Напоминание

Игровые технологии как средство развития познавательной деятельности младших школьников


Автор: Ермолина Екатерина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Сернурская СОШ №1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова"
Населённый пункт: поселок Сернур, Республика Марий Эл
Наименование материала: Статья
Тема: Игровые технологии как средство развития познавательной деятельности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Игровые технологии как средство развития познавательной

деятельности младших школьников

«Игра»

как

много

в

этом

звуке...

Отчетливо

выделяются

интонации веселья и радости, доносятся отголоски праздника. В своей

работе

стараюсь

применять

разные

современные

образовательные

технологии. Это, в первую очередь - игровые.

Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно

дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра

вводит

ребёнка

в

жизнь,

в

общение

с

окружающими,

с

природой,

способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель.

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это

огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра –

это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения,

которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу

учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового

материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую

оболочку,

то

сможем

решить

одну

из

ключевых

проблем

педагогики

проблему мотивации учебной деятельности.

Реализация

игровых

приёмов

и

ситуаций

при

урочной

форме

занятий

происходит

по

следующим

основным

направлениям:

дидактическая

цель

ставится

перед

учащимися

в

форме

дидактической

задачи;

учебная

деятельность

учащихся

подчиняется

правилам

игры;

учебный

материал

используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится

элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешность

выполнения

дидактического

задания

связывается

с

игровым

результатом.

Каждая

игра

представляет

собой

набор

задач.

Задачи

имеют

широкий

диапазон

трудностей.

Постепенное

возрастание

трудности

задач

в

играх

позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е.

развивать свои творческие способности.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых

приёмов и ситуаций. Используя тот или иной тип игры, мы можем всю

учебную

деятельность

подчинить

правилам

игры:

ввести

элемент

соревнования, поставить дидактическую цель урока в форме игровой задачи,

использовать учебный материал в качестве средства игры.

Педагогические игры можно классифицировать по нескольким

принципам:

— по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные,

психологические);

— по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные,

контролирующие, развивающие, обучающие);

— по характеру игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые,

деловые, имитационные, игры-драматизации);

— по структуре (игры-упражнения, игры-состязания).

Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее

социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной

педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

-для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета ( урок-игра

«Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль.

качестве

урока

(занятия)

или

его

части

(введения,

объяснения,

закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы) - игры «в

слова»,

игры

«со

словами»,

«Дополни

слово»,

«Перевёрнутые

слова»,

«Соедини половинки слов».

В

любой

технологии

есть

свои

плюсы

и

минусы. Преимущества

использования дидактических игр.

1.

Игра – средство познания действительности.

2.

Повышается активность детей.

3.

Игра – школа социальных отношений.

4.

Игра обеспечивает межличностное общение.

5.

В игре происходит развитие познавательных процессов.

«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:

- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;

- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;

- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;

- невозможность использовать на любом материале;

- сложность в оценки учащихся.

В

первом

классе,

учитывая

психо-физиологические

особенности,

обучающихся используется игра как дидактический приём с большой долей

наглядности:

игры-загадки,

игра-поиск,

игры-поручения,

игры-сказки,

анимированные кроссворды и другие.

Игры проводятся на различных этапах урока:

- организационный момент, сообщение темы и целей урока (кроссворды,

загадки, ребусы);

- при проверка домашнего задания

(Игра-лото, графический диктант или

тестовые задания;

- изучение нового материала (просмотр слайдов

с обсуждением, игры-

предположения.);

- физкультминутка (имитация движения того или иного животного);

- закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски).

Основная форма работа во время игры – фронтальная, с чёткой инструкцией

учителя.



В раздел образования