Напоминание

"Организация группового взаимодействия на уроках истории и обществознания"


Автор: Папоян Марина Андреевна
Должность: преподаватель истории,обществознания
Учебное заведение: Армавирский юридический техникум
Населённый пункт: город Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Организация группового взаимодействия на уроках истории и обществознания"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края «Армавирский юридический техникум»

(ГБПОУ КК АЮТ)

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

на тему

«

Организация группового взаимодействия на уроках истории

и обществознания

»

Подготовила преподаватель

Папоян М.А.

Рассмотрен и утвержден

цикловой методической комиссией

общих гуманитарных дисциплин

«___» __________2018 г.

Протокол №_____

Председатель ЦМК

________________О.Э. Юнанова

2018-2019 уч. год

Организация группового взаимодействия на уроках истории

и обществознания

Пути повышения эффективности обучения ищут большинство препода-

вателей. Обучение в сотрудничестве рассматривается в педагогике как наиболее

успешная

альтернатива

традиционным

методам.

Технология

сотрудничества

представляет собой современную образовательную технологию личностно-ори-

ентированного типа и позволяет реализовать требования ФГОС четвертого поко-

ления.

Уходит в прошлое практика, когда преподаватель работает фронтально с

целой группой. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы рабо-

ты на уроке. Ценность технологии в том, что она помогает решать очень важные

задачи на современном уроке:

– заставляет учащегося ставить цели и находить способы её достиже-

ния;

– намного прочнее удерживают внимание студента и его включенность

в работу;

– приучают студентов обращать внимание не только на свои знания и

умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;

– помогает каждому студенту высказаться, предварительно выслушав и

проанализировав ответы других. То есть у студентов постепенно формируются

нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить

отношения с другими людьми;

– реализует воспитательные задачи: воспитание дружбы, ответственно-

сти, инициативности, толерантности к другим.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее,

но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается

не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но

и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить ра-

дость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радо-

ваться жизни.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто

что-то выполнять вместе

Задачи групповой работы:

Активизация познавательной деятельности.

Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение

ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусмат-

ривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг

друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

Совершенствование межличностных отношений в группе.

Плюсы и минусы групповой работы.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало досто-

инств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы:

Повышается учебная и познавательная мотивация.

2

Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспеш-

ным, некомпетентным в решении каких-то задач.

В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации

знаний.

Улучшается психологический климат в классе.

Грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение пси-

хического и физического здоровья учащегося;

Формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;

В результате общения достигается взаимопонимание, столь необходи-

мое для развития личности;

Учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, ува-

жать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и от-

стаивать собственную позицию;

У каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею;

Какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один чело-

век;

Улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;

Не дает возможности спрятаться, задействованы все;

Совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.

Минусы.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффектив-

ность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

Групповой работе надо сначала научить. Для этого преподаватель дол-

жен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия группо-

вая работа бывает неэффективна.

Организация групповой работы требует от преподавателя особых уме-

ний, затрат усилий.

При непродуманном комплектовании групп некоторые студенты могут

пользоваться результатами труда более сильных студентов.

Принципы групповой работы.

С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать

следующие принципы:

Учитывать уровень образовательных возможностей студентов.

Учитывать особенности состава группы.

Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т.

е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

Распределять роли между участниками группы.

Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна

быть рефлексия учебной деятельности.

Варианты комплектования групп.

Разделение на группы – это важный момент в организации работы.

Способов разделения существует множество, и они в значительной степени

определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой ре-

зультат эта группа выйдет. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В

3

группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения

доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфе-

ра взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».

Группы создаются по-разному, в зависимости от сложившейся в группе

культурной, коммуникативной, эмоциональной ситуации. Сначала, пока идет

привыкание к новым формам работы, не нужно создавать постоянных групп.

Как только в той или иной группе работа в сотрудничестве наладилась и идет

активно, можно попробовать сохранить этот состав и на другое задание, на сле-

дующую тему. В остальных же группах имеет смысл составы менять, пока и там

не наладится такая же активная, слаженная работа.

Но если случилось так, что ребята сработались и научились помогать

друг другу, активно общаясь, то лучше такие группы (они называются базовы-

ми) оставлять постоянными на достаточно длительное время, пока не будут за-

метны какие-либо изменения в отношениях ребят к худшему.

Базовым группам можно давать и общие домашние задания с учетом

вклада каждого в общую задачу. Это, не значит, что эти ребята всегда во всех

случаях должны работать как единая бригада. Общая система обучения предпо-

лагает и индивидуальную, самостоятельную, деятельность, и работу в разных

группах.

Часто бывает целесообразно, исходя из специфики решаемой задачи

или педагогической ситуации, сложившейся в классе, организовать однородную

группу (одного уровня обучаемости). В этом случае учителю необходимо пора-

ботать со слабыми учениками, которые пока никак не могут вписаться ни в одну

гетерогенную группу, уделив ей максимум внимания. В дальнейшем эти ребята

все равно должны влиться в разнородные группы, однако бывает, что отдельных

учеников необходимо к такой работе подготовить и не только в академическом

плане, но порой и в психологическом.

Создание групп по различным признакам:

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на

формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вари-

антах:

Разделитесь на группы по ... человек.

Разделитесь на ... равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем,

что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей слу -

чая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой

либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность

приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым

партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед

учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может ис-

пользоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом добро-

4

желательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточ-

ной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение

тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью им -

провизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет

номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент

педагог) и т.п.

По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так,

можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии

с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-

голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может

объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо во-

обще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает

некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть

нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу

для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от

других (по сути дела – конкуренции).

