Автор: Быковская Елена Анатольевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: детский сад "Аленушка", структурное подразделение МБОУ "Бочкаревская СОШ"
Населённый пункт: с.Бочкари, Целинный район
Наименование материала: творческий проект
Тема: "Чудеса времен года"
Раздел: дошкольное образование
Детский сад «Аленушка»,
структурное подразделение МБОУ «Бочкаревская СОШ»
Целинного района, Алтайского края
Групповой, долгосрочный, творческий проект
Музыкальный руководитель:
Быковская Елена Анатольевна
2018г.
Пояснительная записка.
«Красота музыки имеет своим источником
красоту окружающего мира. Пусть ребенок
чувствует красоту и восторгается ею, пусть в
его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина...»
В.А. Сухомлинский
Экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная
проблема настоящего времени. Правильно организованное и систематически
осуществляемое, оно оказывает интенсивное влияние на ум, волю, чувства
ребенка.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное
социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы
экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому
процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны —
работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно,
имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития
детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает
свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому,
желание созидать, а не разрушать.
Музыка в этом процессе играет особую и важную роль. Ведь музыка — это
«язык чувств». Она волнует, создает определенное настроение, заставляет
думать.
При прослушивании музыкальных произведений, в которых отражены
времена года, явления природы, картины природы, различные природные
явления, метод разъяснения помогает дошкольникам представить картины
природы, услышать звукоподражание в музыке голосам птиц, почувствовать
настроение в природе, каким выразил его композитор в музыке.
Музыка способна ярко выразить конкретные явления действительности: шум
волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц. Она выполняет роль ключа,
который открывает мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы
интеллекта и чувства.
Чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу.
Цель моей работы: воспитание гармонически развитой личности, постижение
мира природы через музыкальные образы, развитие музыкально-эстетических
представлений и художественно- творческих особенностей детей; создание
условий, раскрывающих потенциал дошкольников, ориентированных на
диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, и
способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников
педагогического процесса.
Проект направлен на решение экологического и музыкального воспитания в
соответствии с базовыми образовательными программами.
Проект разработан на основе развивающей технологии и технологии
проектного обучения.
Знания, приобретенные в ходе реализации проекта, становятся достоянием
личного опыта детей. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими
детьми в процессе собственной деятельности.
Реализация задач проходит через музыкальную, художественно-творческую
деятельность.
Дети, с которыми проводится работа, показывает, что у них появляется
желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои
впечатления. Участие в проектной деятельности стало для детей способом
удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития
творческих способностей.
У большинства родителей возникло желание пополнить свои знания о
взаимосвязи музыки с природой.
Практика показывает: если родители любят природу, понимают ее, живут с ней
в тесном контакте, то и их ребенок активно включается в окружающую жизнь.
Ему близко музыкально-поэтическое творчество, он умеет фантазировать и
импровизировать.
Информационная карта проекта.
1.
Регион, в котором находится Учреждение: Алтайский край, Целинный
район
2.
Название Учреждения: детский сад «Аленушка», структурное
подразделение МБОУ «Бочкаревская СОШ»
3.
Полное название проекта: «Чудеса времен года»
4.
Автор проекта: музыкальный руководитель Быковская Елена
Анатольевна
5.
Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.
6.
Направление деятельности проекта: синтез музыкального,
экологического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного
возраста.
7.
Цель проекта: воспитание гармонически развитой личности,
постижение мира природы через музыкальные образы; развитие
музыкально-эстетических представлений и художественно-творческих
способностей детей.
8.
Задачи проекта:
-развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из
компонентов экологической культуры;
-формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим
миром;
- развитие познавательных способностей детей; творческого мышления,
воображения;
-сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы;
-углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки:
различать звукоподражания некоторым явлениям природы, выражение
настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года;
- развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и
искусстве, составляя образы природы, выраженные различными видами
искусств (живописью, поэзией, музыкой
9.
