Напоминание

"Обучение младших дошкольников составлению рассказа - описания".


Автор: Иванова Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ Саракташский детский сад №10
Населённый пункт: Оренбургская обл. п. Саракташ
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: "Обучение младших дошкольников составлению рассказа - описания".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Саракташский детский сад №10 «Солнышко» общеразвивающего вида с

приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития

воспитанников» Саракташского района Оренбургской области

Доклад

из

опыта

работы

на

тему

: «

Обучение

младших

дошкольников

составлению

рассказа

-

описания

».

Подготовила:

воспитатель Иванова Н.Н.

Саракташ, 2018г.

Начиная

с

младшей

группы,

я

обучаю

детей

составлению

и

рассказыванию

описательных

рассказов.

Для

начала

ребенка

нужно

расположить к беседе. Индивидуальное общение «глаза в глаза» - так можно

передать

ребенку

какое-либо

сообщение

и

вызвать

его

на

общение.

Ситуативный

разговор,

оформленный

ситуативной

речью,

готовит

эмоционально интеллект ребенка к рассуждению, к открытию зависимостей и

закономерностей.

Именно

он

определяет

готовность

ребенка

к

решению

интеллектуальной

задачи.

Я

строю

свой

разговор

таким

образом,

чтобы

ребенок мог отвечать на мои вопросы, всем своим видом даю ему понять, что

наш разговор мне интересен.

У ребенка трехлетнего возраста только формируется словарный запас. Его

речь бессвязна, поэтому первые опыты по рассказыванию даются ему с

большим трудом. Уговаривая ребенка перечислить достоинства той или иной

вещи: воротничок есть, чтобы горлышко не мерзло, рукава… Но проводить

такое

занятие

можно

лишь

после

того,

как

проведена

большая

подготовительная

работа

и

ребенок

честно

усвоил

для

себя

назначение

каждой вещи и ее детали.

Важно научить ребенка составлять рассказ-описание, который называется

«словесное рисование», «что глазки видят, то язычок говорит». Если вы в

младшей группе научите детей этому, то в старшей группе воспитанники

порадуют вас образностью речи, точностью воссоздания образа предмета,

который разбудил их эмоции.

Но и в этом случае речь ребенка достаточно сумбурна. Чтобы научить

ребенка

составлять

описательные

рассказы,

по

плану

вводим

опорные

картинки-символы. Обозначение этих картинок дети проговаривается вместе

с детьми. Составляя рассказ по этим картинкам, дети приобретают первый

опыт составления рассказов по плану.

В младшей группе, чтобы активизировать речь детей при рассматривании

картины,

ведем

разговор

«Мишкой»,

«от

обратного».

Мишка

пытается

доказать детям, что на картинке, например «кошка с котятами», изображена

белка. Абсурдность рассуждений Мишки активизирует речь детей, обращает

внимание

на

детали

картины,

на

отличительные

особенности

разных

животных.

Дети,

составляя

рассказ

по

картинке,

отвечают

на

вопросы

Мишки,

доказывая ему свою правоту, учатся давать развернутые ответы.

Особенно в младшем возрасте самым интересным и любимым занятием

по развитию речи является рассмотрение и описание игрушек. Поскольку

каждая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание

поговорить о ней. Занятия по обучению рассказыванию с использованием

предметов и игрушек начинается с первой младшей группы и систематически

проводится во всех группах ДС. Дети внимательно рассматривают предметы,

игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной

форме) свои восприятия – зрительные, слуховые, осязательные и пр.

Работа по развитию описательной речи в младшей группе проходит в

определенной последовательности. Поскольку описание содержит выделение

самых разнообразных признаков объекта, на первом, подготовительном этапе

обучения, необходимо научить дошкольников выделять и фиксировать в речи

то, что они видят, слышат, осязают.

Младший возраст (3-4 года) В младшем дошкольном возрасте вначале стоит

задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек, затем

научить отвечать на вопросы по их описанию.

В младшем дошкольном возрасте проводится рассматривание и исследование

игрушки. Беседуя с педагогом дети отвечают на вопросы воспитателя,

называют игрушку, обращают внимание на характерные особенности

внешнего вида (цвет, форма, материал, свойства, назначение и т. д.,

подбирают сравнения и определения.

При описании игрушки в младших группах используются следующие

приемы:

Рассматривание;

Сравнение;

Беседа с детьми;

Совместное рассказывание;

Вопросы педагога;

Образец рассказа;

Тактильное восприятие;

Игра с этим предметом;

Художественное слово.

Внесение игрушки в группу до начала занятия.

Критерии отбора игрушек в младшей группе:

1. Не должны быть мелкими.

2. Близки к естественному виду;

3. Должны быть безопасны.

Подбор игрушек, предлагаемых для описания младшим дошкольникам, имеет

некоторые особенности: игрушки могут быть одинаковыми по названию, но

разными по внешнему виду (большой и маленький мишки, кукла с косичками

и кукла с бантом, красная и зеленая пирамидки и пр.) Такой подбор игрушек

обеспечивает активизацию словаря детей и развитие связной речи на основе

использования приема сравнения.

В своей работе я использую пособие Е.В. Колесникова «От звукоподражаний

к словам» от 2 до 3 лет.

Главное в раннем возрасте является развитие речи, через общую и мелкую

моторику. Главные цели в этом направление:

-Упражнять в умение согласовывать слова, стихотворения и действия.

-Стимулировать самостоятельную и двигательную активность в ситуации

игры.

-Развивать умение согласовывать движения с текстом стихотворения.

-Способствовать развитию общей и мелкой моторики (движения кистей рук).

Чем больше двигается ребенок, тем лучше развивается его речь. Малыш

учится подражать движения рук, пальцев, ног, головы. Как правильно,

действия сопровождаются стихотворными текстами, что очень важно не

только для развития двигательной активности, но и для развития речи.

Все движения, предлагаемые ребенку, хорошо ему знакомы ( бег, ходьба,

хлопки), новым будет переход от одного движения к другому. Игры нравятся

малышу, отвечают его основным потребностям: двигаться, подражать, играть

со взрослым, сверстниками. В них он получает впечатления от

художественного слова, повторяя за взрослым подражательные слова,

укрепляет артикуляционный аппарат.

Сопровождая действие словами, малыш учится вслушиваться в их звучание,

улавливать ритм, понимать смысл, а со временем – запоминать их.

Сопровождение текста стихотворения действиями вызывает у него

эмоциональную приподнятость и создает условия для понимания значения

новых слов.

Слова, сопровождающие движения, произносятся четко, неторопливо, фразы,

служащие сигналом, - громче.

Главный принцип в работе с малышом 2- 3 лет – это многократное

повторение игр, что является необходимым условием его речевого развития.

Это пособие помогает мне в работе реализовать развитие общей и мелкой

моторики, развивать звуковую культуру речи, обогащать словарный запас,

усваивать грамматический строй речи и чтение художественной литературы.



В раздел образования