Напоминание

"Чудеса времен года"


Автор: Быковская Елена Анатольевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: детский сад "Аленушка", структурное подразделение МБОУ "Бочкаревская СОШ"
Населённый пункт: с.Бочкари, Целинный район
Наименование материала: творческий проект
Тема: "Чудеса времен года"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детский сад «Аленушка»,

структурное подразделение МБОУ «Бочкаревская СОШ»

Целинного района, Алтайского края

Групповой, долгосрочный, творческий проект

Музыкальный руководитель:

Быковская Елена Анатольевна

2018г.

Пояснительная записка.

«Красота музыки имеет своим источником

красоту окружающего мира. Пусть ребенок

чувствует красоту и восторгается ею, пусть в

его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина...»

В.А. Сухомлинский

Экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно актуальная

проблема настоящего времени. Правильно организованное и систематически

осуществляемое, оно оказывает интенсивное влияние на ум, волю, чувства

ребенка.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное

социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы

экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому

процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны —

работники сферы дошкольного воспитания и родители детей, что, безусловно,

имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития

детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает

свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому,

желание созидать, а не разрушать.

Музыка в этом процессе играет особую и важную роль. Ведь музыка — это

«язык чувств». Она волнует, создает определенное настроение, заставляет

думать.

При прослушивании музыкальных произведений, в которых отражены

времена года, явления природы, картины природы, различные природные

явления, метод разъяснения помогает дошкольникам представить картины

природы, услышать звукоподражание в музыке голосам птиц, почувствовать

настроение в природе, каким выразил его композитор в музыке.

Музыка способна ярко выразить конкретные явления действительности: шум

волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц. Она выполняет роль ключа,

который открывает мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы

интеллекта и чувства.

Чтобы сохранить себя, человек должен сохранить природу.

Цель моей работы: воспитание гармонически развитой личности, постижение

мира природы через музыкальные образы, развитие музыкально-эстетических

представлений и художественно- творческих особенностей детей; создание

условий, раскрывающих потенциал дошкольников, ориентированных на

диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, и

способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников

педагогического процесса.

Проект направлен на решение экологического и музыкального воспитания в

соответствии с базовыми образовательными программами.

Проект разработан на основе развивающей технологии и технологии

проектного обучения.

Знания, приобретенные в ходе реализации проекта, становятся достоянием

личного опыта детей. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими

детьми в процессе собственной деятельности.

Реализация задач проходит через музыкальную, художественно-творческую

деятельность.

Дети, с которыми проводится работа, показывает, что у них появляется

желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, высказывать свои

впечатления. Участие в проектной деятельности стало для детей способом

удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития

творческих способностей.

У большинства родителей возникло желание пополнить свои знания о

взаимосвязи музыки с природой.

Практика показывает: если родители любят природу, понимают ее, живут с ней

в тесном контакте, то и их ребенок активно включается в окружающую жизнь.

Ему близко музыкально-поэтическое творчество, он умеет фантазировать и

импровизировать.

Информационная карта проекта.

1.

Регион, в котором находится Учреждение: Алтайский край, Целинный

район

2.

Название Учреждения: детский сад «Аленушка», структурное

подразделение МБОУ «Бочкаревская СОШ»

3.

Полное название проекта: «Чудеса времен года»

4.

Автор проекта: музыкальный руководитель Быковская Елена

Анатольевна

5.

Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочный.

6.

Направление деятельности проекта: синтез музыкального,

экологического и эстетического воспитания детей старшего дошкольного

возраста.

7.

Цель проекта: воспитание гармонически развитой личности,

постижение мира природы через музыкальные образы; развитие

музыкально-эстетических представлений и художественно-творческих

способностей детей.

8.

Задачи проекта:

-развитие эмоционально-чувственной сферы личности как одного из

компонентов экологической культуры;

-формирование позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим

миром;

- развитие познавательных способностей детей; творческого мышления,

воображения;

-сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы;

-углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки:

различать звукоподражания некоторым явлениям природы, выражение

настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года;

- развивать эстетические чувства детей, чувство прекрасного в жизни и

искусстве, составляя образы природы, выраженные различными видами

искусств (живописью, поэзией, музыкой

9.

