Напоминание

Интерактивное обучение, как условия повышения познавательных универсальных учебных действий учащихся


Автор: Петрова Виктория Анатольевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Мюрюнская СОШ №2"
Населённый пункт: с. Борогонцы, Усть-Алданкого района
Наименование материала: статья
Тема: Интерактивное обучение, как условия повышения познавательных универсальных учебных действий учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЯ,

КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

(НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «КЛЕТКА», 5 КЛАСС)

Петрова Виктория Анатольевна, учитель биологии

Разработка

концепции

универсальных

учебных

действий

в

системе

общего образования отвечает новым социальным запросам, основанному на

знаниях

и

высоком

инновационном

потенциале.

Важнейшей

задачей

современной системы образования становится формирование универсальных

учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться. Согласно

новому образовательному стандарту на протяжении обучения должны быть

сформированы следующие универсальные учебные действия:

личностные;

регулятивные;

познавательные;

коммуникативные.

Познавательные

УУД,

являются

одними

из

наиболее

актуальных

в

современном учебном процессе, т.к. обеспечивают школьнику умение искать

и

находить

нужную

информацию,

перерабатывать

и

пользоваться

ею

в

зависимости от поставленной задачи.

Актуальность темы

обусловлена

внедрением

новых

нормативных

документов в школьную систему образования, таких как: ФГОС, примерная

учебная программа, концепция фундаментального ядра содержания общего

образования

и

др.

[ФГОС,

2010],

[Примерная

основная

образовательная

программа образовательного учреждения, 2011], [Козлова, 2014]. Основной

задачей современной системы образования определяется в стандартах нового

поколения не только как освоения учащимся конкретных предметных знаний,

но и как «формирование универсальных учебных действий, которые можно

определить,

как

совокупно сть

спо собов

действия

у ч а щ е го с я ,

обеспечивающих

его

способность

к

самостоятельному

усвоению

новых

знаний и умений, включая организацию этого процесса» [ФГОС, 2010].

Особое место в группе универсальных учебных действий занимают

познавательные универсальные учебные действия. В блоке универсальных

действий

познавательной

направленности

целесообразно

различать

общеучебные,

включая

знаково-символические;

логические,

действия

постановки и решения проблем.

В

связи

с

этим

необходимо

создание

условий

для

повышения

познавательных универсальных учебных действий учащихся. В то же время

при этом использовать современные образовательные технологии. Одним из

которых

может

явится

интерактивное

обучение.

Интерактивное

обучение

предполагает на уроках биологии развитие диалогового общения, которое

ведет к повышению познавательных универсальных учебных действий.

В теории и практике обучения возникают методические противоречия: -

между

необходимостью

эффективного

повышения

познавательных

универсальных

учебных

действий

обучающихся

на

уроках

биологии

и

о т с у т с т в и е м

у с л о в и й

д л я

э т о го ;

-

м е ж д у

в о з м о ж н о с т я м и

применения интерактивных методов обучения в образовательном процессе

школы для повышения познавательных универсальных учебных действий

у ч а щ и хс я

и

н ед о с т аточ н о й

и зу ч е н н о с т ь ю

и х

р е а л и за ц и и

в

общеобразовательной школе. Следует отметить и значимость темы «Клетка»

в школьном курсе биологии. Выбранная тема изучается первым в 5 классе и

является ключевой и значимой для дальнейшего изучения курса биологии.

Сформулированные

противоречия

определили

тему

данного

исследования:

«Интерактивное

обучение

как

условие

повышения

познавательных

универсальных

учебных

действий»,

проблема

которого

сформулирована

следующим

образом:

какова

методика

повышения

познавательных УУД учащихся через интерактивное обучение при изучении

курса Биологии на примере темы «Клетка» в 5 классе.

Цель

исследования:

выявить

методические

условия

применения

интерактивного

обучения,

направленной

на

повышение

познавательных

универсальных учебных действий учащихся при изучении курса биологии 5

класса.

Объект

исследования:

процесс

обучения

биологии

в

5

классе

основной школы.

Предмет исследования: повышение познавательных универсальных

учебных

действий

учащихся

при

изучении

биологии

5

класса

через

интерактивное обучение

Гипотеза

исследования

заключается

в

предположении

о

том,

что

процесс

повышения

познавательных

универсальных

учебных

действий

учащихся

при

изучении

биологии

через

интерактивное

обучение

будет

успешным, если:

1.

Уточнить

номенклатуру

познавательных

универсальных

учебных

действий в основной школе в курсе изучения биологии в 5 классе;

2.

Создать

модель

методической

системы

процесса

повышения

познавательных универсальных учебных действий учащихся через

интерактивное обучение при изучении темы «Клетка» в 5 классе;

3.

