Напоминание

"Значение активных игр в жизни младшего школьника"


Авторы: Костомарова Полина Александровна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 4 курса и преподаватель физкультуры
Учебное заведение: ГБПОУ "Педагогический колледж" №10
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Значение активных игр в жизни младшего школьника"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Значение активных игр в жизни младшего школьника.

В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки,

происходит перестройка практики и методов работы, в частности все более широкое

распространение получают различного рода игры.

Внедрение в практику игровых методик напрямую связано с рядом общих

социокультурных процессов, направленных на поиск новых форм социальной

организованности и культуры взаимоотношений между учителем и учащимися.

Необходимость повышение уровня культуры общения учащихся в дидактическом

процессе диктуется необходимостью повышения познавательной активности школьников,

стимулирования их интереса к изучаемым предметам.

Не секрет, что в наш быстро переменчивый век, живущий в невероятном темпе, важным

звеном общественного развития является система образования в целом, и начальное

образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются

основные умения и навыки, необходимые в дальнейшем обучении. Темпы роста объемов

учебного материала диктуют свои условия к применению методов обучения младших

школьников. И методы эти зачастую направлены на количество усваиваемого материала, а

отнюдь не на его качество.

Такой подход, естественно, не способствует успешному усвоению программного

материала и повышению уровня количества знаний. Наоборот, материал, плохо усвоенный

учащимися, не может являться надежной опорой для усвоения новых знаний.

Решение этой проблемы кроется в использовании методов обучения младших школьников,

базирующихся на передовых представлениях детской психологии. И здесь на помощь

учителям должна прийти игра - один из древнейших, и, тем не менее, актуальных методов

обучения. Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко

использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это

тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления

зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное

времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ

моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему

взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с

помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный

мир приключений.

"Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические

силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,

находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки,

развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.", - писала Н.К. Крупская.

Там же она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре,

вхождения детей в жизнь, о связи игр с действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного и младшего школьного возраста игра имеет исключительное

значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма

воспитания.

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке – игровая

педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей

дошкольного и младшего школьного возраста и поэтому упор на игру (игровую

деятельность, игровые формы, приемы) - это важнейший путь включения детей в учебную

работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и

нормальных условий жизнедеятельности. В последние годы вопросы теории и практики

дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями:

А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, З.М.Богуславской,

Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко,

Л.А.Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры,

определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства

дидактическими играми.

Эта работа представляет собой анализ психолого-педагогического материала по проблеме

игровых методов обучения.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в

игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в

целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться

средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный

педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог

воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание,

на волю и на поведение в целом.

Игра имеет социальную и историческую природу, а среда выступает как источник

развития. Характер игры, её виды и структура определяется обществом.

Дидактические игры широко используются на различных уроках в начальной

школе

Эффективность применения дидактических игр на уроках в начальной школе была

доказана опытом многих педагогов и психологов.

Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не

преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от

проявления физических и духовных сил.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют

генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как

специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра-труд,

игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные,

спортивные игры.

Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми

правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является

большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также

развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму

типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Они — в нормах

поведения воспроизводимых героев: доктор сам себе не ставит градусник, пассажир не

летает в кабине летчика.

Подвижные игры—важнейшее средство физического воспитания детей, особенно в

школьном возрасте. Они всегда требуют от играющих активных двигательных действий,

направленных на достижение условной цели, оговоренной в правилах. Специалисты

отмечают, что основные особенности подвижных игр школьников — их

соревновательный, творческий, коллективный характер. В них проявляется умение

действовать за команду в непрерывно меняющихся условиях. Велико значение подвижных

игр в нравственном воспитании. Они развивают чувство товарищеской солидарности,

взаимопомощи, ответственности за действия друг друга.

Сюжетно-ролевые игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в

нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер,

ибо отражают существо отношений в обществе.

Подразделяют их на ролевые, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет конструкторские

игры и игры с элементами труда.

Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно

демонстрируют ролевые способы решения игровых задач, например, в динамике

представляют результаты совместных действий и общения персонажей, их эмоциональные

реакции при успехе и неудаче, что в жизни трудно уловимо. Образцом таких игр могут

стать народные сказки и произведения фольклора. В них дети приобретают опыт

нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Такие игры помогают

избежать штампов и стандартов в оценке поведения разных персонажей в разных

ситуациях. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и

выражения эмоций. Все компьютерные программы для детей должны быть положительно

нравственно направленными, содержать элементы новизны, но ни в коем случае не

должны быть агрессивными и жестокими.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной

деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям

детей, по роли преподавателя Часто игры соотносятся с содержанием обучения и

воспитания. Игры по сенсорному воспитанию, словесные игры, игры по ознакомлению с

природой, по формированию математических представлений. Иногда игры соотносятся с

материалом: игры с дидактическими игрушками, настольно-печатные игры, словесные

игры, псевдосюжетные игры.

Можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду

деятельности учащихся: Игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-

загадки, игры-беседы (игры-диалоги).



В раздел образования