Напоминание

"Развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи. Дидактические игры и приемы"


Автор: Фоменко Евгения Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д⁄с № 51
Населённый пункт: город Таганрог
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи. Дидактические игры и приемы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие диалогической речи у детей

с общим недоразвитием речи.

Дидактические игры и приемы»

Выполнила:

Воспитатель: Фоменко Е.В.

2018 г.

Проблема формирования связной диалогической речи детей остается одной из

актуальных в теории и практике логопедии, поскольку речь, являясь средством

общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения.

Согласно

взглядам

отечественных

психологов

(Л.С.

Выготский,

А.В.

Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Я. Рубинштейн, А.Г. Рузская, Д.Б.

Эльконин и др.) общение выступает в качестве одного из основных условий

развития ребенка, важного формирования его личности, наконец, ведущего вида

человеческой

деятельности,

направленного

на

познание

и

оценку

как

окружающего мира, так и самого себя.

Исследования О.М. Вершиной, В.П. Глуховa О.Я. Гойхман и др. показывают,

что

диалогическая

форма

общения

способствует

активизации

познавательно-

мыслительных процессов. При недостаточном общении темп развития речи и

других психических процессов замедляется.

Однако в последнее время взгляд на развитие детской диалогической речи

несколько изменился. Новые исследования В.В. Ветровой, С.А. Мироновой в

области онтолингвистики доказывают, что детский диалог чаще всего возникает

не

ради

непосредственно

самого

разговора,

а

обусловлен

потребностями

совместной предметной, игровой и продуктивной деятельности и является, по

сути, частью сложной системы коммуникативно-деятельностного взаимодействия.

У детей с общим недоразвитием речи на фоне системных речевых нарушений

задерживается

развитие

психических

процессов

и

не

формируются

коммуникативные навыки. Их несовершенство не обеспечивает процесс общения,

а

значит

и

не

способствует

развитию

речемыслительной

и

познавательной

деятельности, препятствует овладению знаниями.

Владея достаточно большим запасом слов для построения высказываний с

целью налаживания общения с окружающими, дети с ОНР фактически лишены

возможности

словесной

коммуникации,

т.

к.

усвоенные

речевые

средства

не

рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Тем самым создаются

дополнительные трудности для налаживания межличностных отношений.

Нередко дети с ОНР стараются избежать речевого общения. В тех случаях,

когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он

оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается

рядом причин. Среди них выделяются:

– быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к

прекращению беседы;

– отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный

запас, препятствующий формированию высказывания;

– непонимание собеседника – дошкольники не стараются вникнуть в то, что

им

говорят,

поэтому

их

речевые

реакции

оказываются

неадекватными

и

не

способствуют продолжению общения.

Игровая деятельность у детей с ОНР, как правило, нарушена по причине

того,

что

осуществляется

через

общения.

У

них

не

происходит

игровая

деятельность,

а

значит

за

ней

не

будет

формироваться

познавательная

деятельность, что отразиться на дальнейшей учебе детей с общим недоразвитием

речи.

При

существующей

организации

образовательного

процесса

в

логопедических группах имеется определенная ограниченность в возможности

формирования игры у детей. В логопедической практике широко применяются

разнообразные игровые приемы и дидактические игры, так как дидактические

игры

способствует

формированию

у

детей

общению,

а

за

тем

развивают

и

диалогическую речь.

Дидактическая

игра

-

это

вид

учебных

занятий,

организуемых

в

виде

учебных

игр,

реализующих

ряд

принципов

игрового,

активного

обучения

и

отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности

и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Дидактические

игры,

или

игры

с

правилами,

могут

оказать

большое

положительное

влияние

на

развитие

диалогического

общения

детей

со

сверстниками в том случае, если при их организации внимание обращается не

только на усвоение познавательного содержания, но и на формы взаимодействия

детей друг с другом.

В дидактике известно несколько основных типов настольных дидактических

игр: лото, домино, маршрутные (лабиринтные), разрезные картинки и др. Все они

строятся

на

взаимодействии

играющих.

Роль

взрослого,

организующего

взаимодействие, когда дети осваивают эти игры, велика. Потом дети начинают

управлять играми самостоятельно.

Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками

имеют словесные дидактические игры с небольшими подгруппами детей (2—3

человека). В этих играх познавательные задачи задаются на материале языка

(многозначные слова, грамматические формы, дифференцирование звуков и др.), а

правила

организуют

взаимоотношения

детей.

Правила

побуждают

слушать

и

слышать

партнера,

задавать

ему

вопросы,

давать

поручения,

указания,

высказывать согласие или несогласие с 40 игровыми и речевыми действиями

партнера,

аргументировать

высказывание,

рассуждать,

соблюдать

очередность,

отвечать на высказывания собеседника.

