Автор: Надеина Татьяна Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 33"
Населённый пункт: г.Норильск Красноярский край
Наименование материала: татья
Тема: Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников
Раздел: начальное образование
Система упражнений
для формирования устойчивого навыка чтения
у младших школьников
Татьяна Николаевна Надеина
МБОУ «СОШ№ 33»
учитель начальных классов
высшая категория
89059789174
«Уметь читать в широком смысле этого слова –
значит,
извлечь из мертвой буквы живой смысл»
К.Д.Ушинский
Актуальность
Уверенное владение навыком чтения является одним из
основных
условий
успешности
детей
в
учении.
Однако
читательские
навыки
сегодняшних
школьников
вызывают
серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей.
Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются
у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут
самостоятельно получать информацию из книг и учебников.
Современные
дети
не
просто не любят, но и не умеют
читать,
а
чтение
–
это
не
только
тот
предмет,
которым
надо
успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет
осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего
мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное
отношение к действительности.
Чтение – это труд, и труд тяжелый.
Сделать
его
более
производительным,
продуктивным – задача современного учителя.
Вопрос
беглого,
осознанного
и
выразительного
чтения всегда волновал педагогов начальных, средних и старших
классов,
так
как
чтение
–
один
из
важнейших
и
необходимых
компонентов
развития
речи
и
условие
дальнейшего
успешного
обучения.
Навыки такого чтения закладываются в начальных
классах.
К а к
п о м о ч ь
н а ш и м
д е т я м
справиться с трудностями при обучении чтению?
Зачастую
эту
проблему
пытаются
решить
просто
и
бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой,
обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть.
Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем
заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные
причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую
помощь ему необходимо оказать.
Причин
трудностей
много,
соответственно,
и
способы помощи существуют разные.
Чтение является сложным актом, который включает в
себя:
технические навыки – правильное и быстрое восприятие и
озвучивание слов, основанное на
связи между из зрительными
образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными
с другой.
процесс
понимания
смысла
читаемого
–
извлечение его смысла, содержания.
Эти
две
стороны
находятся
между
собой
в
теснейшей
взаимосвязи
и
оказывают
взаимное
влияние
друг
на
друга.
Совершенная
техника
приводит
к
быстрому
и
точному
пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст
читается быстрее и без ошибок.
Под техникой чтения
понимается умение узнавать написанные буквы, правильно
соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в
виде слогов, слов и предложений
(Т. Г. Егоров).
В процессе обучения чтению ученики под руководством
учителя
упражняются
и
в
технике
чтения,
и
в
понимании
прочитанного.
Однако,
значение
работы
по
формированию
и
автоматизации
технических
навыков
часто
недооценивается,
и
основной
акцент
учителя
перемещают
на
смысловое
чтение
в
ущерб технике.
Торопясь
переключать
ребёнка
на
работу
со
с мы с л ом
п р оч и т а н н о го ,
мы
н а ру ш а е м
е с т е с т в е н н ы й
психологический процесс формирования чтения и создаём условия
для появления ошибок.
С у щ е с т в у е т
м н о г о
п р и ч и н ,
т о р м о з я щ и х
с к о р о с т ь
ч т е н и я .
Среди них:
•
Природный темп деятельности
•
Регрессии
•
Отсутствие антиципации
•
Нарушения артикуляции
•
Неправильное дыхание
•
Малое поле зрения
•
Уровень организации внимания
•
Уровень развития памяти
Каждая из перечисленных причин может оказывать влияние
на технику чтения.
Далее я кратко остановлюсь на каждой из
этих
причин
и
приведу
примеры
упражнений,
помогающих
устранить
причины,
тормозящие
развитие
и
совершенствование
технической составляющей процесса чтения.
I. Природный темп деятельности
Обычно родители сами замечают, что ребёнок медлителен,
немножко «копуша», а если темп занятий высок, то не успевает и
легко устаёт. Все эти наблюдения говорят о том, что природный
темп деятельности ребёнка имеет невысокую скорость. И вины
ребёнка в этом нет.
Темп
деятельности
–
это
скорость,
с
которой
работают
психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление,
воображение.
Это
количество
операций,
действий,
движений,
которые
выполняет
человек
за
единицу
времени.
Темп
деятельности, являясь врождённым, определяет насколько быстро
человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает
над
решением
задачи
и,
конечно,
читает.
Но,
хотя
темп
деятельности
и
является
врождённым
устойчивым
свойством
нервной
системы,
он
в
течение
жизни,
включаясь
в
самые
разнообразные виды деятельности, может постепенно изменяться.
Это значит, что, используя определенные упражнения, можно
увеличивать темп чтения. Такими упражнениями могут быть:
1. Многократное прочтение
Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот
же
рассказ
в
течение
одной
минуты.
Закончив
чтение,
ребенок
отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем
следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении
минуты
ребенок
отмечает
количество
прочитанных
слов.
Естественно,
во
второй
раз
удается
прочитать
больше.
Пусть
ребенок повторит чтение несколько раз до тех пор, пока количество
прочитанных слов не перестанет увеличиваться.
2.
