Автор: Монтошкинов Олег Николаевич
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Обусинская СОШ"
Населённый пункт: с. Обуса Иркутской области
Наименование материала: методическая разработка урока русского языка в 9 классе
Тема: Обобщающий урок по теме "Бессоюзное сложное предложение"
Раздел: среднее образование
Открытый обобщающий урок русского языка в 9 классе по теме
«Бессоюзные сложные предложения»
Монтошкинов О.Н.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Обусинская СОШ»
Осинского района Иркутской области
Базовый учебник: Русский язык. 9 класс. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков,
Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко.
Тип урока: обобщающий урок
Место урока: 7 урок по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Оборудование: Учебники, тетради, мультимедийная презентация для урока,
рабочий компьютер учителя, план урока.
Цели урока: Систематизировать, обобщить и закрепить знания о постановке
запятой,
точки
с
запятой,
двоеточия,
тире
в
бессоюзном
сложном
предложении.
Формировать
умения
осознанно
пользоваться
данными
конструкциями в речи учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
систематизировать,
обобщить,
углубить
знания
обучающихся представления о бессоюзном сложном предложении;
Развивающие:
развивать
умения
и
навыки
анализа,
сравнения,
выделения главного в содержании материала; сформировать элементы
творческого поиска на основе приема обобщения.
Воспитательные: развить бережное отношение к окружающему миру, к
родному краю.
Ход урока
Структурные
элементы урока
Деятельность учителя и обучающихся
Выявление
имеющихся
знаний
Постановка задачи
Урока
(1 слайд- эпиграф)
( 2слайд - тема
урока)
Формулировка
темы урока
Воспроизведение
и коррекция
знаний
Анализ домашнего
задания
(3 слайд – река
Обуса с вопросами)
Систематизация
известных знаний о
бессоюзном
сложном
предложении
1. Учитель, обращаясь к классу, зачитывает эпиграф:
«Тяжело в учении – легко в бою!» (А.В.Суворов)
-
Как
вы
понимаете
смысл
слов
великого
полководца?
- Как эпиграф связан с темой нашего урока?
- Какие предложения называются сложными?
-
С
каким
из
видов
сложных
предложений
мы
познакомились на последних уроках?
2. Учитель сообщает тему урока.
Цель урока – обобщить, систематизировать и углубить
наши
знания
по
синтаксису
сложного
бессоюзного
предложения.
3. Учитель
вызывает
к
доске
1
ученика
и
одновременно
проводит
фронтальный
опрос
в
виде
беседы
с
остальными
учащимися.
Учащиеся
в
ходе
беседы выявляют знания, которые обобщаются.
У
доски
разбор
предложения
(
Мы
с
рождения
впитываем в себя воздух и картины своей родины, они
влияют
на
наш
характер
и
в
немалой
степени
организуют
нашу
жизнь). Дать
характеристику
предложения,
обозначить
границы
его
частей,
проставить знаки препинания, подчеркнуть главные и
второстепенные члены предложения.
Вопросы:
1)
Какие
предложения
называются
бессоюзными? (Бессоюзные сложные предложения
-
это сложные предложения, части которых связаны по
смыслу и интонации, без союзов или союзных слов).
2) Какие знаки препинания ставятся в
бессоюзном сложном предложении?
3) Какие бывают смысловые отношения
Самостоятельное
выполнение
практической
работы
индивидуальная
творческая работа
по вариантам
(4 слайд - задания с
вариантами)
(5 слайд – союзные
сложные
предложения)
между простыми предложениями в БСП в устной речи
и на письме?
4) Для выражения каких смысловых
отношений ставится в БСП запятая, точка с запятой,
двоеточие и тире? Какими союзами можно выразить эти
отношения? (Разбор примеров из домашнего задания
Упражнение 236 стр.104 по учебнику)
5) Упражнение 237 по учебнику
(Устный разбор упражнения)
4. Ребята, следующая работа выполняется вами
с а мо с тоя т е л ьн о .
В а м
н е о бход и мо
д о п и с а т ь
предложения,
исходя
из
смысловых
значений,
указанных
в
скобках.
Задание
выполняется
по
вариантам.
1 вариант
(для сильных
учащихся)
2 вариант
(для слабых учащихся)
А) Мы хорошо
отдохнули…
(условие)
(- пора продолжать
путь)
А) Мы очень обрадовались…
(причина)
(: наш класс едет на Байкал)
Б) Тренировки не
будет…(причина)
(: заболел тренер)
Б) По русскомуязыку у меня
хорошие оценки…
(противопоставление)
(- по математике пока
тройки)
В) На небосклоне
зажглись первые
звезды…(значение
перечисления)
(, появился яркий
полумесяц)
Учащиеся, первыми выполнившие задание, чертят на
доске схемы предложений, объясняя постановку знаков
препинания.