В процессе словесных дидактических игр парами обучающими моментами

являются осознание игровых правил, как правил общения, а также обогащение

опыта взаимодействия со сверстником в ходе игр с правилами. Игры парами могут

быть организованы как самостоятельная форма обучения в отдельном помещении

(например,

фольклорном

кабинете,

горнице

и

пр.)

или

в

групповой

комнате

следующим образом: двое детей играют, а остальные наблюдают за ними. При

этом очень важно, чтобы дети начали играть друг с другом самостоятельно.

Только

в

этом

случае

возникает

взаимодействие

со

сверстником.

(Иначе

это

фронтальная

форма

все

того

же

общения

со

взрослым.)

При

неоднократном

обращении к одной и той же игре дети усваивают правила и содержание игры и

начинают получать от нее удовольствие.

Для

дидактических

игр

характерно

то,

что

создают

их

взрослые

с

определенным

содержанием

и

правилами.

Задача

дидактических

игр

организовать в желательном направлении деятельность и взаимоотношение детей

и развивать определенные умения.

Селиверстов в первую очередь считает, что дидактические игры являются

поучающими. Незаметно для себя дети получают те или иные сведения и умения,

но

их

главным

побудителем

является

интерес

чисто

игрового

характера

занимательность действия, радость достижения результата, выигрыш и т.д.

Одним из условий развития диалогической речи, по исследованиям А.Г.

Рузской

[22],

является

организация

речевой

среды,

взаимодействия

взрослых

между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.

Обучение

диалогической

речи

протекает

в

двух

формах:

в

свободном

речевом общении и на специальных занятиях. В свободном речевом общении

средством обучения диалогической речи служит неподготовленная беседа. Она

может проводиться во время режимных моментов: на прогулке, во время игры и

т.д. Неподготовленной беседа является для детей, воспитатель же должен быть

обязательно подготовлен к любому виду общения. Подготовленность педагога

состоит в том, что, являясь носителем грамотной разговорной речи, он в каждой

стихийно возникающей ситуации общения своей речью учит детей языку.

Согласно примерной адаптивной основной образовательной программе для

детей с ОНР, которая строиться в соответствии с ФГОС под редакцией Н.В.

Нищевой детям рекомендуют развивать умение вслушиваться в обращенную речь,

понимать

ее

содержание.

Развивать

реакцию

на

интонацию

и

мимику,

соответствующую интонации. Работать над соблюдением единства и адекватности

речи, мимики, пантомимики, жестов – выразительных речевых средств в игре и

ролевом

поведении.

Формировать

умение

«оречевлять»

игровую

ситуацию.

Развивать умение

поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них,

выслушивать друг друга до конца. Формировать умение повторять за взрослым

описательный рассказ из 2–3 простых предложений, а затем составлять короткий

описательный

рассказ

по

алгоритму

или

предложенному

взрослым

плану

с

помощью

взрослого.

Формировать

навыки

пересказа.

Обучать

пересказывать

хорошо

знакомые

сказки

или

небольшие

тексты

с

помощью

взрослого

и

со

зрительной опорой.

Основным методом формирования диалогической речи у детей среднего

дошкольного

возраста,

по

мнению

А.Г.

Рузской

является беседа.

Беседа

организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный одному

какому-либо вопросу.

В беседе педагог:

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т.е. те представления и знания о

жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под

руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в школе;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3)

приучает

детей

целеустремленно

и

последовательно

мыслить,

не

отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы

педагог

воспитывает

у

детей

устойчивое

внимание,

умение

слушать

и

понимать

речь

других,

сдерживать

непосредственное

желание

сразу

отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно

громко и отчетливо, чтобы все слышали.

По мнению А.Г. Рузской, при проведении беседы педагог должен стремиться

к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо

соблюдать

следующие

правила:

ставить

вопрос

всей

группе,

затем

вызывать

одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они

сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтересно

ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.

О.Я.

Гойхман

в

своих

работах

отмечает,

что

с

беседой

тесно

связано

совместное рассказывание, совместное словесное творчество как метод развития

диалогической

речи

(совместный

рассказ

со

взрослым

и

совместный

рассказ

детей. В совместном со взрослым рассказывании используется следующий прием:

взрослый

начинает

предложение,

а

ребенок

его

завершает.