Молния
Упражнение
заключается
в
чередовании
чтения
в
комфортном
режиме
с
чтением
в
максимально
быстром
темпе.
Переход
на
чтение
в
ускоренном
режиме
осуществляется
по
команде «Молния».
3.
Буксир
Вы читаете текст вслух, варьируя скорость чтения от 80
до
160
слов
в
минуту.
Ребенок
читает
тот
же
текст
про
себя,
стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и
попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша
скорость будет значительно превышать скорость чтения ребенка,
снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е.,
если темп чтения ребенка 20-25 слов, то ваш темп чтения должен
быть не выше 40-45 слов в минуту.
II.Регрессии
-это возвратные движения глаз с целью повторного чтения
уже
прочитанного.
Этот
недостаток
самый
распространённый.
Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой
текст – как лёгкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями
глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в
этом нет.
Причины регрессий
1. Сила привычки
Это самая распространенная причина. Ее корни
кроются в том, как обучали ребенка чтению. Очень часто мы, сами
того не замечая, формируем у ребенка эту привычку. На первых
этапах,
когда
ребенок
еще
только
осваивает
послоговой
способ
чтения
и
ему
еще
трудно
с
первого
прочтения
уловить
смысл
прочитанного слова, мы просим его прочитать слово снова и снова,
пока смысл прочитанного не станет понятным. Однако некоторые
дети
не
прочитывают
слово
вновь,
а
лишь
проговаривают
прочитанное, привыкая к такому способу осмысления.
Или
другой
вариант,
когда
родители
слишком
торопятся и хотят, чтобы ребенок как можно быстрей начал читать
целым словом, в то время как ребенок еще не готов к новому
способу чтения и привыкает сначала читать про себя по слогам
(трудно
с
первого
раза
прочитать
по-другому),
а
затем
вслух
прочитывает
(проговаривает)
целым
словом.
И
то
и
другое
формирует привычку к регрессии. Кроме того, последний вариант
способствует
формированию
привычки
в
дальнейшем
всегда
перечитывать длинные и трудные по написанию слова.
2.
Кажущиеся трудности текста.
Если причина регрессий в том, что текст труден
для понимания ребенка, то в этом случае предложите ему прочитать
текст без регрессий, даже если отдельные места текста непонятны.
Часто дальнейшее чтение снимает возможные вопросы и делает
возвраты ненужными.
3. Отсутствие внимания.
Если причина регрессий в слабой концентрации
внимания,
то
необходимо
прервать
чтение.
Возможно,
ребенок
устал (спросите его об этом) или его что-то беспокоит, и это мешает
ему сконцентрироваться. Дайте ребенку время на отдых. Кроме
того,
вы
можете
использовать
некоторые
упражнения
для
концентрации внимания.
Устранение регрессии
Последние две причины - явления временные и достаточно
легко
снимаются.
Их
влияние
на
скорость
чтения
не
особенно
значительно. В то время как первая причина - сила привычки (как и
все привычки человека) - явление достаточно устойчивое, и для ее
преодоления
будут
необходимы
регулярные
занятия
с
использованием специального упражнения.
Это упражнение
«Чтение с окошечком».
Для
него
Вам
потребуется
лист
плотной
бумаги,
в
котором вы вырежете небольшое окошечко. Вы берете лист бумаги
размером 10 на 5 см.С правого края прямоугольника вырезаете
небольшое
отверстие
-«окошечко»,
по
высоте
равное
ширине
строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4
буквы.
Листок
накладывается
на
строку
и
передвигается
сначала
взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки. При движении
листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе
с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того,
что прочитанное будет закрываться.
Постепенно
ребенок
привыкнет
при
чтении
скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания.
Как я уже сказала, для того чтобы преодолеть силу привычки к
регрессиям,
необходимо
сформировать
новую
привычку,
при
которой
взгляд
будет
правильно
передвигаться
по
строке
слева
направо.
Формирование
новой
привычки
или
переучивание
-достаточно
длительный
процесс,
ведь
привычка
-
это
автоматизированное
действие.
Поэтому
нужно
использовать
«окошечко» постоянно при чтении текстов, заданных на дом.
Регрессии
нарушают
правильность
чтения.
Но
методика
обучения чтению располагает немалым запасом средств, которые
позволяют свести к минимуму регрессии и подчинить их смысловой
стороне чтения.
1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:
козы – косы
трава – травы
ветер – вечер
взбежал – вбежал
2. «Найди лишнее слово»
(Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой)
Шляпа шляпа шляпы шляпа
Стол столб стол стол
Дом дом дом ком
Галка палка палка палка
Лапа лапа лапа липа
Попал пропал попал попал
. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:
вслух – глух – слух
вьют – вьюн – вьюга
4. Чтение цепочек родственных слов:
вода – водный – подводный
лес – лесной – лесник - подлесок
5.
Чтение
слов,
в
которых
парные
по
твердости
–
мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:
ест – есть
галка – галька
угол – уголь
6. Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов
перед чтением всего текста.