Разработать

комплекс

методических

условий,

способствующих

повышению

познавательных

универсальных

учебных

действий

учащихся

при

использовании

интерактивного

обучения

по

теме

«Клетка».

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены

следующие задачи:

1. Анализ литературных источников о состоянии проблемы повышения

познавательных универсальных учебных действий учащихся.

2.

Провести

отбор

учебного

материала

и

разработать

модель

повышения

познавательных

универсальных

учебных

действий

учащихся

через интерактивное обучение в 5 классе при изучении темы «Клетка».

3.

Разработка

методики

применения

интерактивного

обучения,

обеспечивающее

повышение

познавательных

универсальных

учебных

действий учащихся.

4.

Экспериментально

проверить

эффективность

применения

интерактивного

обучения,

как

условия

повышения

познавательных

универсальных учебных действий учащихся в курсе биологии 5 класс.

Научная новизна исследования состоит в:

уточнении

номенклатуры

познавательных

универсальных

учебных

действий учащихся в основной школе;

разработке

модели

методической

системы

и

методики

процесса

повышения

познавательных

универсальных

учебных

действий

учащихся через использование интерактивного обучения на уроках

биологии 5 класса;

определении педагогических условий использования интерактивного

обучения,

с

целью

повышения

познавательных

универсальных

учебных действий учащихся.

Теоретическая значимость исследования заключена:

1.

В

создании

теоретической

модели

методики

процесса

повышения

познавательных

универсальных

учебных

действий

учащихся

при

изучении

темы:

«Клетка»

через

использование

интерактивного

обучения в курсе биологии 5 класса;

2.

В

обосновании

системы

принципов

при

отбор

содержания

курса

биологии, необходимого для выбора интерактивного обучения.

Практическая значимость заключается в том, что:

1.

Разработаны уроки на, повышающие познавательные универсальные

учебные

действия

основе

использования

интерактивного

обучения,

которые могут быть использованы и внедрены в школах;

2.

Разработано

пособие

«Обучение

школьников

схематизации

и

моделированию

на

уроках

биологии»,

которое

может

быть

предназначено и рекомендовано учителям-предметникам, методистам,

преподавателям

и

студентам

педагогических

высших

учебных

заведений и колледжей.

Основные положения выносимые на защиту:

1.

Теоретическая

модель

методики

повышения

познавательных

универсальных

учебных

действий

учащихся

при

изучении

темы

«Клетка» через применение интерактивного обучения в курсе биологии

5 класса;

2.

Методика

повышения

познавательных

универсальных

учебных

действий учащихся посредством применения интерактивного обучения

при изучении темы «Клетка» в курсе биологии 5 класса.

Достоверность

и

обоснованность результатов

и

выводов

обеспечиваются

достаточной

длительностью

исследования

и

объемом

выборки испытуемых, результатами педагогического эксперимента.

Апробация

работы

и

внедрение

в

практику. Педагогическое

исследование проводилось с 2015 по 2018 годы в муниципальной бюджетной

общеобразовательной

школе

«Мюрюнская

средняя

общеобразовательная

школа №2» Усть-Алданского улуса (района), Республики Саха (Якутия). В

педагогическом

эксперименте

приняло

30

учащихся

пятых

классов.

Результаты исследования положительные.

Этапы педагогического исследования (исследования проводились с

2016 по 2018 гг. в три этапа):

1

этап.

Констатирующий

(2016-2017

уч.

год)

изучался

анализ

литературных

источников

для

повышения

познавательных

УУД,

обосновывалась

целесообразность

применения

интерактивных

методов

обучения

в

качестве

условия

повышения

познавательных

универсальных

учебных действий и разрабатывалась ее модель.

2 этап. Обучающий (2017-2018 уч. год) Проводилось практические

исследование

возможности

повышения

познавательных

универсальных

учебных действий при использовании интерактивных методов обучения в

учебной деятельности при изучении темы «Клетка».

3 этап. Итоговый (2017-2018 уч. год) Получены конкретные результаты,

их анализ, статистическая обработка. Осуществлялось оформление текста

диссертационного исследования.

Методики образования в общеобразовательных учреждениях, делятся

на

три

большие

группы

пассивные

и

активные.

Пассивная

модель

предусматривает передачу знаний от преподавателя ученику посредством

лекции и изучения материала в учебнике. Проверка знаний осуществляется с

помощью опроса, тестирования, контрольных и других проверочных работ.

Активные методы обучения повышают познавательную деятельность и

творческие способности учащихся. Ученик в таком случае является активным

участником

процесса

обучения,

однако

взаимодействует

он

в

основном

только

с

учителем.

Актуальны

активные

методы

для

развития

самостоятельности, самовоспитания, но они практически не учат работать в

группе.

Интерактивное

обучение

это

одна

из

разновидностей

активного

метода

обучения.

