Автор: Разливаева Алла Михайловна
Должность: Преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУ ДО ДМШ №1
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Специфика работы с ансамблем скрипачей в ДМШ. Особенности подбора репертуара для концертных и конкурсных мероприятий»
Раздел: дополнительное образование
«Специфика работы с ансамблем скрипачей в ДМШ. Особенности подбора репертуара для
концертных и конкурсных мероприятий»
Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь.
И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь.
Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу,
По чьему благословению я по небу лечу.
Б.Окуджава
Скрипка... Может ли ансамбль скрипачей понравиться современным детям, воспитанным на
компьютерных играх, живущим в мире высоких скоростей и технологий? Да, может! Вот
отрывок из сочинения одной девочки.
«...Едва вступила скрипка, я поняла, что это — настоящее. Музыка проникала в душу без
спросу. Сначала скрипка только пробовала голос — невинный и хрупкий. Она спрашивала
себя и отвечала, и была правдива и открыта до конца. Вот она запела полным голосом,
раскатилась протяжным контральто, но скоро стала взбираться вверх на цыпочках, замирая,
заманивая кого-то. Потом наступила жуткая короткая пауза, и скрипка вдруг заголосила,
заголосила истошными воплями, и на самом мучительном, хриплом стоне ее оборвало
фортепиано… Я долго не могла прийти в себя, я была удивлена и ошарашена тем, какое
впечатление может произвести на меня музыка... Почти до слез».
Задача преподавателя ДМШ – привить и сохранить в детях любовь к музыке, научить их
получать и дарить радость от исполняемых произведений!
Ансамбль скрипачей – это одна из самых интересных и плодотворных форм работы с
начинающими скрипачами. При игре в ансамбле прекрасно развивается гармонический,
мелодический, полифонический слух, чувство темпа, ритма, музыкальная память. Дети учатся
слышать и понимать внутренний мир музыки, растут и развиваются в эмоциональном и
эстетическом плане.
В моем классе дети попадают в мир ансамбля с первого года обучения, и замечу, что этот вид
музицирования наиболее любим юными исполнителями.
Также на уроках специальности, ученик должен научиться слушать партию фортепиано, это
тоже первые навыки ансамблевой игры.
При игре со своими сверстниками, в детях просыпается дух соперничества,они старательно
учат партии, тянутся за более сильными учениками, , стараются стать лучшими. И так как они
объединены общей целью и задачами, между ними рождается взаимопонимание,
взаимоуважение, крепкая дружба.
Методика работы над произведениями
С самых первых уроков в классе, я веду предварительную работу с каждым участником
ансамбля: добиваюсь чистоты интонации, правильных штрихов, выразительности фразировки
и других моментов, необходимых в ансамблевом исполнении. Все ученики имеют разные
музыкальные способности, и поэтому важно искать индивидуальный подход к каждому.
Одному ребенку нужно долго и упорно работать над каждой нотой, а другому, имеющему
хорошие музыкальные данные, достаточно несколько уроков и он готов к выступлению.
Обычно такие учащиеся становятся лидерами в коллективе, примером для других и моей
главной опорой. Для их дальнейшего развития, полезно давать им возможность попробовать
свои силы и в других составах с уже более сложной партией (дуэты, трио, сольные партии).
В своей работе я сочетанию словесное объяснение (беседа, рассказ), собственный показ,
совместное исполнение музыкального произведения.
При работе с несколькими детьми, я обязательно использую игру каноном, метод вариативных
показов. Это активизирует творческую самостоятельность детей. Также очень полезен опыт,
когда каждый из ансамблистов выступает в роли солиста - концертмейстера. Дети слушают
друг друга, оценивают, выбирают лучшего. Воспитываются психологическая выносливость,
артистизм, ответственность, добросовестность.
По мере развития учащегося, я постепенно усложняю его партии, придерживаясь принципа «от
простого к сложному». Если проследить линию профессионального развития учащегося в
классе ансамбля, то наглядно виден его постепенный прогресс в техническом и музыкальном
плане. Для удобства, я представляю слайд с восходящими ступенями. Расскажу немного о
каждом из этих этапов.
