Автор: Константинова Ульяна Прокопьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РС(Я) "Якутский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Наименование материала: статья
Тема: «Использование компьютерных симуляций как эффективный метод проведения практических занятий»
Раздел: среднее профессиональное
Использование компьютерных симуляций как эффективный метод
проведения практических занятий
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Якутский медицинский колледж», преподаватель
«Сестринского дела» Константинова Ульяна Прокопьевна,
конт. тел.: 89248657657,konstulya@mail.
ru
Ключевые
слова:
симуляционные
игры,
компьютерные
тренажеры,
практика, алгоритм манипуляций, профессиональные навыки.
Аннотация:
в
данной
статье
проанализированы
о собенно сти
использования симуляционной компьютерной игры для выполнения сестринских
манипуляций по практическому обучению. Также дается сравнение по усвоению
практических
навыков
у
студентов
после
компьютерной
игры
и
усвоение
материала по традиционной форме обучения.
Согласно идеологии ФГОС СПО компьютерная симуляция является одной
из интерактивных форм обучения.
Компьютерные
симуляции -
это
моделирование
учебной
ситуации
и
последовательное ее проигрывание с целью решения на компьютере.
Симуляции представляют некоторую часть окружающей действительности, они
позволяют изучать те аспекты действительности, которые не могут быть изучены
другим способом по соображениям безопасности, этики, высокой стоимости,
необходимого
технического
обеспечения
или
масштаба
изучаемого
явления.
Также симуляции помогают наглядно представить абстрактные понятия.
Современные
студенты
большую
часть
своего
свободного
времени
«живут» в виртуальном мире, им это интересно. При использовании компьютера
на учебном занятии исчезает необходимость мотивации их на учебную цель, они
с удовольствием включаются в выполнение работы, самостоятельно пытаются
понять предложенное задание, все его особенности и добираются до самой сути.
Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов
обучения, организуется с учетом включенности в процесс освоения учебного
материала всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность
означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, в ходе работы идет
обмен
знаниями,
идеями,
способами
деятельности.
Интерактивные
методы
основаны
на
принципах
взаимодействия,
активности
обучаемых,
опоре
на
групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного
общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников,
равенством
их
аргументов,
накоплением
совместного
знания,
возможностью
взаимной оценки и контроля.
В
исследовании
участвовали
студенты
1
курса,
с
одной
группы
в
количестве 22 студента из них 20 девушек, 2 парней, возраст участников с 17-37
лет. Первая бригада обучалась по традиционному методу обучения студенты
готовились
к
выполнению
манипуляции
только
по
учебнику,
затем
сразу
отрабатывали инъекции на муляжах, а вторая бригада отрабатывала манипуляции
по
симуляционной
компьютерной
игре
по
инъекциям
затем
отрабатывала
самостоятельно в симуляционном кабинете на муляжах.
Выводы:
1.
Компьютерные
симуляции
имитируют
реальные
условия,
ситуации.
Применение
их
в
профессиональном
образовании
позволяет
обучающимся
осваивать
теоретические
знания,
необходимые
практические
умения
в
безопасных условиях, с меньшими затратами при недоступности необходимого
оборудования,
снижает
риск
при
ошибочных
действиях,
позволяет
прорабатывать ситуацию несколько раз, учитывая предыдущий опыт, а также
позволяет
задавать
разнообразные
условия
деятельности
с
разным
уровнем
сложности.
2.
Симуляционная
компьютерная
игра
по
введении
инъекции
привлекает
студентов
новизной, студенты,
самостоятельно
работая
с
компьютерной
симуляцией, осваивают тему, которой она посвящена, смогут углубить свои
знания
по
дисциплине,
четко
демонстрировать
весь
алгоритм
манипуляций,
лучше
разобраться
в
теме;
научатся
применять
знания
в
практической
деятельности,
анализировать
практические,
профессиональные
ситуации,
принимать
наиболее
эффективные
решения
для
достижения
необходимого
результата
чем
в
теоретической
части
учебной
практики
заниматься
чисто
учебниками, справочниками, слайдами по теме.
3.
Проанализировав
результаты
анкетирования,
сделали
вывод, из
числа
опросивших наибольшее количество 80% составили девушки от 17 до 23 лет,
20% - в возрасте от 24 до 30 лет, парней на 2 бригады 20%. Большинство
опрошенных студентов любят играть разные компьютерные игры, например,
SIMS, ГТО, ДОТА в среднем в день – сидят за игрой на 1-2 часа -85%, 30 минут-
5%,
2-3
часа
20%.
Студенты
читающие
художественную
литературу
всего
31,25%, не читающих -37,50%, иногда читают-31,25%. Не информированы по
компьютерным
играм
медицинской
тематики
–
73%,
информированы
14%
студентов, не знают -13%, также 50% отпрошенных играли симуляционную игру
по иньекциям-50%, остальные-40,6% не играли и 9,5% не знали. Также 89%
респондентов думают, что, данная игра помогает усвоить быстрее алгоритм
манипуляций, 10% предпочитают заниматься учебниками, 1% не видят разницы.
На вопрос как оцениваете свои знания по теме после проведенной игры ответили
80% ответили отлично, 10% хорошо, 10% не видят разницы.
Таким образом, мы предлагаем рассматривать симуляционные технологии
в обучении рядовых студентов не только как составную часть клинической
подготовки, а более того, как один из механизмов, запускающих и формирующих
клиническое мышление на высоком и мотивированном уровне. Следовательно,
эти формы обучения нуждаются в методологической поддержке и контроле со
стороны
ведущих
учебно-методических
объединений,
научной
оценке
и
дальнейшем исследовании, и совершенствовании.
Список литературы:
1.
Панина, Т.С. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие
для студентов. высш. учеб заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С.
Паниной. – М.: Академия, 2008. – 176с.
2.
Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное
обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений /А.П.Панфилова. – М.:
Издательский центр «Академия», 2009. – 192с.
3. Ступина,С .Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе : уч. -
метод. пособ. / С.П. Ступина. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. – 52