Авторы: Костомарова Полина Александровна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 4 курса и преподаватель физкультуры
Учебное заведение: ГБПОУ "Педагогический колледж" №10
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение активных игр в жизни младшего школьника"
Раздел: среднее профессиональное
Значение активных игр в жизни младшего школьника.
В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки,
происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое
распространение получают различного рода игры.
Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих
социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной
организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.
Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом
процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников,
стимулирования их интереса к изучаемым предметам.
Не секрет, что в наш быстро переменчивый век, живущий в невероятном темпе, важным
звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное
образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются
основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов
учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших
школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а
отнюдь не на его качество.
Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного
материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный
учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.
Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников,
базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь
учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов
обучения. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко
использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это
тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления
зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное
времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ
моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему
взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с
помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный
мир приключений.
"Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические
силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,
находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки,
развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.", - писала Н.К. Крупская.
Там же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре,
вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.
Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное
значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма
воспитания.
В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая
педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей
дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую
деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную
работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и
нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики
дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями:
А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, З.М.Богуславской,
Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко,
Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры,
определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства
дидактическими играми.
Эта работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме
игровых методов обучения.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в
игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в
целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться
средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный
педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог
воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание,
на волю и на поведение в целом.
Игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как источник
развития. Характер игры, её виды и структура определяется обществом.
Дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной
школе
Эффективность применения дидактических игр на уроках в начальной школе была
доказана опытом многих педагогов и психологов.
Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не
преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от
проявления физических и духовных сил.
Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют
генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как
специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд,
игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные,
спортивные игры.
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми
правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является
большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также
развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму
типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах
поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не
летает в кабине летчика.
Подвижные игры—важнейшее средство физического воспитания детей, особенно в
школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий,
направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты
отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их
соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение
действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных
игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности,
взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.
Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в
нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер,
ибо отражают существо отношений в обществе.
Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет конструкторские
игры и игры с элементами труда.
Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно
демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике
представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные
реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут
стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт
нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают
избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных
ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и
выражения эмоций. Все компьютерные программы для детей должны быть положительно
нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не
должны быть агрессивными и жестокими.
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной
деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям
детей, по роли преподавателя Часто игры соотносятся с содержанием обучения и
воспитания. Игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с
природой, по формированию математических представлений. Иногда игры соотносятся с
материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные
игры, псевдосюжетные игры.
Можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду
деятельности учащихся: Игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-
загадки, игры-беседы (игры-диалоги).