Получается

своеобразный диалог. Этот прием широко используется и при описании предметов

и игрушек, и при составлении рассказов по картине, по игрушке, по серии картин,

по набору игрушек, по потешке, по чистоговорке и пр. Опыт работы по развитию

диалогического общения детей со сверстниками говорит о том, что на разных

возрастных этапах первостепенное значение приобретает та или иная задача, и в

зависимости от этого воспитатель отбирает содержание, форму, метод обучения.

М.М. Алексеева указывает, что в дошкольном возрасте можно применять

игру

как

на

занятиях,

так

и

во

внеучебное

время.

Последние

исследования

физиологов показали большое значение игры как деятельности, удовлетворяющей

биологические, духовные и социальные потребности развивающейся личности

ребенка.

Игры

с

успехом

могут

применяться

не

только

на

занятиях,

но

и

в

повседневной жизни ребенка, обещая обеспечить развитие диалогической речи в

эмоционально привлекательной для детей форме.

К игровым упражнениям в диалоге можно отнести:

любую

игру

(дидактическую,

подвижную,

сюжетно-ролевую,

драматизацию), правилами или сюжетом которой предусмотрено речевое

взаимодействие, обмен высказываниями;

передачу литературных текстов по ролям.

Игровые упражнения в диалоге могут быть классифицированы по степени

самостоятельности в производстве диалогических высказываний как упражнения

на основе литературного текста и упражнения в импровизации самостоятельных

диалогов. Упражнения в диалоге на основе литературных текстов различаются как

заученные

литературные

диалоги

и

как

литературные

диалоги

в

свободной

передаче. Подвижные игры с текстом нередко содержат диалоги. Правила игры

способствуют

приучению

детей

к

соблюдению

очередности

реплик,

к

внимательному выслушиванию реплик своих партнеров. Но непроизвольно дети

усваивают в игровом диалоге формы разных реплик и его правила.

Словесные игры. Богатый материал для развития диалогической речи дают

словесные игры. Непритязательна по содержанию игра «Садовник», но она дает

возможность воспитывать внимательность к репликам партнеров по игре, чтобы

вовремя

вступить

в

игру:

Быстроту

реакции

в

диалоге,

умение

избежать

запретных

слов

и

так

задать

вопрос,

чтобы

спровоцировать

партнера

на

использование запретных слов, позволяет сформировать игра «Факты». В этой

игре

нет

готового

текста

для

реплик,

готов

только

зачин,

а

все

остальные

высказывания формулируются игроками в ходе игры. Это сближает диалог в игре

с

естественным

реальным

диалогом.

Реплики

функционально

и

логически

связываются

между

собой,

благодаря

чему,

дети

упражняются

во

многих

диалогических умениях. Усложнение правил в игре: «не улыбаться и не смеяться,

губы бантиком не делать» – учит малыша владеть собой, тренирует выдержку.

Данные умения важны для становления социальной стороны диалога.

Г.М. Кучинский в своих работах отмечает, что диалогическому общению со

сверстником служит также прием совместного составления детьми рассказа: один

ребенок начинает рассказ, второй его продолжает, а третий завершает. Дети сами

выбирают

партнеров,

договариваются

о

содержании,

об

очередности

рассказывания. Это может быть сочинение по картине, по серии картин, по набору

игрушек, по потешке. Рассказы можно записать и оформить альбом детского

словесного творчества. Замечательным приемом, создающим почву для диалога

детей, является совместное рисование иллюстраций к рассказам.

Дидактические игры, могут оказать большое положительное влияние на

развитие диалогического общения детей со сверстниками в том случае, если при

их организации внимание обращается не только на усвоение познавательного

содержания, но и на формы взаимодействия детей друг с другом. В дидактике

известно несколько основных типов настольных дидактических игр: лото, домино,

маршрутные

(лабиринтные),

разрезные

картинки.

Все

они

строятся

на

взаимодействии играющих. Роль взрослого, организующего взаимодействие, когда

дети

осваивают

эти

игры,

велика.

Потом

дети

начинают

управлять

играми

самостоятельно.

Появляются

указания:

твой

ход,

ходи,

ставь

фишку,

не

подглядывай; возникают вопросы: вишня – это фрукт? Кукуруза – это овощ?

Телевизор – это мебель?

Особое значение для развития диалогического общения со сверстниками, по

мнению

А.Г.

Рузской,

имеют

словесные

дидактические

игры

с

небольшими

подгруппами детей (2–3 человека). В этих играх познавательные задачи задаются

на

материале

языка

(многозначные

слова,

грамматические

формы,

дифференцирование звуков и др.), а правила организуют взаимоотношения детей.

Правила побуждают слушать и слышать партнера, задавать ему вопросы, давать

поручения,

указания,

высказывать

согласие

или

несогласие

с

игровыми

и

речевыми

действиями

партнера,

аргументировать

высказывание,

рассуждать,

соблюдать

очередность,

отвечать

на

высказывания

собеседника.