Раз – ли – ва – лось
разливалось
Пу –те -шест–во–вать
путешествовать
За – швы – ря - ли
зашвыряли
7. Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения
были напечатаны разным шрифтом:
поСКАкаЛи
взлеТЕЛ
БРЫЗгаЛИ ПРОкриЧАли
III.Антиципация
Возможно, вы замечали за собой при чтении, что многие
слова,
которые
вы
читаете,
вы
не
дочитываете
до
конца,
догадываясь, что же это за слово по содержанию. Такой прием,
используемый
для
дальнейшего
осмысления
текста,
называется
антиципацией,
или
предвосхищением,
по-другому
- смысловой
догадкой.
Это
психический
процесс
ориентации
на
предвидимое
будущее.
Он
основан
на
знании
логики
развития
событий
и
значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем
использует этот прием.
В тоже время, если у ребенка не развито умение
догадываться
по
смыслу,
ему
будет
необходимо
каждый
раз
дочитывать
каждое
слово
до
конца,
чтобы
осмыслить
фразу,
осознать содержание прочитанного.
Упражнения,
направленные
на
развитие
навыка
антиципации
1. Чтение с пропущенными окончаниями.
Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло…
мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась…
уви…,
что
одна
му…
села
на
шля….
Он
как
подпрыгнет
–
и
уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька
сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его
сверху.
А
в
комнате
сидели
Володя
и
Вадик.
Они
раскрашива... картинки и не виде…, как кот Вась… попал под
шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось- упало
на пол.
2. Доскажи строчку.
Ло – ло – ло – как на улице … (светло)
Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)
Мама Милу мыла мылом,
Мила мыло не … (любила).
3. Занимательные модели.
- е- (мел, сел, лес)
е - - (еда, ели, ела)
е - - - - (енот, езда, ерши)
е - - (леса, село, пела)
4. Слова-невидимки
- Я толстый и большой. С - - -
- Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -
- На мне кузнечики звенят. С - - -
- А я - конечный результат. И- - -
(слон, стон, стог, итог)
5. «Чтение наоборот» по словам.
Написанное
причитывается
таким
образом,
что
последнее слово оказывается первым, и т.д.
6. «Поиск смысловых несуразностей».
Детям предлагается специально подготовленный
текст, в котором наряду с обычными, правильными предложениями
встречаются
такие,
которые
содержат
смысловые
ошибки,
делающие нелепым описание.
Например:
«Дети
не
промокли
под
ливнем,
потому
что
спрятались под телеграфным столбом».
7. «Чтение текста через слово».
Читать нужно не как обычно, а перескакивая через
слово. Это вносит разнообразие в упражнения. Дети с большим
желанием его выполняют.
IV.Артикуляция
Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, может
б ы т ь недостаточная
артикуляторная
подвижность
речевого
аппарата. Уже само название причины объясняет, за счет чего
происходит снижение скорости чтения: артикуляторный аппарат не
дает возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные
слова.
Для процесса чтения чрезвычайно важна произносительная
сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков,
соблюдение
правил
орфоэпии
–
произносительных
норм
литературного языка, умение говорить (и читать!) выразительно,
достаточно громко, владеть интонациями, паузами.
Упражнения для работы над артикуляцией
1.Чтение чистоговорок.
Троекратное повторение слога в начале чистоговорки
помогает правильно произнести этот же слог последним.
Жа - жа - жа — есть иголки у ежа.
Ло - ло - ло — на улице тепло.
My - му - му — молоко кому?
Ры - ры - ры — летают комары.
Чи - чи - чи — у дома кирпичи.
Нужно использовать те слоги, произношение которых
у ребенка вызывает трудности.
2. Чтение скороговорок.
Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются
слова,
сходные
по
звучанию,
но
разные
по
смыслу.
В
словах
ритмически повторяются звуки, слоги.
Утром присев на пригорке,
Учат сороки скороговорки.
Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.
Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
Шел Егор через двор
С топором чинить забор.
V.Неправильное дыхание
В
книге
М.Р.
Львова
“Школа
творческого
мышления”
в
памятке “Что нужно уметь, чтобы говорить или читать правильно и
выразительно” на первое место ставятся “умение ровно и глубоко
дышать - владеть своим дыханием” и “умение говорить звонко,
громко, но без крика”.
Формировать навык владения дыханием и голосом
я предлагаю с помощью следующих упражнений.
«Задуйте свечу»
Сделайте
глубокий
вдох
и
разом
выдохните
весь
воздух.
Задуйте одну большую свечку.
Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий
вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много
маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть
как
можно
больше
маленьких
свечек,
сделав
максимальное
количество коротких выдохов.
Побрызгайте белье водой (в один прием, три, пять)
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
«Сдерживание дыхания»
Дети
ставят
полоски
бумаги
на
уровне
губ,
набирают побольше воздуха и начинают выдыхать потихоньку так,
чтобы полоска бумаги не шевелилась.
«Медвежата»
Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-
медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском,
четко произнося [м].
Мам, меду б нам,
Мам, молока бы нам.
VI.Малое поле зрения.
Поле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами
при одной фиксации
Малое
поле
зрения
–
большой
недостаток
у
многих читателей.
Так как у детей поле зрения мало, их глаза
делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы
взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.
