Автор: Папоян Марина Андреевна
Должность: преподаватель истории,обществознания
Учебное заведение: Армавирский юридический техникум
Населённый пункт: город Армавир, Краснодарский край
Наименование материала: методический доклад
Тема: "Организация группового взаимодействия на уроках истории и обществознания"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края «Армавирский юридический техникум»
(ГБПОУ КК АЮТ)
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
на тему
«
Организация группового взаимодействия на уроках истории
и обществознания
»
Подготовила преподаватель
Папоян М.А.
Рассмотрен и утвержден
цикловой методической комиссией
общих гуманитарных дисциплин
«___» __________2018 г.
Протокол №_____
Председатель ЦМК
________________О.Э. Юнанова
2018-2019 уч. год
Организация группового взаимодействия на уроках истории
и обществознания
Пути повышения эффективности обучения ищут большинство препода-
вателей. Обучение в сотрудничестве рассматривается в педагогике как наиболее
успешная
альтернатива
традиционным
методам.
Технология
сотрудничества
представляет собой современную образовательную технологию личностно-ори-
ентированного типа и позволяет реализовать требования ФГОС четвертого поко-
ления.
Уходит в прошлое практика, когда преподаватель работает фронтально с
целой группой. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы рабо-
ты на уроке. Ценность технологии в том, что она помогает решать очень важные
задачи на современном уроке:
– заставляет учащегося ставить цели и находить способы её достиже-
ния;
– намного прочнее удерживают внимание студента и его включенность
в работу;
– приучают студентов обращать внимание не только на свои знания и
умения, но и контролировать усвоение знаний и качество работы товарища;
– помогает каждому студенту высказаться, предварительно выслушав и
проанализировав ответы других. То есть у студентов постепенно формируются
нормы сотрудничества, культуры общения, что позволит в дальнейшем строить
отношения с другими людьми;
– реализует воспитательные задачи: воспитание дружбы, ответственно-
сти, инициативности, толерантности к другим.
Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее,
но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается
не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но
и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить ра-
дость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радо-
ваться жизни.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто
что-то выполнять вместе
Задачи групповой работы:
Активизация познавательной деятельности.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение
ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусмат-
ривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг
друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).
Совершенствование межличностных отношений в группе.
Плюсы и минусы групповой работы.
Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало досто-
инств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.
Плюсы:
Повышается учебная и познавательная мотивация.
2
Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспеш-
ным, некомпетентным в решении каких-то задач.
В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации
знаний.
Улучшается психологический климат в классе.
Грамотно организованная работа в группе, работает на сохранение пси-
хического и физического здоровья учащегося;
Формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи;
В результате общения достигается взаимопонимание, столь необходи-
мое для развития личности;
Учит участвовать и контролировать свое участие в работе группы, ува-
жать ценности и правила, принятые группой, обосновывать свое мнение и от-
стаивать собственную позицию;
У каждого учащегося есть возможность выдвинуть и реализовать идею;
Какой бы пестрой ни была группа, она сделает больше, чем один чело-
век;
Улучшает творческое мышление, учит самооценке и самоуважению;
Не дает возможности спрятаться, задействованы все;
Совместная работа в небольших группах – ключ к успеху коллектива.
Минусы.
Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффектив-
ность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
Групповой работе надо сначала научить. Для этого преподаватель дол-
жен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия группо-
вая работа бывает неэффективна.
Организация групповой работы требует от преподавателя особых уме-
ний, затрат усилий.
При непродуманном комплектовании групп некоторые студенты могут
пользоваться результатами труда более сильных студентов.
Принципы групповой работы.
С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать
следующие принципы:
Учитывать уровень образовательных возможностей студентов.
Учитывать особенности состава группы.
Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т.
е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.
Распределять роли между участниками группы.
Организовывать коммуникацию в группе и между группами.
Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна
быть рефлексия учебной деятельности.
Варианты комплектования групп.
Разделение на группы – это важный момент в организации работы.
Способов разделения существует множество, и они в значительной степени
определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой ре-
зультат эта группа выйдет. Психолог Ю.Н.Кулюткин по этому поводу пишет: «В
3
группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения
доброжелательности. Только в этом случае возникает психологическая атмосфе-
ра взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх».