В

процессе

словесных

дидактических

игр

парами

обучающими

моментами

являются,

осознание

игровых

правил,

как

правил

общения,

а

также

обогащение

опыта

взаимодействия со сверстником в ходе игр с правилами.

Парное взаимодействие может быть эффективно организовано и в процессе

коллективного

речевого

занятия.

Для

этого

хороши

задания

с

разрезными

картинками, на составление рассказа по серии картин или по условным схемам,

игры с коллективным рисованием по типу «Запомни и нарисуй», а также игра в

кругу

с

мячом

«Закончи

предложение».

Очень

хорошо

использовать

на

фронтальном занятии игру «Отгадай предмет, который я загадала»: один ребенок

загадывает

предмет

(кладет

фишку

под

одну

из

выставленных

картинок),

а

остальные

дети

пытаются

отгадать

его,

задавая

вопросы,

на

которые

можно

ответить только «да» или «нет». Например, на стенде картинки с изображением

часов (часы механические и электронные; настенные, напольные, настольные,

наручные; песочные, ходики, будильник и т.п.). Дети отгадывают предмет, задавая

вопросы типа: это часы электронные? Механические? У этих часов есть гири? У

них есть маятник? Они стоят на полу? По этому же типу можно строить игры, в

которых материалом являются разнообразные игрушки, предметы посуды, мебели,

сюжетные картинки.

Игры для детей старшего дошкольного возраста

Игра «Да и нет». Цели. Знакомство с вопросом как формой получения

информации,

знаний;

активизация

речевой

поисковой

активности.

Материал.

Семь-восемь

предметов

различного

назначения

игрушки,

предметы

быта,

овощи,

одежда. Ход

игры:

Предметы

раскладываются

на

столе.

Воспитатель

говорит: «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне

не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой

предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».

Детям

дается

время

для

обдумывания.

Затем

воспитатель

начинает

задавать

вопросы. - Этот предмет нужен в хозяйстве? — Его едят? - Его надевают на тело?

-

Он

лежит

посередине

стола?

Он

лежит

рядом

с

…?

Он

круглый?

Он

коричневый? И т.п. Нужно придерживаться определенной логики: от назначения

предмета — к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем

назвать отгадку. «А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы

будете задавать вопросы». Вариант игры. Дети делятся на команды. У каждой —

свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет,

а

другая

отгадывает

с

помощью

вопросов.

Потом

дети

меняются

ролями.

Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.

Игра

«Угадай,

кто

я».

Цель.

Учить

детей

воспринимать

сообщения

и

высказывать в ответ свое мнение. Ход игры: Выбирается ведущий. Его задача –

представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты

(или черту). Остальные дети отгадывают. Например: — Я очень маленького роста,

— сообщает ведущий игрок. — Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из

детей. — Нет. Я не девочка, а мальчик. — Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.

— Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу. — Я думаю, что ты –

Жихарка. — Правильно. Угадавший ребенок становится ведущим.

Игра «Кто кого запутает». Цели. Учить детей высказывать свою точку

зрения,

вежливо

отклонять

мнение

собеседника,

доказывать

свою

правоту,

проявляя

терпение;

развивать

находчивость

и

сообразительность

в

выборе

аргументов; закреплять знания о внешнем виде животных. Материал. Картинки с

изображением животных. Ход игры: Играют двое, но игра проходит веселее в

присутствии зрителей. Один из играющих берет из коробки любую картинку

(картинки

лежат

лицевой

стороной

вниз)

и

называет

ее.

Второй

играющий

возражает, неправильно называя животное. В ответ на это первый играющий

аргументированно отклоняет мнение своего собеседника. Это тигр. А по-моему,

это заяц. Ты не прав, зайцы не бывают полосатыми. Заяц мог прислониться к

покрашенной скамейке. Заяц — лесной зверь, а в лесу нет скамеек. А этот, может

быть,

убежал

из

зоопарка.

Выигрывает

тот,

за

кем

будет

последнее

слово.

Усложнение. «Запутывать» игрока могут все участники по очереди. Вариант игры.

Может меняться тема: картинки с изображением транспорта, электроприборов,

предметов быта и т.п.

Игра

«Так

бывает

или

нет?».

(«Небылицы»)

Цели.

Учить

детей

доброжелательно реагировать на нереальные (ложные) сообщения и тактично их

исправлять; развивать доказательную речь; воспитывать культуру диалога: не

перебивать друг друга, не выкрикивать с места. Ход игры: Дети по очереди

рассказывают

какие-либо

небылицы.