По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответ-

ствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо

выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами».

Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хоте-

ли бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «ли-

деры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать ре-

зультата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуа-

ция набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не при-

менять этот способ, или сделать их «лидерами».

По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него

признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может

объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схо-

жим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При

этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а

может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Виды групповой работы.

В своей работе я использую различные виды групповой работы

1.Бригадно-групповая форма работы

- Объяснение нового материала на уроке. Класс делится на несколько

групп. Каждой группе даётся определённое задание по закреплению учебного

материала, где необходимо разобраться во всех деталях.

5

- Выполнение задания по частям. Каждый ученик занят выполнением

своей части задания, или по вертушке, когда каждое последующее задание вы-

полняется другим учеником. Любое задание объясняется вслух учащимся и

контролируется всей группой. Успех группы зависит от работы каждого учени-

ка, между собой группы не соревнуются.

- Завершение задания. Общее обсуждение задания, если задание было

одинаковым для всех групп (проблемная или конкретная ситуация, задача, серия

задач и др.), если задания были разные, рассматриваются задания каждой груп-

пы.

- Индивидуальная проверка учителем отдельных учащихся (тест, опрос

и др.)

Кооперативно-групповая работа

Учебный материал разбивается на фрагменты: логические, смысловые

блоки. Каждая группа работает над своим блоком общей темы. Затем учащиеся,

состоящие в разных группах, встречаются как эксперты и обмениваются инфор-

мацией по данному вопросу, сверяя позиции, взгляды, точки зрения. Эксперты,

возвращаясь в группу, знакомят остальных с новой информацией. При этом

необходимо внимательно слушать партнёров по группе и делать записи в тетра-

ди. Каждый ученик заинтересован в добросовестном выполнении задания в свя-

зи с отчетом за часть своего задания.

Дифференцированная групповая работа

Разнородные по уровню обученности группы по 3-5 человек. Каждая

группа получает одно задание (задания дифференцированы по уровню сложно-

сти), которое может быть подзаданием большой темы, над которой работает

класс. В ходе работы в группе ведётся дискуссия, обсуждаются варианты реше-

ния проблемы, выстраивается логика исследования. После выполнения задания

каждая группа составляет доклад, который подлежит презентации на уроке.

Парная работа

Группы из четырёх учащихся разбиваются на пары и выполняют часть

группового задания, после выполнения которого обсуждают результат в группе.

В парах учащиеся работают над учебным текстом, обсуждают его, выде-

ляют главные мысли, составляют план, работают с документами. Учащиеся об-

суждают и спрашивают друг друга по новому материалу или заданному на дом.

Технология групповой работы

1.Подготовка к выполнению группового задания:

-постановку познавательной задачи (проблемной ситуации);

-инструктаж о последовательности работы;

-раздачу дидактического материала по группам

Групповая работа:

-знакомство с материалом, планирование работы в группе;

-индивидуальное выполнение задания;

-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

-обсуждение общего задания группы;

-подведение итогов группового задания.

Заключительная часть:

6

-сообщение о результатах работы в группах;

-анализ познавательной задачи;

-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели;

-дополнительная информация учителя.

Поведение преподавателя во время проведения групповой работы.

Преподаватель, работающий на занятиях с малыми группами, может ве-

сти себя по-разному:

Он может контролировать.

Организовывать.

Оценивать работу учеников.

Участвовать в работе группы.

Предлагать участникам разные варианты решений.

Выступать в роли наставника, исследователя или источника информа-

ции.

Обсуждение итогов

Не менее важным, а точнее одним из важных процессов групповой ра-

боты является обсуждение, которое состоит из нескольких этапов:

1 этап: выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложе-

ние своей позиции, от остальных участников требуется терпение, уважение к чу-

жой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. Желательно фикси-

ровать на бумаге все высказанные гипотезы, для того, чтобы затем выразить

свое отношение к каждой из них.

2 этап: обсуждение высказанных гипотез (генерирование идей). На

этом этапе участникам групп понадобятся социальные умения, связанные с ци-

вилизованным обсуждением: умение слушать, соблюдать определенный поря-

док обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие.

3 этап: выработка группового решения, которое рождается в процессе

критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее опти-

мального из них.

4 этап: обсуждение итогов работы группы, где участники группы вы-

двигают из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах ее

работы. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются.

5 этап: обсуждение процесса работы (этот этап не так часто встречается

в реальной практике – как правило не хватает времени). Но возможностей у про-

цесса обсуждения гораздо больше, чем представляется. Можно задать учащимся

вопросы: «Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было

трудно? Какие проявления в поведении участников способствовали работе, а ка-

кие мешали? И, наконец, что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение

проходило более эффективно?»

Заключение

Таким образом, применяя групповую работу на своих уроках хотела бы

отметить, что повышается учебная и познавательная мотивация учеников, сни-

жается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, в группе выше обу-

чаемость,

эффективность

усвоения,

актуализация

знаний,

групповая

работа

7

способствует улучшению психологического климата в классе, развития взаимо-

уважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.

Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в орга-

низацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально

значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между со-

бой.

Потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональ-

ный прием работы.

8

Список использованной литературы

1.

Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Пе-

дагогические технологии. – М.: ИКЦ «МарТ», 2014. — 336 с.

2.

Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие /

И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. – Казань: Казан. ун-т,

2014. – 288с.

3.

Дьячкова С. Обучение в малых группах по методике сотрудничества©

Журнал «Директор школы», № 4,

4.

Селевко Г. К. Современные образовательные техн

ологии. М.

9



В раздел образования