Взаимодействие

при

интерактивном

обучении

осуществляется не только между педагогом и учеником, в данном случае все

обучаемые контактируют и работают сообща (или в группах). Интерактивное

обучение – это всегда взаимодействие, сотрудничество, поиск, диалог, игра

между

людьми

или

человеком

и

информационной

средой.

Используя

активные и интерактивные методы обучения на уроках, педагог повышает

объем усвоенного учениками материала до 90 процентов.

Использование

интерактивных

методов

обучения

начиналось

с

обычных

наглядных

пособий,

плакатов,

карт,

моделей

и

т.д.

Сегодня

современные

технологии

интерактивного

обучения

включают

новейшее

оборудование: интерактивные доски, планшеты, компьютерные тренажеры,

виртуальные

модели,

плазменные

панели,

проекторы,

ноутбуки,

сотовые

телефоны и т.д.

Интерактивность в обучении помогает решить следующие задачи: уход

от презентационной подачи материала к интерактивному взаимодействию с

включением моторики; экономия времени за счет отсутствия необходимости

рисовать на доске схемы, формулы и диаграммы; повышение эффективности

подачи

изучаемого

материала,

т.к.

интерактивные

средства

обучения

задействуют различные сенсорные системы учащегося; легкость организации

групповой

работы

или

игр,

полное

вовлечение

аудитории;

установление

более глубокого контакта между учениками и преподавателем, улучшение

климата внутри коллектива.

Интерактивные методы обучения – игры, дискуссии, инсценировки,

тренинги,

тренировки

и

т.д.

требуют

от

педагога

применения

особых

приемов. Этих приемов существует множество, и на различных стадиях

занятия зачастую используются разные методики: для включения в процесс

используют

«мозговой

штурм»,

обсуждения,

обыгрывания

ситуации;

во

время основной части занятия используют кластеры, метод активного чтения,

дискуссии, продвинутые лекции, деловые игры; для получения обратной

связи необходимы такие приемы как «незаконченное предложение», эссе,

сказка, мини-сочинение.

Задача

образовательного

учреждения

для

успешного

обучения

предоставить условия для достижения индивидом максимального успеха.

Психолого-педагогические условия для реализации интерактивного обучения

включают: готовность обучаемых к данному виду обучения, наличие у них

необходимых знаний и навыков; благоприятный психологический климат на

занятиях,

стремление

помогать

друг

другу;

поощрение

инициативы;

индивидуальный

подход

к

каждому

ученику;

наличие

всех

необходимых

средств обучения.

Интерактивные

технологии

обучения

делятся

на

индивидуальные

и

групповые.

К

индивидуальным

относят

тренировки

и

выполнения

практических

заданий.

Групповые

интерактивные

методы

делятся

на

3

подгруппы:

дискуссионные

обсуждения,

дебаты,

«мозговой

штурм»,

«кейсы», анализ ситуаций, разработка проекта; игровые – деловые, сюжетно-

ролевые, дидактические и другие игры, интервью, проигрывания ситуаций,

инсценировка;

тренинг-методы

психотехнические

игры,

все

виды

тренингов.

Подбирая интерактивные формы обучения для проведения занятий,

педагогу необходимо учесть соответствие метода: теме, целям и задачам

обучения;

особенностям

группы,

возрастным

и

интеллектуальным

возможностям

слушателей;

временным

рамкам

занятия;

опыту

преподавателя; логике учебного процесса.

В школе интерактивное обучение позволяет использовать практически

в е с ь

с п е к т р

м е т од и к .

И н т е р а к т и в н ы е

м е т од ы

о бу ч е н и я

в

общеобразовательной школе – это: сюжетно-ролевые и имитационные игры;

инсценировки; игра в ассоциации.

В

средней

и

старшей

школе

к

интерактивным

методам

обучения

относятся технологии, направленные на развитие мышления и интеллекта

(проектная

деятельность, «мозговой

штурм»,

дебаты),

взаимодействие

с

социумом (инсценировки, проигрывания ситуаций).

Интерактивное

обучение

-

это

обучение,

основанное

на

прямом

взаимодействии учащихся с учебным окружением, с целью получения нового

опыта (М.В. Кларин).

Интерактивные методы обучения - это взаимосвязанная совместная

деятельность

учащихся

и

учителя,

при

которой

все

участники

образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются

информацией,

совместно

решают

проблемы,

моделируют

ситуации,

оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в

реальную атмосферу сотрудничества по совместному разрешению проблем

(А.Ю. Прилепо).

К

планируемым

результатам

формирования

познавательных

универсальных учебных действий:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной

деятельности, поиска средств ее выполнения;

формирование

умения

планировать,

контролировать,

оценивать

учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и

условиями

ее

реализации;

вносить

необходимые

коррективы

и

действия;

использование

различных

способов

поиска

информации,

ее

сбора,

анализа; участие в подготовке проекта, исследовании;

использование

знаково-символических

средств

представления

информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,

схем решения учебных и практических задач;

овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и

жанров в соответствии с учебной задачей; умением осознанно строить

речевое

высказывание

в

соответствии

с

задачами

коммуникации

и

составлять тексты в устной и письменной формах;

овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза.

