Напоминание

Развития речи учащихся в 8 классе


Автор: Реннер Наталья Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: гбоу школа №401
Населённый пункт: Санкт–Петербург Колпинский район
Наименование материала: статья
Тема: Развития речи учащихся в 8 классе
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие речи учащихся 8-х классов.

Усилить речевую подготовку учащихся , научить их сознательно строить тексты

разных стилей и типов речи, используя при этом осознанно языковые средства,

наиболее уместные в конкретной ситуации – цель уроков развития речи ,проводимых в

8-х классах.

В программу курса «Развитие речи» входит следующий материал:

1.Повторение, обобщение и углубление знаний , полученных в предшествующих

классах.

2. Описание архитектурных памятников как особый вид текста. Структура текста,

его языковые особенности.

3.Рассказ на свободную тему.

4.Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, его языковые

особенности.

5.Сравнительная характеристика двух знакомых лиц, особенности строения данного

текста.

6.Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения).

7.Рассуждение на основе литературного произвдения ( в том числе дискуссионного

характера).

В предшествующем классе учащиеся уже получили представление о текстах

публицистического стиля. Они должны были научиться правильно их воспринимать,

самостоятельно создавать небольшие тексты на доступную им тему .Школьникам

уже достаточно знакомы типы речи (повествование, описание, рассуждение).Ученики

создавали подробные и сжатые тексты повествовательного характера с элементами

описания. Им приходилось описывать человека, процессы труда, писать рассказы на

предложенные сюжеты. Писали они сочинения-рассуждения , в которых должны были

рассказывать о каких-то событиях, аргументировать свои выводы .

Основными направлениями в работе по развитию речи восьмиклассников являются:

А)анализ целого текста как образцового. Учащиеся должны уметь: определять и

указывать типы речи, выделять из них ведущий ; каково назначение других фрагмен-

тов; выделять тему текста, формулировать основную его мысль, выделять микроте-

мы, составлять план текста; определять принадлежность текста к определённому

стилю речи, характеризовать языковые средства, используемые в тексте;

определять основные способы связи предложений в тексте. Б)развитие письменной

речи учащихся на основе продуцирования текстов. В)Самое важное направление рабо-

ты по развитию речи - это совершенствование устной речи учащихся.

Как известно, традиционно выделяют такие стили:

Разговорный – речевая ситуация неофициальная, в непринужденной обстановке(обще-

ние).

Научный – речевая ситуация официальная(сообщение-лекция учителя, конспект или

реферат, доклад и т.п.)

Официально - деловой – речевая ситуция официальная, (сообщение - инструкция, дело-

вые бумаги).

Публицистический – речевая ситуация официальная ( воздействие , стремление

убедить ).

Художественный – используется в произведениях художественной литературы ( воз-

действие на читателя, на его воображение и чувства).

Каждый стиль имеет свои языковые особенности. В публицистическом стиле много

слов общественно-политического характера. Для усиления выразительности нередко

используются устаревшие слова ( сыны вместо сыновья, пращур вместо предок и т.д.)

Для более эффективного воздействия на читателя используются образные средства,

обращения к читателю, восклицательные и побудительные предложения).

Тексты публицистического стиля призваны воздействовать на читателя , слушателя,

передают личностное отношение говорящего к тому, о чём он говарит или пишет.По-

этому в них часто употребляются побудительные предложения, содержащие призыв к

действию, восклицательные предложения, в которых выражаются чувства

говорящего, риторические вопросы и вообще вопросительные предложения, призываю-

щие говорящего к активному слушанию. Нередки в публицистическом стиле и односос-

тавные предложения с обобщенно-личным значением (например, в лозунгах),

инфинитивные и назывные предложения, помогающие лаконично и ёмко обрисовать

дествие или явление.

Многосоюзие при соединении однородных членов предложения и их попарное соедине-

ние также характерная черта публицистического стиля.

В публицистическом стиле нередки обращения, выражающие отношение к адресату,

вводные слова и предложения, используемые, в частности, как средство вежливо веду-

щейся полемики.

Публицистический стиль близок к художественной речи. В нём широко используются

обособленные члены предложения, которые служат средством создания образности.

Преимущественное внимание к этому стилю в 8 классе объясняется тем, что знаком-

ство с языковыми особенностями публицистической речи, со способами организации

публицистического текста имеет практическое значение не только для школы ,но и

для взрослой жизни учащегося, который, окончив школу и начав самостоятельную

деятельность, должен уметь воспринимать материал, предлагаемый средствами

массовой информации, ориентироваться в нём, а при необходимости и самостоятель-

но уметь высказываться , используя публицистический стиль.

Работа с текстами публицистического стиля позволяет формировать у учащихся

гражданскую позицию, учить их выражать свои убеждения, взгляды.



В раздел образования