5. Преобразование союзных сложных предложений
Контроль уровня
сформированност
и умений
(6 слайд –
панорама Обусы)
Контрольное
тестирование
в БСП .
- Какие способы проверки знаков препинания в
Б С П
в ы
з н а е т е ?
(замена
БСП
союзными
предложениями).
- Перестройте союзные сложные предложения
в БСП. Запишите их, расставляя знаки препинания:
А) Дождь прошел, поэтому огород поливать не надо ( - ,
следствие)
Б) Вода в реке сильно поднялась, потому что долго шли
обильные дожди. (: , причина)
В) Было решено отправиться пораньше, и мы встали
чуть свет.
( - , следствие)
6. Ребята, в целях закрепления навыков пунктуации
проведем
объяснительный
диктант.
(Записывается
под
диктовку
учителя
текст,
учащиеся
объясняют
постановку знаков препинания в БСП)
Это моя Родина
Лето – самое прекрасное время года! Я люблю
ходить по росистой траве, когда первые лучи солнца
только
выглядывают
из-за
гор.
Привольно
дышится
ранним
утром. Заберёшься на высокую гору – всё
вокруг как на ладони видно (условие). Вот наше
село, за ним голубой ленточкой извивается речка
Обуса,
спешат
по
трассе
машины
(перечисление
действий).
Жужжат пчёлы, перелетая с одного цветка на
другой; в чистом небе, заливаясь песней, трепещет
крылышками жаворонок (осложнены части). Много
пчел
–
жди
дождя
(условие,
следствие).
Пройдёт
дождь – сразу оживает природа (следствие).
А вот и родничок. Напьёшься холодной воды –
сразу силы прибавится (следствие).
7. ( Дополнительное задание) Выборочный
диктант.
Подведение итога
урока
Организация
домашнего задания
(
У
каждого
ученика
на
парте
лежат
таблицы,
в
которые они вписывают нужные номера предложений)
Тире
Двоеточие
Противопоставление -
Причина -
Время -
Пояснение -
Следствие -
Изъяснение -
1.
Лето припасает – зима поедает.
2.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять
наши водоемы.
3.
Настанет вечер – загорятся на небе звезды.
4.
Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
5.
Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.
6.
Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.
Ответы:
Тире
Двоеточие
Противопоставление – 1
Причина – 4
Время – 3
Пояснение – 5
Следствие - 2
Изъяснение – 6
8. Учитель подводит итог урока.
- Что мы сегодня вспомнили на уроке?
(Правила
постановки знаков препинания в БСП)
- Какова была цель нашего урока?
(Обобщить,
систематизировать
и
углубить
пунктуационные
навыки в БСП)
- Что нужно сделать для того, чтобы правильно
выбрать
знак
препинания
в
БСП?
(Установить
смысловые
отношения
между
частями
БСП;
применить приём синонимичной замены БСП ССП или
СПП).
9.
Выставление оценок.
10. Написать сочинение-рассуждение по теме
«Тяжело в учении – легко в бою», используя БСП.
Тире
Двоеточие
Противопоставление -
Причина -
Время -
Пояснение -
Следствие -
Изъяснение -
1.
Лето припасает – зима поедает.
2.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.
3.
Настанет вечер – загорятся на небе звезды.
4.
Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
5.
Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.
6.
Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.
Тире
Двоеточие
Противопоставление -
Причина -
Время -
Пояснение -
Следствие -
Изъяснение -
1.
Лето припасает – зима поедает.
2.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.
3.
Настанет вечер – загорятся на небе звезды.
4.
Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
5.
Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.
6.
Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.
Тире
Двоеточие
Противопоставление -
Причина -
Время -
Пояснение -
Следствие -
Изъяснение -
1.
Лето припасает – зима поедает.
2.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.
3.
Настанет вечер – загорятся на небе звезды.
4.
Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
5.
Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.
6.
Заранее предупреждаю: удобств на пути не будет.
Мы с рождения впитываем в себя воздух и картины своей родины
они влияют на наш характер и в немалой степени организуют
нашу жизнь.
Дать
характеристику
предложения,
обозначить
границы
его
частей,
проставить знаки препинания, подчеркнуть главные и второстепенные члены
предложения.