Краткое содержание проекта:

-накопление информации по теме;

- подвести к пониманию того, что многое в окружающем мире, имеет свои

звуки, свою музыку;

- создание психологически-комфортной обстановки, расчитанной на

дифференцированный подход к каждому ребенку;

-экскурсии в осенний, зимний, весенний лес, летнюю рощу;

- проведение блоков занятий экологического направления, интегрированных

занятий (музыка, изо, экология, развитие речи);

-чтение стихов о временах года;

- рассматривание репродукций картин русских художников, слушание

музыки по теме проекта;

-выставки детских работ;

-беседы;

-анкетирование родителей;

-презентация проекта: развлечение «Чудеса времен года»

10.Сроки проведения: в течение года

11.Количество участников: 19 человек, музыкальный руководитель,

воспитатель, родители.

12.Форма проведения: дневная

13.Ожидаемые результаты (продукт проекта):

-расширение кругозора воспитанников;

-развитие творческого мышления;

-повышение уровня экологической культуры педагогов и воспитанников,

формирование навыков экологического и нравственного поведения;

- поддерживать желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее,

высказывать свои впечатления;

-оптимизация сотрудничества с родителями;

- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, помощь в

формировании правильного отношения родителей к развитию своего ребенка,

укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом;

-выставки детских творческих работ;

-развлечение «Чудеса времен года».

Содержание проекта. (приложение )

Содержание

Проекта

Цель

Рекомендуемый

материал

Детская и семейная

продуктивная

деятельность

1. Занятие (НОД)

(музыкальное)

Обратить внимание детей

на проблему: о каких

волшебных клубочках

говорится в этой песенке?

Стихи о временах

года. Загадки.

«Разноцветная

песенка»

Познакомить родителей с

работой по музыкальному,

эстетическому и

экологическому

Какого они цвета? (Времена

года)

«Разноцветная песенка»

Сл. В.Орлова, муз.

Н.Мурычевой

«Некогда солнышку в небе

лениться,

Есть у него разноцветные

спицы,

Пряжа цветная на дне

сундука-

Ровно четыре, ровно

четыре, ровно четыре

волшебных клубка...»

воспитанию.

(Информационные стенды)

Осень.

2. Экскурсия в

осенний парк.

«Очей

очарованье».

Продолжать учить

сравнивать объекты и

явления природы, находить

различия и сходства;

научить наблюдать,

воспитывать

любознательность

Подбор пословиц,

поговорок об осени.

Чтение

стихотворения

Бунина «Осень»,

Беккер «Времена

года».

«Падают листья»-

танец-импровизация

Сл. и муз.

М.Картушиной

Рисование на тему:

«Ранняя осень».

Составление гербария.

3. Цикл

наблюдений

«Изучаем жизнь

природы осенью»

Расширить и обобщить

знания о природе как о

целостной системе;

желание участвовать в

совместной деятельности,

развивать познавательные

способности.

Игра «Подбери цвета

осени».

«Листопад»-распевка

с движением.

«Осенние листья»-

пальчиковая

гимнастика

Слушание муз.

произведения «Полет

шмеля»Н.А.Римский

-Корсаков.

Аппликация из листьев

«Осенний ковер».

4.Цикл занятий

по теме: «Песня

ветра»

«Разговор

осенних листьев»

Познакомить со звуками

ветра и шуршание листьев,

с предметами и

музыкальными

инструментами,

издающими эти звуки;

учить использовать в

звукоподражательных

композициях возможности

голоса.

Слушание муз.

произведения «Полет

шмеля»Н.А.Римский

-Корсаков.

Импровизированный

танец: «Танец

осенних листочков»

«Листопад»-распевка

с движением

Изготовление шумовых

музыкальных

инструментов (дети,

родители)

5. Опыт

«Здравствуй,

ветер!»

Продолжать знакомить

детей с таким природным

явлением как ветер.

«Ветер»

-стихотворение с

движением.

Изготовление султанчиков,

вертушек.

6. «Музыка

дождя»

Раскрыть для детей

разнообразие звуковой

картины дождей, дождиков,

ливней; развивать навыки

творческого

музыцирования.

Слушание

«Дождик», муз.

Г.Свиридова.

Игра-фантазия:

«Грустный и веселый

дождик».

«Дождик»-речь с

движением

Рисование: «Осенняя

фантазия» (цветовые

пятна, акварель)

7. Выставка

«Чудеса

природы»

Привлечение родителей,

бабушек и дедушек к

совместной деятельности.