Обобщение,

классификация,

установление

аналогий

и

причинно-

следственных

связей,

построение

рассуждений,

подведение

под

известные понятия;

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать

возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою;

излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку

событий.

Достижение

данных

результатов

не

представляется

возможным

без

использования интерактивного обучения в современном учебном процессе.

Формирование познавательных УУД тесно связано с формированием и

развитием умений пользоваться Интернет- и цифровыми ресурсами. Готовясь

к урокам биологии, ученики пользуются текстовым редактором, выполняют

основные операции с текстом, сохраняют информацию, копируют, передают,

выводят в печать, создают графические изображения, работают в программе

Power

Point,

пользуются

поисковиками

Интернет,

электронными

энциклопедиями и справочниками. Эта работа также проходит в группах,

ученики оказывают необходимую помощь друг другу.

Таким образом, интерактивные методы являются тем инструментом,

который позволяет учителю повышать ПУУД учащихся, осуществлять его

постоянное

динамическое

обновление,

более

полно

разви вать

индивидуальные

способности

учеников,

а

также

создавать

условия

для

достижения успешности всеми учащимися.

Во второй главе «Методические пути и условия повышения познавательных

универсальных

учебных

действий

учащихся»

рассмотрены

вопросы

построения

теоретической

модели

повышения

познавательных

универсальных учебных действий учащихся на уроках биологии в 5 классе

по теме «Клетка».

Целевой

компонент

общими

стандартизации

образования

и

разработанностью

методики

интерактивного

образования.

В

контексте

интерактивного

обучения

знания

приобретают

иные

формы.

С

одной

стороны,

они

представляют

собой

определенную

информацию

об

окружающем

мире.

Особенностью

этой

информации

является

то,

что

учащийся

получает

ее

не

в

виде

уже

готовой

системы

от

учителя,

а

в

процессе собственной активности и сотрудничества с другими учениками.

Учебный

процесс

с

использованием

интерактивных

приемов

обучения

проходит в режиме ученик – ученик, ученик – класс, ученик – группа, группа

учащихся – класс, анкетирование и др.

С

другой

стороны,

ученик

в

процессе

взаимодействия

на

уроке

с

другими

учениками,

педагогом

овладевает

системой

уже

испытанных

способов

деятельности

по

отношению

к

себе,

социуму,

миру

вообще,

усваивает

различные

механизмы

поиска

знаний.

Таким

образом,

знания,

полученные

учащимся,

являются

одновременно

и

инструментом

для

самостоятельного их добывания.

При этом учитель должен создать благоприятные условия, в которых

ученик сам будет открывать, приобретать и конструировать знания и т. о.

строить процесс обучения и познания мира. Использование интерактивных

методов повышает «плотность» общения учащихся на уроке, т.к. все ученики

вовлечены

в

учебный

процесс

одновременно,

а

учитель

является

организатором и руководителем этого процесса.

Все

вышеперечисленные

формы

работы

могут

быть

не

только

подготовленными заранее, когда дети получают задание на дом, собирают

материал

из

разных

источников,

делают

дубли

(репетируют),

выбирают

лучший,

но

и

спонтанными,

когда

учитель

использует

эти

формы

непосредственно

на

уроке,

без

длительной

подготовки.

В

этом

случае

ученикам приходится пользоваться уже имеющимся у них запасом знаний и

опыта.

Так

происходит

формирование

и

развитие

УУД

на

продвинутом

уровне.

Следующий является – отражает учебный, который необходим

для повышения познавательных универсальных учебных действий

учащихся посредством применения интерактивного обучения.

Рисунок

1.

Модель

интерактивного

обучения

как

условие

повышения познавательных универсальных учебных действий

Целевой компонент

Цель: выявить методические условия применения

интерактивного обучения, направленной на повышение

познавательных универсальных учебных действий учащихся при

изучении курса биологии 5 класса.

Содержательный компонент

Отбор содержания

Общеучебные

Знаково-

символические

Логические

Постановка и

решение

проблемы

Процессуальный компонент

Методы и условия

Учет

индивидуальных

собенностей

учащихся

Учет

первоначального

уровня ПУУД

Динамика

показателей

повышения ПУУД в

процессе

интерактивного

обучения

Организация интерактивного обучения по теме «Клетка»

- работа в группе;

- самооценка участника групповой работы;

- свобода мышления;

- овладение культурными формами работы;

- коммуникация в учебном диалоге

Оценочно-результативный компонент



В раздел образования