Краткое содержание проекта:
-накопление информации по теме;
- подвести к пониманию того, что многое в окружающем мире, имеет свои
звуки, свою музыку;
- создание психологически-комфортной обстановки, расчитанной на
дифференцированный подход к каждому ребенку;
-экскурсии в осенний, зимний, весенний лес, летнюю рощу;
- проведение блоков занятий экологического направления, интегрированных
занятий (музыка, изо, экология, развитие речи);
-чтение стихов о временах года;
- рассматривание репродукций картин русских художников, слушание
музыки по теме проекта;
-выставки детских работ;
-беседы;
-анкетирование родителей;
-презентация проекта: развлечение «Чудеса времен года»
10.Сроки проведения: в течение года
11.Количество участников: 19 человек, музыкальный руководитель,
воспитатель, родители.
12.Форма проведения: дневная
13.Ожидаемые результаты (продукт проекта):
-расширение кругозора воспитанников;
-развитие творческого мышления;
-повышение уровня экологической культуры педагогов и воспитанников,
формирование навыков экологического и нравственного поведения;
- поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее,
высказывать свои впечатления;
-оптимизация сотрудничества с родителями;
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в
формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка,
укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;
-выставки детских творческих работ;
-развлечение «Чудеса времен года».
Содержание проекта. (приложение )
Содержание
Проекта
Цель
Рекомендуемый
материал
Детская и семейная
продуктивная
деятельность
1. Занятие (НОД)
(музыкальное)
Обратить внимание детей
на проблему: о каких
волшебных клубочках
говорится в этой песенке?
Стихи о временах
года. Загадки.
«Разноцветная
песенка»
Познакомить родителей с
работой по музыкальному,
эстетическому и
экологическому
Какого они цвета? (Времена
года)
«Разноцветная песенка»
Сл. В.Орлова, муз.
Н.Мурычевой
«Некогда солнышку в небе
лениться,
Есть у него разноцветные
спицы,
Пряжа цветная на дне
сундука-
Ровно четыре, ровно
четыре, ровно четыре
волшебных клубка...»
воспитанию.
(Информационные стенды)
Осень.
2. Экскурсия в
осенний парк.
«Очей
очарованье».
Продолжать учить
сравнивать объекты и
явления природы, находить
различия и сходства;
научить наблюдать,
воспитывать
любознательность
Подбор пословиц,
поговорок об осени.
Чтение
стихотворения
Бунина «Осень»,
Беккер «Времена
года».
«Падают листья»-
танец-импровизация
Сл. и муз.
М.Картушиной
Рисование на тему:
«Ранняя осень».
Составление гербария.
3. Цикл
наблюдений
«Изучаем жизнь
природы осенью»
Расширить и обобщить
знания о природе как о
целостной системе;
желание участвовать в
совместной деятельности,
развивать познавательные
способности.
Игра «Подбери цвета
осени».
«Листопад»-распевка
с движением.
«Осенние листья»-
пальчиковая
гимнастика
Слушание муз.
произведения «Полет
шмеля»Н.А.Римский
-Корсаков.
Аппликация из листьев
«Осенний ковер».
4.Цикл занятий
по теме: «Песня
ветра»
«Разговор
осенних листьев»
Познакомить со звуками
ветра и шуршание листьев,
с предметами и
музыкальными
инструментами,
издающими эти звуки;
учить использовать в
звукоподражательных
композициях возможности
голоса.
Слушание муз.
произведения «Полет
шмеля»Н.А.Римский
-Корсаков.
Импровизированный
танец: «Танец
осенних листочков»
«Листопад»-распевка
с движением
Изготовление шумовых
музыкальных
инструментов (дети,
родители)
5. Опыт
«Здравствуй,
ветер!»
Продолжать знакомить
детей с таким природным
явлением как ветер.
«Ветер»
-стихотворение с
движением.
Изготовление султанчиков,
вертушек.
6. «Музыка
дождя»
Раскрыть для детей
разнообразие звуковой
картины дождей, дождиков,
ливней; развивать навыки
творческого
музыцирования.
Слушание
«Дождик», муз.
Г.Свиридова.
Игра-фантазия:
«Грустный и веселый
дождик».
«Дождик»-речь с
движением
Рисование: «Осенняя
фантазия» (цветовые
пятна, акварель)
7. Выставка
«Чудеса
природы»
Привлечение родителей,
бабушек и дедушек к
совместной деятельности.
Альбом с
различными
поделками из
природного
материала.
