Автор: Долбина Ольга Сергеевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБПОУ "Сызранский политехнический колледж"
Населённый пункт: город Сызрань, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации деятельности образовательного процесса в ГБПОУ «Сызранский политехнический колледж» в условиях реализации ФГОС НПО⁄СПО.
Раздел: среднее профессиональное
1
УДК 37
Особенности организации деятельности образовательного процесса в
ГБПОУ «Сызранский политехнический колледж» в условиях реализации
ФГОС НПО/СПО.
Долбина О.С.,
преподаватель русского языка
и литературы
ГБПОУ «Сызранский
политехнический колледж»,
Россия, Самар. обл., г.о. Сызрань
Умение
грамотно
организовать
собственную
деятельность,
принимать
ответственное
решение
и
эффективно
общаться
-
привилегия
любого
современного специалиста. Одно из условий социального заказа общества и
государства сегодня – формирование грамотного и образованного выпускника.
Глагол учиться не случайно имеет в русском языке значение «учить себя».
Учитель только тогда по-настоящему способен выполнить свою миссию,
когда развивается сам и постоянно открывает новое. Современный учебный
процесс,
идя
в
ногу
со
временем,
требует
изменений,
поэтому
важно
рассмотреть
один
из
путей
организации
учебной
деятельности
в
ГБПОУ
«Сызранский политехнический колледж» – механизм алгоритмизации.
Что же такое алгоритм?
Алгоритм можно понимать как точное предписание о том, какие действия и в
каком порядке необходимо выполнять, чтобы решить любую задачу из данного
класса однотипных задач. Алгоритм всегда представляет собой предписание о
выполнении
некоторой
системы
операций,
но
не
всякое
предписание
о
выполнении операций является алгоритмом. Алгоритм считается заданным,
если
однозначным
образом
указаны
те
действия,
которые
на
каждом
шаге
должны быть произведены над объектом при всех его возможных состояниях,
чтобы перевести его в требуемое состояние. При этом важно учитывать, что все
1
2
возможные
состояния
объекта
известны
и
предусматривают
однозначные
реакции решающего задачу на каждое из них.
В
дальнейшем
под
алгоритмом
мы
будем
понимать
любое
предписание,
удовлетворяющее
свойствам
алгоритма.
Первостепенной
задачей,
стоявшей
перед
коллективом,
было
создание
единого
алгоритма
для
всех
учебных
дисциплин.
После
изучения
и
рассмотрения
каждой
общезначимой
компетенции,
коллективу
было
предложено
вспоминать
свои
действия
и
записать их. Вот что получилось:
Рассмотрим
применение
алгоритма
на
примере
ОК.2.
(Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество)
Наши действия:
1.
Называем
область
компетенции
(ОК.2.
Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать
типовые
методы
и
способы
выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество).
2.
Выделаем
ключевые
слова:
деятельность,
методы,
способы,
задача,
эффективность, качество.
3. Даем определение каждому ключевому слову, в дальнейшем будем это
называть признаками компетенциями.
4. Находим в данных определениях ключевые слова, и также определяем их
значение (назовем это особенностями компетенции).
5.
Указываем
перечень
показателей
(индикаторов)
компетенции
(характеристики компетенции).
В
результате
получаем
алгоритм
ОК.2.
(Организовывать
собственную
деятельность,
выбирать
типовые
методы
и
способы
выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество)
Таким образом, можно сказать о целом перечне алгоритмов:
1.
Алгоритм работы над понятием.
2.
Этапы освоения области компетенции.
2
3
3.
Раскрытие понимания, как понятия свертываются в ключевые слова, и
наоборот – ключевые слова в понятия.
4.
Алгоритм трех вопросов: что? как? зачем?
5.
Алгоритм организации учебной деятельности.
Итак,
пошагово
пришли
к
алгоритму
организации
собственной
учебной
деятельности:
1. Объект
2. Назначение
3. Способ
4. Деятельность
5. Сравнение
6. Коррекция
7. Результат
Таким
образом,
выработался
целый
механизм
алгоритмизации
учебной
деятельности (Приложение №1)
Работая
в
данном
направлении,
мы
представляем
модель
выпускника,
обладающего
профессиональными
и
общезначимыми
компетенциями
(Приложение №2)
Итак, результатом освоения ОК является узнавание (знакомство), осмысление
(воспроизведение), применение и исследование способа организации учебной
деятельности. Поэтому не обойтись без требований к деятельности учащихся
по уровням сформированности ОК, которые также построены по алгоритму.
Важно, чтобы оформление всего материала было в едином стиле.
Применение алгоритмического способа дает возможность учащемуся самому
осуществлять
взаимосвязь
теории
и
формировании
ОК,
давать
оценку
эффективности
и
качества
выбранных
им
методов
и
способов,
а
также
оценивать
последствия
принятого
решения,
анализировать
потребности
в
ресурсах.
