Напоминание

"Мотивация обучающихся к участию в учебной деятельности"


Авторы: Шкробко Евгений Геннадьевич, Орлов Виктор Николаевич
Должность: преподаватели
Учебное заведение: ГПОУ Топкинский технический техникум
Населённый пункт: город Топки, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Мотивация обучающихся к участию в учебной деятельности"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Мотивация обучающихся к участию в учебной деятельности

Шкробко Евгений Геннадьевич, преподаватель

Орлов Виктор Николаевич, преподаватель

ГПОУ Топкинский технический техникум

Кемеровская обл., г. Топки

Одной

из

вечных

проблем

педагогики

остается

познавательный

интерес

обучающихся, который характеризуется стремлением к учению, умственному

напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями.

Познавательный интерес является социально значимым качеством личности и

формируется в организационной и регулируемой педагогом деятельности.

В

образовательной

практике

используются

разнообразные

приемы

формирования познавательного интереса обучающихся.

В

зависимости

от

уровня

познавательной

активности

обучающихся

в

образовательном процессе различают пассивное и активное обучение (1).

При пассивном обучении обучающийся выступает в роли объекта учебной

деятельности:

он

должен

усвоить

и

воспроизвести

материал,

который

передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это

происходит при использовании лекции-монолога, демонстрации. Обучающиеся

при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-

либо проблемных, поисковых заданий.

При

активном

обучении

обучающийся

в

большей

степени

становится

субъектом

образовательной

деятельности,

он

вступает

в

диалог

с

преподавателем,

активно

участвует

в

познавательном

процессе,

выполняя

творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие

обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

В соответствии с характером познавательной деятельности обучающихся И.Я.

Лернер и М.Н. Скаткин предложили свою классификацию методов обучения:

объяснительно-иллюстративный

метод,

репродуктивный

метод,

проблемное

изложение, частично-поисковый, или эвристический метод, исследовательский

метод (5, с.181).

Источник активности большинство практиков и теоретиков ищут в самом

человеке, его мотивах и потребностях; познавательная активность определяется

как «личное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в

особым образом организованном процессе познания с учетом индивидуальных

и возрастных особенностей учащихся» (3, с. 47).

Другие исследователи ищут источники активности в естественной среде,

окружающей

среде.

В

самом

деле,

нет,

и

не

может

быть

активной

познавательной деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны

к

законам

и

явлениям

окружающего

мира.

Познавательная

деятельность

личности

всегда

связана

с

каким-нибудь

объектом,

задачей,

всегда

целенаправленна

в первую очередь на

объекты и явления, которые имеют

жизненное

значение

и

интересы

для

личности.

Разная

степень

заинтересованности

личности

в

объекте

или

явлении

порождает

разное

отношение

к

деятельности,

а,

следовательно,

и

уровень

познавательной

активности

и

самостоятельности.

И

это

закономерно.

В

процессе

целенаправленной

познавательной

деятельности

обучающийся

не

только

проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, но и пробуждает,

познавательный интерес.

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня

развития человека, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с

другой

стороны,

от

способа

подачи

материала.

Интерес

обучающихся

к

образованию

является

определяющим

фактором

в

процессе

овладения

ими

знаниями. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а

наоборот, способствует этому. Поэтому, одной из важнейших задач педагогов

должно

быть

выявление

имеющихся

интересов,

развитие

и

воспитание

интереса к знаниям.

Познавательный интерес нужно признать одним из значимых факторов

образовательного

процесса,

влияние

которого

неоспоримо

на

создание

атмосферы

обучения,

на

интенсивность

протекания

познавательной

деятельности обучающихся.

Непременным условием эффективности современного процесса обучения

является развитие активности обучающихся и поддержание в течение всего

периода занятий. Это далеко не простая задача, решение которой находится в

выборе форм и методов обучения.

Активные

методы

обучения

способствуют

развитию

мышления,

познавательных

интересов

и

способностей.