Упражнения, помогающие расширить поле зрения
1.
На
решение
этой
задачи
направлено
упражнение
«Прирамида».
КОС*ТЕР
ПАТ * РОН
ПЛА * КАТ
ГНЕЗ * ДО
ПАШ * ТЕТ
ЛИ * ВЕНЬ
ЛО * ШАДЬ
МОР * КОВЬ
ТЕТ * РАДЬ
Психологи убедительно доказали, что размер оперативного
поля,
с
которого
происходит
съем
информации,
зависит
от
обучения. Значительно расширяют поле зрения широко известные у
психологов цифровые таблицы Шульте. Но при работе с ними
глаза читающего движутся скачкообразно. А для расширения поля
зрения необходима фиксация глаз в одном центре.
2.Чтение первого и последнего слогов на строке.
Барсучий нос
(отрывок)
К. Паустовский
… Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос,
похожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал
от жадности…
3.«Словесная пирамида»
Пирамиду
строим
из
слов
произведения,
которое
читаем.
Читаем слова в разном темпе:
кол
укол
уколол
уколоть
укололся
ма
мал
мама
марка
маркиз
знать
узнать
познать
опознать
опознанный
VII.Уровень организации внимания.
Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все,
что только входит в душу человека из внешнего мира.»
К. Д. Ушинский
Роль внимания при чтении так же
велика,
как
и
в
других
видах
ч е л о в еч е с ко й
деятельности.
Очень
часто
внимание
младшего
школьника
рассеивается,
он
не
может
сконцентрировать,
сосредоточить
внимание.
Свойства внимания
Распределение внимания
Задание: Найди среди букв слова и подчеркни их.
Оасолнцетиоьстолпои
Киноыаелмухаорлфсыропрмама
рпмашина
Задание:
Прочитай
предложение,
в
котором
все
слова
написаны слитно. Раздели предложение на слова.
СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ
МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС
ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО
Переключение внимания
Упражнение
«Клетчатая таблица»
Рассмотреть таблицу и найти вcе числа чёрного цвета от 1
до 12
Объём внимания
Это
упражнение
проводится
коллективно,
чтобы
ребёнку
было с кем соревноваться.
По сигналу «Внимание» показать карточку (см. образец), но
не более, чем на 2 сек. Ребёнок должен прочесть предъявляемый
материал и записать его.
По мере тренировок увеличивать объём материала.
Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв,
например:
Д П В
Р Б В Л
Ж К П Р Ч
К П Т Н С Д
Б М Д Р К Л Ф
С Т П Ц Г В Д К
М В П К Ш Л Ч Б С
Концентрация внимания
Задание:
Постарайся без ошибок
переписать следующие
строки:
Аммадама реберге ассамаса
Гесклалла ессанессас
Еналсстаде енадслат етальтаррс
Усогката лиммодорра клатимор
VIII.Развитие оперативной памяти
Развитие
техники
чтения
тормозится
из-за слаборазвитой
оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать
такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов.
Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово.
Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом
случае поработать над оперативной памятью.
Разновидностью зрительных диктантов является следующее
упражнение:
Предложение на доске:
Наташа отдала Свете одну вафлю.
Прочитайте и запомните предложение.
Первые буквы всех слов вставьте по порядку в таблицу.
Назовите автора, чьё произведение мы будем изучать на
уроке.
н о с о в
Использование
в
практике
этой
системы
упражнений
способствует
совершенствованию
техники
чтения.
Данные
диагностики свидетельствуют о том, что у учащихся
–
увеличился объём зрительных и слуховых восприятий, а
также угла зрения;
–
выработан навык антиципаций;
–
сформирована устойчивость внимания;
–
не имеют место регрессии;
–
увеличился словарный запас;
–
развит артикуляционный аппарат.
Сформированность техники чтения в свою очередь повлияла
на:
–
общее
развитие
речи
-
учащиеся
в
своей
речи
используют
чаще
распространённые
предложения,
эпитеты,
сравнения;
–
на повышение качества успеваемости;
–
на сохранение качественной успеваемости при переходе
на вторую ступень.
Памятка
Учись читать правильно
1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова,
если понял его.
3. При чтении будь внимательным к каждому слову.
4. Старайся понять, о чем читаешь.
5. Читай ежедневно вслух и “про себя”.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Совершенствованию навыков чтения способствует и домашняя
тренировочная работа. Здесь важная роль отводиться и родителям.
На
консультациях
и
родительских
собраниях
подробно
рассказываю как организовать работу по формированию навыка
чтения
с
детьми
дома,
чтобы
помощь
была
эффективнее,
показываю родителям отдельные виды упражнений. Особое место
отводиться
стимулированию
учащихся
при
обучении
чтению.
Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, должен быть
отмечен учителем. Важно показать ребенку результаты его труда,
вовремя похвалить, оценить его работу высокой отметкой. При
такой
организации
процесса
дети
работают
заинтересованно
и
увлеченно.