Альбом с

различными

поделками из

природного

материала.

Поделки из природного

материала

8.

Интегрированное

занятие «Поздняя

осень»

Дать представление об

осени, ее характерных

признаках, периодах

(ранняя, поздняя, золотая)

посредством музыки,

рисования.

Слушание музыки:

«Осень» из концерта

Вивальди.

Рассматривание

картины «Октябрь»

И.Левитана

Пение: «Осень», муз.

Кишко, сл. Плакиды

Рисование на тему:

«Золотая осень»

Выставка рисунков

9. Цикл занятий

«Осень в зеркале

искусства»,

«Художники об

осени»,

«Писатели о

природе осенью»

Почувствовать настроение

художников, нарисовавших

осенние пейзажи и т. д.

«Рябинка» И.Грабаря

«Времена года»

И.А.Беккер

9стихотворение)

Рисование на тему:

«Хмурая осень»

10. Урок доброты:

«Что рассказала

тебе природа?»

Развивать интерес к

природе; формировать

положительное

эмоциональное отношение

к ней, желание беречь ее,

заботиться о ней.

Плакаты об охране

природы.

Чтение стихов об

осени.

Пение песен.

Провести анкетирование с

родителями.

Конкурс на лучший плакат

об охране природы.

Зима.

1. Экскурсия в

зимний лес.

Уточнить и расширить

знания детей о характерных

признаках зимы (мороз,

ветер, холод, снег

серебрится и т.д.)

Воспитывать сочувствие к

Стихи о зиме.

Наблюдение за

птицами.

Логоритмическое

упражнение

«Снегири».

Изготовление снежинок из

бумаги.

живой природе.

«Аромат»-

дыхательное

упражнение

2. Цикл занятий:

«Сказка зимнего

леса»

Учить детей слышать

искрящиеся звуки зимы

(хруст снега, звон льда,

завывание ветра и т.д.

Игра со звуками

(подражание голосам

птиц). Слушание

муз. произведения

Г.Свиридова «Зима».

Иллюстрации

зимнего леса.

Рисование на тему:

«Зимний лес»

3. «Вдоль по

улице метелица

метет»

Заинтересовать детей

изысканностью зимних

звуков природы

Вальс «Метель»

Г.Свиридова.

Завывание метели в

записи.

Танец-

импровизация:

«Хоровод снежинок»

Выставка детских работ

(рисование, аппликация)

4. «Портрет

Снежной

королевы»

Создать сказочный образ

Снежной королевы;

закрепить понятие

«холодные цвета»

Просмотр

видеофильма

«Снежная королева».

Дид. Игра «Составь

портрет сказочного

героя»

Изготовление атрибутов,

головных уборов,

костюмов к

инсценированию сказки

5. Музыкальные

аутотренинги

«Первые

снежинки»

Продолжать учить

определять свое

эмоциональное состояние,

вызванное слушанием

музыки.

Побуждать к речевой

активности

Муз. произведения:

«Бусинки»

С.Майкапара, «Зима»

Ф.Крутицкого,

«Воробей»

М.Раухвергера

Консультация для

родителей: «Музыкальные

аутотренинги»

6. Беседа о зиме

«Зимняя сказка»

Вызывать у детей

положительный

эмоциональный отклик на

явления природы в

передаче своего отношения

средствами поэзии, музыки

и изо, используя знания

детей.

Картины о зимних

развлечениях.

Слушание «Времена

года» ,

П.Чайковского

Стихи о зиме

А.Пушкина

Рисование «Снегопад»

7.Интегрированн

ое занятие

«Холод и тепло»

Развивать воображение

детей на основе синтеза

искусств и разнообразных

видов художественной

деятельности

Репродукция

картины И.Левитана

«Март».

Слушание

музыкальных

произведений

«Зимнее утро»

Рисование «Наш участок

зимой»

П.Чайковского,

«Зима « Свиридова.

Игра «Ледяные

фигуры»

8.Интегрированн

ое занятие

«Зимний вечер»

Учить

определять впечатления об

услышанном произведении

в рассказе и рисунке

Чтение стихов

А.Пушкина о зиме;

П.Чайковский

«Времена года»

Создать мини-библиотеку

о зиме ( помощь

родителей)

Весна

1. Беседа «У

природы нет

плохой погоды»

Учить понимать и

оценивать природные

явления, их влияние на

эмоциональное состояние

человека. Передавать свое

эмоциональное состояние в

мимике, жестах, движениях

в зависимости от

природных явлениях.