При

выборе

метода

обучения

следует, прежде всего, проанализировать содержание учебного материала и

использовать активные методы там, где наиболее действенно могут проявиться

творческое

мышление

обучающихся,

их

познавательные

способности,

жизненный опыт, умение адаптироваться в реальной действительности. Среди

многих

форм

активизации

обучающихся

остановимся

на

нескольких

апробированных и хорошо зарекомендовавших себя на уроках по устройству

автомобилей. Это – использование проблемно-поисковых методов обучения.

Проблемно-поисковые методы обучения применяю на каждом уроке и на всех

его

этапах.

Отличительной

чертой

этих

методов

является

постановка

обучающимся вопроса (проблемы), на который они самостоятельно ищут ответ,

«делают открытия», формируют теоретические выводы. Проблемно-поисковые

методы требуют активной мыслительной деятельности, творческого поиска,

анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные

выводы и решения. Несомненно, познавательная деятельность обучающихся

протекает

под

руководством

преподавателя,

который

цепочкой

вопросов

и

заданий

подводит

обучающихся

к

выводам.

Использование

проблемно-

поисковых

методов

требует

от

преподавателя

хорошего

знания

учебного

материала, широкой эрудиции. Преподаватель устанавливает и поддерживает во

время

урока

контакт

с

обучающимися,

создает

атмосферу

сотрудничества,

совместного поиска ответов на проблемные вопросы.

Должное

внимание

уделяю

на

уроках

лекциям,

применяю

проблемные

лекции.

Проблемная

лекция

отличается

от

обычной

тем,

что

начинается

с

вопроса,

с

постановки

проблемы,

которую

в

ходе

изложения

учебного

материала преподаватель последовательно и логично решает или раскрывает

пути

ее

решения.

Среди

сформированных

проблем

могут

быть

проблемы

научные,

социальные,

профессиональные,

связанные

с

конкретным

содержанием

учебного

материала.

Постановка

проблемы

побуждает

обучающихся

самостоятельно

ответить

на

поставленный

вопрос,

вызывает

интерес к излагаемому материалу, привлекает их внимание.

Проблемные

вопросы

могут

ставиться

и

во

время

лекции,

перед

изложением

учебного

материала.

Эвристическая беседа – основной метод проблемного обучения. Постановку

проблемных вопросов в беседе использую по разному: это может быть цепочка

вопросов,

обращенных

к

опыту,

знаниям,

размышлениям

обучающихся;

постановка

проблемы,

которую

обучающиеся

решают

под

руководством

преподавателя,

выдвигая

гипотезу,

формируя

возможные

пути

ее

решения.

Совместно с обучающимися обсуждаем ход и решения, экспериментируем,

подтверждаем

или

опровергаем

выдвинутую

гипотезу.

Это

могут

быть

выполнение лабораторных работ, название темы урока, где обучающиеся сами

формируют и решают проблемы. За поисковой лабораторной работой провожу

эвристическую беседу, в ходе которой на основе проведенных наблюдений и

экспериментов

обучающиеся

делают

выводы

и

обобщения.

Выполнение

отдельными группами обучающихся экспериментов обогащает коллективный

опыт.

Дискуссию рассматривают, как метод активного обучения. В качестве метода

дискуссию

использую

в

других

формах

обучения:

семинарских

занятиях,

деловых играх. Суть ее состоит в том, что излагаю две разные точки зрения,

касающиеся одной и той же проблемы, и предлагаю обучающимся выбрать и

обосновать свою позицию. Все время поддерживаю дискуссию, раскрываю и

уточняю аргументы спора, вводя дополнительные вопросы, поскольку задача

участников дискуссии состоит не только в том, чтобы отстоять свою точку

зрения,

но

и

опровергнуть

противоположную.