Комплексная
и
целенаправленная
работа
помогла
значительно
улучшить
процесс
обучения
чтению,
повысить
интерес к нему учащихся, что сказалось на конечных результатах:
68%
учащихся
научились
читать
выше
нормы
18%
учащихся
читают от 90 до 100 слов в минуту 32% учащихся читают от 100 до
120 слов в минуту 18 % учащихся читают от 120 до 140 слов в
минуту
Приложение
Предлагаю
упражнения,
которые
способствуют
повышению
техники
чтения.
1. Звуковая разминка, куда входят: работа над артикуляцией;
гласные: А, О, У, Ы, И, Э.
сочетания: А-У, А-О, Ы-И, Э-А, И-О.
согласные: Г-С-Ж, Ш-Ж-С.
согласные и гласные: ЖЕ, ЧЕ, ЩА, ЖРА, ЖРИ.
2. Скороговорки:
1. Водовоз вез из-под водопровода.
2. Говори, говори да не заговаривайся.
3. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наша голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш дуда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три
Егорка и т.д.
9. Летят три пичужки, через три пусты избушки.
10. В один, Клим, клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно.
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
13. Либретто «Риголетто».
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Бежит лиса по шесточку, жизни, лиса, песочку.
16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
17. Сшит колпак, вязан колпак, да не поколпаковски.
18. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом да все с творогом.
19. Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мышипоплоше несли
по два гроша.
20. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
21. На семерых сани, по семеро в сани.
22. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки – скок, Сеньку с
ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все – в сугроб.
23. Ткет ткач ткани на платки Тане.
24. Мама мыла Милу мылом.
25. Осип охрип, Архип осип.
26. Купи кику пик.
27. От топота копыт пыль по полю летит.
28. Не диковина полубрату сказать про Поликарпа.
29. Сыворотка из-под кислого молока, из-под простокваши.
30. Протокол про протокол протоколом запротоколирован.
31. Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипел укроп, как
при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.
32. Из-под Костромщины шли четыре мужчины: говорили они про
торги да, про покупки, про крупу да, про подкрупки.
33. Петр Петрович, по прозвищу Петров, поймал птицу-пигалицу;
понес по рынку, просил полтынку, подали пятак, а он и продал так.
34. Всех скороговорок не перескоговоришь, не перевыскоговоришь.
35. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю,
про Ларьку, про Ларину жену.
36. Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла пол рыла, до норы
не дорыла.
37. У осы не усы, не усищи, а усики.
38. Фофан-Фофан – в землю вкопан.
39. Была у Фрола – Фролу про Лавра наврала, пойду к Лавру – про
Фрола Лавру навру.
40. Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха.
41. Худ идет на гору, худ идет под гору; худ худу бает: ты худ, я худ;
сядь худ на худ; погоняй худ худом железным прутом.
42. Не велика птица-синица, да умница.
43. Молодец против овец, а против молодца сам как овца.
44. Только у молодца и золотца, что пуговка оловца.
45. Чайные чашки в печали, стуча и бренча, закричали.
46. Полчетверта четверика гороху, без червоточинки.
47. В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре
черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж.
48. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
49. Шакал шагал, шакал скакал.
50. Чешуя у щучки, щетина у чашки.
51. Щипцы да клещи – вот наши вещи.
52. Волки рыщут – пищу ищут.
53. Шел грек через реку, видит грек: в реке рак; сунул грек руку в реку,
рак за руку грека цап.
54. Стоит стопочка на окошечке, не подъявлена, не выявлена; пришел
хват подъявить; подъявил и выявил.
Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата, служат
разминкой перед чтением.
3. «Фотоглаз»: за отведенное время ученик должен «сфотографировать»
столбик слов и ответить на вопрос, есть ли в нем данное слово.
Например:
урок город
перемена лес
школа дорога
книга красивый
ручка богатство
учитель автомобиль
обучение играть
«Найди лишнее слово»
береза нож
цветы вилка
осина ложка
опушка тарелка
трава блюдце
дерево чашка
портфель корова
Использование этого приема помогает ученикам научиться читать целыми
словами.
Цель упражнения: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов.
4. Чтение «Спринт».
На максимальной скорости, читая про себя незнакомый текст, требуется
найти ответы на вопросы. При этом нужно в процессе всего чтения плотно
сжимать губы и зубы.
Цель упражнения – тренировка в скорочтении.
5. Также применяю упражнения по совершенствованию техники чтения
системы И.Г. Пальченко.
Чтение за диктором способствует развитию артикуляции и выработке
навыка слитного прочтения слов.
Чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно
влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.
Многократное чтение способствует ежедневному накоплению в памяти
ученика зрительных образов слов, учит правильному чтению. Многократное
прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:
1-й раз – медленное чтение с учителем, четкое проговаривание слогов;
2-й раз – повторное прочтение без учителя;
3-й раз – плавное. Слитное чтение слов;
4-й раз – чтение в темпе разговорной речи;
5,6,7 раз – предложение перечитывается с поочередной постановкой
логического ударения на каждом знаменательном слове;
8,9,10 – темп чтения доводится до уровня скороговорки.
6. По методике профессора И.Т. Федоренко использовала зрительные
диктанты для совершенствования техники чтения.
В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений.
