Среди проверочных заданий выделяют вопросы, активизирующие память (на
воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение),
речь Преимущества данной формы: школьник имеет возможность доказательно и
логично построить собственный ответ, развивается его речь, умение работать с
таблицами, картой и т.д. Учитель, анализируя ответ, задавая в случае необходимости
дополнительные вопросы, может выявить глубину, объем и прочность знаний
отвечающего
Различные формы и методы контроля знаний
обучающихся
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся является важной составной частью процесса
обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного
материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание
ответственности к учебной работе. В соответствии с формами обучения на практике выделяются
три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый студент получает свое задание, которое он должен
выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется
выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле группа временно делится на несколько малых групп (от 2 до 10
учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля
группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты
письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического,
выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество
выполнения конкретного задания по звеньям. Групповую форму организации контроля
применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при
выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на
наиболее рациональных способах выполнения заданий.
При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В процессе этой проверки
изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного,
графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Типы контроля
В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль преподавателя за
деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для
развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае студентом осознается
правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение
в дальнейшем.
Виды контроля
Виды
контроля
Содержание
Методы
Вводный
Уровень знаний школьников,
общая эрудиция.
Тестирование, беседа, анкетирование,
наблюдение.
Текущий
Освоение учебного материала по
теме, учебной единице.
Диагностические задания: опросы,
практические работы, тестирование.
Коррекция
Ликвидация пробелов.
Повторные тесты, индивидуальные
консультации.
Итоговый
Контроль выполнения
поставленных задач.
Представление продукта на разных уровнях.
Методы контроля
Устный опрос
На уроках контроль знаний учащихся осуществляется в виде фронтальной и
индивидуальной проверки.
При фронтальном опросе за короткое время проверяется состояние знаний учащихся всего
класса по определенному вопросу или группе вопросов. Эта форма проверки используется
для:
выяснения готовности класса к изучению нового материала,
определения сформированности понятий,
проверки домашних заданий,
поэтапной или окончательной проверки учебного материала, только что
разобранного на уроке,
при подготовке к выполнению практических и лабораторных работ.
Индивидуальный устный опрос позволяет выявить правильность ответа по содержанию,
его последовательность, самостоятельность суждений и выводов, степень развития
логического мышления, культуру речи учащихся. Эта форма применяется для текущего и
тематического учета, а также для отработки и развития экспериментальных умений
учащихся. Причем устную проверку считают эффективной, если она направлена на
выявление осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если она
стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке, хотя оценивать знания учеников не
обязательно. Главным в контроле знаний является определение проблемных мест в
усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях,
явлениях, процессах.
В процессе устного опроса можно использовать коллективную работу класса, наиболее
действенными приемами которой являются:
обращение с вопросом ко всей группе,
конструирование ответа,
рецензирование ответа,
оценка ответа и ее обоснование,
постановка вопросов студенту самими учащимися,
взаимопроверка,
самопроверка.
Для устного контроля можно использовать листы контроля знаний.
Письменный контроль
Письменная проверка позволяет за короткое время проверить знания большого числа
учащихся одновременно. Используется письменный контроль знаний учащихся в целях
диагностики умения применять знания в учебной практике и осуществляется в виде
диктантов, контрольных, проверочных и самостоятельных работ, тестов, рефератов.
Диктант
Диктант используется как форма опроса для контроля за усвоением проходимого
материала, его обобщения и систематизации и выявления готовности учащихся к
восприятию нового.
Диктант обычно проводится в самом начале урока, состоит из двух вариантов. Текст
вопросов простой, легко воспринимаемый на слух, требующий краткого ответа. Пауза
между следующими друг за другом вопросами должна быть достаточной для записи
ответов учащимися.
Самостоятельная работа
Традиционная форма контроля знаний, которая по своему назначению делится на
обучающую самостоятельную работу и контролирующую. Самостоятельная работа
творческого характера позволит не только проверить определенные знания, умения, но и
развивать творческие способности учащихся.