Выявление

позиций

обучающихся, их правильных и ошибочных суждений дает возможность более

обоснованно и убедительно утвердить в их сознании основные теоретические

положения и выводы. Исходным материалом для дискуссии могут быть статьи и

письма,

публикуемые

в

печати,

выражающие

различные

и

зачастую

противоположные

мнения

по

обсуждаемой

проблеме.

Перед

объяснением

учебного

материала

организую

дискуссию.

После

того

как

обучающиеся

выскажут свои мысли, доводы, аргументы, объясняю учебный материал. Часто

дискуссию использую завершающим моментом в обсуждении темы урока.

Дискуссия

организационно

сложная

работа.

Она

требует

определенной

подготовленности обучающихся, умения вести обсуждение (аргументировать

положения, быстро находить необходимые примеры и доказательства, четко

формулировать выдвигаемые примеры и доказательства, четко формулировать

выдвигаемые

предложения),

достаточного

кругозора,

запаса

знаний

и

представлений.

Подготовка

обучающихся

к

дискуссии

проходит

путем

последовательного осуществления системы проблемного обучения, развития их

познавательной активности и самостоятельности.

Особое внимание на уроках и внеурочное время уделяю исследовательской

деятельности

обучающихся.

Обучающиеся

самостоятельно

осуществляют

учебное исследование, а затем на занятии докладывают о его результатах и

обосновывают

или

подтверждают

этим

теоретические

положения

учебного

материала. Результаты учебных исследований использую как иллюстративный

материал при объяснении изучаемой темы. По междисциплинарному курсу

«Устройство

автомобилей»

обучающиеся

готовят

рефераты

по

темам:

«Система

питания

дизельного

двигателя»,

«Дополнительное

оборудование»,

«Рулевое управление», «Тормозные системы», «Диагностирование автомобиля»

и др. Кроссворды по темам: «Электрооборудование автомобилей», «Ходовая

часть

автомобиля»

и

др.

Учебные

исследования

проводятся

в

форме

индивидуальных

или

групповых

учебных

про ектов

по

т е м а м :

«Современные

компоновки

легковых

и

грузовых

автомоб илей»;

«Перспективный

типаж

автомобилей

отечественного

и

зарубежного

производства

и

повышение

экономиче ской

эффективно сти

и х

эксплуатации»;

«Направления

модернизации

выпускаемых

автомобилей

всех

известных

автопроизводителей»;

«Сведения

об

электромобилях,

основных

агрегатах

и

их

компоновке,

области

их

использования,

эффективности

применения

и

тенденциях

развития».

Учитывая достоинства каждого

из активных форм и

методов обучения,

использую их в системе, взаимодополняющими друг друга.

Применение

данных

форм

и

методов

обучения

позволяют

достигнуть

наилучших

результатов в усвоении обучающимися знаний, выработке у них умений и

н а в ы ко в ,

р а з в и т и я

м ы с л и т е л ь н о й

а кт и в н о с т и ,

ф о р м и р о в а н и я

познавательного

интереса.

Для

повышения

качества

подготовки

специалистов

необходимы,

во-первых,

анализ

и

оценка

эффективности

каждого

метода

применительно

к

конкретному

содержанию,

во-вторых,

использование

не

отдельного

метода,

а

их

определённой

совокупности,

системы

педагогических

мер,

построенной

на

основе

дидактических

принципах

и

соответствующей

технологии

обучения.

Список литературы

1.

Беловолов В. А. Психолого-педагогические аспекты внедрения активных

методов в учебный процесс. Вопросы совершенствования профессиональной

подготовки на современном этапе развития школы: Сборник научных трудов

– Новосибирск, 1997

2. Иванов А. И., Сидоров И. Б. Петров Константинов М.А. Педагогика – М:

«Академия», 2006

3. Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности

школьников – М: «Народное образование», 2003

4. Панина Т.С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения –

М: «Академия», 2006

5. Скаткина М. Н. Дидактика средней школы – М: «Народное образование»,

1982



В раздел образования