На доске пишется 6 предложений одного из наборов, и закрывают листом
бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно первое
предложение, и ребята в течение одновременного времени читают про себя,
стараясь запомнить это предложение.
По истечении этого времени стирается предложение и предлагается
записать его на листочках.
На 6 предложений одного набора уходит от 5 до 8 минут.
За два месяца при ежедневном письме появляются первые успехи в
обучении чтению.
Примерный набор
предложений для зрительных диктантов
№
п/п
Предложения
Число
букв
Время
экспо-
зиции
Классы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор №1
Тает снег
Идет дождь
Небо хмурое
Коля заболел
Запели птицы
Поле опустело
8
9
10
11
11
12
4
4
5
5
5
6
2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор №2
Трещат морозы
Я ищу землянику
В лесу росла ель
Наступила осень
Дни стали короче
В лесу много берез
12
13
13
14
14
15
6
6
6
6
7
8
2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 3
Прилетели птички
Ярко светит солнце
Лида вытерла доску
Весело бегут ручьи
Подул резкий ветер
Зоя прилежно учится
15
16
16
16
16
17
8
8
8
8
8
8
2
1.
2.
3.
4.
Набор № 4
Дятел долбит дерево
Я хочу посадить цветы
Иней запушил деревья
Без воды цветы завянут
17
18
18
19
8
7
7
7
2
5.
6.
Пролетело жаркое лето
Возле дома посадили ель
19
20
7
7
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 5
Солнышко светит и греет
Федя решал задачу у доски
Загорелась в небе зорька
На деревьях засверкал иней
Город Киев стоит на Днепре
В лесу собирают землянику
20
21
21
21
22
22
6
6
6
6
6
6
2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 6
Зимой земля покрылась льдом
Мальчик подарил маме цветы
Дежурные стерли пыль с доски
На огород забрались цыплята
Колхозники работают на лугу
Солнечные лучи растопили лед
23
23
24
24
24
25
5
5
5
5
5
4
2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 7
Небо покрылось серыми тучами
Дети посадили во дворе акацию
Бабушка купила внуку букварь
Землю согрело теплое солнышко
Моя сестра работает на фабрике
Ласково грело весеннее солнце
25
25
25
26
26
26
4
4
4
4
4
4
2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 8
Идет дождик
Мы любим наш Киев
Береги учебные вещи
У Андрея чистая тетрадь
Помогай своему товарищу
И в лесу, и на лугу стало тихо
10
14
17
20
21
22
5
7
8
10
10
10
3
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 9
Воды морей соленые на вкус
Наша страна борется за мир
Наш отряд рад, он идет в поход
Родину-мать учись защищать
Бьют часы Кремлевской башни
Красивы улицы нашего города
22
22
23
23
24
24
7
7
7
7
7
7
3
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 10
Москва – столица нашей Родины
Школьники поливают саженцы
Депутаты съехались на съезд
Надо быть честным и правдивым
Звезды сияют на башнях Кремля
Летом наша семья жила на Волге
24
24
24
25
25
25
5
5
5
5
5
5
3,4
1.
Набор № 11
Весело колосится густая рожь
25
4
2.
3.
4.
5.
6.
Поля запорошило белым снегом
Мы читали интересный рассказ
Мичурин много и упорно работал
Новые дома растут очень быстро
Скошенная трава приятно пахла
26
25
26
26
26
4
4
4
4
4
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 12
Мы храбрые люди, мы Родину любим
В поле поспевают рожь и пшеница
В жаркий день мы купались в озере
Дети всех стран хотят жить в мире
Москва – большой прекрасный город
Сверкнула молния, и загремел гром
26
26
27
27
28
28
4
4
4
4
4
4
3,4,5
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 13
Давно скосили и убрали поля
Строители возводили высотный дом
Телевидение снимает уличные сцены
Весь народ гордится героями космоса
Дедушка Филипп пасет колхозное стадо
Люблю я в поле встречать восход солнца
28
29
30
31
32
32
4
4
4
4
4
4
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 14
Бесконечно тянется эта северная ночь
В далекой тайге живут охотники-эвенки
Все радовались встрече с космонавтами
Разведчики отправились в опасный путь
Дружная семья и землю превратит в золото
Обувь необходимо очищать от пыли
32
33
33
33
34
34
4
4
4
4
4
4
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 15
Зацветет, зазеленеет наш веселый огород
Наши границы защищают лучшие сыны
Родины
Хороши привольные, широкие степи
Украины
Наши славные воины грудью отстояли
Родину
Нам велит трудиться школа, учит этому
семья
Наш народ хочет жить в мире со всеми
народами
34
35
35
26
36
37
4
4
4
4
4
4
4,5
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 16
Книги и знания нам дорогу к свету
указывают
Наш колхоз назван именем героя-хлебороба
Школьники готовятся к новому учебному
году
Много работы в колхозном саду ранней
весной
На берегу моря раскинулся пионерский
36
36
37
37
38
38
5
5
5
5
5
5
лагерь
Скоро небо затянется тучами, заморосит
дождь
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 17
Однажды в студеную зимнюю пору я из лесу
вышел
Упорный труд и терпение повсюду творят
чудеса
От города через тайгу строители проложат
шоссе
Скоростные поезда мчатся от станции к
станции
Прохладная вода хорошо освежила уставших
ребят
Пришла весна, растопила снег, и с гор
побежала вода
38
39
39
40
41
42
5
6
6
6
8
8
6
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 18
Во всем мире люди объединяются для
защиты природы
Каждое лето тысячи людей отправляются в
Крым, к морю
Звуки радостных песен звенят над сводами
этого зала
По лесной заросшей тропе идет осторожно
пограничник
Наш класс участвовал в интереснейшей
спортивной игре
Стояла жаркая погода, даже листья на
яблонях пожелтели
42
43
44
45
46
46
8
8
8
9
9
9
7. Также очень хорошо развивает поле зрения таблица Шульте.