Самостоятельная работа является необходимым этапом любой темы. Как правило, она
проводится после коллективного решения или обсуждения задач новой темы и
обязательно предшествует контрольной работе по этой теме. Работа выполняется без
помощи преподавателя.
Практическая работа
Для закрепления теоретических знаний и отработки навыков и умений, способности
применять знания при решении конкретных задач используется практическая работа,
которая связана не только с заданием на компьютере, но и, например, может включать
задания построения схемы, таблицы, написания программы и т.д.
Так как лабораторная работа может проверить ограниченный круг деятельности, ее
целесообразно комбинировать с такими формами контроля, как диктант или тест.
Тест
Тест представляет собой кратковременное технически сравнительно просто составленное
испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого
задания, решение которого поддается качественному учету и служит показателем степени
развития к данному моменту известной функции у данного испытуемого.
Различают следующие виды тестов.
Избирательный тест состоит из системы заданий, к каждому из которых прилагаются как
верные, так и неверные ответы. Из них учащийся выбирает тот, который считает верным
для данного вопроса. При этом неверные ответы содержат такую ошибку, которую
учащийся может допустить, имея определенные пробелы в знаниях.
Избирательные тесты могут быть различными:
1. Многовариантные тесты, в которых среди предлагаемых ответов на вопрос приведено
несколько неверных и единственный верный ответ.
2. Многовариантные тесты с несколькими верными и неверными ответами на вопрос.
3. Альтернативные тесты с двумя ответами на вопрос (один ответ верен, другой - содержит
ошибку).
Закрытые тесты не содержат вариантов ответов. Учащиеся предлагают свой вариант
ответа.
Имеются тесты перекрестного выбора, в которых требуется установить соответствие
между элементами множества ответов.
Тестирование является стандартизированной формой контроля в том понимании, что как
процедура проведения теста, так и оценка знаний единообразна (стандартны) для всех
учащихся.
Удачно составленный тест имеет ряд достоинств, а именно:
1. Оперативно выявляет знания, умения и навыки учащихся, а также понимание им
закономерностей, лежащих в основе изучаемых фактов. Это обеспечивается тем, что
задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала и, следовательно,
учитывают трудности усвоения и характер возможных ошибок.
2. Позволяет в течение короткого времени получить представление о пробелах в знаниях и
помогает организовать работу по предупреждению отставания учащихся.
3. Предоставляет учителю возможность проверять знания, умения и навыки на разных
уровнях и осуществлять дифференцированное обучение.
4. Способствует рациональному использованию времени на уроке.
5.Активизирует мышление.
6. Дает возможность учителю критически оценить свои методы преподавания.
Однако тест фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно
угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа
объясняется невнимательностью ученика, поэтому рациональнее сочетать тестирование с
различными формами традиционного контроля.
Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы
учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
Нетрадиционные виды контроля
За последние годы в методической литературе появляются описания разнообразных
методов опроса, которые представляют несомненный интерес. На уроках возможны
короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются
ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов,
головоломок, ребусов, шарад, викторин. Для ряда тем специально разрабатываются
кроссворды, содержащие понятия одной определенной темы, есть достаточное количество
кроссвордов, включающих в себя основные понятия предмета. Решение кроссвордов -
занятие увлекательное и полезное, позволяет тренировать память.
Кроссворд
Кроссворды, применяемые для контроля знаний, подразделяются на кроссворды для
текущей, тематической или обобщающей проверки. Первые направлены на проверку
базовых знаний учащихся по текущему материалу, количество вопросов в них составляет
10-12. Вторые – на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по
определенной теме, в них рекомендуется использовать не более 15-25 вопросов. Третьи -
на общую проверку знаний по большому блоку материала (за четверть, полугодие, год),
количество вопросов в них – 15-25.
Этот метод проверки - только дополнительный к известным методам контроля, но не
альтернативный им, поскольку не дает возможности проверить глубину понимания
изученного материала.