Поделки из природного
материала
8.
Интегрированное
занятие «Поздняя
осень»
Дать представление об
осени, ее характерных
признаках, периодах
(ранняя, поздняя, золотая)
посредством музыки,
рисования.
Слушание музыки:
«Осень» из концерта
Вивальди.
Рассматривание
картины «Октябрь»
И.Левитана
Пение: «Осень», муз.
Кишко, сл. Плакиды
Рисование на тему:
«Золотая осень»
Выставка рисунков
9. Цикл занятий
«Осень в зеркале
искусства»,
«Художники об
осени»,
«Писатели о
природе осенью»
Почувствовать настроение
художников, нарисовавших
осенние пейзажи и т. д.
«Рябинка» И.Грабаря
«Времена года»
И.А.Беккер
9стихотворение)
Рисование на тему:
«Хмурая осень»
10. Урок доброты:
«Что рассказала
тебе природа?»
Развивать интерес к
природе; формировать
положительное
эмоциональное отношение
к ней, желание беречь ее,
заботиться о ней.
Плакаты об охране
природы.
Чтение стихов об
осени.
Пение песен.
Провести анкетирование с
родителями.
Конкурс на лучший плакат
об охране природы.
Зима.
1. Экскурсия в
зимний лес.
Уточнить и расширить
знания детей о характерных
признаках зимы (мороз,
ветер, холод, снег
серебрится и т.д.)
Воспитывать сочувствие к
Стихи о зиме.
Наблюдение за
птицами.
Логоритмическое
упражнение
«Снегири».
Изготовление снежинок из
бумаги.
живой природе.
«Аромат»-
дыхательное
упражнение
2. Цикл занятий:
«Сказка зимнего
леса»
Учить детей слышать
искрящиеся звуки зимы
(хруст снега, звон льда,
завывание ветра и т.д.
Игра со звуками
(подражание голосам
птиц). Слушание
муз. произведения
Г.Свиридова «Зима».
Иллюстрации
зимнего леса.
Рисование на тему:
«Зимний лес»
3. «Вдоль по
улице метелица
метет»
Заинтересовать детей
изысканностью зимних
звуков природы
Вальс «Метель»
Г.Свиридова.
Завывание метели в
записи.
Танец-
импровизация:
«Хоровод снежинок»
Выставка детских работ
(рисование, аппликация)
4. «Портрет
Снежной
королевы»
Создать сказочный образ
Снежной королевы;
закрепить понятие
«холодные цвета»
Просмотр
видеофильма
«Снежная королева».
Дид. Игра «Составь
портрет сказочного
героя»
Изготовление атрибутов,
головных уборов,
костюмов к
инсценированию сказки
5. Музыкальные
аутотренинги
«Первые
снежинки»
Продолжать учить
определять свое
эмоциональное состояние,
вызванное слушанием
музыки.
Побуждать к речевой
активности
Муз. произведения:
«Бусинки»
С.Майкапара, «Зима»
Ф.Крутицкого,
«Воробей»
М.Раухвергера
Консультация для
родителей: «Музыкальные
аутотренинги»
6. Беседа о зиме
«Зимняя сказка»
Вызывать у детей
положительный
эмоциональный отклик на
явления природы в
передаче своего отношения
средствами поэзии, музыки
и изо, используя знания
детей.
Картины о зимних
развлечениях.
Слушание «Времена
года» ,
П.Чайковского
Стихи о зиме
А.Пушкина
Рисование «Снегопад»
7.Интегрированн
ое занятие
«Холод и тепло»
Развивать воображение
детей на основе синтеза
искусств и разнообразных
видов художественной
деятельности
Репродукция
картины И.Левитана
«Март».
Слушание
музыкальных
произведений
«Зимнее утро»
Рисование «Наш участок
зимой»
П.Чайковского,
«Зима « Свиридова.
Игра «Ледяные
фигуры»
8.Интегрированн
ое занятие
«Зимний вечер»
Учить
определять впечатления об
услышанном произведении
в рассказе и рисунке
Чтение стихов
А.Пушкина о зиме;
П.Чайковский
«Времена года»
Создать мини-библиотеку
о зиме ( помощь
родителей)
Весна
1. Беседа «У
природы нет
плохой погоды»
Учить понимать и
оценивать природные
явления, их влияние на
эмоциональное состояние
человека. Передавать свое
эмоциональное состояние в
мимике, жестах, движениях
в зависимости от
природных явлениях.