Работа выполняется за 10 секунд.
У каждого ученика карточки, в каждую клеточку которой вписаны цифры
от 0 до 10 и от 1 до 20 (1 кл.) и от до 25 (2, 3 кл.). В работе с таблицами
используется памятка:
Как можно быстрее назови все числа по порядку, указывая их карандашом.
Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за
другом чисел.
Помни: глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком.
Таблицы Шульте
5 14 12 23 2
16 25 7 24 13
11 3 20 4 18
8 10 19 22 6
21 15 9 17 1
14 18 7 24 21
22 1 10 9 6
16 5 8 20 11
23 4 25 3 15
19 13 17 12 2
15 6 16 9 14
1 8 20 24 2
18 22 10 21 12
17 11 23 5 25
7 4 13 19 3
7 18 8 11 22
16 25 13 2 9
6 10 1 20 5
15 24 17 14 19
3 12 21 23 4
6 1 18 22 14
12 10 15 3 25
2 20 5 23 13
16 21 8 11 24
9 4 17 19 7
22 25 7 21 11
8 2 10 3 23
17 12 16 5 18
1 15 20 9 24
19 13 4 14 6
12 21 4 13 8
1 10 17 19 2
23 16 5 15 6
7 24 22 18 25
11 20 3 14 9
9 5 11 23 20
14 25 17 19 13
3 21 7 16 1
18 12 6 24 4
22 15 10 2 8
7
. Примерный набор
предложений для слуховых диктантов
Примерный набор
предложений для слуховых диктантов
№
п/п
Предложения
Число
букв
Классы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 1
Дети поют
Я учу уроки
Юре три года
Пришла весна
Подули ветры
Петя удит рыбу
8
9
10
11
11
12
2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 2
Опустела роща
Ляля вяжет шарф
Девочка читает
Природа оживает
Малыши работают
Мама заварила чай
12
13
13
14
14
15
2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 3
Мы любим работать
Петя купил тетрадь
Приближается зима
Петух громко запел
Зацвел куст сирени
Стояли чудесные дни
15
16
16
16
16
17
2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 4
Дружно кипит работа
За окном метет метель
Идет урок математики
Дети стали вокруг елки
В рощу прилетели грачи
Утро было ясное и теплое
17
18
18
19
19
20
2
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 5
Наступила унылая осень
Посыпал пушистый снег
Ребята любят играть в мяч
Степа весело бежал на луг
На деревьях набухли почки
Мама купила Егору валенки
20
21
21
21
22
22
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 6
Светлана посадила березку
Наступили зимние каникулы
Зажглись разноцветные огни
Теленок весело бегал по лугу
Елочки зимой в лесу пушистые
По льду на коньках бежит Коля
23
23
24
24
24
24
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 7
На полях шумит спелая пшеница
Птицы улетели в теплые страны
Ребята помогли колхозникам
Ветерок качает вершины берез
Дети шагали по лесной тропинке
Саше купили цветные карандаши
25
25
25
25
26
26
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 8
Читай книги
Митя шел из школы
Зеленеют сады и поля
Наша семья живет дружно
Был теплый весенний день
Надвинулась тяжелая туча
10
14
17
20
21
22
3
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 9
Было ясно, но очень холодно
Теплый ветер веет в лицо
Отец подарил Виктору книгу
Судно держит путь на Восток
Наша речка вытекает из озера
В городе есть театр, кино, клуб
22
22
23
23
24
24
3
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 10
Мы любовались яркой зорькой
Товарищ поймал большую щуку
Мы собрались на рыбную ловлю
Расцветут весной цветы в саду
В густой траве прячутся зайцы
Хорошо в лесу в жаркий полдень
24
24
24
25
25
25
3,4
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 11
Мы любим нашу чудесную Родину
Горячая пора в колхозе весной
Прогулка за город состоялась
Ветви ивы склонились над водой
В лесу мы найдем букет ландышей
Болота причиняют немало вреда
25
25
25
26
26
26
3,4
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 12
Машины прорезают сеть каналов
Не спеши языком, торопись делом
Ребята пойдут за грибами далеко
Яркий луч заиграл на вершине ели
Рожь от дождя наклонилась к земле
Лето я провел в пионерском лагере
26
26
27
27
28
28
3,4,5
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 13
Над полем и озером поднялся туман
Бесконечные проступки не прощаются
В вечернем воздухе разлита прохлада
В тени кустов появились подснежники
У нас каждый человек должен трудиться
Шумит камыш на берегу степной речушки
28
29
30
31
32
32
3,4,5
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 14
Часто мы ходили собирать ягоды и грибы
Ветер свистел в голых ветвях деревьев
Колхозный пасечник показал нам пасеку
Корабль вернулся из дальнего плавания
Засверкали снежинки на ветвях деревьев
У меня за окном кормовая полочка для птиц
32
32
33
33
34
34
3,4,5
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 15
На реке Ангаре вырос юный город Ангарск
Много фабрик и заводов работает на торфе