Группы создаются по-разному, в зависимости от сложившейся в группе
культурной, коммуникативной, эмоциональной ситуации. Сначала, пока идет
привыкание к новым формам работы, не нужно создавать постоянных групп.
Как только в той или иной группе работа в сотрудничестве наладилась и идет
активно, можно попробовать сохранить этот состав и на другое задание, на сле-
дующую тему. В остальных же группах имеет смысл составы менять, пока и там
не наладится такая же активная, слаженная работа.
Но если случилось так, что ребята сработались и научились помогать
друг другу, активно общаясь, то лучше такие группы (они называются базовы-
ми) оставлять постоянными на достаточно длительное время, пока не будут за-
метны какие-либо изменения в отношениях ребят к худшему.
Базовым группам можно давать и общие домашние задания с учетом
вклада каждого в общую задачу. Это, не значит, что эти ребята всегда во всех
случаях должны работать как единая бригада. Общая система обучения предпо-
лагает и индивидуальную, самостоятельную, деятельность, и работу в разных
группах.
Часто бывает целесообразно, исходя из специфики решаемой задачи
или педагогической ситуации, сложившейся в классе, организовать однородную
группу (одного уровня обучаемости). В этом случае учителю необходимо пора-
ботать со слабыми учениками, которые пока никак не могут вписаться ни в одну
гетерогенную группу, уделив ей максимум внимания. В дальнейшем эти ребята
все равно должны влиться в разнородные группы, однако бывает, что отдельных
учеников необходимо к такой работе подготовить и не только в академическом
плане, но порой и в психологическом.
Создание групп по различным признакам:
1. По желанию.
Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на
формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вари-
антах:
Разделитесь на группы по ... человек.
Разделитесь на ... равные группы.
2. Случайным образом.
Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем,
что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей слу -
чая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой
либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность
приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым
партнерам.
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед
учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может ис-
пользоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом добро-
4
желательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточ-
ной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.
Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение
тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью им -
провизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет
номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент
педагог) и т.п.
По определенному признаку.
Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так,
можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии
с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-
голубые, зеленые) и так далее.
Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может
объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо во-
обще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает
некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть
нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу
для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от
других (по сути дела – конкуренции).
По выбору «лидера».
«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответ-
ствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо
выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами».
Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хоте-
ли бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «ли-
деры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать ре-
зультата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.
В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуа-
ция набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не при-
менять этот способ, или сделать их «лидерами».
По выбору педагога.
В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него
признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может
объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схо-
жим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При
этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а
может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.
Виды групповой работы.
В своей работе я использую различные виды групповой работы
1.Бригадно-групповая форма работы
- Объяснение нового материала на уроке. Класс делится на несколько
групп. Каждой группе даётся определённое задание по закреплению учебного
материала, где необходимо разобраться во всех деталях.
5
- Выполнение задания по частям. Каждый ученик занят выполнением
своей части задания, или по вертушке, когда каждое последующее задание вы-
полняется другим учеником. Любое задание объясняется вслух учащимся и
контролируется всей группой. Успех группы зависит от работы каждого учени-
ка, между собой группы не соревнуются.
- Завершение задания. Общее обсуждение задания, если задание было
одинаковым для всех групп (проблемная или конкретная ситуация, задача, серия
задач и др.), если задания были разные, рассматриваются задания каждой груп-
пы.
- Индивидуальная проверка учителем отдельных учащихся (тест, опрос
и др.)
Кооперативно-групповая работа
Учебный материал разбивается на фрагменты: логические, смысловые
блоки. Каждая группа работает над своим блоком общей темы. Затем учащиеся,
состоящие в разных группах, встречаются как эксперты и обмениваются инфор-
мацией по данному вопросу, сверяя позиции, взгляды, точки зрения. Эксперты,
возвращаясь в группу, знакомят остальных с новой информацией. При этом
необходимо внимательно слушать партнёров по группе и делать записи в тетра-
ди. Каждый ученик заинтересован в добросовестном выполнении задания в свя-
зи с отчетом за часть своего задания.