Вопросы подбора репертуара для конкурсных и концертных выступлений
Один из залогов успеха интересного занятия - правильно подобранный репертуар,
позволяющий заинтересовать ребенка и слушателя, а также выполнить методические задачи.
При подборе репертуара для ансамблей, я всегда просматриваю много нотной литературы,
стараясь найти интересные, яркие произведения, перспективные для предстоящих концертных
и конкурсных выступлений.
Времена меняются, и к сожалению, репертуар из существующих на данный момент сборников,
не всегда отвечает восприятию музыки современного ребенка. Поэтому я стала делать
собственные переложения, стараясь внести разнообразие в репертуар по жанрам и по стилю.
Вот несколько принципов, на которые я опираюсь при работе с материалом:
1.Перекладывая ноты для ансамбля, обязательно учитываю уровень технического и
музыкального исполнительства учащихся (партия по трудности не должна быть сложнее пьес,
изучаемых в классе по специальности).
2.Так же важен принцип многоплановости. Выбор разнохарактерных произведений различных
по жанрам, содержанию, стилевым особенностям делает возможным разностороннее
музыкальное развитие учащихся.
3.Следующее условие правильного подбора музыкального репертуара – егопедагогическая
целесообразность, т.е. он должен способствовать решению конкретных учебно-
воспитательных задач, соответствовать методическим требованиям на определенных этапах
музыкальной подготовки учащихся.
Здесь тесно работает межпредметная связь ансамбля со специальностью. Эти предметы
являются взаимополезными, так как урок ансамбля помогает заинтересовать ребенка,
простимулировать его к занятиям, а на уроках по специальности повышается уровень
скрипичного мастерства, необходимый для игры в ансамбле.
4.Пьеса обязательно должна быть с «изюминкой», иметь «крючок» (психологический термин),
который сначала «цепляет» исполнителя, а потом и его слушателя. Это может быть знакомая с
детства песня, которая вызывает приятные воспоминания или эмоции; или яркая,
запоминающаяся мелодия, подкрашенная необычными изобразительно - звуковыми эффектами
(резкая секунда (звук клаксона), стук тростью смычка по корпусу скрипки (деревянные
молоточки); звучащих жестов (это хлопки, стуки ладошкой или костяшками пальцев по
корпусу скрипки, щелчки, топы), голосовых выкриков (по педагогике Карла Орфа (нем.комп.-
экспрес.) музыкальное и творческое развитие детей развивается в комплексе (несложные
песенки сопровождаются жестами, вскрикиванием, дразнилкой, приплясыванием).
Руководитель должен постоянно поддерживать интерес к исполняемым произведениям, ставя
перед участниками детского коллектива все новые художественно-исполнительские и
познавательные задачи.
Знакомые песенки сказочных персонажей, веселые и образные джазовые мелодии всегда
находят отклик в детских сердцах. Это короткие, легкие в исполнении, яркие миниатюры, где
трудности (штриховые, интонационные) легко преодолеваются. Кроме того - это яркие
концертные номера, которые можно с успехом исполнять как на тематических концертах и
концертах для родителей, так и на конкурсах, фестивалях.
Произведения с выразительной мелодией, разнообразными стилевыми особенностями,
являются полноценными концертными номерами и способствуют успешному формированию
профессиональной игры ансамблистов.
Заключение
Как всем нам известно, конкурсное или концертное выступление является необходимой
ступенью дальнейшего развития любого музыканта.
Отрадно отметить, что ансамбль скрипачей "Аллегретто" постоянно участвует в различных
фестивалях, конкурсах, городских мероприятиях, концертах. Любое наше выступление
является не только стимулом к дальнейшей работе и возможностью показать свои достижения
и успехи, но также пропагандой, знакомством слушателей с «живой» скрипичной музыкой.
Коллективные формы музицирования очень востребованы в настоящее время. Звуки скрипки
всегда рождают живой отклик в душах всех детей и взрослых, будят в них прекрасные чувства