Картины с
изображением
различных явлений
природы (дождь,
снег, солнце и т. д.)
«Вышел дождик
погулять»-
пальчиковая
гимнастика.
Оформление книжки-
малышки по приметам
весны с детскими
рисунками
2. Занятие
«Весенняя
сказка»
Учить вслушиваться в
звуки природы,
музыкальные звуки;
формировать образное
мышление.
Стихи о весне.
Муз. произведение
«Подснежник»,
П.Чайковского.
Рисование: «Весна идет!»
3. «Первое
дуновение
весны»
Воспитывать любовь к
природе через музыкальные
образы, художественные
произведения.
Подвижная игра
«Веснянка»
Картина
А.Саврасова «Грачи
прилетели»;
И.Левитана «Март»
4. Цикл занятий о
весне: «Весенние
голоса»
Закреплять знания об
изобразительности языка
музыки; знакомить со
звукоподражательными
приемами в муз.
отображении птиц.
Аудиозапись «Песни
и пляски птиц» из
оперы Н.Римского
-Корсакова
«Снегурочка»;
«Песня жаворонка»
М.Глинка
Аппликация: «Веселые
птички»
5.Интегрированн
ое занятие
«Весенние
фантазии в
произведениях
поэтов,
художников и
композиторов»
Через эмоциональное
восприятие произведений
искусства закрепить и
обобщить знания о весне и
ее признаках.
Репродукции картин:
«Март» И.Левитана,
«Грачи прилетели»,
А.Саврасова
Музыкальные
произведения «Песня
жаворонка»
П.Чайковского,
«Снегурочка»
Н.Римский-Корсаков
Конкурс чтецов (весенняя
тема)
6. Экологическая
сказка:
«Путешествие
капельки»
Развивать творческие
способности детей на
основе эмоционально-
образного восприятия
окружающего мира.
Песня: «Кто
построил радугу»,
муз. М.Парцхаладзе,
«Кап, кап, кап»-
пальчиковая
гимнастика
Танец
-импровизация
«Ручеек». Песня о
весне.
Рисование «Как радуга
наряд себе искала»
7. Беседа:
«Весеннее
солнышко»
Знакомство с окружающим
миром.
Развитие речи.
Развлечение: «Весна
пришла»
Лето
1. Занятие
«Лесная
фантазия»
Развивать звуковую
фантазию, воображение,
ассоциативное мышление
Иллюстрации летней
лесной поляны,
запись звуков леса;
«Шествие
кузнечиков»,
С.Прокофьева
Рисование на тему:
«Цветущая поляна»
2.Природоохрани
тельная акция:
«Берегите
природу»
Вызвать желание детей к
созданию собственного
плаката природоохранного
содержания. Развивать
детское творчество.
Стихи о лете, чтение
рассказов о природе,
животных (Бианки,
Пришвин)
Предложить родителям
оказать посильную
помощь в выборе тематики
и содержания плакатов
3.«Берегиня»
Формировать ценностные
ориентации, бережное
отношение к природному и
рукотворному миру.
Побуждать к проявлению
творчества и фантазии.
Рассматривание
журналов: «Юный
натуралист»,
«Здоровье и
экология»
«Семейная мастерская»-
создание поделок из
бросового и природного
материала
4. Развлечение:
«Чудеса времен
года»
(презентация)
Создание радостного
настроения. Закрепление
знаний о временах года.
Развитие творческих,
музыкальных
способностей.
Развлечение с
приглашением родителей.
Выставка детских
творческих работ по теме
проекта
Приложение.
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло голые кусты.
Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь?
Все злее, злее, злее
На улице мороз.
И каждый потеплее
Закутывает нос.
Ай — да, зимушка — зима,
Зима славная была.
Но пришла пора проститься,
Да с весною подружиться.
Я рисую лето — а какого цвета?
Красной краской — солнце,
На газонах — розы,
А зеленой — поле,
На лугах покосы.
Синей краской — небо
И ручей певучий.
А какую краску
Я оставлю туче?
Я рисую лето -
Очень трудно это.