Дифференцированная групповая работа
Разнородные по уровню обученности группы по 3-5 человек. Каждая
группа получает одно задание (задания дифференцированы по уровню сложно-
сти), которое может быть подзаданием большой темы, над которой работает
класс. В ходе работы в группе ведётся дискуссия, обсуждаются варианты реше-
ния проблемы, выстраивается логика исследования. После выполнения задания
каждая группа составляет доклад, который подлежит презентации на уроке.
Парная работа
Группы из четырёх учащихся разбиваются на пары и выполняют часть
группового задания, после выполнения которого обсуждают результат в группе.
В парах учащиеся работают над учебным текстом, обсуждают его, выде-
ляют главные мысли, составляют план, работают с документами. Учащиеся об-
суждают и спрашивают друг друга по новому материалу или заданному на дом.
Технология групповой работы
1.Подготовка к выполнению группового задания:
-постановку познавательной задачи (проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы;
-раздачу дидактического материала по группам
Групповая работа:
-знакомство с материалом, планирование работы в группе;
-индивидуальное выполнение задания;
-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
-обсуждение общего задания группы;
-подведение итогов группового задания.
Заключительная часть:
6
-сообщение о результатах работы в группах;
-анализ познавательной задачи;
-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели;
-дополнительная информация учителя.
Поведение преподавателя во время проведения групповой работы.
Преподаватель, работающий на занятиях с малыми группами, может ве-
сти себя по-разному:
Он может контролировать.
Организовывать.
Оценивать работу учеников.
Участвовать в работе группы.
Предлагать участникам разные варианты решений.
Выступать в роли наставника, исследователя или источника информа-
ции.
Обсуждение итогов
Не менее важным, а точнее одним из важных процессов групповой ра-
боты является обсуждение, которое состоит из нескольких этапов:
1 этап: выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложе-
ние своей позиции, от остальных участников требуется терпение, уважение к чу-
жой точке зрения, безоценочное принятие всего сказанного. Желательно фикси-
ровать на бумаге все высказанные гипотезы, для того, чтобы затем выразить
свое отношение к каждой из них.
2 этап: обсуждение высказанных гипотез (генерирование идей). На
этом этапе участникам групп понадобятся социальные умения, связанные с ци-
вилизованным обсуждением: умение слушать, соблюдать определенный поря-
док обсуждения, аргументировать свое согласие и несогласие.
3 этап: выработка группового решения, которое рождается в процессе
критической оценки предложенных вариантов и выбора общего, наиболее опти-
мального из них.
4 этап: обсуждение итогов работы группы, где участники группы вы-
двигают из своих рядов выступающего, который рассказывает о результатах ее
работы. Мнения групп фиксируются на доске и затем обсуждаются.
5 этап: обсуждение процесса работы (этот этап не так часто встречается
в реальной практике – как правило не хватает времени). Но возможностей у про-
цесса обсуждения гораздо больше, чем представляется. Можно задать учащимся
вопросы: «Понравилось ли вам обсуждение? Что давалось легко? Что было
трудно? Какие проявления в поведении участников способствовали работе, а ка-
кие мешали? И, наконец, что нужно было изменить, для того чтобы обсуждение
проходило более эффективно?»
Заключение
Таким образом, применяя групповую работу на своих уроках хотела бы
отметить, что повышается учебная и познавательная мотивация учеников, сни-
жается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, в группе выше обу-
чаемость,
эффективность
усвоения,
актуализация
знаний,
групповая
работа
7
способствует улучшению психологического климата в классе, развития взаимо-
уважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
Групповая форма деятельности на занятиях привносит новизну в орга-
низацию традиционного процесса обучения, способствует развитию социально
значимых отношений между учителем и группой учащихся, учащихся между со-
бой.
Потенциал групповой работы велик. Но это серьезный, профессиональ-
ный прием работы.
8
Список использованной литературы
1.
Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Кукушин В.С., Сучков Г.В. Пе-
дагогические технологии. – М.: ИКЦ «МарТ», 2014. — 336 с.
2.
Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: метод. пособие /
И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. – Казань: Казан. ун-т,
2014. – 288с.
3.
Дьячкова С. Обучение в малых группах по методике сотрудничества©
Журнал «Директор школы», № 4,
4.
Селевко Г. К. Современные образовательные техн
ологии. М.
9