Ярко сияло солнце, но грело не очень сильно
Капли росы заблестели на зелени деревьев
На выставке было много интересных стендов
Ранние заморозки окрасили листву золотом
34
34
35
35
36
36
4,5
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 16
Широко раскинулись на Алтае целинные земли
Ярко зеленеет в далеком поле молодая озимь
Пионерский лагерь находится на опушке леса
Дерево дорого не только плодами, но и листами
Маресьев услышал в кустах шорох и тихий шепот
Красные ягоды словно усыпали зеленые полянки
36
36
37
37
38
38
4,5,6
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 17
Из дешевой ткани можно сшить красивое платье
Мы составляли гербарий и коллекции насекомых
Высоко в небе в лучах солнца засверкал самолет
По реке Москве ходят большие волжские пароходы
В безоблачном небе раздавалось пение жаворонка
Советские люди превращают болота в леса и
огороды
38
39
39
40
41
42
5,6
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Набор № 18
Матросы стойко борются с разбушевавшейся
стихией
Яркие лучи солнца освещают верхушки стройных
елей
Из цветов и листьев ландыша изготавливают
лекарство
Авиация играет важную роль в жизни народов всего
мира
Звуки пионерского горна созывают пионеров на
зарядку
Возле школы цветы мы посеем, чтобы детям жилось
веселее
42
43
44
45
46
46
5,6,7
9. Слоговые пирамидки
р 1 о кос 1 арь
н 2 у пар 2 та
с 3 е кар 3 та
м 4 и бал 4 кон
к 5 а дру 5 жба
к 6 у до 6 ска
м 1 ы
в 2 ы
шко 3 ла
трам 4 вай
комба 5 йнер
10. Читайте слова наоборот (упражнения на концентрацию мыслей).
Умение концентрироваться на проблеме – одна из составляющих
успешного умственного труда.
Попробуйте тренировать способность концентрироваться при помощи
мысленного чтения слов задом наперед. Когда вы мысленно читаете слово
задом наперед. Вы должны представить его по буквам, а затем прочитать эти
буквы. Например – «слово» - «оволс», «дорога» - «агорд». Если ваше
сознание отвлеклось на сторонний предмет, то вы мгновенно теряется нить и
вам приходится выполнять упражнение заново. Таким образом, вы можете
тренировать свое внимание.
11. Не забываем и о здоровье, глазам нужен отдых.
Произвожу несколько упражнений, которые могут укрепить
глазодвигательные мышцы. Выполнять их следует примерно в течение 10
минут ежедневно.
1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом
в 30 сек.
2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную
сторону. Упражнения 2-3 рекомендуется делать не только с открытыми, но и с
закрытыми глазами. Выполнять их надо сидя, повторяя каждое 3-4 раза с
интервалом в 1-2 мин.
4. Выполнять сидя. Быстро моргать в течение 1-2 мин. Упражнение
способствует улучшению кровообращения.
5. Выполняется стоя. Смотреть прямо перед собой 2-3 сек. Затем поставить
пальцы руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на кончик пальца
и смотреть на него 3-5 сек. Опустить руку повторить 10-12 раз. Упражнение
снижает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком
расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнение, не
снимая их.
6. Выполняется сидя. Закрыть веки и нежно массировать их круговыми
движениями пальца в течение 1 мин. Упражнение способствует
расслаблению мышцы и улучшает кровообращение.
7. Поднять глаза к верху, сделать ими круговые движения по часовой
стрелке, затем сделать глазами круговые движения против часовой стрелки.
Повторить 5-6 раз.
8. Руки вытянуть вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки
вверх, сделать вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки
опустить, сделать выдох. Повторить 4-5 раз.
9. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 сек.; затем
перевести взор на кончик носа на 3-5 сек. Повторить 6-8 раз.
10. Закрыть веки. В течение 30 сек. массировать их кончиками
указательных пальцев
12. Пять золотых правил гигиены зрения.
Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор.
Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 мин. Обязательно
встать, размяться и только потом продолжать читать.
Правило 3. Никогда не читать лежа и в других условиях отсутствия
комфорта: слабое освещение, во время поездки в транспорте и т.п. Помните:
всегда расстояние от текста до глаз – 33 см.
Правило 4. Как можно больше динамических физических нагрузок для
общего укрепления организма и активизации его функций. Для зрения
предпочтительны игровые виды спорта, развивающие периферическое
зрение: футбол хоккей, баскетбол, волейбол, теннис т.д.
Правило 5. Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью
упражнений. Один раз в год посещать врача, проверять зрение.