Автор: Гуськов Юрий Викторович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ "Чебоксарский техникум ТрансСтройтех"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: Моделирование автоэлектронных устройств в программе EWB 5.12
Раздел: среднее профессиональное
УДК 621.382
МОДЕЛИРОВАНИЕ АВТОЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ
В ПРОГРАММЕ EWB 5.12
Гуськов Юрий Викторович, к.т.н., доцент
Компьютерное моделирование является альтернативой экспериментальным
исследованиям электронных устройств и всё шире применяется на практике. В
настоящее время наибольшее распространение получили следующие пакеты
программ моделирования электрических схем: PSpice, Micro-Cap,
Design
Lab, Proteus VSM, NI Multisim, LTspice, Qucs, TINA-TI, Electronics Workbench и
др. Все они по сути представляют собой виртуальные лаборатории с набором
электронных компонентов.
Моделирование электронных устройств автомобильной электроники яв-
ляется актуальной задачей. В связи с этим предлагаются действующие модели
интегрального регулятора напряжения и электронного распределителя зажига-
ния, выполненные в программе Electronics Workbench 5.0.
На рис. 1 представлена схема интегрального регулятора напряжения в бор-
товой сети автомобиля при работе в нормальном режиме.
Рис. 1
На панели осциллографа приведены графики изменения входного и выход-
ного напряжения, на панели мультиметра – значение выходного напряжения.
Увеличить нагрузку можно переключением ключа [B], уменьшить напря-
жение генератора – переключением ключа [A].
Особенностями данной схемы являются высокая стабильность и точность
регулирования напряжения. Применение интегрального регулятора дает воз-
можность встроить его в генератор и упростить тем самым схему электропро-
водки автомобиля, повысить надежность генераторной установки.
На рис. 2 приведена схема электронного распределителя зажигания для
четырехцилиндрового четырехтактного двигателя. Распределитель зажигания
прерывает цепь первичной обмотки катушки зажигания и распределяет высокое
напряжение по свечам в необходимой последовательности.
Рис. 2
Схема включает источник напряжения питания, переключатель, RS-триг-
гер, универсальный 4-битовый двоичный счетчик, демультиплексор, логиче-
ский элемент И-НЕ и светоиндикаторы. Управление работой распределителя за-
жигания осуществляется переключением ключа [Space].
Достоинствами данной схемы является снижение погрешности момента
искрообразования и уровня радиопомех при работе системы зажигания.
В
целом,
можно
сделать
вывод
о
целесообразности
и
эффективности
компьютерного моделирования автомобильных электронных устройств, которое
значительно дешевле реальных испытаний. При этом значительно сокращается
время опытов, уменьшается погрешность результатов экспериментов. Освоение
большинства программ компьютерного моделирования не вызывает особых за-
труднений.
Список литературы
1. Гуськов Ю.В. Общие сведения о программе Electronics Workbench. Учеб-
ное пособие. – Чебоксары: Волжский филиал МАДИ (ГТУ), 2006.
2. Панфилов Д.И., Иванов В.С., Чепурин И.Н. Электротехника и электро-
ника в экспериментах и упражнениях: Практикум на Electronics Workbench: в 2
т. / Под общ. ред. Д.И. Панфилова. – М.: ДОДЭКА, 1999.
3 . Соснин Д.А. Автотроника. Электрическое, электронное и автотронное
оборудование легковых автомобилей. – М.: Солон-Пресс, 2010.
4. Тяпичев Г.А. Персональный компьютер в радиолюбительской практике.
– М: Издательский дом «Додэка-ХХI», 2006.