Картины с

изображением

различных явлений

природы (дождь,

снег, солнце и т. д.)

«Вышел дождик

погулять»-

пальчиковая

гимнастика.

Оформление книжки-

малышки по приметам

весны с детскими

рисунками

2. Занятие

«Весенняя

сказка»

Учить вслушиваться в

звуки природы,

музыкальные звуки;

формировать образное

мышление.

Стихи о весне.

Муз. произведение

«Подснежник»,

П.Чайковского.

Рисование: «Весна идет!»

3. «Первое

дуновение

весны»

Воспитывать любовь к

природе через музыкальные

образы, художественные

произведения.

Подвижная игра

«Веснянка»

Картина

А.Саврасова «Грачи

прилетели»;

И.Левитана «Март»

4. Цикл занятий о

весне: «Весенние

голоса»

Закреплять знания об

изобразительности языка

музыки; знакомить со

звукоподражательными

приемами в муз.

отображении птиц.

Аудиозапись «Песни

и пляски птиц» из

оперы Н.Римского

-Корсакова

«Снегурочка»;

«Песня жаворонка»

М.Глинка

Аппликация: «Веселые

птички»

5.Интегрированн

ое занятие

«Весенние

фантазии в

произведениях

поэтов,

художников и

композиторов»

Через эмоциональное

восприятие произведений

искусства закрепить и

обобщить знания о весне и

ее признаках.

Репродукции картин:

«Март» И.Левитана,

«Грачи прилетели»,

А.Саврасова

Музыкальные

произведения «Песня

жаворонка»

П.Чайковского,

«Снегурочка»

Н.Римский-Корсаков

Конкурс чтецов (весенняя

тема)

6. Экологическая

сказка:

«Путешествие

капельки»

Развивать творческие

способности детей на

основе эмоционально-

образного восприятия

окружающего мира.

Песня: «Кто

построил радугу»,

муз. М.Парцхаладзе,

«Кап, кап, кап»-

пальчиковая

гимнастика

Танец

-импровизация

«Ручеек». Песня о

весне.

Рисование «Как радуга

наряд себе искала»

7. Беседа:

«Весеннее

солнышко»

Знакомство с окружающим

миром.

Развитие речи.

Развлечение: «Весна

пришла»

Лето

1. Занятие

«Лесная

фантазия»

Развивать звуковую

фантазию, воображение,

ассоциативное мышление

Иллюстрации летней

лесной поляны,

запись звуков леса;

«Шествие

кузнечиков»,

С.Прокофьева

Рисование на тему:

«Цветущая поляна»

2.Природоохрани

тельная акция:

«Берегите

природу»

Вызвать желание детей к

созданию собственного

плаката природоохранного

содержания. Развивать

детское творчество.

Стихи о лете, чтение

рассказов о природе,

животных (Бианки,

Пришвин)

Предложить родителям

оказать посильную

помощь в выборе тематики

и содержания плакатов

3.«Берегиня»

Формировать ценностные

ориентации, бережное

отношение к природному и

рукотворному миру.

Побуждать к проявлению

творчества и фантазии.

Рассматривание

журналов: «Юный

натуралист»,

«Здоровье и

экология»

«Семейная мастерская»-

создание поделок из

бросового и природного

материала

4. Развлечение:

«Чудеса времен

года»

(презентация)

Создание радостного

настроения. Закрепление

знаний о временах года.

Развитие творческих,

музыкальных

способностей.

Развлечение с

приглашением родителей.

Выставка детских

творческих работ по теме

проекта

Приложение.

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной.

До чего же он хорош!

Где такой еще найдешь?

Все злее, злее, злее

На улице мороз.

И каждый потеплее

Закутывает нос.

Ай — да, зимушка — зима,

Зима славная была.

Но пришла пора проститься,

Да с весною подружиться.

Я рисую лето — а какого цвета?

Красной краской — солнце,

На газонах — розы,

А зеленой — поле,

На лугах покосы.

Синей краской — небо

И ручей певучий.

А какую краску

Я оставлю туче?

Я рисую лето -

Очень трудно это.



В раздел образования