Автор: Ермолина Екатерина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Сернурская СОШ №1 имени Героя Советского Союза А.М. Яналова"
Населённый пункт: поселок Сернур, Республика Марий Эл
Наименование материала: Статья
Тема: Игровые технологии как средство развития познавательной деятельности младших школьников
Раздел: начальное образование
Игровые технологии как средство развития познавательной
деятельности младших школьников
«Игра»
–
как
много
в
этом
звуке...
Отчетливо
выделяются
интонации веселья и радости, доносятся отголоски праздника. В своей
работе
стараюсь
применять
разные
современные
образовательные
технологии. Это, в первую очередь - игровые.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.
Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым удобно
дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игра
вводит
ребёнка
в
жизнь,
в
общение
с
окружающими,
с
природой,
способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель.
Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это
огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра –
это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения,
которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу
учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового
материала. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую
оболочку,
то
сможем
решить
одну
из
ключевых
проблем
педагогики
–
проблему мотивации учебной деятельности.
Реализация
игровых
приёмов
и
ситуаций
при
урочной
форме
занятий
происходит
по
следующим
основным
направлениям:
дидактическая
цель
ставится
перед
учащимися
в
форме
дидактической
задачи;
учебная
деятельность
учащихся
подчиняется
правилам
игры;
учебный
материал
используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится
элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешность
выполнения
дидактического
задания
связывается
с
игровым
результатом.
Каждая
игра
представляет
собой
набор
задач.
Задачи
имеют
широкий
диапазон
трудностей.
Постепенное
возрастание
трудности
задач
в
играх
позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т. е.
развивать свои творческие способности.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых
приёмов и ситуаций. Используя тот или иной тип игры, мы можем всю
учебную
деятельность
подчинить
правилам
игры:
ввести
элемент
соревнования, поставить дидактическую цель урока в форме игровой задачи,
использовать учебный материал в качестве средства игры.
Педагогические игры можно классифицировать по нескольким
принципам:
— по виду деятельности (двигательные, умственные, трудовые, социальные,
психологические);
— по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные,
контролирующие, развивающие, обучающие);
— по характеру игровой методики (предметные, сюжетные, ролевые,
деловые, имитационные, игры-драматизации);
— по структуре (игры-упражнения, игры-состязания).
Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее
социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной
педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
-для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета ( урок-игра
«Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль.
-в
качестве
урока
(занятия)
или
его
части
(введения,
объяснения,
закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы) - игры «в
слова»,
игры
«со
словами»,
«Дополни
слово»,
«Перевёрнутые
слова»,
«Соедини половинки слов».
В
любой
технологии
есть
свои
плюсы
и
минусы. Преимущества
использования дидактических игр.
1.
Игра – средство познания действительности.
2.
Повышается активность детей.
3.
Игра – школа социальных отношений.
4.
Игра обеспечивает межличностное общение.
5.
В игре происходит развитие познавательных процессов.
«Минусы» при использовании игровых технологий следующие:
- сложность в организации и проблемы с дисциплиной;
- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение;
- увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание;
- невозможность использовать на любом материале;
- сложность в оценки учащихся.
В
первом
классе,
учитывая
психо-физиологические
особенности,
обучающихся используется игра как дидактический приём с большой долей
наглядности:
игры-загадки,
игра-поиск,
игры-поручения,
игры-сказки,
анимированные кроссворды и другие.
Игры проводятся на различных этапах урока:
- организационный момент, сообщение темы и целей урока (кроссворды,
загадки, ребусы);
- при проверка домашнего задания
(Игра-лото, графический диктант или
тестовые задания;
- изучение нового материала (просмотр слайдов
с обсуждением, игры-
предположения.);
- физкультминутка (имитация движения того или иного животного);
- закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски).
Основная форма работа во время игры – фронтальная, с чёткой инструкцией
учителя.