Игрок,

заметивший

небылицу,

должен

доказать, почему так не бывает. — Вначале несколько небылиц разыгрывает

воспитатель. Летним солнечным днем мы вышли с ребятами на прогулку. Сделали

из снега горку и стали с нее кататься. Наступила весна, все птицы улетели, без них

стало

грустно.

У

Вити

день

рождения.

Он

принес

в

детский

сад

угощение:

сладкие

лимоны,

соленые

конфеты,

горькое

печенье.

Примечание.

Вначале

в

рассказы

включается

одна

небылица,

при

повторном

проведении

игры

их

количество увеличивают.

Игра «Ошибка». Цели. Развивать внимание к речевым сообщениям и умение

толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять;

выражать согласие в ответ на верные сообщения. Ход игры: Воспитатель: «Я буду

сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте

ее

и

объясните,

почему

вы

так

считаете.

А

если

вы

согласны

с

моим

утверждением, то скажите так: «Да, вы правы, И.О.» или «Я согласен с вами,

И.О.». Примеры суждений: Карлсон жил в маленьком домике у леса. Пятница

идет после среды. Буратино — один из жителей цветочного городка. Мыть руки

вредно для здоровья. Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.

Если на деревьях есть листья, то это лето.

Игра «Волшебный ключ». Цель. Закрепить умение детей использовать в

речи

различные

варианты

выражения

просьбы-разрешения.

Ход

игры:

Игра

организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель

приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Встает в

дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет,

тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто

добрые слова скажет, для того и дверь откроется». Дети проговаривают просьбу, а

воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы:

«Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?». Примерные

формулы выражения просьбы-разрешения: — Разрешите пройти. — Разрешите,

пожалуйста. — Позвольте пройти. - Пропустите меня, пожалуйста. - Вы не могли

бы пропустить меня? - Если можно, пропустите, пожалуйста. - Извините, я могу

пройти?

Игра «Знатоки». Цели. Учить детей вежливо формулировать побуждения и

доброжелательно

реагировать

на

них;

закреплять

знания

о

родном

городе.

Материал. Фотографии и открытки с видами родного города, карта города, фишки.

Ход игры: Дети делятся на две команды и садятся за стол друг против друга. При

помощи жеребьевки или другим способом выбирается команда, начинающая игру.

Один из игроков этой команды дает одно задание игроку, сидящему напротив.

Задания могут быть разные: назови самую длинную улицу, самую короткую

улицу,

красивое

здание

на

берегу

реки,

памятник

и

т.п.;

покажи

на

карте,

фотографии какую-либо улицу, достопримечательность; расскажи о какой-либо

достопримечательности города, городском празднике, знаменитом земляке и т.п.

Ребенок, получивший задание, выполняет его и получает фишку за правильное

выполнение. После этого игрок, сидящий рядом с ним, обращается с ответным

заданием к игрокам противоположной команды. Если игроки не могут выполнить

задание, они обращаются с вежливым отказом к его автору: «К сожалению, я не

могу назвать (показать)… ты не назовешь (покажешь) сам?». Если он сам его

выполняет, то фишка достается ему, и его команда вновь формулирует задание.

Выигрывает

команда,

получившая

большее

количество

фишек.

Ей

вручается

комплект медалей с изображением герба города.

Проводя дидактические игры, хочется отметить необходимость создания

максимально благоприятных условий для развития диалогической речи детей с

общим

недоразвитием

речи,

воспитывать

у

них

устойчивый

интерес

к

дидактическим играм, диалогической речи и поведения. Внедрение и проведение

игр

нужно

вводить

поэтапно:

от

простых,

понятных

игр

к

более

сложным.

Дидактические игры необходимо проводить регулярно (минимум 1 раз в неделю).

Дидактические игры ставят перед ребенком немало очень важных задач. Дети

должны уметь при небольшой помощи со стороны взрослого составить грамотно

предложение,

организовываться

в

игровой

ситуации,

если

необходимо

договориться с кем-нибудь из участников игры и осуществлять основные игровые

действия.

Таким

образом,

в

процессе

организации

дидактических

игр

у

детей

развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и

средства

общения,

складываются

и

осознаются

непо средственные

взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения

и навыки. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в

зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.

Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся

взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре,

демонстрирующими

отрицательные

черты

характера

в

общении,

сверстники

отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящееся на

осознаваемой,

мотивированной

основе.

В

таких

играх

очень

важно

взаимопонимание

между

детьми-участниками

и

взаимовыручка,

которые

и

складываются в процессе игры.



В раздел образования