3
4
4
Организация
учебной
деятельности
студентов на
основе
алгоритмизации
процесса
формирования
общих и
профессиональных
компетенций
Формулировка
темы
Определение
объекта учебной
деятельности
Цель учебной
деятельности
Форма, метод,
способ
осуществления
учебной
деятельности
Нахождение
(принятие)
эталона
результатов
учебной
деятельности
Сравнение
результатов
собственной учебной
деятельности с
нормой
Корректировка
результатов
собственной
учебной
деятельности
Оформление
(предъявление)
результатов
собственной
учебной
деятельности
Знакомство
(узнавание) с
формулировкой темы
Знакомство
(узнавание) с
объектом
собственной учебной
деятельности
Знакомство
(узнавание) с целью
собственной учебной
деятельности
Знакомство (узнавание)
с формой, методом,
способом собственной
учебной деятельности
Знакомство (узнавание) с
эталоном результата
собственной учебной
деятельности
Знакомство (узнавание) со
сравнением результатов (выявление
несоответствий) собственной
учебной деятельности с нормой
Знакомство (узнавание) со
способом корректировки
результатов собственной
учебной деятельности
Знакомство (узнавание) с
результатом собственной
учебной деятельности
Воспроизведение
(осмысление)
формулировки темы
Воспроизведение
(осмысление) объекта
собственной учебной
деятельности
Воспроизведение
(осмысление)цели
собственной учебной
деятельности
Воспроизведение
(осмысление) формы,
метода, способа
собственной учебной
деятельности
Воспроизведение эталона
результата собственной
учебной деятельности
Воспроизведение (осмысление)
сравнением результатов
(выявление несоответствий)
собственной учебной деятельности
с нормой
Воспроизведение
(осмысление) способа
корректировки результатов
собственной учебной
деятельности
Воспроизведение
(осмысление)
результата
собственной учебной
деятельности
Применение
(алгоритмирование)
формулировки темы
Применение
(алгоритмирование)
объекта собственной
учебной
деятельности
Применение
(алгоритмирование)
цели собственной
учебной деятельности
Применение
(алгоритмирование)
формы, метода,
способа собственной
учебной
деятельности
Применение
(алгоритмирование) эталона
результата
собственной
учебной
деятельности
Применение
(алгоритмирование) сравнения
результатов (выявление
несоответствий)
собственной
учебной
деятельности с
нормой
деятельности
Применение
(алгоритмирование)
способа корректировки
результатов собственной
учебной
деятельности
Применение
(алгоритмирование)
результата собственной
учебной деятельности
Исследование
(контролирование)
формулировки темы
Исследование
(контролирование)
объекта собственной учебной
деятельности
Исследование
(контролирование)
цели собственной учебной
деятельности
Исследование (контролирование)
формы, метода,
способа собственной учебной
деятельности
Исследование
(контролирование)
эталона результата
собственной учебной
деятельности
Исследование (контролирование)
сравнения результатов (выявление
несоответствий)
собственной учебной
деятельности с нормой
Исследование
(контролирование)
способом корректировки
результатов собственной
учебной деятельности
Исследование
(контролирование)
результата собственной
учебной деятельности
Алгоритм учебной
деятельности
Уровень №1
Уровень №2
Уровень №3
Уровень №4
Приложение №1
5
5
Уровень №2
Профессионально-значимые
характеристики
Профессионально-значимые знания
Понимание
сущности
и
социальной
значимости
своей
будущей
профессии,
проявление к ней устойчивого интереса,
функциональные знания в рамках своей
п р о фе с с и о н а л ьн о й
д е я т е л ь н о с т и ,
владение профессиональной лексикой
Профессионально-значимые умения и
способности
Способность
к
системному
действию
в
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
с и т у а ц и и
и
самостоятельным
действиям
в
условии
неопределенности;
С п о с о б н о с т ь
к
п р а к т и ч е с к о й
д е я т е л ь н о с т и
п о
р е ш е н и ю
профессиональных задач;
Функциональные
умения
в
рамках
профессии;
Умение
наблюдать
за
собой,
другими,
ситуацией и анализировать деятельность.
Профессионально-значимые
психологические свойства
Работоспособность;
Сноровка;
Гибкость;
Способность
переносить
физические
нагрузки и быстро восстанавливаться;
Психологическая готовность к трудовой и
социальной деятельности, к постоянному
совершенствованию и самообразованию;
Способность управлять эмоциональными
реакциями и побуждениями.
Профессионально-значимые качества
Внимательность
Контактность
Целеустремленность
Активность
Самостоятельность
Дисциплинированность
Общительность
Собранность, организованность
наблюдательность
Общезначимые (ключевые)
компетенции
Готовность делать осознанный
и ответственный выбор
-готовность выявить проблему на
основе анализа ситуации,
принять решение, поставив цель
и спланировав деятельность,
взять на себя ответственность за
свой выбор
Информационная
компетентность
-способность принять решение на
основе критического осмысления
информации
Социальная компетентность
-способность устанавливать
социальное взаимодействие
независимо от симпатий и
антипатий для достижения целей
Коммуникативная
компетентность
-способность получать
информацию от других людей,
убеждать, влиять на принятие
решения на основе толерантного
отношения к ценностям и
интересам других людей
Готовность к самообразованию
-способность гибко изменять
свою профессиональную
квалификацию, самостоятельно
осваивать знания и умения
Технологическая
компетентность
-способность освоения и
грамотного использования
технологий в профессиональной
деятельности и жизненных
ситуациях.
Нравственно-волевые качества
-трудолюбие
-ответственность
-отзывчивость
-уважение и сострадание
-сдержанность и терпимость
Модель выпускника ГБПОУ «Сызранский политехнический
колледж»
Нравственный
профессионал –
Умеет трудиться,
уважает людей
труда, берет
ответственность на
себя
Приложение №2
6
6